Рисование песком для детей польза. Почему рисование песком полезно для детей? Польза рисования песком для детей

Светлана Беззубова

"Рисуем песком и на песке ".

Детство - это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а рисование песком - это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность каждого ребёнка . Работа с песком - замечательный психологический метод, который я использую в своей работе с детьми. Ведь задача педагога - дать возможность ребёнку окунуться в мир детства, быть творческим, спонтанным, увидеть и принять себя иным, почувствовать себя автором не только данной песочной фантазии, но и автором своей жизни. Игра с песком - самая универсальная, увлекательная, интересная игра для детей любого возраста . Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка - это и замечательный сенсорный материал, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания… Ребёнок включается в игру с песком всем своим существом - эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлечённости, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы.

Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия - всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного эффекта для ребёнка , в котором гармонично объединяются голова (разум, руки (тело) и сердце (душа) . Обыкновенный песок - это нечто необыкновенно волшебное и завораживающее. Рисование песком - удивительно интересное и очень "живое" занятие для детей и взрослых. Песочные рисунки дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество граней собственного "Я".

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком : принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению разных задач. Поэтому совершенно очевидно, что довольно остро назрел вопрос о совершенствовании дидактических приемов. Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применение в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях. Речь - важнейшая функция психики. От того, насколько развита , богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми. Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития , начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу - довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.

Когда ребенок работает с песком , я о нем могу многое узнать :

Состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет и т. д.) ;

Уровень познавательного интереса (рассматривает игрушки, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. д.);

Уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы) ;

Умение обобщать (игрушки расставлены по лексическим темам) ;

Личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, общее эмоциональное состояние).

Уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику) ;

Уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета );

Эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость) ;

Стиль семейных отношений (диалоги между героями) ;

Уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память, восприятие формы, цвета, размера;

Немного истории.

Рисование песком - искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк". Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т. е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства - искусству рисования песком . Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов.

А как метод арт-терапии рисование песком стало использоваться только в наши дни. Техника рисования песком обладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен "заземлять" негативные эмоции, он несёт в себе возможность трансформации. Этот "разговор" рук с песком даёт огромнейший корректирующий ресурсный эффект.

Сегодня специалисты уже доказали на практике эффективность применения метода песочного рисования для работы с разнообразной психологической проблематикой. Метод песочного рисования успешно применяется специалистами в образовательных и развивающих целях : обучение основам чтения, письма и рисования , развитие познавательных процессов, расширение кругозора и общей осведомлённости , развитие мелкой моторики и координации движений, развитие воображения и творческих способностей . Необыкновенно приятный на ощупь, песок даёт возможность расслабиться, снять стрессы, внутреннее напряжение , уходят проблемы.

Можно выделить причины, из-за которых следует научиться рисовать песком , и это совсем не удивительно - рисование при помощи песка или песочная анимация обладает рядом положительных моментов :

1. Не требует больших материальных затрат. Чтобы попробовать себя в песочной анимации, из всех необходимых реквизитов потребуется только чистый просеянный песок и стекло.

2. Красота и пластичность. Легко изменяющиеся детали изображения, готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий.

3. Борьба со стрессами : манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций.

4. Эстетичность. Выполненные ребёнком рисунки песком позволяют проявить свою фантазию.

5. При работе с песком на плоскости движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания.

6. Работа с песком под музыку задействует одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы.

7. Техника помогает развить моторику , что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг ). Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию.

8. Рисование песком или на песке влияет на развитие активной речи ребёнка .



Изучив эту тему теоретически, совместно с родителями изготовили стол с подсветкой для рисования песком . В свою работу внесли множество игр и занятий, которыми увлеклись все дети группы. На собраниях с родителями проводились семинары, посвященные формам и методам развития речи и мелкой моторики дошкольников используя приём рисования песком . Это необходимо для того, чтобы родители ясно представляли уровень речевого развития ребенка , знали о его индивидуальных особенностях и могли сами помочь своим детям дома - развивать и закреплять навыки , полученные в детском саду.

Используя этот метод каждодневно, мы заметили положительные результаты :

Активно развивается фразовая и связная речь, общая и мелкая моторика пальцев;

Активизируется развитие высших психических функций, познавательной деятельности;

развивается сенсорное восприятие, умение играть с песком и др . играми;

Формируется социально- коммуникативный процесс у детей;

Формируются манипулятивные навыки (увереннее перелистывают страницы книги, рисуют, застёгивают пуговицы, пользуются ложкой и вилкой.);

Совершенствуется зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, творческое воображение, память.

Дети, плохо владевшие речью, стали больше говорить со взрослыми, охотнее общаться со сверстниками.

По свидетельству родителей, все дети с удовольствием дома рассказывают знакомые стихи и сказки.

Я обязательно продолжу свою работу по изучению и использованию направления "Рисование песком ".

"Что ты, что ты! А ну-ка пойдём быстро мыть ручки", — сказала мама 3-х летнему сынишке, который увлечённо рисовал пальчиками песочные каляки-маляки. Ребёнок не хотел отходить от волшебной песочницы, где можно было ладошками или пальчиками рисовать песком, затем "засыпать" рисунок и опять рисовать, но что-то уже другое, которое спонтанно приходило в фантазиях ребёнка.

Я включила музыку со звуками природы и предложила маме немного понаблюдать за рисованием ребёнка. Мама успокоилась, села рядом с сынишкой. Через несколько минут её руки потянулись в песочницу. Она написала своё имя, потом имя ребёнка, затем нарисовала цветочек… Я показала, как можно песком нарисовать морские волны, а на них кораблик с парусами…

Вскоре первый песочный рисунок маленького художника (сфотографированный) висел дома на стене у этого малыша.

Наталья Дмитришена, семейный и детский психолог, песочный психотерапевт Sandplay, арт-тренер, член УСП, ПАДАП, автор и ведущая песочных детско-родительских тренингов в Крыму и Греции, Киев.

Игра с песком — самая универсальная, увлекательная, интересная игра для детей любого возраста. Мы сразу вспоминаем своё детство во дворе в песочнице с лопатками, ведёрками и пасочками, и летние каникулы на море, когда с наслаждением зарывались в песок руками и ногами, оставляя "торчать" только одну голову, которая смотрела на мир как-то по-другому. Мягкий песок, прогретый солнцем, оказывал благотворное воздействие на нас, детей, в особенности на эмоциональное состояние…

Играть с песком дети начинают уже с полугода, подкидывая его совочком или перемешивая ладошками. Песок привлекает дошколят возможностью делать лепёшки, варить кашу, строить башенки, домики-пещерки для своих игрушек, всевозможные дороги для машинок или извилистые канавки и озёра для воды… Он не перестаёт манить своими возможностями и уже достаточно "солидных" пап и мам — как приятно рисовать пальцем или палочкой на песке под "музыку" морских волн. Приятно ощущать песок в руках, когда пропускаешь его тонкой струйкой сквозь пальцы. А появляющиеся и исчезающие следы на песке "говорят" нам о его мягкости и одновременно твердости.

Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то трудно его переоценить — это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания… Р ебенок включается в игру с песком всем своим существом — эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлечённости, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия, всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного (терапевтического) эффекта для ребёнка, в котором гармонично объединяются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа). Обыкновенный песок — это нечто необыкновенно волшебное и завораживающее.

Почему мне захотелось поговорить с Вами о песке?

Несколько лет назад (в 2006 году) в интернете мне попался видео клип с песочной анимацией "Грузинская песня" (с исполнением песни "Махинджи Вар" молодого певца Дато). Я была под таким впечатлением увиденного, что пересматривала этот ролик раз 100! Как такое возможно! Из песка создавать картины, которые сменяются волшебным образом одна за другой.

Прошло немного времени и вся Украина (и не только) узнала, что такое песочная анимация — на теле-шоу "Украина мае таланти" победила Ксения Симонова, которая создавала в прямых эфирах песочные истории на стекле.

В то время я уже, как психолог использовала в своей работе песочную терапию Sandplay. Я видела как песок (создание песочных историй) "излечивает" моих клиентов, и детей и взрослых. Впоследствии Sandplay я использовала и в групповой работе с детьми на своих детско-родительских тренингах на песочных берегах Чёрного и Эгейского морей.

Но, песочные рисунки на стекле не оставляли меня в покое. Мне так захотелось по-новому "увидеть" песок, по-новому "поиграть" с ним и попробовать самой так же как аниматоры что-то нарисовать.

Но, песочное рисование (на стекле) Sand-Art очень отличалось от игры с песком Sandplay, где создаются миры в песочнице с помощью воды и различных фигурок, миниатюрных игрушек разной символики (звери, люди, дома, мосты, пирамиды, деревья…).

Я стала изучать новое искусство, приобрела специальную световую арт-песочницу и особый очень мелкий песок. Первый раз, когда я прикоснулась пальцами рук к песку и начала рисовать , сам процесс рисования увлёк, заворожил и привёл меня в восторг! Уже с первого рисунка было ощущение, что я настоящая художница и у меня есть талант к рисованию (и это был песочный рисунок "Золотая рыбка", которая в дальнейшем исполнила моё желание стать арт-тренером метода "Sand-Art").

На данный момент ежемесячно я провожу обучающие семинары для психологов "Техники рисования песком. Введение в метод "Sand-Art" — творчество и психотерапевтические ресурсы". А так же проходят творчески развивающие занятия с детьми "Песочные рисунки на стекле" для детей с 3 х-12-ти лет (в Киеве по выходным).

Я очень хочу, чтобы детские психологи, педагоги так же дарили радость песочного рисования и своим детям, своим подопечным.

Я знаю, что каждый ребёнок, рождаясь на этот свет уже безгранично талантлив . Ему нужно только дать возможность раскрыть свой талант, свои уникальные способности.

Немного истории

Рисование песком — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк". Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм , т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства — искусству рисования песком . Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов. А как метод арт-терапии рисование песком стало использоваться только в наши дни.

В отличие от песочного шоу и песочной анимации, на занятиях с детским психологом, педагогом детей учат, как создавать песочные рисунки, где акцент делается непосредственно на самом процессе творения , где дыхание ребёнка становится спокойным, его движения рук и всего тела плавными, внутреннее состояние гармоничным. Техника рисования песком — обладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен "заземлять" негативные эмоции, он несёт в себе возможность трансформации . Этот "разговор" рук с песком даёт огромнейший психокорректирующий ресурсный эффект . Рисование песком целительно уже само по себе.

Сегодня специалисты уже доказали на практике эффективность применения метода песочного рисования "Sand-Art" для работы с разнообразной психологической проблематикой: разрешение семейных конфликтов , гармонизация детско-родительских отношений , стабилизация актуального психоэмоционального состояния и другие психокоррекционные задачи.

Метод "Sand-Art" успешно применяется специалистами в образовательных и развивающих целях: обучение основам чтения, письма и рисования, развитие познавательных процессов, расширение кругозора и общей осведомлённости, развитие мелкой моторики и координации движений, развитие воображения и творческих способностей. Серьёзный учебный процесс превращается для учащихся и воспитанников в увлекательное и захватывающее занятие.

Используя световую песочницу, детские психологи смогут вместе с детьми осуществлять практически любые свои идеи , а также совершать увлекательные путешествия, постоянно узнавая что-то новое, поскольку занятия с песком позволяют прожить много захватывающих моментов и ситуаций, решить множество проблем, ощутить радость творчества.

Внимательное наблюдение за детьми позволит детскому психологу проявить свою фантазию и создать свои практические игровые методики , основанные на использовании песка, и направлять их на развитие детей. Техники рисования песком необычайно плодотворны и открывают перед нами, психологами, широкие возможности.

Рисование песком — занятие не просто увлекательное, для ребёнка это открытие нового волшебного мира песочных историй. Под чутким руководством детского психолога, педагога он учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые сюжеты . Дети с огромным энтузиазмом овладевают хитрыми премудростями метода. Они с удовольствием показывают свои песочные картины родителям и приглашают их к совместному творчеству. Посмотрите в глаза рисующему песком ребёнку, и Вы увидите в них восторг, радость и счастье!

Что даёт нам этот новый метод рисование песком:

  • Даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я , восстановить свою психическую целостность, способствует расслаблению и снятию напряжения. Это возможность мягко прикоснуться к своему бессознательному, исследовать самые разные грани проявления своего Я.
  • Метод помогает войти в контакт со своими чувствами . А иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения, которые кажутся непреодолимыми.
  • Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность , развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества. А главное, ощутить себя автором не только данного произведения, но и автором своей жизни. Высвобождается внутренняя энергия, приходит осознание того, Что я хочу делать и Как.
  • В этом арт-терапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений . Постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие , гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации и самоактуализации личности, а также повышению самооценки, уверенности в себе.
  • Внутренние конфликты и переживания легче выражаются с помощью зрительных образов , чем вербально. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры и рационализации, что ускоряет положительные изменения личности. К тому же, при переводе бессознательного в видимую и ощутимую форму, появляется реальный творческий продукт, который не может отрицать сознание человека (это уже не что-то невидимое, неосязаемое).
  • Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение , возникающее в результате исследования и осознания своих скрытых умений, творческого потенциала.

Преимущества метода рисования песком перед другими формами арт-терапии:

  • Процесс прост и приятен . Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал — песок — необыкновенно приятен.
  • Рисование песком даёт возможность трансформации , мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь, всё время развивающуюся и изменяющуюся. Я думаю, что похоже и на внутреннюю жизнь человека.
  • Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А, работая с песком под музыку , задействуются одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет полноценному восприятию этого мира, и возможностью вчувствоваться в него. Чего очень не хватает в нашей социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения. Это близко к медитативным техникам.
  • Техника помогает развить тонкую моторику , что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг) и для пожилых людей, т.к. с возрастом снижается чувствительность рук. А также для людей, работающих за компьютером.
  • Рисовать можно двумя руками симметрично , что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию.

Психологические проблемы, при которых полезно применять песочное рисование в сочетании с другими методами:

  • Проблемы поведения детей : агрессивность, непослушание, гиперактивность.
  • Эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары.
  • Семейные проблемы : развод, появление младшего ребёнка, стрессовая ситуация, смена места жительства.
  • Коммуникативные проблемы: поступление или смена детского садика, школы, школьная неуспеваемость, трудности в общении с другими детьми и взрослыми.

Рисование песком "Send-Art" — удивительно интересное и очень "живое" занятие для детей и взрослых. Песочные рисунки несут в себе возможность трансформаций. Они помогают нам осознать наши эмоциональные состояния и самые глубокие душевные переживания, дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество граней собственного "Я".

Задача детского психолога, педагога — дать возможность ребёнку окунуться в мир детства, быть творческим, спонтанным, увидеть и принять себя иным, почувствовать себя автором не только данной песочной фантазии, но и автором своей жизни.

Статью подготовила

Наталья Дмитришена, семейный детский психолог, песочный психотерапевт Sandplay, арт- тренер, Член Украинского союза психотерапевтов (УСП), член Профессиональной Ассоциации Детских Аналитических Психологов (ПАДАП), корреспондент газет "Психолог дошкілля", "Сегодня", журнал "Неболейка", "Дива", консультант TV канала "1+1".

Ольга Николаевна Гребенщикова

Лежал песок ,

Скучал песок

Сто тысяч лет, наверно.

Он был ужасно одинок,

И это было скверно.

Не в радость были песни гроз,

Не в радость - дождь из тучек.

Скучал в жару, скучал в мороз -

Весь мир песку был скучен.

Но вот попал он в детский сад

Играть с ним стали дети

И стал песок в руках ребят

Счастливей всех на свете.

И дети очень любят песок – играют с ним : им нравится погружать в него руки, строить замки и лепить различные фигурки, рисовать на нем. Песком играют иногда и взрослые. Оказывается, художники тоже очень любят рисовать на песке.

Я хочу познакомить вас с техникой рисования песком на стекле или по другому – песочная анимация .

По одной из версий, искусство рисования песком появилось сравнительно недавно. Это направление в рисовании придумала канадская режиссер-аниматор Кэролайн Лиф , которая в 1974 году создала первый «песочный » мультфильм. Бытует и другое мнение, что рисование песком появилось куда раньше, около 1 300 лет назад, когда японцы белым кварцевым песком рисовали море и горы. Сейчас рисование песком становится популярным и у нас в России.

Рисование песком - это в свою очередь один из эффективных методов работы с детьми. Его сыпучесть привлекает детей . Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка.

Психологи рекомендуют использовать технику рисования песком детям с задержками развития, т. к данный вид творчества стимулирует развитие мышления, и речи ребенка. Полезно оно и гиперактивным детям, занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии.

Сама текстура песка дает возможность для развития у детей координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Детки развивают ловкость рук и пальчиков. А как вы знаете мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому и логопеды рекомендуют игры с сыпучими материалами.

Рисование песком на стекле доступно детям самого разного возраста. Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному

слою. При том, чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно просто провести пальчиком по песку.

А сейчас я хочу познакомить вас с некоторыми простейшими техниками рисования песком.

Существует несколько способов наполнение экрана первый это равномерное посыпание песком (берем песка столько, сколько помещается в кулаках, и засыпаем. Кулачки не останавливаются на месте, находятся в постоянном движении, стараемся

равномерно засыпать поверхность) Работу мы начинаем с самого простого рисование

одним пальцем и ли двумя подушечками пальцев разных рук (рисование смайлика – круг, двумя подушечками пальцев чтобы было симметрично глаза, насыпание щепотками песка – реснички, пальцем носик и рот, все пальцы – волосы : челка – ровно, кудряшки – волнистые линии). Чтобы затонировать рисунок, посыпаем сквозь все пальцы песком рисунок, поднимая как можно выше кулачки с песком). Большими пальцами рук рисуем бантики.

Убираем песок с экрана двумя руками вправо влево, очищая его.

Второй способ – это наброс Он так называется от технического способа – броска. Собираем песок в правый нижний угол (если правша) опускаем пальцы и бросаем песок таким способом , чтоб он долетел в левый угол рассыпавшись вдоль нижнего бортика, так наша поверхность разделится как бы на 2 части – небо и земля Теперь определим место где у нас будет солнце Для изображения солнца мы берем песок в кулак сколько поместится и высоко над поверхностью начинаем разжимать кулак так, чтобы песок сыпался в одну точку. Когда у солнца будет достаточно темный контур перестаем сыпать песок . Для рисования птичек мы опять берем песок в щепотку (большой и указательный пальцы) и, прижимая как можно ближе к поверхности, начинаем рисовать галочки. Таким образом мы стараемся показать перспективу, так как меняется пространство. Далее мы изобразим дерево - это более четкий объект нашего изображения. Для этого мы наберем песок в кулак и будем его высыпать только из одного отверстия в кулаке, так изображение будет более четким, затем высыпаем крону для этого кулачок поднимаем чуть выше и хаотичными движениями изображаем стараться сыпать песок так чтобы было ощущение воздуха и света, так изображение будет более интересным. Рисование ромашек – всеми подушечками пальцев, собранных вместе, стараться чтобы все подушечки пальцев касались поверхности.

Следующий способ – это трансформация. Когда один рисунок перевоплощается в другой. Мы не будем очищать поверхность экрана, а будем

использовать этот фон для создания другого рисунка. Просто расслабляем пальцы и плавным движением слева направо все перекрываем - получаются как бы волны

Рисование песком можно использовать в различных областях. Можно изобразить любую сказку способом песочной анимации . Если вам действительно интересно самостоятельно попробовать дело на практике, то можно найти и прочитать книгу под названием «Пишем и рисуем на песке» , которую написала немецкий педагог Мариелла Зейц.



Песочная анимация может стать неотъемлемой частью досуга, она не только увлекательна, но и полезна. Казалось бы, что такого особенного в перебирании крупинок-песчинок?

Польза рисования песком для детей

Простота использования. Для того чтобы организовать рабочее место для рисования песком, нужно не много. Только стекло, лампа и просеянный мелкий песочек. Некоторые родители вручают малышам манку или сахарный песок вместо обычного. Подойдет любая сыпучая субстанция, которая будет безопасна для здоровья художника. В этом творческом деле всегда есть место экспериментам!
Такой материал очень пластичен, поэтому дети могут менять изображение одним махом, не используя ластик и не перерисовывая все заново. Всего на одном «холсте» из стекла песочная анимация позволяет создать поочередно сотни картинок.
Возраст ребенка. Прикоснуться к искусству рисования песком могут дети любого возраста, даже самые маленькие. Оно необходимо для развития мелкой моторики, как и уроки с использованием пальчиковых красок и пластилина.
Для более старших деток рисовать песком не менее полезно. Специалисты отмечают улучшение успеваемости у тех ребят, которые любят заниматься песочной анимацией. Ведь такие занятия творчеством у школьников стимулируют мыслительные процессы, развитие речи, логического и образного мышления.


Познание мира. Карапуза не оторвать от создания картин цветным песком, ведь с их помощью ребенок знакомится с текстурой материалов. Мокрый песок не менее интересный, чем сухой, к тому же его можно размазывать по стеклу.
Эстетическое наслаждение. Рисунки, сделанные песком, получаются очень оригинальные и красивые, в них может воплотиться вся фантазия маленького автора.
Эмоциональная составляющая. Психологи советуют рисовать всей семьей. Это отличная возможность пообщаться и заняться коллективным творчеством, которое не может не приносить удовольствия.
Практика показывает, что дети, которые занимаются рисованием, не так сильно подвержены стрессам. Во время творческих уроков малыш расслабляется, избавляется от негативных мыслей и напряжения. В результате нервная система укрепляется, исчезает обидчивость и агрессивность. Психологи, работающие с проблемными детками, на занятиях очень часто прибегают к песочной анимации.
Рисование песком имеет отличное влияние на физическую и психологическую сферы развития маленького художника. Дети могут создавать песочные картинки в любом возрасте, начинать можно практически с пеленок. Лучше всего, если к детскому творчеству присоединятся взрослые – для создания совместных шедевров.

Рисование песком — это не только необычный вид изобразительного искусства, но и эффективный и очень популярный метод арт-терапии. Мы уже говорили об , а сегодня речь пойдет о том, как превратить рисование этим материалом в увлекательные занятия, помогающие развитию ребенка. Своими любимыми приемами рисования песком делится детский психолог, песочный терапевт Наталия Калиниченко.

Почему этот метод так популярен

Песочную терапию как способ работы с эмоциональной сферой ребенка при социальных и семейных проблемах широко используют психологи, психоаналитики, а также педагоги и логопеды. Сегодня игры педагогической и творческой направленности доступны любой маме, в распоряжении которой есть сам песок и емкость, в которой можно создать песочницу.

У песка как материала для развивающих игр есть несколько достоинств. Во-первых, он приятен на ощупь, взаимодействие с ним расслабляет, снимает эмоциональное напряжение. Дети любят играть с сыпучими материалами, поэтому он идеален для занятий с малышами, которые совсем . Через работу с песком можно разобрать массу тем, которые, например, нужно освоить при подготовке к школе.

Во-вторых, этот материал можно использовать для решения самых разных задач. Рисование песком помогает развивать , сенсорику, креативное мышление; когда малыш рисует сразу двумя руками, это способствует развитию межполушарной асимметрии.

В-третьих, песок нивелирует страх неудачи у ребенка: при работе с ним невозможна такая ситуация, когда у малыша совсем ничего не выходит. Это очень важно для . А если что-то не получается, всегда можно встряхнуть песок и начать заново.

Что нужно для рисования песком дома

Sand-art, или метод рисования песком, изначально предполагает занятия на специальных столах со световой подсветкой или световых планшетах. Но для игр, о которых расскажу я, такое оборудование вовсе не обязательно. Можно использовать полупрозрачный поднос и подсвечивать его снизу настольной лампой. Или же просто наполнить любой глубокий поднос песком, лучше специализированным, из магазина. Если нет возможности его найти, можете взять обычный уличный песок — просейте его и прокалите его в духовке или микроволновой печи. А можно взять обычную манную крупу, она тоже сыпучая и похожа на песок.

Как начать работать с песком

Первое, что нужно сделать, — познакомить ребенка с возможностями песка и собственных рук. Пусть малыш погрузит обе руки в песок, почувствует его, попересыпает, расслабится. После этого можно показать различные приемы рисования. Для начала попросите малыша поставить все десять пальчиков на песочек и «потоптать» ими (хаотично двигаться одновременно двумя руками по песку): так получится первый рисунок. Похвалите ребенка за это: «Как красиво! По-моему, это салют! А ты что здесь видишь?».

Далее мы знакомим ребенка с другими приемами рисования. Можно взять игрушки для визуализации, особенно если вы играете с детьми 3−4 лет. Например, можно слепить колобков из теста: маленького, среднего, большого, и рассказать историю. «Маленький колобок хочет погулять, но вокруг пески, пустыня. Давай сделаем ему дорожку?». Начните с того, к чему привык ребенок: рисовать одним пальцем. Покажите ему, как нарисовать тропинку: нужно провести волнистую линию, это могут все дети. Потом — дорогу: прямую линию. Возьмите второго колобка: «Он тоже хочет пойти погулять, но первая тропинка для него слишком узкая. Давай сделаем ее пошире». Крепко соедините указательный и средний палец ребенка и рисуйте такую же извилистую кривую линию, потом прямую дорогу. Здесь дети с недостаточно развитой моторикой, с низким тонусом рук могут столкнуться с трудностями: им будет сложно держать два пальца вместе и работать ими. Но это все поддается тренировке как раз при помощи игр с песком.

Когда вы берете самого большого колобка, рисовать для него тропинку нужно уже тремя пальцами. А можно взять игрушку размером еще больше и предложить ребенку использовать кулачок, чтобы нарисовать тропинку. Если кулачок прижать и провести по планшету или подносу, то образуется широкая линия.

Продолжаем игру: «Наши герои пошли гулять по пустыне, посмотрели вверх и увидели красивые пышные облака». Используем ту же часть кулачка, прижимаем к песку и совершаем вращательное движение, и так в трех местах — вот и получилось кучевое облако. Можно еще показать ребенку, что можно рисовать ребром ладони. Главное, чтобы он попробовал все названные способы рисования: одним пальцем, несколькими и так далее.

Развитие межполушарной асимметрии

Рисование сразу двумя руками развивает межполушарную асимметрию, то есть взаимодействие правого и левого полушарий мозга. Когда наши полушария «дружат», мы становимся быстрее и сообразительнее. Заниматься этим важно с раннего возраста, когда головной мозг в активной стадии развития.

Начните с рисования симметричных предметов, сначала вы, а потом ребенок по вашему примеру. Разделите поднос линией пополам, чтобы ребенок сразу видел право и лево. Со временем ребенок уже будет осознавать, где какая сторона, и черту ставить не нужно. На этой разделительной линии поставьте точку. Пусть ребенок поставит на нее по пальцу правой и левой руки и начнет совершать обеими руками одновременные и зеркальные движения. Самое простое, что можно нарисовать, — солнышко: ставим указательные пальцы в одну точку, правая рука совершает полукруг вправо, левая влево. Следим, чтобы пальцы двигались одновременно и пришли в одну точку. Получается круг. А потом можно всеми остальными пальчиками пририсовать к кругу лучики — получится солнышко. Усложняйте: рисуйте домик, яблоко, грушу, бабочку с узорчатыми крыльями.

Чтобы упражнение было эффективным, следите, чтобы обе руки двигались одновременно. Если у малыша не получается эта синхронность, то мягко его направляйте. Но если долгое время все равно не получается, возможно, это сигнал о том, что стоит показаться нейропсихологу. Специалист подскажет, как еще можно развивать зоны мозга малыша.

Предлагайте ребенку дополнить рисунок, готовый наполовину: дорисовать левую часть, если малыш правша, и левую, если наоборот.

Развитие пространственной ориентации

Попросите ребенка: «Нарисуй в середине нашего подноса яркое солнышко». Ребенок находит середину, если затрудняется, нужно ему подсказать, и рисует солнце. Дальше, в зависимости от знаний малыша, рисуем картину в пространстве: просим изобразить облако над солнышком, под ним домик, справа от домика дерево. Можно добавить фигурки: «Положи бабочку под солнышко, птичку над домиком», и так далее. Если мы , можно усложнить это задание: дать буквы и попросить малыша: «Подпиши свою картину. Положи на солнышко ту букву, со звука которой оно начинается».

Познание окружающего мира

Игры с песком помогут познакомить малыша с различными явлениями природы. Вам понадобятся разноцветные листы бумаги. Изучая времена года, возьмите листочки зеленого, желтого, красного, голубого цветов. Кладите их на поднос в том порядке, в котором меняются сезоны, засыпайте песком. Ребенок может почистить ладошкой песок и увидеть голубой цвет. Мы спрашиваем: «Какое это время года?» и предлагаем ребенку вспомнить, что бывает зимой и нарисовать, например, дерево без листьев. Расчищаем дно дальше и видим зеленый цвет: это весна. Пусть малыш снова рисует ствол, но уже с листочками, которые вырастут на дереве, если «потопать» пальчиками.

Можно перед игрой с разноцветной бумагой показать ребенку различные листочки: березы, дуба, клена. Ребенок рисует симметрично, двумя пальчиками эти листочки, под которыми проступает зеленый лист. Мы спрашиваем: «Когда листочек бывает зеленым?». Это упражнение формирует у ребенка понимание симметрии, и знания о мире.

Запоминание цифр и букв

Для маленьких детей, которые пока не владеют счетом и грамотой, буквы и — это просто бессмысленные значки. Как легче всего их понять и запомнить? При помощи активизации ассоциативной, зрительной и сенсорной памяти.

Сначала мы показываем правильное написание буквы или цифры. Затем мы берем пальчик ребенка, и он в точности повторяет все сделанное нами. Можно завязать ему глаза, и тогда он будет рисовать символ, представляя себе его образ.

Следующий уровень — «стереть» свой рисунок, встряхнув песочницу, и попросить ребенка нарисовать букву или цифру самостоятельно. Пусть ребенок постепенно уменьшает размер символов. Тренируйтесь, пока не получится аккуратно. Затем встряхните планшет и скажите, что буквы, как люди, любят жить семьями. У буквы О есть большой высокий папа, мама чуть пониже, дети, тетушки и другие родственники. Рисуем слева направо, приучая так к автоматическому направлению чтения. Слева рисуем большую букву О, затем постепенно уменьшаем. Так ребенок будет не только развивать моторику, но еще и повторять соотнесение размеров. Если ребенок маленький, пусть строит семьи фигур, например квадратов и кругов.

Потом переходим на уровень ассоциирования. Рисуем букву в центре подноса: «За буквой О гонится Буквоедик, давай спасем ее? Для этого придется спрятать ее в какой-нибудь предмет». Мы подключаем фантазию и стараемся создать среду, в которой ребенок раскроет свои творческие способности и особенности восприятия: до чего можно дорисовать букву О? До солнышка, до лица, до части очков, до колеса. Можно обратить внимание, что ребенок использует как ассоциацию — это слово-символ можно потом использовать для запоминания буквы. Как правило, дети, сначала запоминают, на что буква похожа, затем саму букву.

А для лучшего запоминания цифр можно придумать сказку-путешествие, в которой цифры будут превращаться в различные предметы окружающего мира, чтобы кому-нибудь помочь. Например, единичка может стать столбом для линий электропередач, если в городе порвутся провода, а восьмерка порадует детей в жарких странах, превратившись в снеговика. Увлеките ребенка сказкой на песке, поиграйте сами — так вы вместе не только отдохнете, но и с пользой проведете время.