Песочная терапия самообразование логопеда. Песочная терапия в логопедии. Изолированное произнесение звука












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учение может стать для детей интересным,
увлекательным делом, если оно озаряется
ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры.
В.А. Сухомлинский

В настоящее время контингент детей с речевыми нарушениями, начинающих школьное обучение, существенно изменился как по состоянию речевого развития, так и по уровню подготовленности к систематическому обучению. Данные изменения обусловлены следующими факторами: 1) влиянием положительных результатов деятельности дифференцированной системы логопедической помощи в различных типах образовательных и медицинских учреждений; 2) повышением эффективности логопедического воздействия за счет применения инновационных технологий логопедической работы; 3) возросшей распространенностью органических форм речевой патологии, нередко в сочетании с другими (множественными) нарушениями психофизического развития .

Широкий спектр речевых расстройств делает очевидной необходимость выработки дифференцированных подходов к коррекции нарушений и выбору специальных методов, приемов и средств обучения.

Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) актуально применение специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию принципа “обходных путей” коррекционно-развивающего воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью .

Помимо выше перечисленных педагогических технологий для нас наиболее ценной является система арт-терапевтических методик, среди которых большое значение имеет непосредственное использование уникальной техники – песочной терапии. Песочная терапия особенно эффективна в логопедической работе с детьми дошкольного и школьного возраста с различными расстройствами речевой сферы.

В свою очередь, использование принципов и методов техники песочной терапии в работе с младшими школьниками, имеющими ТНР, способствует более гармоничному психическому развитию, повышению уровня учебной и речевой мотивации, формированию функций произвольной регуляции, развитию речевых и коммуникативных навыков обучающихся.

В данной статье представлен комплекс логопедических заданий и упражнений, которые облегчают процесс обучения младших школьников с ТНР, а именно способствуют овладению навыками устной и письменной речью средствами песочной терапии.

1. Упражнения, включающие пальчиковый игротренинг с элементами песочной терапии и Су-Джок терапии.

Цель упражнений : развитие мелкой моторики, тактильного и пространственного восприятия.

Материал и оборудование: деревянный ящик или поднос с чистым, просеянным песком; песок декоративный (белый, зеленый, желтый, красный, синий); 6 пластмассовых контейнеров; набор декоративных камней различной величины; браслет детский; массажные кольца (из набора “Су-Джок”).

“Ладошки здороваются”.

Упражнение выполняется на песочном листе, наполненном сухим песком. Ладошки специалиста и ребенка прикасаются к песку (действия сопряженные).

“Согреем наши ладошки”.

Сначала растереть до тепла внутренние части ладоней. Затем поочередно растереть тыльные поверхности ладонью другой руки. Аналогичное упражнение выполнить с применением сухого песка.

“Ладошки умываются”.

Движения подобные тем, которые производят при намыливании рук. Упражнение выполняется с использованием декоративного цветного песка в разных емкостях (пластиковых контейнеров):

- “Утренняя роса” (белый песок) - ручки умываются в утренней росе.

- “Солнышко” (желтый песок/) - солнце ласкает ручки.

- “Радость цветов” (красный песок) - каждый цветочек улыбается, и ручки умываются радостью цветов.

- “Листва” (зеленый песок) - листочки каждого дерева ласкают ручки.

- “Речка” (синий песок) - быстрая речка умывает ручки чистой водой.

“Браслет”.

Соскользнуть на лучезапястный сустав и производить массаж в виде окольцовывания с помощью сухого, просеянного песка (на песочном листе), затем с использованием детского браслета.

“Черепаха спряталась”.

Центр ладони – ЛАО гун - зайти, сгибая фалангу среднего пальца другой руки – вкручивать влево и вправо.

“Кольца черепахи”.

Используя сухой песок, растереть межпальцевые промежутки (центр психической энергии). На каждый пальчик надевать массажное кольцо, также растирая межпальцевые промежутки. Это упражнение также можно выполнять с речевым сопровождением (потешки “Мальчик-пальчик”, “Раз, два, три, четыре, пять, пальчики хотят играть”).

“Пальчики встретились”.

Простучать каналы – ше-сюань – на кончиках пальцев, соединив при этом подушечки пальцев.

“Камушек за камушком”.

Предварительно проложить 2 дорожки в разных направлениях из камней различной величины. Пусть ребенок попробует “пройти” пальчиками по дорожкам, работая сначала левой, затем правой рукой, а потом одновременно обеими руками. Возможно включение речевого сопровождения (потешки “Вот как пальчики шагают!”, “Большие ноги шли по дороге…”) .

2. Артикуляционные упражнения “Забавные картинки”.

Цель упражнений: развитие артикуляторного праксиса.

Материал и оборудование: деревянный ящик с песком или подносы (если подгрупповое занятие), картинки-символы для артикуляционной гимнастики (“Лягушонок”, “Слоненок”, “Рыбка”, “Воздушный шарик”, “Лопаточка” и др.).

Методические рекомендации. Выполнение комплекса артикуляционных упражнений сопровождается показом картинок-символов. Применение символов будет более эффективным, если они предварительно спрятаны в песке. Задача ребенка найти картинку, (“раскопать”), а потом, называя ее выполнить артикуляционное упражнение. Кстати, искать картинки можно не только с помощью ладошек, но и используя вспомогательные средства: кисточки, щеточки, а также бумажные трубочки (в этом случае целью упражнения будет еще и развитие целенаправленной воздушной струи).

3. Лексико-грамматические упражнения “Веселая грамматика”.

Общая цель упражнений: формирование и развитие лексико-грамматических категорий.

Материал и оборудование: деревянный ящик с песком, миниатюрные фигурки по тематике: “Игрушки”, “Транспорт”, “Домашние и дикие животные”, “Домашние и дикие птицы”.

Упражнение “Назови ласково”.

Цель упражнения: формирование и развитие навыка образования уменьшительно-ласкательных форм существительных. Логопед называет большой предмет: “Это машина”. Далее дает задание ребенку найти маленький предмет, который заранее спрятан в песке. Обнаружив предмет, ребенок называет: “А это машинка”. Аналогично упражнение выполняется с другими предметами.

Упражнение “Чего не стало?”

Цель упражнения: формирование и развитие умения употреблять имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед использует миниатюрные игрушки и производит действия с ними. Логопед: “Что это?” Ребенок: “Это кубик”. Логопед: “Спрячь кубик в песок. Нет чего?” Ребенок: “Нет кубика”. Данное упражнение также выполняется с двумя и более предметами.

Упражнение “Нет кого?”

Цель упражнения: формирование и развитие умения употреблять имена существительные в родительном падеже. Возможны варианты: логопед прячет в песок фигурки животных, оставив на поверхности лишь хвост, лапы, или ухо. Ребенок должен отгадать, кто спрятался. Это упражнение логопед может включать в такие лексические темы, как: “Домашние и дикие животные”, “Домашние и дикие птицы”.

Упражнение “Чей хвост?”

Цель упражнения: формирование и развитие умения правильно образовывать притяжательные прилагательные от существительных. Задача ребенка: изменить слова по образцу: хвост лисы – лисий хвост, хвост зайца – заячий хвост. При выполнении упражнения логопед также может спрятать в песок животных (птиц), оставив на поверхности лишь хвост.

Упражнение “Найди маму”.

Цель упражнения: формирование и развитие навыка словообразования (употребление существительных – названий детенышей животных).

Методические рекомендации. Игра проводится в два этапа. На первом этапе на поверхности песочного листа выставлены миниатюрные игрушки из серии “Домашние животные”, в песке спрятаны детеныши собаки, кошки, коровы, лошади, козы. Ребенок, назвав всех взрослых животных, начинает искать в песке их детенышей. Результат своего поиска ребенок оречевляет и ставит фигурку детеныша рядом с “мамой”. При выполнении данного упражнения уместными будут и такие лексические темы, как: “Дикие животные”, “Домашние и дикие птицы” .

4. Упражнения, направленные на формирование и развитие навыков языкового анализа и синтеза.

Игровое упражнение “Слогин”.

Цель упражнения: формирование и развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов, развитие фонематического восприятия.

Материал и оборудование: заламинированные карточки с двусложными и трехсложными словами, разрезные картинки.

Методические рекомендации. Картинки спрятаны в песок не полностью: если это двусложное слово, ребенок видит, например, только первый слог, в трехсложных – первые два слога. Логопед читает начало слова, а ребенок, догадавшись, должен назвать конец слова. Можно поменяться ролями: ребенок называет (читает) первый слог, а взрослый – слог, следующий по смыслу.

Игровое упражнение “Фонетическая дорожка”.

Цель упражнения: развитие звуко-слогового анализа и синтеза, фонематического и пространственного восприятия.

Материал и оборудование : набор декоративных камней разного цвета, формы.

Методические рекомендации. Логопед дает инструкцию: “Давай построим с тобой дорожку. На песок выкладывай камушки, если услышишь звук [А]” (аналогично с другими звуками). Задача ребенка: распознать на слух заданный звук (в ряду звуков, слогов, слов в зависимости от уровня подготовленности обучающегося) и положить соответствующий камушек на начало дорожки. Начало дорожки и цвет камней заранее обсуждается с учеником. Исходной точкой является левый верхний угол или левый нижний угол песочного ящика (в соответствии с закономерностями направления письма и чтения – слева направо). Направления могут меняться в зависимости от целей занятия: например, в ходе данного упражнения обучающемуся дают задание не только внимательно слушать и выделять на слух тот или иной звук, но и выкладывать с помощью камней различные геометрические фигуры, а также букву, которая обозначает звук, который ученику нужно услышать. Цвет камней будет меняться в зависимости от изучаемых звуков (гласные – красные, согласные – синие (зеленые)).

Если ребенок уже хорошо выделяет на слух звуки, то на следующем этапе в упражнение можно включить слоги. Инструкции, схема выполнения аналогичные.

Игровое упражнение “Песочные буквы”.

Цель упражнения: формирование и развитие графического образа письменных букв.

Материал и оборудование : цветная галька или набор декоративных камней разного цвета, формы, трафареты для букв (пластмассовые или изготовленные из картона).

Методические рекомендации. Специалистом заранее подготавливается поднос с чистым, сухим песком и трафарет определенной буквы (изучаемой на занятии). По инструкции логопеда ребенок выкладывает трафарет на песочный лист и начинает указательным пальцем обводить заданную букву по контуру (буква может быть заглавной, строчной). В процессе обводки ребенок проговаривает букву с утрированной артикуляцией. Затем логопед дает творческое задание: украсить букву декоративными камнями или другим вспомогательным материалом: пуговицами, бусинками, мозаикой. В конце задания ребенок аккуратно убирает трафарет и демонстрирует получившуюся букву. Рядом с готовой буквой на песочном листе можно отработать навык самостоятельного написания графемы. Ошибки, неточности письма на песке легко исправляются, тем самым, не вызывая у ребенка негативизма, а лишь только повышая его мотивацию.

Конструирование “Домики для звуков”.

Цель упражнения: развитие звукового анализа, конструктивной способности, пространственного восприятия.

Материал и оборудование: детский строительный материал, предметные картинки, кирпичики с буквами, миниатюрные фигурки зверей (слоненок, лягушонок, акула, ослик).

Методические рекомендации . Можно предложить следующий вариант выполнения упражнения. На песке из кирпичиков выстроен так называемый “фундамент” для будущих “домиков”. Фундамент – это кирпичики с гласными [А], [О], [У], [И] (в качестве зрительной опоры). Для построения домиков используется набор детского строительного материала - кубики, цилиндры, призмы с заранее наклеенными на них предметными картинками. В названии каждой картинки присутствует тот или иной ударный гласный, изучаемый на занятии.

Логопед предлагает ребенку построить домики для зверей (например, для лягушонка, слоненка, акулы и ослика), которые являются гостями на занятии. Логопед: “Сначала нужно правильно определить, кто где будет жить. А для этого давай назовем любимые песенки наших зверей”.

Ребенок называет персонажей и с направляющей помощью логопеда произносит соответствующие им звуки-песенки (для лягушонка - [И], для слоненка - [У], для акулы – [А] для ослика - [О]), расставляя фигурки рядом с заданными кирпичиками.

Затем по заданию логопеда ребенок выстраивает домики, выбирая нужные кубики с картинками, которые соответствуют заданному фундаменту – кирпичикам с гласными буквами. Логопед помогает ребенку четко называть картинки и выделять голосом ударный гласный. Данную игру можно провести и с подгруппой детей.

Аналогично выполняется упражнение, направленное на выделение согласных звуков в словах. Персонажи занятия выбираются в зависимости от изучаемых звуков.

Предлагаемые задания являются базовыми, их можно дополнить, разнообразить с учетом поставленной цели, достижения желаемого результата, и, самое главное, с учетом индивидуальных особенностей, возможностей младших школьников с ТНР. Комплекс представленных упражнений логопед может включать не только на индивидуальных, но и на подгрупповых занятиях.

Целенаправленная логопедическая работа, в ходе которой специалист активно использует технику песочной терапии, приводит к тому, что у младших школьников с ТНР снижается речевой негативизм, интенсивно развиваются формы и способы невербальной и вербальной коммуникации, формируются языковые умения и навыки, лексико-грамматические категории, а также высшие психические процессы (произвольное внимание, память, зрительное, тактильное восприятие).

Список литературы.

  1. Ахметшина (Малова) А.А. “Логопедическая работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра” // Научно-методический журнал “Логопед”, № 1/2010, с.10-14.
  2. Чиркина Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 2 (22).

Статья

Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда

Вотинцева Ирина Аркадьевна

История метода «Песочная терапия »
Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики , детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии . Автором метода «Терапия песком » , возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр , назвав их коррекционно-развивающими . Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.
Целеполагание
Дети нынешнего века, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, ставят перед современным педагогом задачи совершенствования дидактических приёмов, методов образовательно-информационной работы .
Моё профессиональное видение этой проблемы как психолога и логопеда , а так же глубокое изучение литературы по теме «Песочная терапия в коррекционной работе » и прохождение курсов «Метод песочной терапии и сказкотерапии » помогли мне по-новому взглянуть на выбор средств для оптимизации коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу , считаю, - довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.
Поэтому в моей коррекционно -педагогической деятельности особое место занимает специальная техника - песочная терапия (sand-play). Мною была поставлена цель и определены задачи.
Цель : создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми- логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно -образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия » .
Задачи :
Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;
Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память, когнитивные процессы;
Развивать мелкую моторику рук :
Обогащать и активизировать словарь родного языка;
Формировать лексико-грамматические категории языка;
Автоматизировать корригируемые звуки ;
Формировать у детей желание и умение коллекционировать, классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице ;
Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице .
Преимущества метода «Песочная терапия » (sand-play)
При выборе этого метода особенно ценным, на мой взгляд, является реализация принципа природосообразности процесса обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями :
Песок - природный материал, обладающий собственной энергетикой,
Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми,
Песок - загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка - своей податливостью, способностью принимать любе формы : быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным,
Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга,
Погружение обеих рук в песок , а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук,
Для дошкольников - это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.
Предполагаемый результат :
У детей интенсивно развиты высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, воображение, когнитивные процессы, а так же речь,
Сформированы речевые навыки общения,
Развита «тактильная» чувствительность, как основа «ручного интеллекта» ,
Обогащён и закреплён словарь родного языка (способом моделирования ситуации - создание своеобразной демоверсии,
Дети свободно используют грамматические категории языка,
Автоматизированы корригируемые звуки ,
Детям дана новая площадка, создана мотивация для получения знаний,
У детей достаточно сформированы коммуникативные навыки взаимодействия в группе,
Усилено желание детей узнавать новое, экспериментировать, повторять положительный эмоциональный опыт.
Организация песочницы
Песочница представляет собой деревянный ящик размером 50х70х10 см, (это соответствует объему поля зрительного восприятия и не создаёт ощущение бездонной ямы). Традиционное сочетание цветов - цвет дерева и голубой, в который окрашиваются борта и дно.
Песок должен быть сертифицирован. Один раз в 2-3 месяца его необходимо мыть и сушить, или насыпать новый.
Коллекция миниатюрных фигурок :
Люди (разного возраста, пола, представители профессий, персонажи сказок, герои мультфильмов и т. д. ,
Животный мир (древние животные, дикие, домашние, северные, жарких стран, сказочные; птицы, рыбы, насекомые; животные, в названии которых есть заданные звуки,
Транспорт разного назначения,
Растительный мир (деревья, трава, цветы, фрукты, овощи и др.)
Символы социализации (дома, постройки, заборы, предметы быта, орудия труда и др. ,
Символические предметы (бусы, пуговицы, кристаллы и др. ,
Природный материал (ракушки, камни, шишки, веточки и др.)
Конструкт занятия
Этап
Название этапа
Цель этапа
1
Мотивационный
Сообщение темы, цели занятия
2
Супервижн -
выставка фигурок и предметов к занятию
Дать детям возможность выбора необходимых предметов по их собственному желанию с учётом поставленных задач
3
Ритуал входа
«Узаконить» правила от лица главного персонажа песочницы , определить задание. Это может быть Королева песка, Принцесса Песчинка, Песочный верблюд . В нашей песочнице - это Черепаша-Умняша
4
Основной коррекционный
Решение коррекционно -образовательных задач непосредственно
5
Ритуал выхода
Рефлексия, подведение итогов, прощание с главным персонажем песочницы
Направления коррекционной работы
Работа строится по всем направлениям коррекционного воздействия :
Дыхательная гимнастика
Пальчиковый практикум
Артикуляционная гимнастика
Автоматизация звуков

Формирование слоговой структуры слова

Обучение грамоте
Развитие связной речи
Мною были разработаны игры и упражнения для индивидуальных и подгрупповых
занятий в песочнице по всем направлениям коррекционной работы .
Игры и упражнения по всем направлениям коррекционной работы
Развитие диафрагмального дыхания
Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок , ребёнок открывает изображение.
Помоги зайцу. В песке углубления - «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.
Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.
Добрый великан. Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.
Пальчиковый практикум
Развитие тактильно-кинестетических ощущений
Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки)
Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке
«Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы»
Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек» )
Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев
(все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно)
«Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера
Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок
Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок
Ладони погружены глубоко в песок . Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка
В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки» , «Колечки» )
Артикуляционная гимнастика
Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку»
Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл» , пальцами в такт двигать в толще песка
Качели. Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении
Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п» , ладонью легко похлопывать по песку.
Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.
Автоматизация звуков
Горочка. Набрать песок в руку . Насыпать горку, произнося коррегируемый звук .
Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку .
Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы, произнося коррегируемый звук .
Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком, произнося корригируемый звук .
Развитие фонематического слуха
Спрячь ручки. Прятать руки в песок , услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов , затем среди слов).
Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.
Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город
Формирование слоговой структуры слова
Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна» , сколько частей в слове и посчитать.
Совершенствование лексико-грамматических категорий
Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке , ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн. ч.
Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.
Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий :
предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед) ;
приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили) ;
наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)

Михайлова Юлия Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №20 "Росинка" комбинированного вида"
Населённый пункт: город Березовский, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование песочной терапии в работе учителя–логопеда
Дата публикации: 21.06.2018
Раздел: дошкольное образование

Аннотация:

Один из поддатливых природных материалов – это песок. Его

использование в логопедической практике может оказывать благоприятное

воздействие на эмоциональное, развивающее и тактильное восприятие у

ребенка. Через создание игровой мотивации повышается внимание, что

способствует благоприятному воздействию на развитие мотивации к

образовательному и познавательному процессам. Использование метода

работы с песком возможно с самого младшего возрастного развития ребенка.

«Песочная терапия в работе с детьми с диагнозом Алалия».

Использование игр, связанных с песком, оказывают положительное

развивающее воздействие. Песок является распространенным природным

материалом,

использование

обладает

расслабляющим

действием.

Песочная

формирования

психического

здоровья

познавательного развития детей в любом возрасте.

В чем заключается «сила» песка? Он обладает особенными свойствами.

Песок – очень податливый инструмент для творчества. Изображения из него

можно изменять в любой момент. Работать с песком может каждый, даже

кто не обладает художественными способностями. Мельчайшие песчинки, из

активизируют

чувствительные

кончиках

пальцев и нервные окончания на ладонях. Рисунки или построение фигур на

формируют

саморегуляцию

самоконтроль.

Сосредоточенность

расслабляет

помогает

побороть негативные эмоции.

Метод песочной терапии был создан в 1929 году, авторами его являются

щвейцарский

психолог

английский

психотерапевт

Ловенфельд, швейцарский детский терапевт Д. Кальф. В основе данного

метода лежит формирование у детей активного воображения.

Отмечают разнообразие игр с песком. Обучающие игры способствуют

овладению процессом чтения, письма, грамоты и счета. Познавательные

игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира.

Проектные игры открывают потенциальные возможности ребенка,

развивают его творчество и фантазию. Использование песочной терапии на

логопедических занятиях способствуют расширению словарного запаса,

коррекции звукопроизношения, помогают освоению звуко-слогового анализа

и синтеза слов, развитию фонематического слуха, способствуют

формированию связной речи, лексико-грамматических представлений,

помогают в изучении букв, освоению навыков чтения и письма, развивают

тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, снимают мышечную

напряженность, совершенствуют зрительно-пространственную

ориентировку. В песочной игре ребенок и взрослый легко обмениваются

идеями, чувствами, что позволяет построить доверительные, партнерские

отношения друг с другом. Такое отношение взрослого и ребенка

помогаетпреодолевать трудности в общении, развивать мышление и

речевые способности у детей.

песочной терапии. В качестве песочницы используется водонепроницаемый

ящик, размеры которого составляют 50 см. – 70 см. – 8 см. Где 50 см.-70 см. –

это размер поля, а 8 см. – это глубина ящика с песком. Такой размер

песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Для

размером 100 см. – 140 см. – 8 см. Материалом для изготовления песочницы

использоваться пластиковые ящики, но в них песок «не дышит». Дно и борта

ящика (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашивают в

голубой цвет. Таким образом, дно и символизирует воду, а борта ящика –

небо. Голубой цвет оказывает успокаивающее действие, но можно

окрашивать поверхность ящиков в один или несколько цветов. Ящик или

емкость наполняют на половину или на одну треть в объеме песком. Он

должен быть заранее подготовленным и очищенным. Песок промывают и

просеивают, затем прокаливают в духовом шкафу. Очищение песка

производят не реже одного раза в месяц. Песок необходимо пересыпать из

песочницы, просеять, помыть и снова прокалить.

Для проведения занятий и игр можно использовать миниатюрные

предметы

Применяют

классификацию

предметов:

отличающиеся возрастом, профессиями, культурой; 2) животные и птицы

(домашние, дикие). 3) обитатели водного мира (рыбы, моллюски, крабы). 4)

жилища людей с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель

различных

культур).

растения

кустарники).

небесного

пространства

радуга, облака). 7) транспортные средства (наземный, воздушный, водный

гражданского

военного

назначения

фантастические

средства

передвижения).

обитания

человека

дорожные знаки). 9) объекты ландшафта (горы, вулканы). 10) украшения и

аксессуары

пуговицы,

естественные

природные

предметы

(кристаллы,

раковины,

металла, отполированные водой или закругленные камушки, декоративные

растений).

фантастические

персонажи

мультфильмов, сказок, добрые и отрицательные фигурки).

Существует пять правил организации игрового процесса песочной терапии:

Демонстрация

знакомство

песочницей.

Демонстрация

коллекции фигурок (не более трех за один период занятия). 3. Знакомство с

правилами игр на песке, выполнение которых необходимо соблюдать на

протяжении

Формулировка

инструкций

играм, основное содержание занятия. 5. Завершение занятия, ритуал выхода

из песочницы.

Главная цель песочной терапии

- «не переделать» ребенка, а дать

возможность быть самим собой, научить уважать себя таким, какой он есть.

Перед началом игры с песком, необходимо проговорить с детьми правила

игры в песочнице. В этом поможет стихотворение автора Т.М. Грабенко:

«Вредных нет детей в стране – Ведь не место им в песке! Здесь нельзя

кусаться,

кидаться!

разорять!

Громко тоже не кричать. Можно строить и чудить. Можно много сотворить:

Горы, реки и моря. Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня? Или надо

повторить, Чтоб запомнить и дружить?! Песок-мирная страна. Вы запомнили,

упражнений,

используемых

песке. «Чувствительные

– Положите ладошки на

песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. Откройте глазки, расскажите,

почувствовали

(взрослый

Сделайте

самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

Положите ладошки на песок и скользите по поверхности песка как змейка

или машина. Попробуйте, дети, пройти пройтись ладошками как большой

маленький

слоненок,

Оставьте

отпечатки

ладошек, кулачков, ребер ладоней. Изобразите на песке узоры и рисунки –

солнышко,

Взрослый

показывает

повторяет.

Взрослый

предлагает

ребенку «пройтись» или дотронуться каждым пальчиком правой и левой

руки поочередно. Затем просеять песок сквозь пальцы или из сложенных

пальцев в щепотку просеять песок, который может быть окрашен в другой

цвет или быть контрастным по фактуре. Разложите вместе с ребенком разные

по размеру и структуре камушки или природный материал, постройте из них

разные фигурки или геометрические формы. Можете выложить с помощью

фишек геометрические фигуры, которые могут различаться друг от друга по

проведите

игрушечную

песочным

дорожкам или лабиринтам, построенным ранее на песке. Вместе можете

может «поиграть» пальчиками на поверхности песка как на пианино или

клавиатуре компьютера.

Попробуйте выполнить с ребенком задания, развивающие фантазию.

Первоначально просейте песок через сито, нарисуйте узор кисточкой или

палочкой.

Нарисуйте

фантастический

разместите

игрушки, постарайтесь составить рассказ о возникшем мире, пусть ребенок

озвучит игрушки-персонажи и отвечает на вопросы или составляет рассказ от

их имени.

Существует многообразие песочных игр и упражнений, которые развивают

воображение

фантазию.

относятся

построенные

«Дорожки из песка». Покажите ребенку как набрать в горсть сухой песок и

медленно высыпать его, при этом создавая различные фигуры, например,

дорожки к домику зайчика или медвежонка. Песочницу можно использовать

для того, чтобы находить спрятанные в ней на небольшой глубине фигурки

игрушек или животных. Похожая игра «Волшебный мешочек». Во втором

варианте игры ребенку можно предложить находить буквы, закопанные в

песочнице, называть их и придумывать слова, в которых есть данные буквы.

Можно «лепить»

буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. В игре

ребенок может превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д.

ребенком

составлять

проговаривать их. Данное упражнение позволяет ребенку легче овладеть

запоминанием

названий

печатными, затем письменными буквами. Делать это пальчиком одной руки,

потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить

работоспособность ребенка, ошибке на песке исправить легче, чем на бумаге

– это дает возможность ребенку ощущать себя успешным и уверенным при

работе с податливым материалом из песка. Игра «Назови звук» (автор Н.В.

Дурова): Взрослый предлагает детям разрыть в песке небольшие лунки для

теннисного мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребенка и называет

длительно любой согласный звук. Ребенок слушает педагога или родителя и

повторяет звук и при этом перекатывает мяч пальчиком обратно в лунку

педагога. Затем, от звуков можно переходить к повторению слогов и слов.

Пример: С-с-с; су-су-су; СС-сусу-мка. Д-д-д; до-до-до; дд-додо-м. Р-р-р-, ро-

ро-ро;рр-роро-т.

проводить

трудностями

произношения

различения

овладеть

произносительными навыками. Задания на различение звуков С-Ш в слогах.

Ребенок повторяет за взрослым слоги: ас-аш, аш-ас, са-ша, ша-са; затем: ос-

ош, ош-ос, со-шо, шо-со.; ус-уш, уш-ус, су-шу, шу-су.

«Различение звуков С-Ш» на примере слов. В песок можно спрятать

картинки или фигурки, на которых изображены следующие предметы: сом,

санки, шапка, сумка, шуба, шорты или другие. Ребенок длительно произносит

взрослым

повторяет

полностью.

подбирать

определенным

закреплять

правильное произношение в логах и словах. Различение звуков С-Ш в словах

с использованием песочной терапии: взрослый предлагает ребенку «найти

клад». Ребенок достает по одной из ящика фигурки или картинки и называет

их изображения. Например: самолет, шкаф, стол, машина, собака, лошадь,

сова, сумка и др. Площадь коробки с песком делится на две части. Ребенку

предлагают на одну половину коробки положить фигурки со звуком «С», на

различение

взрослый перед ребенком раскладывает картинки, на которых изображены

животные, ребенок должен назвать их и разложить по двум колонкам (кот

«к» - твердый согласный звук; кит «кь»-мягкий согласный звук; мышка «м» -

«мь»-мягкий;

«бь»-мягкий).

«Деление слов на слоги» : детям предлагают нарисовать на песке домики с

четырьмя

окошками,

разместить

картинки, распределить по количеству слогов. 1. Дом, кот, сом, рот. 2. Ле-то,

мо-ре, ло-то, ли-са. 3. Ку-би-ки, бе-ге-мот, ра-ке-та, бу-ма-га. 4. Че-ре-па-ха,

те-ле-ви-зор. Сначала дети могут отхлопывать слова и считать количество

слогов в них. Игра «Город звуков» : взрослый предлагает ребенку выбрать

фигурки или картинки, в названиях которых есть заранее названный звук (в

следующей игре он может быть другим). Ребенок раскладывает фигурки,

называет их, затем взрослый просит составить предложения или рассказать о

них. Ребенок может составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Игра «Чей это след?» : на влажном песке вместе с ребенком можно оставлять

следы от колес игрушечной машинки, животных, пуговиц разных размеров,

семян гороха и других растений. Ребенок должен отгадать, чей это отпечаток

и составить рассказ о нем. Составьте с ребенком песочную аппликацию: с

нанесите

посыпьте

разноцветным и высушенным заранее. Изобразите: дом лес, небо и солнце и

др., затем стряхните лист и просушите картину.

Желаем приятных занятий и игр с песком!

« П есочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

учитель-логопед МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 15 VII вида г.Березники Пермского края

Черткова Ирина Юрьевна

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка.

«Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна и Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб.: Речь, 2002. – 224 с.

    Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: методический практикум по песочной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб., 1999.- 340с.

    Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.

    Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. Над этими работами трудились такие авторы как М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.

По мнению В.М.Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Это

  • Логопедический массаж. Он бесспорно необходим ребенку с дизартрией.
  • Массаж языка.
  • Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины.
  • Су-Джок терапия обосновывается взаимовлиянием отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.

    Японская методика пальцевого массажа – массаж большого пальца повышает активность мозга. Если дети при речи волнуются и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение. Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа. В нее вошли: растирание подушечек пальцев, массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс», массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами, массаж «четками».

    В коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы коррекционного воздействия: фито, арома, хромо и др. виды терапий.

    Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. К этим методам относятся

  • Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.
  • Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
  • Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
  • Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
  • Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
  • Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.
  • Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.

    Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

    Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

    Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

    Поиграйте в песок вместе с ребенком. Положите ладони на песок и расскажите ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

    Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проэктивные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

    Игры с песком

  • развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • снимают мышечную напряжённость;
  • помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
  • развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
  • стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
  • позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
  • преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
  • развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

    Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в дет саду, в логопедическом кабинете.

    Общие условия организации песочной терапии.

    В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 - размер поля, а 8 - глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

    Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

    Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта - небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

    Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

    Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

  • люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;
  • наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
  • летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
  • обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
  • жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
  • домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
  • объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
  • транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
  • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
  • объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
  • аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
  • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
  • фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
  • злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

    Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

    Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

    Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

    Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

    Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

    Вредных нет детей в стране -
    Ведь не место им в песке!
    Здесь нельзя кусаться, драться
    И в глаза песком кидаться!
    Стран чужих не разорять!
    Песок - мирная страна.
    Можно строить и чудить,
    Можно много сотворить:
    Горы, реки и моря,
    Чтобы жизнь вокруг была.
    Дети, поняли меня?
    Или надо повторить?!
    Чтоб запомнить и дружить!

    Желаем удачи!