Арриго сакки биография. Наиболее полный календарь спортивных дат и событий Последние материалы блога

Арриго Сакки может вернуться в структуру «Милана». Алексей Логинов рассказывает, как один из лучших тренеров ХХ века может пригодиться «россонери» в ХХI.

Берлускони хочет видеть Сакки в «Милане». И уже довольно давно. Но почему-то они все никак не могут воссоединиться. На этот раз в итальянской прессе появилась информация, будто экс-тренеру «россонери» прочат место наставника Филиппо Индзаги – дескать, так пожелал сам президент. На самом же деле пока речь идет лишь о должности координатора молодежного сектора – то, чем Сакки занимался в течение последних четырех лет в FIGC.

Наставничество – достаточно распространенное в Италии явление, как правило, практикуется в низших дивизионах. При этом на пост спортивного директора приглашается знаменитый тренер, а командой руководит кто-то из молодых. Несколько лет назад так работали Луиджи Симони и Фабио Пеккья в «Губбио». Правда, закончилось все очень быстро – после серии поражений на старте сезона Пеккья был уволен, и Джиджи пришлось самому вставать к штурвалу. Разумеется, есть и более удачные примеры – Франческо Гвидолин и Андреа Страмаччони в «Удинезе». Но мало кому понравится, если за его спиной будет маячить один из самых легендарных тренеров в истории футбола. Вот и Филиппо Индзаги поспешил разграничить роли и заявил, что хотя Сакки – гуру, но он сам привык принимать решения.

Да и Пророк из Фузиньяно, судя по всему, не имеет ни малейшего желания вмешиваться в дела Индзаги – его присутствие в Коверчано никак не влияло на стиль игры Национале. С Чезаре Пранделли они в основном обменивались дежурными комплиментами. Куда больше Сакки взаимодействовал с тренером молодежной сборной. В успехе на Евро-2013 – в Израиле «адзуррини» добрались до финала – есть и его заслуга. Впоследствии Девис Манджа признавался, что Сакки с первых дней взял над ним шефство и активно помогал в тактических и иных вопросах. Арриго не остался в долгу – летом 2013 он порекомендовал своего подопечного Галлиани в качестве альтернативы Массимилиано Аллегри.

Рассуждая об актуальности возвращения Сакки в Миланелло, было бы ошибкой просто попытаться перенести его идеи из 1980-х в реалии сегодняшнего дня. Тотальный прессинг, использование искусственного офсайда, максимальная компактность, зонная защита, линейная расстановка 4-4-2, лекции до полуночи и нарисованные прямо на дверях тактические схемы – все это было тогда. Но ведь Арриго не тренирует уже 15 лет. За это время его последователи успели пройти путь от слепого копирования методик Сакки до почти полного их отрицания. Да и сама scuola sacchiana разделилась на несколько направлений, которые настолько же далеки друг от друга, как ситхи и джедаи.

Поэтому очень сомнительно, что Арриго, который за четыре года в «Милане» сделал больше, чем иные за всю жизнь, не придумал бы ничего нового. Скорее всего, он бы сосредоточился на развитии систем прессинга, ведь, выступая в качестве эксперта на итальянском телевидении, он часто восхищается методами Хосепа Гвардиолы. По его словам, именно в этом направлении и должен эволюционировать современный футбол. Тот футбол, у истоков которого стоял он сам.

Идеи Сакки, считавшиеся в конце ХХ века революционными, сегодня в том или ином виде используются ведущими европейскими командами. Некоторые из них актуальны и для современного «Милана».

1. Зонный принцип обороны

Заблуждается тот, кто считает, что именно Сакки изобрел «зону». В действительности же он лишь усовершенствовал систему, родоначальниками которой были Маэстрелли и Лидхольм. В те годы многие тренеры знали, в каком направлении нужно двигаться, но только Сакки удалось добиться от футболистов синхронности. Кроме того, он был противником теории, что звезд уже нельзя научить каким-то новым приемам. Его знаменитая фраза: «Футболист (calciatore) – тот, кто умеет бить по мячу. А игрок (giocatore) – тот, кто понимает игру». (Слово «calcio» с итальянского также переводится как «удар ногой», «пинок»). Поэтому с первого и до последнего дня Сакки пытался превратить футболистов в игроков – он учил понимать игру и терпеть не мог тех, кто думал, что все знает: «Они, словно старые плотники, которые считают, что не должны узнавать что-то новое!»

Сакки объяснял, что при игре в защите на поле существуют четыре ориентира – мяч, пространство, соперник и партнеры, поэтому любой маневр должен совершаться с их учетом. Похоже, что некоторым не помешало бы освоить азы зонной обороны – достаточно разобрать этот гол «Аталанты» в ворота «Милана».

Подобно Сергею Эйзенштейну, стремившемуся найти новый кинематографический язык, Арриго Сакки поспособствовал развитию языка, на котором простые смертные могли поговорить о замыслах тренеров. То, что раньше объяснялось лишь жестами, разными cazzo и vaffanculo, обрело почти поэтическое звучание. Пошла мода на телевизионные посиделки, во время которых эксперты и бывшие футболисты, а также блондинки, музыканты и киноактеры в течение нескольких часов обсуждают схемы, роли, баричентро , качество прессинга, трансформацию модуля в атакующей фазе и многое другое.

Сакки испытал на себе, каково это – чувствовать неприязнь так называемых профессионалов. Поэтому он никогда не переставал делиться знаниями с другими. Похищенный у богов кальчо огонь достался людям.

Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!

Телеграм-канал Алексея Логинова

Последние материалы блога:

Просмотр видеоконтента предоставлен ntvplus.ru (ОАО НТВ-ПЛЮС). Фото: Fotobank /Getty Images/Claudio Villa, David Cannon/Allsport, Paolo Bruno

    Первая статья материла “Часть истории” . В этой рубрике я расскажу о тренерах, которые вроде как и стали большим, нежели та самая часть истории, но все-таки, они не стали новой частью, а лишь дополнили ее.

    «Когда я пришел в Италию я с первой же тренировки заставил футболистов изменить свое отношение к игре. Катеначчо был повсеместен в Италии. После забитого гола в ворота соперника вся команда уходила в оборону. Я же заставил игроков забивать и забивать, атаковать и атаковать, пока силы не покинут их» , – Арриго Сакки .

    Десятилетиями катеначчо был основой всего итальянского футбола, это и неудивительно, ведь сами итальянцы и создали его. Цепкая игра в обороне, применение тактических фолов, игра строго по своей позиции и редкие перемещения в атаку. Именно так стоит кратко выделить суть катеначчо.

    Такой футбол годился везде ровно до тех пор, пока не пришел легендарный Йохан Кройф . Его Барселона, его голландские игроки, которые всегда атаковали, перемещаясь по полю, играя в короткий пас, изменил смысл игры. С тех пор такой футбол начал развиваться, а «тотальный футбол» стал нечто большим, нежели просто словосочетание.

    Развитие тактика Кройфа получил в СССР. Лобановский пошел немного другим путем. Он старался довести универсализм своих игроков до возможного максимума, прессинг на всем поле, стремительная атака, прекрасно выстроенная защита. Именно этим трижды в своей истории выстрелило киевское Динамо, именно этим способом киевляне стали последними, кто после победы 4-0 в Каталонии получили овации, именно тогда Лобановский переиграл Барсу в виденье игры, но лишь раз.

    По следам этих двоих, по истине, великих тактиков ХХ века и пошел Арриго Сакки. Он привел Милан к чемпионству во времена Наполи и Марадоны, он последний из тренеров, кто выиграл два Кубка Европейских Чемпионов в подряд, и как красиво он это сделал. Его стратегия, стиль и виденье игры, его отношение к тренировкам возвели его в великого тренера и погубили одновременно. 2 стороны одной медали, две стороны победы…

    «Я никогда не прощал плохое отношение к тренировкам. Я всегда говорил, что тренировка – серьезный процесс, а когда дело доходит до сего – время не до шуточек» , – Арриго Сакки.

    Да, он был жесток, импульсивен, но он изменил что-то, нет, он изменил все. Его Милан – вечно атакующая команда, прекрасно атакуя, хорошо обороняясь и неистово забивая. Голы на любой вкус, разгромы Реала, вынос соперника в финале КЕЧ, вот то, чем запоминается тот Милан, вот то, что принес Сакки в эту команду.

    Летом 1987 года Арриго принял Милан. И что он сделал? Он принес этому клубу невероятный футбол, аншлаг на стадионах, в матчах, с явными аутсайдерами. Он принес Милану трех легенд футбола – Рудди Гуллита, Марка ван Бастена и гения средней линии – Франка Рейкарда .

    Он заставил игроков тренироваться в поте лица, он критиковал абсолютно всех, но он никогда не менял свои принципы. Атакуя мы не только не пропустим, но и еще забьем. Концепция Арриго, которая в сезоне 87-88 позволила его Милану в шикарном стиле оформить первую победу под крылом Сильвио Берлускони, обойдя не кого-нибудь, а сам Наполи. Попутно покинув Кубки УЕФА и Италии на ранних стадиях. Но ведь кому они нужны? Такой сезон, такая победа.

    В следующем году Милан стал лишь 3-м, но то, что вытворили россонери в Кубке чемпионов – не передать словами. В 1\2 им попался мадридский Реал – фаворит КЕЧ, но, но, но…

    В первом матче на Сантьяго Бернабеу очень изысканный и дальний удар головой Марко ван Бастена принес россонери ничью 1-1. Ну а на Сан-Сиро Реал был бит 5-0.

    Ходит легенда, что перед этим матчем тренер Реала послал скаута в Милан. Так сказать, проследить за тренировочным процессом россонери. Когда он приехал, реакция на его ответ была ошеломляющая. Он ничего не понял, игроки все время играли 11 на… 0. Да-да, с пустыми воротами, именно так Сакки готовил игроков к сему матчу.

    «Трибуны были заполнены, мы не могли проиграть, я спросил у моих ребят, что они будут делать, на что мне ответили – атаковать, пока силы не покинут нас. Тогда я понял, что это будет что-то грандиозное» , – говорит Арриго Сакки о том матче. 5-0, гений ван Бастена, Донадони, Рейкарда, Гуллита, Анчелотти. Прекрасный матч, прекрасная команда.

    «Сакки любил разговаривать с каждым футболистом отдельно. Он задавал ему вопросы, и потом долго слушал ответ каждого игрока. Он жестко критиковал всех его подопечных, но никогда не ставил перед ним не воображаемые условия или завес. Он помогал и выслушивал каждого» , – именно так его описывает Гуллит, тот, кого Арриго так четно пытался убрать с команды, из-за его старости.

    В финале того памятного сезона великий клуб обыграл румынский Стяуа, грязнейший клуб с Бухареста, наводящий страх на футбольную Европу того времени. 4-0 и без шансов Стяуа отправился домой. Атакуя россонери забили колоссальное кол-во голов, и делали это не менее изыскано, нежели сегодняшняя Барса.

    В следующем сезоне Милан снова стал третьим, но снова выиграл КЕЧ,Суперкубок и Межконтинентальный кубок, забрав второй раз подряд все, что мог. Переиграна была Бенфика, которая еще пол столетия будет находиться под страшным проклятием финалов еврокубков, из-за злостного Гуттманна, но это другая история.

    Сакки проведет еще 1 сезон, но увы, его Милан начал сдавать. 3-е место в Серии А, снова-таки. Но вылет с КЕЧ, и категоричное отношение к тренеру со стороны игроков и нежелание Берлускони спорить с Арриго привели к его отставке в 1991-м году. Арриго провел 4 прекрасных тренерских сезона, он изменил концепцию Милана, он изменил вид на футбол и стиль игры в футбол во всей Италии.

    Сакки покинул Милан с копилкой евротрофеев. Он не стал величайшим тренером в истории россонери, он не стал новатором, нет. Он лишь заставил Италию играть по-другому, он стал тем, кто поставил катеначчо на колени перед таким Миланом, он лишь использовал стремление Кройфа, разбавив его универсализмом Лобановского. Вышел немного другой стиль «тотального футбола» , но все-таки, такой футбол не присущ Италии и очень тяжел для игроков, в плане тренировок.

    Вскоре Милан поставит Барселону на колени, победив команду Стоичкова и компании с разгромом – 4-0. Милан выиграет еще 2 титула ЛЧ, Суперкубки, Межконтинентальные трофеи, но это другой Милан, это другая история, история, начало которой дал именно Арриго Сакки. Он стал первым, кто принес на Апеннины игру Барселоны, он поистине смел и уперт, если осмелился на это.

    Сакки приведет Италию к финалу ЧМ 94, где в серии пенальти решающий удар не реализует Роберто Баджо. Он сотворил сенсацию, никто не ждал это от Италии, и в финале Бразилия выглядела ничем не лучше команды Сакки, но, снова, увы.

    Он провалит Евро 1996, затем еще сезон потренирует Милан, уйдя в Атлетико Мадрид и завершив тренерскую карьеру в 2001 году в том клубе, в котором он показал себя, как незаурядную личность, в Парме. Сейчас, 66-ти летний, лысый старичок катается на своем Порше и ведет личный бизнес. Родившись в семье мелкого рыботорговца, Сакки вошел в историю Милана. Он не стал большим, нежели частью истории, но он никогда не просил большего, он лишь хотел, чтоб его команда играла так, как хочет того он, а все остальное его не сильно интересовало.

    Вот такой он, Арриго Сакки, вроде, как и прекрасный тренер, добившийся многого, но и с другой стороны жестокий человек, не жалеющий даже самых лучших игроков мира, всегда стоящий на своем…

    Спасибо за внимание, огромное спасибо десяткам источников и телепрограмм. Большое спасибо CNN, BBC, Sports.ru.
    На этом все. Автор будет благодарен за выражение эмоций, будто комментарий, либо что-то другое, ведь это мелочи, но всегда приятно, что твой труд оценен.

    — прекрасный пример того, как не будучи футболистом, стать великолепным тренером. Да, он играл в футбол, но недолго и исключительно на любительском уровне. предлагает вам биографию этого великого тренера.

    Играя, параллельно выучился на бухгалтера по настоянию семьи, а потом работал на предприятии своего отца. Не успел тот обрадоваться решению сына прекратить карьеру футболиста, как наследник ошарашил новой целью: «Хочу стать футбольным тренером!».

    Сакки посвящал этому всё своё свободное время. И не только свободное. Отправляясь в командировки по бизнесу, он первым делом шел на футбол, а попутно копил деньги, чтобы учиться тренерскому искусству.

    Когда родной любительский «Фузиньяно» позвал тренировать, Арриго Сакки с радостью бросил работу на предприятии. Как выяснилось, не прогадал. С «Фузиньяно» он заработал первый свой тренерский трофей на уровне «дилеттанте», после чего неизменно шел на повышение. В 1977 году закончил школу тренеров в Коверчано, где познакомился и подружился со Зденеком Земаном...

    Разбив копилку, Сакки потратился на чемпионат мира 1982 года в Испании. Матчи того мундиаля, лучшего, по мнению многих, чемпионата мира в истории, очень помогли Арриго. Он сам так говорит.

    Конечно, когда говоришь о Сакки-тренере, в первую очередь вспоминается его «Милан». Неправильно. Во-первых, именно с Арриго Сакки начала подъем «Парма», и уже у Арриго эстафетную палочку подхватил Невио Скала, доведя начатое Сакки до логического завершения.

    Во-вторых, был успех в сборной Италии, которая под его руководством играла в финале чемпионата мира и там только в серии 11-метровых уступила Бразилии.

    Но всё равно в первую очередь вспоминаешь «Милан». Арриго Сакки принял «россо-нери» в очень непростое время. До прихода Арриго летом 1987 года «Милан» за последние 20 лет завоевал только один чемпионский трофей. С 1979 года «Милан» и вовсе ничего не выигрывал. Но вот пришел новый хозяин — Сильвио Берлускони...

    Болельщики скептически восприняли назначение Арриго. Тренер неопытный и неизвестный. Ну поднял «Парму», так и то лишь в серию «В»... Зато, тренируя «Парму», в 1986-м дважды одолел «Милан» — в товарищеском матче и в Кубке Италии, чем наверняка и соблазнил руководство «россо-нери».
    Подкупала и зрелищная, атакующая, результативная игра «Пармы».

    Сакки сразу принялся перестраивать игру команды на 4-4-2, что тоже изначально принималось в штыки. Но в чем повезло Арриго — Берлускони нестал жалеть денеги кардинально усилил состав команды. Тем же летом, вместе с Арриго Сакки, в «Милан» пришли два «летучих» голландца — Гуллит и ван Бастен, позже — третий, Райкаард.

    Из «Ромы» пришел Карло Анчелотти, из «Удинезе» — Анджело Коломбо. Плюс Сакки сделал ставку на воспитанников клубной школы, подтянув в основу защитника Алессандро Костакурту и полузащитника Деметрио Альбертини.

    К тому же Берлускони проявил сдержанность и терпение. «Милан» ведь не сразу стал крушить всех и вся. Начало сезона ему не удалось — еще осенью «красно-черные» вылетели из Кубка Италии и Кубка УЕФА.

    Да и чемпионат начали неудачно. Во втором туре «россо-нери» дома проиграли «Фиорентине» 0:2, а после пяти туров отставали от действующего чемпиона «Наполи» на четыре очка, что при двух очках за победу было очень существенно.

    Потом миланский корабль выравнялся, но «Наполи» догнать ему не удавалось. Всё шло к тому, что неаполитанцы снова возьмут скудетто, однако «Милану» удалось наверстать отставание и выиграть в Неаполе в центральном матче чемпионата.

    Так уж вышло, что тот чемпионский трофей в первом же своем сезоне и последовавший за ним выигрыш Суперкубка Италии закрыл и список внутренних трофеев «Милана» времен Арриго Сакки.

    Прославились же тот «Милан» и его тренер благодаря великолепным победам в Кубке чемпионов, в Межконтинентальном кубке, который тогда очень даже почитался, и даже в Суперкубке Европы.

    Согласитесь, разгромить в полуфинале «Реал» 5:0, а в финале «Стяуа» 4:0, — дорогого стоит! Именно тем «Миланом» восторгались, именно его называли великим и непобедимым.

    Эпоха Арриго Сакки в «Милане» не была продолжительной. Начались конфликты с Берлускони, с лидерами, которым не нравилась требовательность тренера, его критика и изнурительные тренировки. Одним из требований Сакки было, чтобы всё в игре доводилось до автоматизма, чтобы не тратилось время и не терялся темп на осмысление ситуации.

    Эти же требования Арриго Сакки помогли сборной Италии на чемпионате мира в США. Сборная-то, по большому счету, была не ахти какая. Убрать из нее Роберто Баджо и Джузеппе Синьори — сплошные работяги. Зато работяги, которые могли пахать не 90, а 120 минут, которые усердно выполняли требования наставника, дисциплинированные и подкованные тактически.

    Тренировки, тактика, физика были козырями всех команд Арриго Сакки, даже «Милана», в котором солистов было ничуть не меньше, чем носильщиков!

    Вот только чемпионат Италии больше Сакки не дался, да и по поводу «триумфа» на ЧМ-94 многие убеждены, что эта инвалидная команда вылетела бы гораздо раньше, если б не гений Баджо.

    Вся остальная работа синьора Арриго Сакки (кроме журналистской, где он процветает) была довольно беспомощными попытками снова запрыгнуть в ушедший поезд. Но «Милан» так и остался для него единственным и неповторимым.

    «Все, что не убивает тебя, делает тебя сильнее».

    (Гюстав Флобер)

    Это был сложный чемпионат мира для моей сборной, козырями которой были быстрый ритм, скорость, агрессивность и прессинг. Только команда невероятных профессионалов и достойных людей в таких условиях (на этом мундиале судороги были обычным делом) могла прыгнуть выше головы, выйти за рамки своих физических возможностей и стать второй, уступив Бразилии лишь в серии пенальти. Это было невероятно сложно. Но, к сожалению, мы все были настроены исключительно на первое место.

    Когда мы прилетели в Нью-Йорк, в аэропорту нас ждала всего сотня болельщиков, пусть и очень шумных, а не огромная толпа, на которую мы рассчитывали, учитывая количество итальянцев в США. Мы сразу поняли, что придется завоевывать еще и публику.

    Готовиться к матчам в жарком и влажном климате было очень трудно. Жара и духота были невыносимыми. Нужно было очень постараться, чтобы сохранить энергию, – расписание тренировок получилось невероятно странным. Мы начинали в 7 утра, потому что было не так жарко, как в полдень, – всего лишь чуть выше 30 градусов.

    18-го июня мы начали чемпионат мира игрой с Ирландией. Приехали на автобусе к Джайантс Стэдиум, и тут нас ждал первый сюрприз. «Я вижу только флаги ирландцев. – воскликнул работник Федерации Антонелло Валентини. – Где итальянцы?».

    «Они уже внутри стадиона», – не растерялся я.

    Мы знали, что билеты продавались хорошо, что итальянцев на матче должно быть много. Но оказалось, что итальянцы перепродали свои билеты ирландцам. Нам нужно было отвоевать доверие своих соотечественников. Я вспомнил слова Андреотти и грустно усмехнулся. Мы практически играли на поле Ирландии.

    Первый матч мы провели ниже своих возможностей, но дело было не в проблемах с подготовкой. Я допустил ошибку в выборе состава – Синьори и Роберто Баджо плохо взаимодействовали, Тассотти мало шел вперед по флангу, а Баджо, к тому же, слишком переживал. Я сделал ставку на лучших футболистов, но от этого страдала командная игра. Я предал свои идеи, мозаике не хватало нескольких элементов. На поле не было «команды», игра не шла. К тому же, мы не были в оптимальной форме, потому что устали от тренировок и были шокированы местным климатом. 33 градуса по Цельсию, 85% влажности!

    Тренер ирландцев Джек Чарльтон выпустил такой состав: Боннер, Ирвин, Филан, Кин, МакГрат, Бэбб, Хьютон, Шеридан, Койн, Таунсенд, Стонтон. Моя команда выглядела так: Пальюка, Тассотти, Мальдини, Альбертини, Костакурта, Барези, Донадони, Д. Баджо, Синьори, Р. Баджо, Эвани.

    Когда я раздавал игрокам задачи, Донадони сказал: «Я не уверен, что смогу со всем этим справиться». В такой ситуации футболиста лучше не выпускать, ведь ты уже знаешь, что он не готов на 100%. Во втором матче я поменял стартовый состав.

    Судил матч голландце Ван дер Энде. Играть на скорости, агрессивно, закрывать свободные зоны, контратаковать – при такой жаре все это было практически невозможно. На 11-й минуте навес с правого фланга ввел в заблуждение Барези, который плохо сыграл головой, защита провалилась, и Хьютон увидел, что Пальюка «потерял ворота» – 1:0. Стадион, полный ирландских болельщиков, взорвался, словно петарда, которую бросили в костер. Нам не удавалось завладеть инициативой. Многие критиковали меня за то, что Роберто Баджо должен был отходить слишком глубоко и бороться за мяч – в итоге он действовал далеко от ворот и не угрожал им.

    Матч продолжился. Боннер отбил удар Синьори, ирландцы попали в перекладину – до сих пор вздрагиваю, вспоминая этот момент. Кин с помощью дриблинга ушел от прессинга и слева отдал пас на Шеридана. Тот бил наверняка, и лишь перекладина пришла на помощь Пальюке. А его великолепный сейв в конце второго тайма помог избежать окончательного позора.

    Давление, климат, пропущенный гол – все было против нас. Происходящее казалось кошмаром. Было больно видеть разочарование на лицах парней. Когда я жал руку Джеку Чарльтону, у меня не получилось улыбнуться. Я даже говорить не мог. Я боялся, что для нас все кончено. На следующий день La Gazzetta dello Sport написала: «Провал Италии. Сакки, какой кошмар!». Как обычно, журналисты мало что поняли. Это я ошибся, а в прессе критиковали футболистов.

    Вечером накануне второй игры нам пришлось соблюсти договоренность и посетить Мэдисон-сквер-гарден – там проходил концерт, с участием американских и итальянских исполнителей. Выступали, к примеру, Рэй Чарльз и Лучо Далла. Мы немного отвлеклись от мыслей о Норвегии, но, конечно, думали о следующем матче.

    Я сказал Барези: «Вы должны играть узко. Всегда».

    «Беннариво не знает, как должна двигаться оборона! Он ведь не из Милана», – ответил Франко.

    На тренировке у нас с Беннариво завязалась ссора – я кричал, что отправлю его омой, если он будет продолжать работать, спустя рукава. Рядом оказались телевизионщики, о скандале написали в газетах. Писали, что футболисты у меня не играют в футбол, а боятся потерять позицию, боятся проявить инициативу и взять на себя ответственность.

    На самом деле ребята переживали, что все закончится провалом. Я тренировал почти 20 лет, и мои команды – от любителей до молодежек, от Серии С до Милана – всегда поражали качеством и красотой игры. А мне рассказывали, что мои идеи парализуют футболистов, хотя на самом деле они им помогали. Писанина в газетах не повлияла на парней. После поражения от Ирландии главред Corriere dello Sport Итало Куччи написал, что мы ошиблись турниром: нужно было ехать на Gay Games, чемпионат мира для гомосексуалистов, который в эти дни проходил в Нью-Йорке.

    Я прекрасно помню пять дней после матча с Ирландией. Напряжение было невероятным. Ночью температура не опускалась ниже 30 градусов, мы спали с включенными кондиционерами, но и это не слишком помогало.

    Я чувствовал себя одиноким. Пожалуй, я никогда не чувствовал себя таким одиноким, хотя вокруг было много друзей и людей, которым я мог довериться. Я переживал, кричал на игроков, упрекал их за то, что они плохо тренируются, но в то же время пытался воодушевить их. За пять дней мне нужно было создать команду с характером, выжать максимум из футболистов. Мы не могли так просто вылететь. Я сказал Барези следить – команда должна играть узко. Беннариво не двигался синхронно, это могло стать проблемой. Так что мои крики не были безосновательными – необходимо было исправить ошибки. Давление было невероятным – оно ощущалось всегда и везде. «Наставим им рога!» – писала La Gazzetta dello Sport 23-го июня и подчеркивала, что футболисты очень боятся снова проиграть. Мне на голову надели шлем викинга с рогами – фотомонтаж поместили на первой странице. А внизу написали: «Арриго, наш викинг». Неоднозначная получилась идея. Впрочем, мне было все равно – я очень хотел победить. Я должен был убедить парней, что еще ничего не потеряно. Это не была наша последняя надежда, как писали в газетах.

    Я выпустил Пальюку, Беннариво, Мальдини, Альбертини, Костакурту, Барези, Берти, Дино Баджо, Синьори, Казираги и Роберто Баджо.

    Как правило, команда, проигравшая первый матч, быстро вылетает – мы знали это из опыта. Но нам помогла целая нация. Звучит странно, однако так и было. Во время чемпионата мира вся страна следила за сборной – это ощущается. Мы готовы были на все, чтобы добиться успеха. Перед выходом на поле я напомнил, о чем говорил на протяжении пяти дней. Стратегия была такая: «Мы должны быть командой. Располагаться рядом, постоянно взаимодействовать. Если защитники не будут выдвигаться вперед, если нападающие не будут возвращаться назад, если мы не будем прессинговать, это резко снизит наши шансы на успех».

    Продолжение следует.

    Регалии: В качестве тренера - Серебряный призер чемпионата мира (1994); 2-кратный обладатель Кубка европейских чемпионов (1989, 1990); 2-кратный обладатель Суперкубка УЕФА (1989, 1990); 2-кратный обладатель Межконтинентального кубка (1989, 1990); чемпион Италии (1988); обладатель Суперкубка Италии (1988); лучший тренер мира (1989).

    Арриго Сакки с детства был влюблен в футбол и являлся ярым поклонником «Интера». Он играл со взрослыми ребятами, причем уже в 8-летнем возрасте руководил действиями своих старших партнеров, подсказывая, кому какие зоны перекрывать при обороне и как лучше доставлять мяч к чужим воротам, когда команда идет в атаку.

    Арриго в юности играл за любительские команды, но очень скоро понял, что хорошего футболиста из него не получится, поэтому решил стать тренером.

    Первым его опытом на этом поприще стала команда его родной деревни Фузиньяно, которую 26-летний Сакки привел к чемпионству среди любителей. Его позвали в другую любительскую команду «Альфонсине», и здесь он тоже добился хороших результатов.

    После этого Арриго решил, что готов для более серьезной работы и возглавил молодежный состав «Чезены» (1977-1982), одновременно учился в знаменитой школе тренеров в Коверчано, которую окончил с отличными показателями.

    Первая неудача подстерегла Сакки, когда он принял команду города Римини (1982-1983) с четкой установкой вывести ее в серию В, но с задачей не справился и был уволен.

    Поработав год с молодежью «Фиорентины» (1983-1984), Сакки вернулся в Римини и занял с командой четвертое место.

    Первый настоящий успех пришел к Арриго в «Парме» (1985-1987). В первый же свой сезон в клубе он вывел команду в серию В с первого места, а в следующем году занял седьмое место.

    В этот период «Парма» дважды играла с «Миланом» и дважды его обыграла - в товарищеском, а потом в кубковом матче на «Сан-Сиро». Президент «россонери» Сильвио Берлускони обратил внимание на молодого тренера и предложил ему возглавить команду.

    Сакки сразу же перевел «Милан» на тактическую схему 4-4-2. Он не признавал никаких выездных моделей и требовал играть в атаку и только в атаку, что не могло не нравиться болельщикам. Арриго Сакки выиграл скудетто, первое в эпоху Берлускони.

    А в следующем году «Милан» стал обладателем Кубка европейских чемпионов, разгромив в полуфинале могучий мадридский «Реал» (5:0), а в финале камня на камне не оставив от обороны крепкого румынского «Стяуа» (4:0). Яркая игра «россонери» настолько впечатлила футбольных специалистов, что они признали Арриго Сакки лучшим тренером мира.

    «Милан» повторил успех и в следующем году, но в чемпионате Италии не мог подняться выше третьего места. Сакки был недоволен действиями своих лидеров, и открыто высказывался об этом в прессе. В частности, он обрушился с критикой на Марко ван Бастена, а потом потребовал от Берлускони избавиться от Руда Гуллита, потому что тот «постарел и больше ничего не может». Отставка тренера назревала, и она состоялась.

    С 1991 по 1996 год Сакки возглавлял сборную Италии. «Скуадра адзурра под его руководством не без труда отобралась на чемпионат мира 1994, где попала в плей-офф лишь с третьего места в группе. Но затем Италия обыграла в дополнительное время Нигерию, победила Испанию и Болгарию, а в знаменитом финале против Бразилии уступила в серии пенальти.

    Несмотря на серебро, Сакки на родине беспощадно критиковали, а тот решил отказаться от услуг опытных игроков, в том числе от Роберто Баджо, которого всей душой возненавидел за промах в решающей серии 11-метровых.

    На Евро-1996 Италия отобралась достаточно уверенно, но на самом континентальном первенстве заняла лишь третье место в подгруппе и выбыла из борьбы. Сакки был отправлен в отставку, и с этого момента начался закат его карьеры.

    Ни в «Милане» (1996-1997), ни в мадридском «Атлетико» (1997-1998), ни в «Парме» (2001-2004) он больше успехов не добивался.