Как победить свой гнев. Как преодолеть гнев и враждебность внутри себя? Главный метод. – Геронда, негодование происходит от эгоизма

Негативные эмоции накапливаются годами, вызревают в подсознании и разрастаются до критической массы. Вот тогда и появляется необходимость выплеснуть их наружу. Учитесь избавляться от негативных эмоций и переживаний с помощью наших советов.

Как избавиться от гнева?

Посмотрите в зеркало и скажите себе: «Злой человек — это глубоко несчастный человек!», «Я спокойный, и у меня все хорошо!», «Проблема не во мне, проблема в самой ситуации, которая меня раздражает».

Глубоко вдохните, расслабьте мышцы лица и тела, улыбнитесь. Отлично приводит в норму холодная вода: несколько минут подержите руки под краном, умойтесь и первые порывы ярости улетучатся.

Как побороть гнев? Покричите

Уединитесь на природе, закройтесь в ванной. Главное, чтобы вас никто не отвлекал и не слышал. А теперь кричите изо всех сил (желательно на звуке «а»). Это один из наилучших способов разрядиться и сбросить стресс.

Физические упражнения помогают побороть гнев

Сделайте уборку в доме, выбейте ковры, проведите ревизию гардероба. А еще лучше танцуйте! Включите энергичную музыку на полную громкость и просто попрыгайте, например.

Нет настроения? Просто пройдитесь на свежем воздухе, если есть возможность и желание, то лучше пробежитесь. Через активные движения гнев выходит.

Держите дистанцию, чтобы побороть гнев

Если вас обвиняют, не разобравшись в ситуации, не отвечайте агрессией. Спокойно объясните, что произошла ошибка. Ровный голос и доброжелательная интонация приостановит порыв гнева. В разговоре с человеком, который вас раздражает, выясните причины своего дискомфорта. А еще лучше избегайте контактов с этим человеком. Так вы сохраните здоровье своей нервной системы.

Как побороть свой гнев? Учитесь слушать

В разгар спора не зацикливайтесь на ответной реакции, не пытайтесь задеть оппонента побольнее. Позвольте ему выразить свою точку зрения.

Скажите себе: «Возможно, он неправ. Я тоже часто ошибаюсь». Разве есть смысл злиться на кого-то просто из-за того, что он мыслит иначе?

Чтобы побороть гнев обратитесь к специалисту

Чувства обиды и мести поглощают много энергии? Пожалуй, пора целенаправленно заняться работой над собой, иначе окончательно обессилите. Если не помогают самоанализ, умные книги и советы друзей — запишитесь на прием к психологу.

Фразы, которые помогут Вам оставаться спокойными:

1. «Это не вопрос жизни и смерти, я преодолею это»
2. «Он (она) делает не для того, чтобы навредить мне, а чтобы удовлетворить свои желания »
3. «Я могу спокойно выяснить, что нужно этому человеку. Мы благополучно все решим»
4. «Все идет нормально» или «Все к лучшему»
5. «К этому нужно подойти с юмором»
6. «Не переживай и будь счастлив»

Как побороть свой гнев и раздражение?

  • Никогда не реагируйте на издевки или провокации конфликтных людей.
  • Помните, тот кто не умеет варить суп, обычно заваривает кашу.
  • Оставайтесь счастливыми и будьте мудрее!

Все мы стремимся оставаться спокойными в любой ситуации, что бы ни случилось. Однако справиться с бурной эмоциональной реакцией удается далеко не всегда. Как быть, если приходится работать под началом недружелюбного коллеги, переживать предательство или развод? Даже осознавая, что негативные эмоции являются причиной страдания, а приступы ярости сводят на нет энергетику хороших поступков, мы способны подолгу испытывать фрустрацию и злость. Ученики, практикующие буддистскую медитацию, часто обращаются ко мне с вопросом: как быть, если, несмотря на часы, отведенные на воспитание в себе сострадания – одного из важнейших аспектов практики буддизма, – они порой не могут избавиться от чувства враждебности и разобщенности. Как направить свои усилия на то, чтобы действовать исключительно во благо всего живого? Как научиться «отпускать» гнев, горечь и чувство вины?

Многие люди, переживающие негативные эмоции по отношению к близким, отчаявшись, начинают думать, что на самом деле им нужны антидепрессанты, а не медитация.

И все же лучший способ преодолеть разрушительное чувство отчужденности – это примирение. Многие из тех, кто пошел этим путем, со временем замечали, что стали спокойнее реагировать на события, происходящие в их жизни. Например, люди, переживающие тяжелый семейный кризис, обнаружили, что регулярная медитация, направленная на развитие способности к примирению, позволила оставить обиды в прошлом и начать заново строить свою жизнь.

Былое и думы

Согласно словарному определению примириться – значит «привести в гармонию, в соответствие, стать совместимым, согласовать».

Каждый человек уникален и отличается от других. Именно эти различия мы зачастую воспринимаем болезненно. И все же вместо того, чтобы закрываться от мира, можно позволить уму и сердцу принимать людей такими, какие они есть. Закрывая свое сердце, мы жертвуем собственным душевным благополучием. Отгораживаясь от всех и вся и погружаясь в собственную злость и ненависть, мы лишаемся возможности изменить ситуацию к лучшему и в результате чувствуем себя жертвой и испытываем ощущение беспомощности. Отказываясь принять вещи такими, какие они есть, мы словно требуем невозможного: «Пусть то, что случилось в прошлом, окажется неправдой!» Один мой учитель любил говорить: «Не надейтесь на лучшее прошлое». Не желая признавать, что, как и все остальные, иногда совершаем незрелые и безответственные поступки, мы утрачиваем способность радоваться жизни.

Чтобы развить в себе способность к примирению, необходимо смягчить свое сердце и помочь ему принимать каждое мгновение таким, какое оно есть. Это не значит, что мы должны проявлять слепую покорность или смириться с поражением и сдаться. Наоборот, это способ прожить жизнь во всей полноте, принять даже то, с чем, как нам кажется, мы никогда не сможем сосуществовать. Так мы становимся мудрее и познаем истинные ценности, а наша жизнь становится искусством.

Правде в глаза

Одна моя ученица в течение долгих месяцев никак не могла начать бракоразводный процесс: несмотря на то что отношения с мужем приносили ей одни страдания, она все же пыталась его простить. В конце концов она осознала, что примирению мешало ее навязчивое желание изменить мужа. В итоге она смогла принять его таким, какой он есть. И им удалось расстаться с наименьшими потерями для ребенка. Другой мой знакомый, примирившись с непростым характером супруги, сумел, к его же собственному удивлению, укрепить, казалось бы, безнадежный брак. Кто-то перестал испытывать ненависть к деспотичному отцу, а кто-то обнаружил, что деспотичного начальника можно не только терпеть, но и уважать.

Принять ситуацию моим ученикам помогло не сострадание – им наконец удалось избавиться от внутреннего напряжения, которое так долго мешало взглянуть правде в глаза. Понимание ситуации принесло успокоение, а за ним пришло решение проблемы.

Важно понимать, что примирение – это отправная точка на пути к освобождению сердца. Только приняв окружающий мир, мы можем пробудить в себе сострадание. Женщина, примирившаяся со своим мужем, испытала к нему сострадание и поняла, что он просто еще один человек, который хочет быть счастливым – и быть собой.

Будда призывал нас не цепляться за свои взгляды, предупреждая, что в борьбе ненавидящих победителей не бывает. Поэтому начните с примирения. Найдите в себе силы и смелость принять и полюбить тех, кто вас окружает.

Фото: istockphoto.com главной причиной гнева и раздражительности называл гордость.

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью – это происходит от гордости».

Старец по своему обыкновению высказывался коротко и метко, афористично:

«Дом души – терпение, пища души – смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон».

Преподобный Никон про обидчивость писал духовному чаду:

«Ты считаешь себя необидчивой. Но ты не обижаешься в таких вещах, которыми ты не интересуешься. Если же коснется того, чем ты дорожишь, – ты обижаешься».

Гнев губит здоровье и сокращает жизнь

Предостерегал: от гнева и раздражительности страдает не только душа, но и тело. Старец писал:

«От действия и возмущения сих духовных страстей падает и на тело расстройство, и это уже есть наказание Божие: и душа, и тело страдают от нашего нерадения и невнимания».

Старец Антоний называл раздражительность смертной отравой, которая губит здоровье и сокращает жизнь:

«В рассуждении раздражительности советую вам охранять себя как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинские средства и самую жизнь сокращает».

Как исцелиться от гнева и раздражительности

учил удерживать себя от раздражения, чтобы не потерять душевный мир:

«Многократный искус должен вас научить в удержании себя от раздражений, чрез кои теряется мир душевный».

Старец писал о раздражительности:

«Исцеляется она не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от них досад, а в случае побеждений ими – познанием своих немощей и смирением».

Преподобный Макарий предупреждал, что на борьбу с гневом и раздражительностью требуется «много времени, произволения, подвига и труда»:

«…дело это не единого дня или месяца есть, но многого времени, произволения, подвига, труда и помощи Божией требуется к искоренению сего смертоносного корня».

Преподобный учил, что в жизни нельзя избежать случаев, дающих повод к гневу, исцелиться же от этой страсти можно только одним путем – путем смирения и самоукорения:

«Исцеляется сия душевная болезнь не тем, чтобы нас никто не тревожил и не оскорблял – этому и быть невозможно: в жизни встречается множество непредвидимых, неприятных и скорбных случаев, Промыслом Божиим посылаемых к нашему испытанию или к наказанию. Но надобно искать исцеления сей страсти так: при благом произволении принимать все случаи – выговоры, уничижения, укоризны и досады – с самоукорением и смирением».

Старец наставлял при возмущении и оскорблении удерживаться от противных слов и укорять себя за то, что не смог сохранить мир в душе, тогда страсти будут постепенно истребляться:

«…займись наблюдением и вниманием за своим сердцем и при оскорблении и возмущении удерживай себя от противных слов и за то укоряй себя, что возмутился, – то будешь успокоиваться, а страсти помаленьку истребятся.

Пишет преподобный Зосима: когда мы, при оскорблении нас, скорбим не о том, что оскорблены, но о том, что оскорбились, то бесы боятся такового устроения, видят, что начали идти к истреблению страстей».

Преподобный Амвросий как всегда советовал кратко и с юмором:

«Когда разворчишься, то укори себя – скажи: “Окаянная! Что ты расходилась, кто тебя боится?”»

А вот какой краткий, но очень действенный совет давал преподобный Иосиф тем, кто внезапно разгневался:

«…Когда почувствуешь злобу и волнение от силы вражией, скорее Богоявленской воды возьми, с крестным знамением и молитвою глоток выпей и помочи святою водою грудь».

Если мы кого-то обидели

Старец Лев советовал скорее мириться с тем, кого обидел:

«Гораздо лучше помириться и сказать “виноват” тому, кого обидел, нежели заводить тяжбы, ибо сказано: “Да не зайдет солнце во гневе вашем” (Еф. 4: 26). Скорее мирись с тем, кого обидел».

Иногда наш гнев бывает не без оснований, мы можем разгневаться на брата, совершившего недостойный поступок. Но и тогда мы должны удержаться от гнева, потому что уврачевать зло злом нельзя, а можно только любовью. Старец Лев так писал разгневанному на брата чаду:

«…ваш поступок не похваляем, потому что святой Макарий Великий пишет: “Аще кто брата врачует с яростию, то не его врачует, но свою страсть исполняет”, но – что из уст выскочило, того уже не поймаем. А при всем том да познаем свою немощь и ничтожество».

Если обидели нас

Старец Макарий пояснял, что даже несправедливый наш обидчик все же не смог бы нас обидеть и оскорбить без попущения Божия, потому и следует считать его орудием Промысла Божия:

«Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя бы, казалось быть, и неправильным оскорблением, а считать его орудием Промысла Божия, посланным нам показать наше устроение».

«И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к наказанию, или к испытанию и исправлению».

Об обидчиках, о тех, кто несправедливо оскорбляет, преподобный Иосиф писал:

«Наши оскорбители – они первые наши душевные благодетели: возбуждают нас от сна духовного».

Старец считал полезным подвергаться обидам, «когда нас толкают»:

«А нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое в тишине, то так сразу и валится».

Иногда после нанесенной нам обиды мы долго не можем прийти в себя, обрести душевный мир. Душа изнемогает от бессмысленных воспоминаний, ум вхолостую снова и снова прокручивает неприятную ситуацию. Преподобный Амвросий в таких ситуациях советовал:

«Если помысл будет говорить тебе: отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, то и то не сказала? То скажи своему помыслу: теперь поздно говорить – опоздала».

«Если очень зацепят тебя, скажи себе: не ситцевая, не полиняешь».

Чтобы научиться переносить обиды терпеливо, преподобный Амвросий советовал вспоминать свои собственные неправые дела:

«Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставь при сем левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела. И если, может, ты теперь невинен, то прежде много грешил – и тем убедишься, что достоин наказания».

Одна сестра спросила у старца Амвросия:

– Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями. Батюшка, научите меня терпению.

На что старец ответил:

– Учись и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей. Будь сама справедлива и не обижай никого.

Если помириться не получается

Иногда мы желаем мира, но примирения не происходит. Старец Иларион наставлял в таком случае:

«…ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою».

Преподобный Иосиф советовал молиться за тех, на кого гневаешься, чтобы сокрушить озлобленное сердце:

«Усерднее молись и чаще за тех, к кому будешь чувствовать гнев и памятозлобие, а иначе легко погибнешь. Терпением и благодарением за все Господа удобнее спасешься».

Поучения Оптинских старцев о борьбе со страстями гнева, раздражительности и обидчивости полезно всегда иметь под рукой и перечитывать в трудную минуту, когда душа возмущается этими страстями.

Гнев и раздражение нужно научиться контролировать. Согласно китайской системе У-Син, наносят непоправимый вред здоровью. Остановить приступ гнева и раздражения можно используя целый комплекс мер, на физическом и психологическом уровнях.

Разрушительная сила гнева

Гнев — это настолько же мощная сила, насколько и разрушительная энергия, которая отражается не только на окружающих, но и на самом раздраженном и гневливом человеке.

Выплеск гнева и ярости приносит вред вовне и внутри, сдержанное раздражение разрушает здоровье изнутри, выход как всегда один — в балансе энергии «отдавать и получать».

Как и другие эмоции, гнев зарождается на уровне или мысли ситуации и имеет свойство накапливаться в случае, если не был проявлен сразу.

Негативные последствия гнева для здоровья

  • Известно много случаев, когда люди буквально задыхались, захлебывались или давились в приступе ярости и гнева.

  • Сдержанные гнев и раздражение уходя вовнутрь вызывают язву и гастрит.

  • Накопленное раздражение растет в виде опухолей печени и поджелудочной железы.

  • Гневливость, поражая печень приводит к мастопатии и раку груди.

  • Гнев может привести к болезни того человека, на кого обрушилась лавина ярости, ненависти и проклятий.

  • Газы и запоры являются следствием подавленного гнева и раздражения.

  • Накопленный гнев приводит к стрессу, который часто заканчивается внезапными .

Китайская медицина, система У-Син, раздражение и гнев

Согласно системе китайской медицины У-Син любая эмоция, и гнев не исключение зарождается в меридиане Сердца.

По Каналу Сердца гнев и раздражение распространяются в другие органы и поражают организм изнутри, приводят к многочисленным заболеваниям, согласно учению Пяти первоэлементов У-Син.

Как видно из рисунка разрушительная сила гнева зарождается в раздраженном Сердце (Огонь) попадает в канал Легких (Металл),затем заходит в Печень (Дерево) и в конце концов может поразить Селезенку (Земля).

К каким последствиям для здоровья приводит гнев согласно У-Син

Итак, гнев — это Огонь , который подобно лесному пожару быстро распространяется по всему организму и уничтожая все живое на своем пути.

  • Когда Огонь побеждает Металл. Гнев попадает в легкие человека, он начинает задыхаться и если у организма нету сил вывести раздражение в печень, то в плевральной полости начинает скапливаться жидкость, что может привести к смерти или приступу удушья и астмы. Поэтому, если в Вашем окружении есть больные, постарайтесь огородить их от ситуаций, могущих вызвать .

  • Когда Металл побеждает Дерево. Если уровень энергии человека достаточно высок, то гнев из легких передается в печень. Печень, если раздражение не было сдержано — конечная точка подавления энергии гнева. Здоровая печень легко перерабатывает поступающие из легких раздражение и рассеивает её. замечали какими гневливыми и раздражительными бывают алкоголики, у которых печень уже не здорова?

  • Когда Дерево побеждает Землю. Многие люди подавляют возникшие раздражение и гнев. Тогда энергия гнева может опуститься из печени в селезенку и тут 2 варианта развития событий. (1) Если у человека много энергии, то раздражение вызывает цепную реакцию и селезенка начинает активно вырабатывать лейкоциты. Повышается температура тела, человек краснеет. Многие люди, которым поставили диагноз лейкоцитоз, возможно, всего лишь незадолго до этого подавляли приступ сильного гнева или ярости. (2) Если уровень энергии низкий, то селезенка передает гнев в желудок, что приводит к язве или прободению его оболочки. Если человек с низкой энергетикой (в стрессе) постоянно подавляет и накапливает раздражение это может привести к раку желудка.

  • Когда гнев рассеивается в легких. Иногда подавленная энергия раздражения не поражает легкие, а как бы рассеивается в нем. В этом случае гнев попадает в парный орган — кишечник, что приводит к запорам.

  • Раздражение и рак. Часто гнев вызывает рак тех органов, которые являются мишенью раздражения: печень, селезенка, желудок, поджелудочная железа, кишечник. Нужно не только избавить больного от привычки раздражаться, но и изменить образ питания, а главное образ мысли и отношение к жизни.

ВЫВОД: Приступ гнева и раздражения может поразить печень. Сдерживаемый гнев поражает селезенку и желудок. Рассеянный гнев приводит к заболеваниям кишечника. Если уровень энергии человека низкий, то гнев приводит к скоплению плевральной жидкости в легких. Раздражение и гнев — открывают дверь ко многим болезням.

Как остановить приступ гнева и раздражения

Физические и психические способы остановить приступ гнева:

  • На уровне тела: разожмите пальцы, сжатые в кулаки и расслабьте плечи, отвесьте нижнюю челюсть не разжимая губ и на минутку зажмурьтесь, а потом расслабьте глаза.

  • На уровне дыхания: сделайте резкий кашляющий выдох, это позволит глубоко вдохнуть (Вы как бы выталкиваете раздражение из легких).

  • Физио процедура: как профилактика накопленного раздражения, после дня, наполненного стрессом попарьте ноги с горчицей и попейте чай с малиной. Пропотейте — гнев выйдет через пот на спине (Канал Мочевого пузыря).

  • Массаж точки Тай-чун канала Печени: для того чтобы узнать где находится точка Тай-чун наберите в Яндексе или Google “Атлас акупнктурных точек”. Она находится в углублении между первой и второй плюсневыми костями, кзади от плюснефаланговых суставов на 0,5 цуня (пальца). Вместо массажа можно использовать магнитные вакуумные банки на точку на обоих ногах. Это точка вывода избыточной энергии печени, в том числе и гнева.

  • Китайские пилюли «Сяо-Яо»: прекрасно снимают напряжение в Селезенке, вызванного гневом, поступающим из печени. Если страдаете нервозностью, бессонницей и раздражительностью. Если Ваш орган мишень — желудок, поджелудка или селезенка, если Вы страдаете мастопатией — можете найти эти пилюли в Интернете или .

  • Самотерапия гнева: затруднительна, поэтому обратитесь за консультацией к психологу или мастеру Цигун.

  • На ментальном уровне: хорошо бы проработать все , подробно описанных на этом блоге.

  • СПА-процедуры: хороша русская баня — и пропотеете, и простучите канал Желчного пузыря (на бедрах) и легкие прочистите от скопившейся в результате гнева слизи.

Паисий Святогорец

Как преодолеть гнев

– Геронда, я хочу освободиться от гнева Вижу, насколько неуместен для монаха гнев.

– Гнев, чистый гнев – это сила души. Если человеку от природы кроткому это свойство его характера помогает в духовном совершенствовании, то человеку гневливому в два раза больше пользы от силы, которая заключена в его характере, только бы он эту силу гнева использовал против страстей и против лукавого. Если он не будет пользоваться этой силой правильно, то ей воспользуется диавол. Если человек по природе мягкий не постарается приобрести мужества, то не будет способен к большим делам А гневливый, если решится на что-то большое и обратит свой гнев против зла, то считай дело сделано. Поэтому высот в духовной жизни достигают люди, в которых есть искра сумасбродства

– Значит, геронда, мне нужно было бы гневаться на диавола, а не на сестёр.

– Видишь ли, вначале человек гневается на других, потом, если будет подвизаться, станет гневаться на тангалашку, а в конце приходит к тому, что гневается только на своего ветхого человека, на свои страсти. Потому старайся гневаться только на тангалашку и на свои страсти, а не на сестёр.

– Геронда, мои гнев и упрямство – это детские страсти?

– Нет, дорогая! Понятно, если маленький ребёнок злится, стучит ножками и кричит “не хочу, не буду!” Но с возрастом он должен от этого избавиться, сохранить только детскую простоту, непосредственность, а не свои детские глупости. Видишь, некоторые потом до чего доходят! Бьются в гневе головой о стенку – хорошо, что Бог так устроил, что у людей крепкая голова, поэтому с ними ничего не случается! Другие рвут на себе одежду! Был человек, который каждый день в гневе рвал на себе рубашку. Рвал на кусочки, чтобы не срываться на других.

– Получается, что гнев – это вымещение злобы?

– Да, но не лучше ли вымещать злобу на своём ветхом человеке, чем на других?

Почему мы гневаемся

– Мне кажется, что я не гневаюсь, а просто раздражаюсь.

– Это как? Если раздражаешься, то должна посмотреть, нет ли в тебе страсти гнева. Одно дело, если человек в раздражении скажет резкое слово, потому что он устал, у него что-то болит, есть какие-то проблемы и т. д. Иной и на приветствие может ответить: “Да отстань ты!” – хотя ему ничего плохого не сказали, сказали только “здравствуй”. Но человек устал, ему больно, поэтому так и реагирует. Ведь даже самый терпеливый ослик, если его перегрузить, будет лягаться.

– Когда у меня нет мира с собой, то меня раздражает любая мелочь.

– Если у тебя нет мира с самой собой – значит, у тебя духовное недомогание и неудивительно, что ты так реагируешь. Если человек болен, он иногда устаёт даже от звуков речи. То же самое, когда он в плохой духовной форме, у него нет трезвения, терпения, снисходительности.

– Геронда, почему я гневаюсь по малейшему поводу?

– Гневаешься, потому что думаешь, что всегда виноваты другие. В тебе гнев происходит от того, что ты принимаешь относительно других помыслы, приходящие слева. Если будешь принимать помыслы, приходящие справа, то не будешь обращать внимания на то, что тебе сказали и как сказали. Будешь принимать ответственность на себя и не будешь гневаться.

– Но, геронда, я не могу поверить, что всегда виновата именно я.

– Похоже, что в тебе есть скрытая гордость. Смотри, осторожно, ведь гнев несёт в себе самооправдание, гордость, нетерпение, наглость.

– Геронда, почему сегодня люди так легко раздражаются?

– Сейчас и мухи раздражаются! У них упрямство, настойчивость! Раньше, если ты муху отгонял, она улетала. Теперь упорно сидит… Но правда и то, что сегодня и некоторые виды деятельности не только не помогают обретению душевного спокойствия, но могут и спокойного от природы человека сделать нервным

– Почему теперь, когда живу в монастыре, не гневаюсь, а в миру сильно гневалась?

– Часто из-за внешних причин человек испытывает недовольство и срывается, потому что не испытывает удовлетворения от того, что делает и хочет чего-то другого. Но такое раздражение как внешняя пыль, оно исчезает, когда человек находит то, к чему стремится.

“Гневайтеся, и не согрешайте”‘(Пс.4,5)

– Геронда, негодование происходит от эгоизма?

– Не всегда Есть и праведный, священный гнев. Пророк Моисей скрижали с заповедями держал в руках, но, когда увидел, что израильтяне приносят жертву золотому тельцу, в священном гневе бросил их на землю и разбил (См.Исх.32,1-24). Прежде чем подняться на гору Хорив13, где он должен был получить заповеди, Моисей сказал израильтянам, что они должны делать до его возвращения. К тому же они и сами видели молнии и слышали гром на вершине Хори-ва, но, так как Моисей долго не возвращался, они стали искать себе бога Пошли к Аарону и сказали ему. “Мы не знаем, что случилось с Моисеем Кто нас теперь поведёт? Сделай нам богов, чтобы они вели нас”. Аарон сначала не соглашался, но потом уступил. Люди взялись за работу. Построили печь, побросали в неё всё золото, которое им дали египтяне перед исходом из Египта, и сделали целого золотого тельца. Водрузили его на большой камень и стали пить и веселиться. “Он поведёт нас”, – говорили люди. Тогда Бог сказал Моисею: “Иди скорее вниз, потому что народ изменил Мне”. Спускаясь с Синая, Моисей услышал крики. Иисус Навин, который ждал его внизу, говорит “Что случилось? Пришли иноплеменники!” “Это не боевые крики, это веселье”, – ответил ему Моисей. Они подошли ближе, увидели, как люди веселятся, потому что золотой телец поведёт их в Землю обетованную! Видишь, телец-то был золотой!… Вознегодовал Моисей, бросил на землю и разбил скрижали с заповедями.

Человек духовный может рассердиться, вознегодовать, закричать, но по серьёзному духовному поводу. Внутри у него нет зла, и другим он зла не причиняет. “Гневайтеся и не согрешайте” – не так ли говорит ли пророк Давид?

“Уготовихся и не смутихся” (Пс.118,60)

– Геронда, как же мне преодолеть гнев?

– Задача в том, чтобы не доходить до гнева. Молоко, если не успеешь вовремя снять его с огня, поднимается и сразу убегает.

– А как не доходить до гнева?

– Необходимо бодрствование. Следи за собой и сдерживай свой гнев, чтобы страсть не пустила в тебе корни. А иначе, даже если ты потом захочешь вырубить её топором, она постоянно будет давать новые побеги. Помни сказанное пророком Давидом: “Уготовихся и не смутихся”. Знаешь, как один монах поступал? Выходя из кельи, он крестился и говорил: “Боже мой, сохрани меня от искушений”. Он был готов к встрече с искушением. Словно стоял на страже. Смотрел, с какой стороны придёт искушение, чтобы защититься от него. Если какой-нибудь брат делал ему что-то плохое, он был готов и отвечал ему кротостью и смирением. То же делай и ты.

– Геронда, иногда, когда бывает искушение, я себе говорю: “Промолчу”, но под конец не выдерживаю, срываюсь.

– Что значит срываюсь? А сорванное потом куда девается? Сгорает? Похоже, в тебе мало смирения, поэтому ты доходишь до определённого предела, а потом срываешься. Нужно ещё чуть-чуть смирения. Прежде чем заговорить, прочитай два-три раза молитву Иисусову, для просвещения. Одна женщина, когда сердилась, сначала читала “Верую” и потом открывала рот. Мирские люди, а, видишь, как подвизаются!

– Что делать, если мне не нравится манера поведения одной из сестёр?

– Относись к сестре по-доброму. Постарайся оправдывать её с любовью. Это поможет тебе приобрести естественным образом постоянное хорошее духовное расположение. И когда к тебе придёт страсть гнева, то найдёт твоё сердце занятым любовью и, не имея места, где остановиться, уйдёт.

Смирением и молчанием мы побеждаем гнев

– Геронда, как человек может победить гнев?

– Смирением и молчанием мы побеждаем гнев. Почему мы называем змею мудрой? Хотя у неё есть сильное оружие, яд, и она может причинить нам вред, но стоит ей услышать небольшой шум, она сразу уползает: не идёт напролом, уступает место нашему гневу. Так и ты, если кто-нибудь заденет тебя словом, не отвечай. Молчанием ты обезоруживаешь человека. Однажды кот Дикас у меня в келье собирался придушить лягушонка. Лягушонок сидел без движения, и Дикас оставил его в покое и ушёл. Лягушонок своим молчанием и смирением… победил кота Но стоило бы ему хоть немного пошевелиться, Дикас схватил бы его, стал бы бросать и бить как бубен.

– Когда у нас с сестрой бывают разногласия и каждая стоит на своём, то мы заходим в тупик, и под конец я раздражаюсь.

– Видишь ли, одна из двух должна смириться и уступить, иначе никак. Если два человека хотят пронести в маленькую дверь длинную доску, кто-то из них должен зайти первым, другой за ним по-другому они не смогут её занести. Когда каждый стоит на своём, это всё равно, что бить камень о камень – только искры летят!- Жители фарасы, когда кто-то стоял на своём, говорили: “Пусть твой козёл будет козочкой, а мой козлёнком”, и так избегали ссоры. Во всяком случае, тот, кто уступает, оказывается в выигрыше, потому что чем-то жертвует, и это приносит ему радость и мир.

– А если человек внешне ведёт себя правильно и уступает, а в душе возмущается?

– Это значит, что в нём ещё жив ветхий человек, и он с ним борется.

– Но почему, геронда хотя он и правильно себя ведёт, но внутреннего мира не имеет?

– Как же у него будет мир? Чтобы у человека был мир, он должен и внутренне быть правильно сориентирован. Тогда уходит гнев, беспокойство, и в человека входит мир Божий. А когда приходит душевный покой, то уничтожает чад гнева душевные очи очищаются, и человек начинает видеть ясно. Поэтому Христос именно о “миротворцах” говорит, что они “сынове Божий нарекутся” (Мф.5,9)

Старец Паисий Святогорец. Слова. Том 5. Москва, 2009 г.

Молитва от гнева аввы Дорофея

Боже милосердый и человеколюбивый! По неизреченной твоей благости сотворивый нас из ничего, для наслаждения Твоими благами, и кровию Единородного Сына Твоего, спасителя нашего, призвавший нас, отступивших от Твоих заповедей! Приди и ныне, помоги немощи нашей, и как Ты некогда запретил волнующемуся морю, так и ныне запрети возмущению сердец наших, чтобы Ты не лишился в один час нас обоих, чад Своих, умерщвленных грехом, и дабы не сказал нам: «коя польза в Крови Моей, внегда сходити Ми во истление», и: «аминь глаголю вам, не вем вас», потому что светильники наши погасли от недостатка елея. Аминь.