Значение народных традиций в современных календарных обрядах и праздниках. Роль праздников в воспитании детей Праздники молодых лет

Приближается очередной праздник. И вот задумалась, а что такое праздник в жизни человека ? Для чего людям нужен праздник? Какую роль играет праздник в воспитании подрастающего поколения?

Когда просматриваешь календарь на вновь наступивший год, всегда прикидываешь, на какие дни выпадает тот или иной праздник или день рожденья. Каждому хочется, чтобы день рожденья был в пятницу или субботу. Да и праздничные дни, например 23 февраля или 8 марта желательно к выходным присоединить, чтобы отдохнуть подольше. Так чем же отличается праздник от обычного выходного дня?

Согласно многочисленным толкованиям праздник – это день отдыха, день, когда люди не занимаются делами. Но это не просто выходной день, регулярно прерывающий наши будни. Для чего предназначены выходные? Чтобы восстановить силы перед новой трудовой неделей. Как правило, выходные дни мы проводим практически одинаково, отсыпаемся, наводим порядок. Короче говоря, в выходные мы делаем то, что не смогли или не успели сделать в будни.

У праздника другое предназначение. Праздник – торжественный день, который выделяется из череды повседневности. Праздники могут быть религиозными, государственными или семейными. Любой из них установлен в память какого-либо человека или святого, государственного или исторического события. Праздник это день единения людей. Во время праздника особенно остро чувствуешь свою неразрывную связь и принадлежность к нации, определенной группе, трудовому коллективу, семье.

Какими бы разными по своему типу не были праздники, есть у них общие признаки. Праздник – это веселье и радость, застолье и танцы, отдых и общение. У каждого праздника есть свой, присущий только этому дню ритуал празднования. В Новый год – это елка, поздравление президента, шампанское, салат «Оливье». 23-го февраля мы поздравляем всех мужчин и мальчишек, невзирая на то, служили они в Армии или нет. 8-го марта каждая женщина обязательно получает букет цветов и, О радость, освобождается от готовки. В светлый день празднования Пасхи в каждом доме обмениваются крашеными яйцами.

Праздник начинается, как правило, за некоторое время до его наступления. Прекрасное время подготовки, ожидания праздника. Это похоже на ожидание чуда. И чудо действительно происходит, только с самим человеком. Мы, наконец-то, хоть и на короткое время, останавливаем бешеный ритм современной жизни. Вместо мыслей о работе, деньгах и погоней за успехом, начинаем думать о друзьях, родственниках, просто о близких людях. Лица светлеют, освещаются улыбками. И пусть праздник завершится, все равно, останутся воспоминания о нем. Впечатления о праздниках сохраняются в памяти надолго, добавляя сил нашей душе и скрашивая возобновившийся бег «серых» буден.

Праздник дает возможность выпустить пар, в праздники мы часто позволяем себе делать то, чего нам действительно хочется. Не надо соблюдать график работы или заниматься домашними делами, можно, наконец-то, пообщаться не с коллегами по работе, а с действительно любимыми и близкими людьми. Покричать «Ура» на площади, сплясать возле елки, залезть на столб, спеть песню, даже если медведь на ухо наступил – все это и многое другое мы можем позволить себе только во время праздника.

Бесценна важность и нужность праздников для детей. Вспомните свое детство, и Вы поймете, что праздник для каждого ребенка более значимое событие, чем для нас, взрослых. Дети ждут праздника с особым нетерпением, считая каждый день до его наступления. Попробуйте выбросить из своих воспоминаний детства, воспоминания о праздничных днях. Тусклая и безрадостная картинка получается, не правда ли?

Праздник играет немаловажную роль в воспитании ребенка как личности, как члена определенной социальной и национальной общности людей. С самых истоков своего возникновения праздник был способом для приобщения подрастающего поколения к традициям, верованиям и идеям предков. Многие обычаи, культурные ценности и нормы передаются из поколения в поколение только благодаря праздникам.

Праздник был и есть для человека неистребимой, жизненно важной потребностью. Пусть он меняется от поколения к поколению, от культуры к культуре, но главная его способность остается, способность сохранять и восстанавливать гармонию между человеком и природой, способность излечивать наши с Вами души.
ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ В ОПУБЛИКОВАННОМ НИЖЕ ОПРОСЕ

Классный час: « ПРАЗДНИКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»

Цель: дать понятие слова «праздник»; показать роль праздника в жизни человека; обсудить правила поведения на празднике.

Оборудование: наглядность по праздникам (15 шт.), стрелки, тема и виды праздников., календарь, колпачки, шары, коробка для подарков., поздравительные открытки, музыка, рисунки детей.

    Вступительное слово:

Сегодня мы с вами поговорим о праздниках.

Что же такое праздник?

Праздник - день торжества, радости, единения людей, отмечая важные события в их жизни. Праздников очень много, и они разные.

Какие праздники вы знаете? Давайте выделим их в группы:

Семейные (день рождения, новоселье, свадьба, юбилеи, день покупки)

Профессиональные (дни учителя, врача……)

Религиозные (Пасха, Рождество, Курбан байрам…..)

Школьные(праздник букваря, осени, …)

Международные(праздники всех народов или стран)

Национальные( праздники конкретной страны)

Государственные

Какие праздники отмечает ваша семья?

Какой ваш любимый праздник? Почему?

У каждого праздника есть свои особенности в проведении, но есть для праздников и общие правила.

ПРАВИЛА:

Идя на праздник, надень самую нарядную одежду. Она должна быть чистой и аккуратной.

Если ты пришел на праздник - веселись.

Старайся принимать участие в играх и развлечениях.

2. Танец: « Если весело тебе, то делай так!» (3 раза, 4 раз всё вмес.)

Я думаю, вы со мной согласитесь, что ни один праздник не обходится без танцев.

Вот и мы с вами сейчас немного потанцуем.

    Правила подношения и получения подарков.

У каждого народа свои традиции поздравлений, но правила подношения и получения подарков едины для всех воспитанных людей. Получить подарок всегда приятно, важно при этом не огорчить дарящего. Вспомним, как себя вести.

Когда принимаешь подарок правильно . …

Приветливо улыбаться, поблагодарить; распаковать, посмотреть подарок; при повторном подарке не показывать виду; сладости предложить окружающим; цветы поставить в воду.

Когда даришь подарок правильно….

Учитывай вкус и желания адресата; дари то, чему обрадовался бы сам; покупай подарок соответствующий по цене твоим возможностям; убери ценник; вложи открытку с поздравлением и своим именем.

    Послушайте стихотворение Игоря Шевчука «Подарок»

На день рожденья Кактусу

Подарок подарили

И поздравленья Кактусу

Любезно говорили:

Примите, милый Кактус,

От нас сегодня в дар

Прекрасный - распрекрасный

Большой воздушный…..

Удачный ли подарок подарили Кактусу? Почему?

Можно ли подарить то, что тебе самому не нужно?

Как принято вручать подарок?

Если вы пришли в гости, нельзя вручать подарок в прихожей. Необходимо снять верхнюю одежду, привести себя в порядок и в праздничной комнате, где накрыт стол и собираются гости, вручить подарок, обязательно в оригинальной упаковке, с улыбкой и самыми теплыми словами.

    Игра «Посылки»

Заранее заготавливаются бумажки с названиями предметов. Они кладутся в коробку. Водящий обращается к участникам игры: «Тебе пришла посылка с подарком. Что ты с ним сделаешь?»

После ответа водящий достает одну из бумажек и зачитывает, что было в посылке.

    Творческое задание.

Нарисовать « подарок моей мечты»

Давайте посмотрим на ваши рисунки и подумаем, на какие группы можно разделить все подарки.

ПОДАРКИ БЫВАЮТ:

Литературные (стихи, газеты, открытки, плакаты)

Музыкальные (песни, танцы)

Сладкие (торты, шоколадки, конфеты)

Вещественные (игрушка, книга, блокнот)

Символические (в честь какого-то события)

Сувенирные (вещь, которой любуются, но не употребляют её)

Цветы

Живые (собака, кошка)

Членам семьи и всем друзьям дарят подарки, сделанные своими руками. Друзьям, близким дарят сувенир, рисунок ….

7. Вывод : Всем людям приятно получать подарки от друзей и близких, но важно при этом помнить, как правильно следует принимать подарки, чтобы не обидеть дарящего. А ещё лучше самим, почаще дарить подарки любимым и получать от этого радость и удовольствие.

Что такое праздники?

Музыкальный подарок песня « Неприятность эту мы переживём»

Медведева Дарья. МОУ Лицей №10, город Химки, Московская область, Россия
Сочинение на английском языке с переводом (топик по английскому языку)

The role of holidays in our life

Holidays are memorial data in honour of specific historical events. The ones are very old and come from the ancient times, but the others are quite young.

The first reason to celebrate them is to remember both our predecessors and the features of the antecedency. That also shows our respect to the people who took part in the historical process.

Apart from that, holidays let us learn more in the field of history. Spending the time in our family circle with the nearest and dearest, we enrich our scope. The elders usually share their knowledge of life, and the youth listen to them with interest. In this way traditions and customs come down from father to son.

At the same time, this is less typical of the majority of modern families. Nowadays, when young people form a family, they try to get their own place of residence. Then the newly married couple get absorbed in upbringing of children or making a career. That is why family parties become more seldom.

In addition, there are many holidays which have become less popular with the course of time. Probably, people think they do not accord to the modern lifestyle.

Finally, holidays are unique parts of the past centuries. From my point of view, we should not forget about them, since these data represent the history of the previous folks and generations.

Праздники - это памятные даты в честь значимых исторических событий. Одни из них очень старые и пришли к нам из давних времён, а другие появились совсем недавно.

Одна из причин их празднования заключается в том, чтобы вспомнить как наших предков, так и черты былых времён. Также это показывает уважение к тем людям, которые принимали участие в историческом процессе.

Кроме того, праздники позволяют нам узнать больше в области истории. Проводя время в нашем семейном кругу с самыми близкими и родными, мы обогащаем собственный кругозор. Старшие обычно делятся жизненным опытом, а молодёжь слушает их с интересом. Таким образом традиции и обычаи передаются от поколения к поколению.

В то же самое время, это менее характерно для большинства современных семей. В наши дни, создав семью, молодожёны стараются приобрести собственное жильё. Затем они поглощаются воспитанием детей или карьерным ростом. Поэтому семейные встречи становятся более редкими.

Более того, многие праздники утратили своё значение с течением времени. Возможно, многие люди думают, что они не соответствуют современному образу жизни.

Итак,праздники - это уникальные частички прошлых веков. С моей точки зрения, мы не должны забывать о них, так как эти памятные даты представляют историю предшествующих народов и поколений.

Социокультурное значение праздников

В духовной жизни японцев, как и народов других стран, большое место занимают праздники с их многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов. Праздники сочетают в себе все, что накоплено в культуре народа, отражают историческую жизнь определенной общественно-экономической формации и в известной мере формируют духовный мир нации. Праздник - это не просто торжество, красочное карнавальное шествие, танин, песни и повод повеселиться, а сама история и культура народа, с его богатыми традициями. Важную роль в праздниках играют социально-психологические факторы, религиозные обычаи и обряды, нормы взаимоотношений между людьми, фольклор. Отражая важнейшие социальные связи поколений, их представление о мире, праздник сохраняется как этнокультурная традиция. Весь обрядово-праздничный комплекс составляет значительную часть современной этнической культуры народа.

Праздник - явление всеобщее и постоянное. "Праздник - первичная и неуничтожимая категория человеческой культуры. Он может оскудеть и даже выродиться, но он не может исчезнуть вовсе", - писал автор классических трудов по теории культуры М. М. Бахтин .

Но, несмотря на общечеловеческий принцип, праздник носит, как уже говорилось, социально-классовый характер, обладает определенной идейной направленностью, отражая тенденции борьбы добра и зла, культурный антагонизм классового общества. Для большинства людей праздник является возможностью уйти от забот повседневной жизни, своеобразной коллективной психологической разрядкой. По образному выражению М. М. Бахтина, "это - временный выход в утопический мир" . В то же время праздник несет и большую идеологическую нагрузку, и многообразные социальные функции, которые тесно связаны друг с другом. Именно во время праздника особенно активно проявляется культурная инициация и социализация личности, поскольку с детского возраста открывается возможность участвовать в коллективных действиях.

Праздник выступает как средство объединения людей, возобновления определенных общественных связей, выполняя коммуникативно-интегративную функцию. Без праздника, очевидно, человек почувствовал бы себя отчужденным, одиноким, изолированным от общества. Праздник - явление коллективное, он организует большие массы людей самых различных возрастов, разных профессий и социальных слоев общества, создает "как бы единое народное целое" .

Во время праздника люди принимают участие в различных обрядах, шествиях, соревнованиях. В это время двери домов открыты для гостей - родственников, знакомых и даже незнакомых людей. В праздник люди позволяют себе определенные излишества в еде, одежде, украшении жилища и улиц. Более того, создать в праздничные дни небудничную атмосферу считается долгом каждого. Все поздравляют друг друга, желая всех благ, обмениваются подарками, шутят и веселятся. Праздник зачастую бывает лишен всякого практицизма и утилитарности. При этом во время праздника осуществляется связь не только живущих поколений, но и существовавших на протяжении всей истории народа.

В празднике отражается и ценностная ориентация человека в мире, в котором он живет. Эта ценностно-ориентационная функция праздника, несущая политико-идеологическую нагрузку, очень важна для социализации общества. Она отражает изменения социокультурных ценностей общества. Поэтому праздник является одним из орудий воспитания молодежи в духе национальных традиций. В антагонистическом обществе господствующие круги всегда стремятся использовать этническую общность народа, народно-праздничную систему образов, чтобы навязать ему свои узкоклассовые интересы, выдавая их за общенациональные. В частности, эти круги способствуют распространению и укоренению праздников, которые служат укреплению их позиций, и выступают против тех, которые могут поколебать существующий социальный порядок.

Праздники, обычаи и обряды, с ними связанные, выполняют также и большую познавательно-созидательную функцию. Праздник служит мощным импульсом для развития разного рода художественного творчества, поскольку он привлекает людей к активному участию в оформлении праздника, к изготовлению специальной утвари и костюмов, созданию музыки, песен и танцев, чтобы сделать его пышным и красочным. Праздник со-действует познанию истории и культуры страны, развивает художественный вкус, любовь к природе, способствует воспитанию подрастающего поколения в духе уважения истории страны и ее традиций, ведет к сплочению каждой семьи, отдельных коллективов, всей нации.

Эти факторы весьма умело используются правящими кругами Японии для пропаганды идей "японского духа", "исключительности японской нации", т. е. японского национализма. В настоящее время, как и в прошлом, проведение традиционных праздников поддерживается целенаправленной политикой правительства. Это осуществляется, в частности, через широкие пропагандистские кампании и непосредственное участие городских властей, представителей правительственных кругов в проведении различных фестивалей и праздников, что, по их мнению, демонстрирует единство власти и народа.

Официальная пропаганда, используя древние традиции, пытается возрождать и духовные "ценности" националистического прошлого, навязывать массам свое толкование древних преданий, отражающих дух народа и поэтому близких каждому японцу.

Ярким примером подобных манипуляций с народными верованиями может служить возрождение празднования Дня основания империи, а также шумные пропагандистские кампании в день рождения здравствующего императора. Все это направлено на то, чтобы использовать старое оружие националистической идеологии в новых условиях.

Против этого активно выступают демократические силы страны, одновременно добиваясь права проводить праздники, отмечаемые пролетариатом всего мира. Так, в результате упорной борьбы японские трудящиеся завоевали право открыто и широко отмечать, например, праздник 1 Мая, который занял достойное место среди японских праздников.

Праздник выполняет еще одну очень важную функцию, стимулируя в известной мере развитие производства. Непременное обновление жилья и одежды, предпраздничная уборка, избавление от старых вещей и покупка новых, заготовка специальных продуктов, а также приобретение подарков, что японцы делают в огромных количествах, - эти глубоко укоренившиеся в жизни народа обычаи, сопровождающие праздники, весь этот всплеск потребления являются мощным импульсом для расширения производства многих видов продукции. Кроме того, нужно специально подготовить праздничные декорации, атрибуты, украшения, художественно оформить место проведения торжеств и т. п. Для изготовления всего этого требуется занять много людей не только в кустарных и ремесленных производствах, но и в самых современных отраслях промышленности.

С проведением праздников связаны большие перемещения населения по стране, охватывающие миллионы людей. Это по-ездки на родину во время таких событий, как Новый год или День поминовения усопших (Бон, или Обон), встречи с родственниками, друзьями, посещение массой туристов наиболее популярных локальных праздников, например в городах Осака, Киото или Саппоро, поездки в наиболее живописные места, чтобы полюбоваться цветущей сакурой или багряными листьями клена, например в г. Никко или на о-ве Миядзима. Такие перемещения людей служат стимулом к развитию торговли, транспорта, гостиничного хозяйства, туризма, являясь таким образом важным источником дохода для большой армии работников сферы услуг.

Праздник в известной мере представляет собой связующее звено между духовной и материальной культурой общества. Многие праздничные атрибуты становятся со временем предметами повседневного обихода. Праздничные зрелища, представления, мероприятия часто переходят в будничную жизнь и художественную традицию народа. Например, классические японские театральные жанры Но и Кёгэн вышли из религиозных обрядов. Одновременно можно проследить и обратную связь. Так, ритуал высадки рисовой рассады - не что иное, как обычный трудовой процесс, но обрамленный торжественной обрядностью.

Праздник - одна из наиболее устойчивых форм духовной культуры, где, как правило, традиция превалирует над инновацией, поскольку в нем отражаются не только мифологическое сознание народа, древний культ и ритуал, но и характер общественного уклада, семейно-бытовых отношений, мораль, психология.

Для Японии вообще характерно сосуществование, взаимопроникновение традиционных устоев и новых обычаев и обрядов, т. е. устоев, опирающихся на многолетний (а иногда и вековой) опыт, и новых направлений, вызванных к жизни изменившимися условиями существования. Даже в наиболее подвижной сфере развития общества - экономике, показавшей "чудеса" модернизации и выведшей современную Японию на второе место в капиталистическом мире, иногда новое тесно переплетается со старым, подчас создавая прочный фундамент поступательного движения.

Особенно большую роль играют традиции в культурной жизни страны. Именно в этой области в наибольшей степени наблюдается бережное отношение к традиционным формам. Быстро воспринимая новые веяния культуры, в Японии в то же время не отказываются от прежних, часто веками проверенных традиций, а усваивают новое, опираясь на эти традиции. Наблюдается диалектическое взаимодействие старого и нового, традиций и инноваций, что ведет к созданию новой традиции, отражая саморазвитие культуры.

"Важная особенность японского художественного сознания - способность быстро усваивать новые идеи, приспосабливать их к своим условиям и конкретным нуждам, органически соединять с идеями традиционными. На протяжении всей истории японской культуры не было крутых переломов течения художественного процесса, и даже важные качественные изменения принимали форму постепенного преобразования традиционных представлений и художественных форм в новые. Это было связано с общим замедленным темпом исторического развития средневековой Японии и таким типом функционирования художественных идей, когда новое не опровергало и не отвергало уже существовавшее, но начинало жить одновременно с ним, постепенно "размывая" прежние представления, вытесняя их на периферию художественного сознания в виде омертвевших канонических схем" .

Традиция воплощает в себе историческую и этническую па-мять нации, и бережное отношение к этой памяти - путь к сохранению культурного наследия, что имеет немаловажное значение в современных условиях все более убыстряющегося развития инноваций. Более того, в период быстрого проникновения новых веяний наблюдается подъем национального самосознания, интереса к сохранению культурного наследия.

Одним из ярких проявлений бережного отношения японцев к традиционной культуре является повсеместное сохранение и культивирование национальных праздников, этого важного элемента этнического своеобразия нации. Праздник является живым механизмом передачи культурных традиций из поколения в поколение. Он обеспечивает необходимую адаптацию духовных ценностей, культурных традиций к современности. Изучая праздник, можно понять, что в данный момент преобладает в культуре - сохранение старых традиций или стремление к обновлению и как общество относится к своим основным ценностям.

На протяжении всей истории Японии праздники всегда опирались на традиции, но при этом они меняли свои формы, приспосабливаясь к условиям времени. Например, когда синтоистские верования подвергались буддийскому влиянию, возник синкретизм буддизма и синтоизма, что привело к изменению обрядовой стороны праздников. Синтез этих двух религий породил культурно-религиозную традицию страны, в соответствии с которой появляется на свет, живет и уходит из жизни каждый японец. И хотя большинство японцев считает в настоящее время себя атеистами, в своей повседневной жизни они соблюдают эти традиционные обычаи.

По мере социально-экономического развития общества в некоторых местных обычаях и обрядах кое-какие традиционные черты изменились или совсем исчезли. Особенно это касается городов; в глухих сельских районах, в частности на севере и северо-востоке Японии, старые традиции пока еще сильны. Но и здесь подчас меняется восприятие традиционных праздников, особенно молодым поколением. Они рассматриваются уже скорее как культурные, фольклорные и семейные мероприятия. Нередко культовый в своем происхождении праздник превращается в народное гулянье или фестиваль, в котором принимают участие специально приезжающие с этой целью туристы из разных концов страны и даже из-за границы. Примером может служить праздник Гион в г. Киото , который начал отмечаться в связи с прекращением эпидемии чумы, и праздник Танабата (Седьмой вечер, или Праздник звезд), который восходит к китайской сказке о звездах Альтаир и Вега (Волопас и Ткачиха) в г. Сэндае.

Таким образом, праздник всегда был готов измениться, чтобы идти в ногу со временем. В одних случаях возникал синтез традиций и инноваций, в других имело место их мирное сосуществование, в третьих - обряд терял свое исконное содержание, а на первый план выходила игра, развлечение, соревнование.

Устойчивость существования праздника, его постоянство "связаны прежде всего с тем, что, концентрируя из поколения в поколение культурную активность людей, обрастая обрядами, развлечениями, декорациями, создавая атмосферу радости и подъема, прерывая обыденный ритм труда и забот, праздник отвечает столь многим коллективным и индивидуальным запросам, что потребность в его проведении оказывается более устойчивой, чем первоначальная идея, ценность или совокупность ценностей, вызвавшие его к жизни" .

Любопытно, что и современность с ее урбанизацией, бешеным темпом жизни нисколько не потеснила празднества. В наши дни жители Токио, одного из современнейших городов мира, едут на метро или автомашинах в парки Уэно или Мэйдзи полюбоваться цветущей сакурой перед пагодой или храмом, как это делали паломники в предшествующие времена. Никого не удивляют удары барабана, возвещающие о какой-либо процессии в тот момент, когда люди едут на работу в набитой битком электричке через центр города.

Семейные праздники.

Значение праздника в жизни человека

Цели урока : сформировать осознанное отношение к семье, как одной
из важнейших ценностей бытия человека, через знакомство с семейными праздниками и традициями, создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека.

Задачи:

Познакомить с историей возникновения семейных праздников;

Показать роль праздников в жизни семьи;

Обобщить и расширить знания о семейных традиционных праздниках

Планируемые результаты

Понимание важности сохранения теплых и дружеских взаимоотношений в семье.

Развитие у учащихся интереса к семейным традициям,истокам, воспитание чувства гордости за свою семью.

УУД:

Регулятивные: определение задач по выявлению и сохранению семейных традиций.

Познавательные: работа с понятиями и их значениями; составление схемы; работа с таблицей; выполнение заданий развивающего характера по ходу объяснения;

Коммуникативные: умение работать в группе, задавать и отвечать на вопросы; отвечать на вопросы, развитие культуры поведения на праздниках.

Личностные результаты:

развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки.

Компетенции: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; уметь планировать семейный праздник, соблюдать праздничный этикет.

Тип урока : знакомство с новым материалом.

Методы и технологии обучения : деятельностный метод; проблемный диалог; исследовательская, игровая деятельность.

Формы организации познавательной деятельности учащихся : самостоятельный поиск информации; групповое решение проблемы; ролевая игра.

Технические средства, наглядность : персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики», учебное пособие «Основы светской этики», карточки с заданиями, индивидуальный раздаточный материал, словари, энциклопедии.

Литература:

    Чудакова Н. В. «Этикет от А до Я»

    Даль В. И. «Словарь пословиц»

    Ленгли Э. «Иллюстрированная энциклопедия. Вопросы и ответы»

    Гаррис Н. «Иллюстрированная энциклопедия «Мир вокруг нас»

    Ожегов С. И. «Словарь русского языка»

    Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.

    Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ.материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010.

    Презентация по теме урока «Семейные праздники». Словарь Ожегова С. И.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть на уроке.

Улыбнёмся солнышку,

Дадим друг другу руку-

Поднимем настроение

Себе и другу.

(подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения).

Слайд 1

Постановка проблемы.

Прочитайте пословицы со слайдов

Слайд 2 Слайд 3


- О чем эти пословицы? Объясните их смысл.

Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока?

Да, вы правы, мы будем говорить о семье, традициях и обычаях семьи.

Актуализация знаний.

Разгадайте кроссворд.

1. Кровные родственники, связанные общностью быта, отношениями, основанными на взаимной ответственности, понимании и любви.

2. От чего зависит выбор одежды с точки зрения этикета?

3. Основа этикета.

Слайд 4

4. Совокупность производственных, общественных, духовных достижений людей, включающая в себя предметы человеческого труда, а также представления, идеи, традиции, нормы и правила поведения.

5.Правила хорошего поведения.

6. Одно из требований к речи согласно этикету.

7. Множество обычаев, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение в семье, что поддерживает ее единство.

Слайд 5

Ответы: 1.Семья. 2. Уместность. 3. Уважение. 4. Культура. 5. Этикет 6. Вежливость. 7. Семейные традиции.

Поиск решения проблемы.

Какие вы знаете семейные традиции?

Подумайте, о каких семейных традициях мы будем говорить на уроке сегодня?

Запишем тему урока в тетрадь: Семейные праздники. Значение праздника в жизни человека.

Слайд 6

Практически в каждой семье существует традиция празднования различных торжеств и памятных дат. Эти традиции являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. А что мы знаем о семейных праздниках?

Что хотели бы узнать?

Предлагаю поставить цели урока.

(Дети ставят цели).

Узнать какие бывают праздники? Откуда они появились? Как отмечаются разные праздники? Чем отличаются? Какое значение имеют?

Знакомство с новым материалом.

Отвечаем на первый вопрос: Что такое праздник? (ответы детей)

Сравним наши ответы с данными словарей. В каком словаре поищем ответ на этот вопрос?

Слайд 7

(Дети ищут значение слова в толковых словарях).

Словарь Ожегова С.И.

Праздник, а, м . - 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. 2. Выходной, нерабочий день. 3. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. 4. День радости и торжества по поводу чего-либо. 5. День игр и развлечений.

Словарь Ушакова Д.Н.

ПРА́ЗДНИК зн, праздника, ·муж.

1. В религиозном обиходе - день (или несколько дней подряд), посвященный памяти какого-нибудь религиозного (исторического или легендарного) события или ·т.н. святого (церк.). Праздник пасхи. Праздник кущей.

2. День торжества в память какого-нибудь выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемый публичными собраниями, парадами, демонстрациями и т.п. Революционные праздники.

3. Официально установленный общий день отдыха по таким дням повидаться с родными.

4. Веселье, бал, устраиваемый кем-нибудь. «Балы дает нельзя богаче от Рождества и до поста, а летом праздники на даче» Грибоедов. «Не привидится во сне, какие праздники, не день, не два - по месяцу мы (богатые помещики) задавали тут» Некрасов. «Я вспомнила праздники наши, огнями горящую залу, цветы» Некрасов.

5. День массовых игр, развлечений и т.п. Спортивный праздник. Зимний праздник. Военный праздник. Детский праздник.

6. Счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным, принятым событием, удачей и т.п.; само такое радостное событие. «- ...Я хотел бы, товарищи, поздравить вас с наступающим всенародным праздником, с днем выборов в Верховный Совет Советского Союза.

7. перен. Испытываемое от чего-нибудь наслаждение, источник наслаждения (книж. поэт.). «Блажен, кто праздник жизни рано оставил» Пушкин. «Праздник жизни - молодости годы - я убил под тяжестью труда» Некрасов. «Для ротмистра такие беседы были положительно праздником сердца» М.Горький.

Как вы понимаете: праздники общественные, государственные, семейные?

Какие праздники относятся к государственным праздникам? А к общественным? Каких праздников можно включить в семейные праздники?

Праздники

Государственные семейные

9мая общественные

День учителя

День города

Слайд 8

Физминутка

Если хочется пить, то колодец копай

Если холодно станет, то печь истопи.

Если голоден, то испеки каравай.

Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи

И потянутся путники по одному

И к воде, и теплу, и к тебе самому!

(Дети выполняют движения руками, наклоны, повороты в соответствии с текстом каждой строки.)

Самостоятельная работа

- Чтобы сделать вывод из нашей беседы, давайте выполним небольшую самостоятельную работу. Необходимо написать названия праздников ан право стороне таблицы (см. Приложение 1) .

Таблица

Смысл праздника

Праздник

Вспоминаем защитников Родины

- Каждый из праздников имеет свой порядок проведения, свой ритуал. Самым приятным ритуалом является получение подарка.

А что такое подарок?

Подарок - это предмет или вещь, которую по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.

Подарок имеет сходное значение с даром и пожертвованием. Но как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: определённым событием, обычаем или праздником. Поводы к подарку бывают самые разные. Самые распространённые из них:

· Обычаи и праздники (День рождения, Новый год, Свадьба, Рождество, День святого Валентина)

· Выражение признательности, благодарности

· Выражение любви или дружбы

· Выражение сочувствия

Слайд 9

История подарка на Руси

На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.

На Руси у слова «подарок» был брат-близнец - «гостинец», произошедший от слова «гость». Раньше, по обычаю, человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить». Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл - бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, того дарю», «от милого подарок дороже золота». Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.

Практическая работа учащихся

Каждый праздник имеет свой порядок проведения или ритуал. Спланируйте в группах , что нужно продумать заранее, чтоб наш семейный праздник был (обращение к прилагательным на доске).

Давайте подумаем: 1,2 группы: что может испортить праздник?, 3,4 группы: составьте правила поведения на празднике.

- Сделайте вывод , как нужно вести себя в гостях.

Рефлексия.

На партах у вас лежат цветные шарики, выбери любой цвет, и приклейте его на большой шар.

Желтый цвет- урок мне понравился и у меня было хорошее настроение; красный цвет- на уроке мне не все было интересно; зеленый – урок совсем не был интересен.

Подведение итогов урока

Вспомните цели нашего урока. На все ли вопросы мы нашли ответ?

Что такое праздник?

Какие бывают праздники?

Зачем нужны праздники?

Дети посмотрите еще раз на ваши фотографии семейных праздников.

Слайд 10

Самое дорогое, что есть в жизни человека – это семья. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. К сожалению, в повседневной жизни мы редко говорим слова любви близким людям, а семейные праздники дают нам лишнюю возможность напомнить родным как они дороги нам. Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи.

Праздник

Вспоминаем защитников Родины

Благодарим женщин за их труд и заботу

Празднуем День ангела-хранителя

Подводим итоги года уходящего и строим планы на будущее

Встречаем весну и очищаемся от злого и дурного в помыслах и делах

Отмечается праздник праздников: победа добра над злом, жизни над смертью