Легендарный меч в камне. Мечи в камне Мифы и легенды человечества меч в камне


Существуют мечи, окутанные легендами, которые подпитаны выдуманными и реальными кровавыми историями противостояний. Меч – это единственное оружие, которое и в сказке, и в истории оставило след. Предлагаем познакомиться с мечами, легенды о которых могут оказаться реальностью, и рассказы, о которых заставляют усомниться в их правде.

Меч в камне


В то время, как легенды о короле Артуре относят к жанру народных сказаний и мифов, есть свидетельство тому, что рассказ о мече в камне может оказаться реальностью. В часовне городка Монтесьепи в Италии находится настоящий меч в камне, который может стать разгадкой происхождения легенды об Экскалибуре. Не лишним будет вспомнить историю канонизации тосканского рыцаря Галгано Гвидотти, который и вонзил меч в камень, показывая Архангелу Михаилу, что с грехами также сложно расстаться, как расколоть камень мечом. Дело в том, что первоначально в легенде об Артуре упоминания о мече не было, а появилось оно уже после истории с тосканским рыцарем. Многие сомневаются, что меч из итальянской часовни действительно принадлежал рыцарю, но то, что он был сделан в 12 веке сомневаться не приходится, так как этот факт был доказан исследователем Луиджи Гарласчелли из Университета Павии в результате радиоуглеродного анализа.


Легенда о мече кусанаги, известного под названием «меч в змее», рассказывает о том, что его нашли в теле дракона с восьмью головами, который был убит богом грозы и морей. Меч всегда считался символом могущества и доблести императоров Японии и свидетельством того, что японская династия имеет небесное происхождение, а именно происходит от богини Солнца и имеет полное право на власть. На протяжении нескольких веков меч никто не видел, но принято считать, что он находится в святилище Атсута в Нагано. Во время коронации императора его выносят на церемонию, но так как он всегда завернут в материю, никто толком его не видел. Во всем мире гадают, существует ли меч на самом деле. В документах и в устных рассказах меч упоминают, но это не является подтверждением его существования. В конце Второй мировой войны, когда император Японии отрекся от божественного происхождения своей власти, приказал все же хранить и оберегать императорские регалии, к которым меч и относится.


Уже несколько столетий в скале над часовней Нотр-Дам в Рокамадуре, Франция, торчит святой меч Дюрандаль, который в свое время, как утверждает легенда, воткнул рыцарь Роланд, чтобы тот не достался врагам. Более десяти столетий паломники посещали это святое место, пока местные власти в 2011 году не вырезали меч из горы, и не перенесли его в музей Средневековья. Как всегда возникают сомнения по поводу оригинальности меча. Рыцарь Роланд - известная историческая личность, а битва, в которой он погиб, упоминается в документах, но произошла она в другом месте, в долине Ронсенваль, и вряд ли герой смог бы метнуть меч на сотни километров. Впервые о мече заговорили монахи часовни Рокамадура спустя сотни лет, тогда же и появилась «Песнь о Роланде». Дело в том, что в часовне Рональд начинал свое последнее путешествие.

Проклятие мечей Мурамаса


Известно, что Муромаса – это японский мечник и кузнец, который, по легенде, постоянно молил богов, чтобы они наделили его мечи самой разрушительной силой. И боги услышали мастера, и наделили его уникального качества мечи кровожадным демоном. С тех пор многие владельцы меча либо сходили с ума, либо были убиты. Дело в том, что оружие постоянно должно подпитываться кровью, а если хозяин некоторое время не принимал участие в битвах, то погибал сам. Поэтому и возникла версия о проклятии, которым были награждены мечи Мурамасы. В результате приказом сегуна Токугава Иэясу, у которого умерли практически все члены семьи (дед погиб от меча, а отец и сам сегун были им ранены), было запрещено их использовать. По легенде, жена и приемный сын сегуна тоже погибли от меча. Но, возможно, дело не в проклятиях, а в том, что это оружие часто использовали в то время в Японии, так как оно было очень качественным, и его массово выпускали мастера школы Мурамасы на протяжении столетий. А все, что случилось с семьей сегуна, можно считать совпадением.

Мечи Хондзе Масамунэ


В отличие от кровожадных мечей Мурамаса, которые официально были запрещены в Японии, мечи мечника и кузнеца Масамунэ считались национальным достоянием. По легенде, когда оба мастера соревновались, чей же меч лучше, меч Масамунэ при опускании в реку не разрезал ничего не заслуживающее смерти на своем пути, к чему прикасался, даже воздух, в отличие от оружия Мурамасы. Еще одна загадочная история связана с Масамунэ. В конце Второй мировой войны один из мечей попал в руки американского солдата, сержанта Колди Бимору, и он отвез его, как сувенир, на родину. Но ни солдат, ни меч не были найдены. Несмотря на многомиллионную стоимость и большую ценность меча, коллекционерам за десятки лет так и не удалось найти легендарный меч.


Легендарный меч, способный в течение дня менять свой цвет до тридцати раз, принадлежал императору Римской империи Карлу Великому. В солнечный день, по легенде, меч светился ярче Солнца. С 1271 года в церемонии коронаций во Франции участвовали два меча Жуаёз, чего просто не могло быть, так как он уникален, поэтому нельзя определить, какой же из них настоящий. Меч, что находится в Лувре, пережил много изменений, и самой старой его частью считается рукоятка, которая датируется 10-11 веками, а император умер в 813 году, то есть меч никак не мог ему принадлежать. В Австрии в Имперской сокровищнице находится сабля Карла Великого, которая тоже претендует на то, чтобы называться Жуаёз. Но она тоже датируется 10 веком, что исключает все предположения. Есть версия, что меч принадлежал вождю Гуннов Аттиле, но знатоки истории отвергают и эту версию.


Еще одна легенда требует доказательств. В этот раз, это касается меча святого Петра, которым он отсек ухо помощнику верховного жреца в Гефсиманском саду. По легенде, меч и святой Грааль были перевезены в Англию Иосифом Аримафейским, но в 986 году он оказывается в Польше, но тот ли это был меч, не известно. Несмотря на сомнения, меч считался реликвией и остался в городе Познань. Нельзя с уверенностью утверждать, что меч принадлежал Петру, так как по результатам анализа оружие было изготовлено уже после смерти апостола. Экземпляр, который находится в Польше, был изготовлен в восточной части римской империи и во времена Петра не использовался.


По легенде, Уильям Уоллес, герой фильма «Храброе сердце», использовал кожу убиенного им казначея Шотландии, Хью де Крессингхэма, для изготовления портупеи. Еще есть упоминание о том, что кожу убитого Уоллес пустил на подпруги на седле. Но так как эти легенды рассказывали англичане, которые хотели подчеркнуть кровожадность Уоллеса, то нельзя всему верить. По другой легенде, король Яков IV потребовал заменить ножны, рукоятку и портупею, изготовленные из кожи Крессингхэма, на другие подходящие для легендарного меча материалы. Вопрос о принадлежности меча Уоллесу тоже остается открытым, так как правда затерялась в прошлом.


В склепе в Китае в 1965 году археологи нашли удивительный меч. Дело в том, что, не смотря на возраст, а ему было более двух тысяч лет, на мече не было ни ржавчины, ни повреждений, а лезвие было таким острым, что один из членов экспедиции поранился. Кроме этого, всех впечатлила филигранная гравировка, которая не могла быть так искусно выполнена в то время. Меч стал настоящей загадкой для специалистов. При исследовании гравировки было выяснено, что легендарный меч принадлежал царю Юэ и упоминался в «Утерянной истории Юэ». По легенде, в коллекции Гоуцзяня это был единственный великолепный и достойный меч, изготовленный силами Неба и Земли.
Почему же меч не стал подвластен времени? Мечники того времени пользовались высокого уровня технологиями металлургии, в результате чего, получили антикоррозийный сплав, из которого лезвие и выполнено. Кроме специальных сплавов, мечи обрабатывались особенными составами, а ножны были воздухонепроницаемыми, что и помогло оружию сохранить первозданный вид в течение двух тысячелетий.


В документе, который описывает раннюю историю Японии, было упоминание о мече Нихон секи, принадлежащем императрице-шаману Дзингу. А в конце Второй мировой войны в Японии, в Исоноками-дзингу, нашли необычный меч с шестью ответвлениями (седьмым считалось лезвие). Время оставило свой след на состоянии меча, но надпись, которую смогли расшифровать гласила, что это подарок японскому императору от короля Кореи. Исоноками-дзингу и время, когда меч Нихон секи был изготовлен, совпадало с упоминаниями в достоверных источниках Китая, Японии и Кореи. Таким образом, было найдено реальное подтверждение легенды.


Музей в Бургосе, Испания, гордится одним своим экспонатом, а именно, мечом, который мог принадлежать Эль Сиду, участнику Реконкисты и герою Испании, отстаивавшему и христиан, и мусульман. Враги боялись не только самого легендарного героя, но и упоминания о мече, о чем свидетельствует поэма «Слово об Эль Сиде». До того как меч стали передавать из поколения в поколение в семье Фальс, маркиз получил его из рук короля Фердинанда в 1516 году. В 1944 году оружие передали на хранение в Музей военного искусства Мадрида, где он находился следующие 60 лет. После того, как маркиз продал меч для выставки в музее Бургоса, в министерстве культуры появилась информация, что он изготовлен позднее указанного периода, и не мог принадлежать Эль Сиду. Но негосударственная экспертиза опровергла заявление министерства.

Ульфберхт


Мечи викингов Ульфберхт, существовавшие тысячи лет, снискали славу не только боевыми подвигами, но и качеством стали, которая другим народам Европы в то время не была доступным. Низкоуглеродистая сталь меча с логотипом “+ULFBERH+T” по прочности могла сравниться только с современным материалом. Таким качеством стали Европа овладела только в период Промышленной революции. Существует версия, что такую сталь, викинги привозили из Ирана и Афганистана. А еще до сих пор неизвестно, был ли Ульфберхт одним человеком или группой мастеров.

Мифы и легенды, дошедшие до нас с давних времен, имеют в своей основе некоторые реальные события. Многие чудеса и реликвии, описываемые в древних преданиях, по сей день будоражат умы не только ученых, но и обычных людей. Меч в камне, сохранившийся до наших дней, — прямое тому доказательство. Реликвия эта упоминается в легендах о славном короле Артуре и сказаниях о рыцаре Гальгано.
Средние века
Представьте себе: средневековая Англия, мрачный Лондон, с его темными улочками, мутными водами Темзы, покосившимися домиками и промозглой погодой. Жители города вздрагивают от каждого шороха и живут в ожидании очередного нападения римлян. Совсем недавно закончились жестокие гонения на христиан, и сравнительно молодая религия понемногу укрепляет свои позиции в душах людей.
Любое событие, происходившее в ту эпоху, вызывало у народа неподдельный интерес и повышенное внимание. Что уж говорить о смерти монарха! Практически национальная трагедия. Дворянство точит мечи и готовит доспехи, чтобы под лязг оружия в кровопролитной битве посадить на освободившийся престол своего ставленника. Простые люди затаились у себя в домах и молятся, чтобы сильные мира сего поскорее определились с выбором и в страну снова вернулся порядок, на время уступивший место хаосу.
Тайна за семью печатями
С молитвой на устах отошел в мир иной славный правитель Англии Утер Пендрагон. После себя он оставил единственного наследника — сына Артура, у которого и в мыслях не было, что его отец не барон Эктор, а сам король бриттов. У королевской четы, как у всякой уважающей себя семьи, была своя тайна. Много лет назад жил в Корнуолле герцог Тинтагильский со своей прекрасной и мудрой женой Игрейной. Как-то раз король, узнав про красоту герцогини, пригласил герцога в гости и велел привезти с собой жену. Увидев молодую женщину, Утер Пендрагон потерял голову. Теперь все его мысли занимала прекрасная Игрейна. Но красавица наотрез отказалась изменить мужу, и тогда придворный волшебник Мерлин прибегнул к магии: несколько заклинаний, и король принял облик герцога. Ничего не подозревающая женщина впустила законного, как она полагала, супруга в спальню. Итогом проведенной вместе ночи стал ребенок, которого, по настоянию Мерлина, отдали на воспитание в семью уважаемого барона Эктора. Так, вдали от людских глаз и рос наследник престола. Но настоящий отец не спешил открывать тайну происхождения Артура и уж тем более возлагать на него королевские обязанности. Но перед смертью, предвидя разлад в стране и борьбу за корону, он успел дать наставления Мерлину по поводу своего сына: «Даю ему Божье благословение и мое, пусть молится за упокой моей души и пусть по чести и по праву требует себе мою корону, иначе же нет ему моего благословения».
Законный наследник
После смерти короля архиепископ Кентерберийский, опять же по совету Мерлина, отправил всем рыцарям и баронам Англии послание, чтобы те прибыли в Лондон к Рождеству и решили дальнейшую судьбу страны — без кровопролития, с помощью молитвы. По этому случаю многие собравшиеся получили отпущение грехов, чтобы молитвы, произнесенные ими, были угодны Господу. И произошло чудо. Пока собравшиеся молились, во дворе храма «узрели люди большой камень о четырех углах, подобный мраморному надгробью, посередине на нем — будто стальная наковальня в фут вышиной, а в нее воткнут чудный меч и вокруг него золотые письмена: «Кто вытащит сей меч из наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землей английской»». Многие присутствующие пытались вытащить меч, но безуспешно. Тогда решили, что любой желающий может испытать судьбу и попробовать этим весьма необычным способом занять английский престол. Над камнем возвели шатер и стали ожидать наследника.
Некоторое время спустя ничего не подозревающий Артур вместе со своим братом Кэем отправился в Лондон на турнир, посвященный празднованию Нового года. На беду или на счастье. Артур забыл меч брата и, чтобы не опозорить Кэя, прибыв на место, бросился на поиски достойной замены. Далее произошло вот что. Юноша наткнулся на шатер, который никем не охранялся, зашел, увидел меч. Легко вытащил его и помчался на турнир доставить брату трофей. Каково же было удивление собравшихся там рыцарей, когда на поединок вышел молодой человек, крепко сжимающий в руках оружие, дающее ему полное право называться королем Англии. После расспросов выяснилось, что это Артур вытащил знаменитый меч. Так, с великого чуда началась в Англии эпоха правления легендарного короля Артура. Считается, что этот меч, увы, не сохранился, доблестный Артур просто сломал его во время очередного сражения.
Аббатство Сан-Гальгано
Руины некогда богатейшего аббатства Сан-Гальгано величественно возвышаются в живописном уголке итальянского города Тоскана. Еще в XVII веке аббатство прекратило свое существование, но до сих пор разрушенное здание привлекает туристов со всего мира. Причиной тому — меч, воткнутый с какой-то нечеловеческой силой в обломок скалы. Итальянцы очень любят рассказывать впечатлительным туристам, что именно этот меч принадлежал когда-то королю Артуру, а легенда о великом правителе и его рыцарях зародилась в Италии, а не в Англии. Спорить с эмоциональными итальянцами бесполезно, их даже не смущает тот факт, что, по легенде, Артур сломал свое оружие, а меч из аббатства цел и невредим.
Легенда о злодее-праведнике
Аббатство было основано в 1218 году на месте захоронения останков святого Гальгано Гвидотти (1148-1181). В молодости он был рыцарем, который своими поступками наводил ужас на жителей окрестных деревень. Его жизнь сложно было назвать праведной: беспутство, пьянство и невообразимая жестокость. Продолжалось это ровно до тех пор, пока к погрязшему в грехах Гальгано не явился во сне архангел Михаил и не попытался наставить кровожадного рыцаря на путь истинный. Сон впечатлил Гальгано настолько, что желание дебоширить у рыцаря совершенно пропало. Он поселился в пещере и стал строго соблюдать пост. Пораженные родственники, узнав о такой перемене, попытались было отговорить неразумного, по их мнению, Гальгано, но безуспешно. Через некоторое время ему опять было видение: красивый храм, а на ступенях стоят Иисус Христос, Дева Мария и двенадцать апостолов. И голос с неба велит рыцарю отказаться от мирской жизни, стать отшельником и посвятить себя служению Господу. Гальгано возразил, что это так же трудно сделать, как воткнуть стальной меч в камень, и попробовал доказать невозможность выполнения задачи. Рыцарь взмахнул мечом и попытался ударить по скале, в полной уверенности, что меч сломается или отскочит от нее, но стальное оружие вошло в камень, как в подтаявшее масло. Из скалы осталась торчать лишь небольшая часть меча вместе с рукояткой. Со стороны эта композиция очень напоминала крест, стоящий на камне. Не смея более перечить высшим силам, рыцарь поселился в уединении и в дальнейшем сотворил много чудес.
Меч Гальгано до сих пор воткнут в камень, но пока не нашлось смельчака, чтобы, подобно Артуру, вытащить из камня оружие доблестного рыцаря. По преданию, у того, кто прикоснется к реликвии, отсохнут руки.
Необъяснимо, но факт
Изучением загадочного меча занимаются многие исследователи из разных стран. В 2001 году ученым удалось установить дату изготовления оружия. Каково же было их удивление, когда результаты исследований показали — меч изготовлен… в XII веке. Теперь, несмотря на все попытки объявить реликвию фальшивкой, сфабрикованной по новым технологиям, скептикам придется признать, что возраст меча в камне — девять веков.

«… И вот, в величайшей из церквей Лондона - был ли то собор Святого Павла, во Французской Книге не говорится, - задолго до наступления дня все сословия королевства собрались на молитву. И когда отошла заутреня и ранняя обедня, вдруг узрели люди во дворе храма против главного алтаря большой камень о четырёх углах, подобный мраморному надгробью, посредине на нём - будто стальная наковальня в фут вышиной, а под ней - чудный меч обнажённый и вкруг него золотые письмена: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землёй английской».

Подивились люди и поведали о том архиепископу…»

«…Тут отправились они [люди] к архиепископу и поведали ему, как извлечён был меч и кем. А в день Крещения Господня собрались туда все бароны, дабы ещё раз попытаться, кто пожелает, вытащить меч, и перед лицом их всех одному лишь Артуру удалось его вытащить.
Многие лорды тут разгневались и говорили, что позор превеликий им и всему королевству, если будет ими править худородный юнец. И такая тут разгорелась распря, что решено было отложить дело до Сретения Господня, а тогда всем баронам съехаться снова, до той же поры отрядили десять рыцарей денно и нощно сторожить меч, разбили шатёр над камнем и мечом и по пятеро стояли стражей…» Отметим, походя, кто таков был Томас Мэлори, автор книги, из которой взята вышеприведённая цитата.

Это был рыцарь XVI века, сидевший за разбой в Нью-Гейтской тюрьме в Лондоне. Ему, к счастью, была предоставлена счастливая возможностью заниматься там литературной деятельностью.

Свой знаменитый труд «Le Mort D’Arthure» («Смерть Артура») он назвал «Кратким изводом с Французской Книги», хотя, на самом деле, это не был перевод, а именно пересказ иноязычных и местных литературных произведений. Узник Нью-Гейта, он мог посещать близлежащую библиотеку монастыря ордена Святого Франциска. Предполагается, что совокупный объём литературных источников Мэлори - в основном, кстати, стихотворных, - в пять раз превышает объём написанной им самим книги.

Среди его источников почти наверняка были Кретьен де Труа (Chretien de Troyes), французский поэт XII века, и Гальфрид Монмутский (он же Джеффри из Монемуты), автор «Истории Бриттов» и «Жизни Мерлина», также датированных XII веком.

Заметим: у Гальфрида легенды о мече в камне нет (по крайней мере, в той редакции, на которую приведена ссылка), зато есть она у Кретьена де Труа. Это может быть довольно существенно, с географической точки зрения.
Как бы там ни было, а до настоящего времени превалировала идея о кельтском происхождении легенды о мече, застрявшем в камне (или, по версии Мэлори - под наковальней, стоящей на камне).

Легендарный меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует. Он находится не в каком-то Авалоне, конечно же, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Montesiepi, недалеко от Saint Galgano Abbey в Chiusdino, в Тоскане.

История такова.
В тридцати километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Галгано, некогда принадлежавшее ордену Цистерцианцев (ордена, примыкавшего к Бенедиктинцам). Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Галгано Гвидотти.
Этот Гвидотти вёл весьма распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение Архангела Михаила, и Гвидотти, бросив всё, сделался отшельником, а после смерти - в 1181 году - был причислен к лику святых.

О нём говорят, что, в знак своего отречения от мира - и войны - Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять, да три или четыре сантиметра лезвия, образуя крест.
По преданию, после смерти Гальгано, бесчисленное множество людей пыталось украсть меч. В часовне также хранятся мумифицированные руки одного из воришек, которые остались после того, как на него напала стая волков, которые, также по преданию, охраняли меч.
Историк-медиевалист Марио Моираги (Mario Moiraghi) полагает, что именно это предание легло в основу артуровского цикла. В пользу этого косвенно свидетельствует предположительное время появления произведений, легших в основу позднейших пересказов артуровского сюжета.

Кретьен де Труа написал свою поэму «Персеваль», в которой излагается история о мече в камне в 1190 году. Между 1210 и 1220 годами была создана немецкая версия мифа о Святом Граале (также обязательный атрибут артуровских циклов). И её автор - Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) так же сосредоточил своё внимание на Персевале (Парцифале).

В качестве ещё одного доказательства Моираги представляет свидетельство Дионизы, матери Святого Галгано (или Галгания) перед советом кардиналов, решавших вопрос о канонизации умершего в 1190 году.
По утверждению Моираги, Диониза изложила «все основные составляющие мифа о Круглом Столе»: рыцарь, превозмогающий все препоны на пути к своему идеалу, его поиск Святого Грааля (правда, в видении Галгано явилась не чаша, из которой пил Христос на Тайной Вечере, а некий текст, чьё значение он не мог понять); и в центре всего - меч. «Рыцарские» истории, привезённые торговцами из Персии, как раз в это время были очень популярны в Италии, и особенно - в Тоскани.
Нашлось у Моираги и объяснение, откуда взялся образ «Круглого Стола», за которым восседали рыцари Артура. Круглой была часовня, возведённая вокруг меча в камне. Характерная деталь, кстати: у Мэлори вокруг камня был возведён шатёр, где денно и нощно несли караул десять отборных рыцарей.

По мнению Моираги, более поздние авторы могли переиначить имя Галгано в Галвано - так что, в итоге, на свет появился Гавейн, сын Моргаузы и Лота Оркнейского, племянник Артура и один из лучших его рыцарей. В одном из сюжетов Гавейн даже выступил в роли посланника Короля Британии в Рим.
Меч Галгано изучали специалисты. Хотя меч считался подделкой, в течение многих лет, недавние исследования, доказали, что состав металла и стиль меча полностью соответствует периоду с 1100 по начало 1200-х. Это действительно металлический меч, выкованный, по всей видимости, как раз в те времена, когда жил легендарный святой. Стало быть, он появился раньше артуровских сюжетов в пересказе Кретьена де Труа и других. Но это не значит, что у кельтов не могло быть аналогичных сюжетов.
Ну и напоследок: в ходе исследования тосканского меча в камне, выяснилось, что под ним наличествует некая пустота. Церковные власти, впрочем, пока не дали разрешения на то, чтобы сдвинуть камень, поэтому учёным не известно, что скрывает под собой меч в камне.
В наши дни, он хранится под защитным стеклом, всё также в камне, в часовне и доступен для всех желающих.

Кстати, пока искал информацию об этом мече, обнаружил еще один:

La spada soprannominata Durlindana (Secondo il mito la spada di Rolando) trovata a Rocamadour, Francia.

Мечи знаменитых людей являются источниками легенд. Подпитываемые сказаниями о кровопролитиях и завоеваниях, на протяжении всей истории были мечи, слава которых доросла до мифических пропорций из-за тенденции людей смешивать факты и вымысел до такой степени, что они оказываются неотделимы друг от друга. Некоторые из этих мечей могут на самом деле быть ожившими легендами, однако истории других настолько странные, что невольно задумываешься об их правдивости. В мире нет другого вида оружия, которое бы оставило такой впечатляющий след в человеческой истории.

10. Меч в Камне (Sword In The Stone)

Хотя легенда о короле Артуре по большой части является частью фольклора и мифом, существуют доказательства того, что история о мече в камне может быть правдивой. В Часовне Монтесьепи (Monte Siepi), Италия, существует древний меч, воткнутый в камень, который вероятно является ключом к нахождению источника легенды.

Считается, что Святой Галгано Гвидотти (Saint Galgano) был тосканским рыцарем, которому Архангел Михаил приказал отказаться от грешных привычек. Галгано сказал, что это было бы также сложно как расколоть камень, и попытался доказать свою точку зрения разломав меч о неподалёку лежащий камень. По легенде, лезвие меча вонзилось в камень, как горячий нож в масло. Меч до сих пор находится в камне, где оставил его Галгано, отказавшийся после этого от грешной жизни.

После того как Святого Галгано канонизировали, рассказ о его святом мече быстро распространился среди народа. Легенда Экскалибура (Excalibur) появилась раньше, чем Галгано, но непосредственное упоминание меча в камне добавилось к легенде вскоре после Галгано. По теории, меч святого послужил реальным прототипом меча Артура в камне.

Конечно, всё зависит от того, принадлежал ли меч Галгано на самом деле. Многие считают, что происхождение меча может быть совсем не связано со святым. Однако, Луиджи Гарласчелли (Luigi Garlaschelli) из Павийского университета (University of Pavia) недавно провёл радиоуглеродный анализ меча, который показал, что меч был изготовлен в 12-ом веке, что совпадает с жизнью Святого Галгано, хотя это, конечно же, не является доказательством правдивости непосредственной истории.

9. Кусанаги-но цуруги (Kusanagi)


По легенде, Кусанаги («Меч, скашивающий траву») был найден в теле восьмиглавого дракона, убитого богом гроз и морей. Он является частью регалий японских императоров, символом того, что древняя японская династия императоров произошла от богини Солнца – доказательство богом данного права на власть.

Считается, что Кусанаги хранится в святилище Атсута (Atsuta shrine) в префектуре Нагано (Nagano Prefecture), хотя широкой публике он не показывается, и его никто не видел уже несколько веков. Меч иногда приносят на церемонию коронации императоров, но он всегда завёрнут в ткань. Хотя его никто никогда не видел, и о мече существуют упоминания только в псевдоисторических документах и устной истории, власти Японии продолжают заставлять весь мир гадать существует ли Кусанаги на самом деле - не опровергая, но и не подтверждая его существование.

Единственное официальное упоминание меча датируется концом Второй Мировой войны – хотя император отрёкся от своей божественной природы и происхождения, он всё же приказал хранителям регалий японских императоров «защищать регалии любым способом».

8. Дюрандаль (Durandal)


На протяжении сотен лет в горе над часовней Нотр-Дам (Notre Dame chapel) в Рокамадуре (Rocamadour), Франция торчит мистический меч. Монахи говорят, что это Дюрандаль, меч паладина Роланда (Roland). По легенде, Роланд вонзил святой меч в гору, чтобы им не завладели враги. С 12-го века часовня является местом паломничества. В 2011 году меч был извлечён из горы муниципальными властями и передан в Государственный музей Средневековья - термы и особняк Клюни (Cluny Museum), в Париже, для выставки.

Но является ли на самом деле этот меч Дюрандалем? Хотя битва, при которой Роланд погиб, является хорошо задокументированным событием, первое упоминание Дюрандаля можно найти в «Песне о Роланде» (The Song of Roland), сочинённой сотни лет спустя – примерно в тот же период, когда монахи начали утверждать, что меч принадлежит Роланду. Они, скорее всего, связали свой меч с Дюрандалем по той причине, что Рокамадур был началом его путешествия, хотя его последний бой случился в сотнях километрах отсюда, в Ронсенвальской долине (valley of Roncesvaux). Так что, к сожалению, это вряд ли меч Роланда, как бы ни хотели этого монахи, исключая возможность, что Роланд смог метнуть меч на пару сотен километров. И всё же, истинное происхождение меча остаётся полной загадкой.

7. Проклятый Мурамаса (Cursed Muramasas)


Мурамаса был древним японским мечевщиком, который, согласно легенде, молился, чтобы его мечи были «великими разрушителями». За невероятное качество его мечей боги решили выполнить его желание и вселили в мечи кровожадный дух, который, если его не подпитывать битвой, доводил владельца до самоубийства или убийства. Существует бесчисленное количество историй о том, как владельцы мечей Мурамаса сходили с ума или были убиты. Мечи считались проклятыми и были запрещены императорским указом.

Указ был принят сёгуном Токугава Иэясу (Shogun Tokugawa Ieyasu), который запретил мечи после того, как от них умерла почти вся его семья. Его дед был убит мечом Мурамаса, а сам Иэясу и его отец были ранены теми же мечами. В конце концов, его жена и приёмный сын были казнены якобы проклятыми мечами.

Но были ли мечи Мурамаса на самом деле проклятыми? Скорее всего, проблема Иэясу с мечами возникла просто из-за того, что они были невероятно популярными. Мурамаса – на самом деле не один человек, а целая школа мечевщиков, которую открыл непосредственно Мурамаса. Качественные мечи Мурамаса изготавливались почти целый век и японские воины часто ими пользовались. Тот факт, что мечи Мурамаса были использованы в стольких убийствах, связанных с сёгуном, является, конечно же, совпадением.

6. Хондзё Масамунэ (Honjo Masamune)


Противоположностью проклятых мечей Мурамаса являются мечи легендарного священника и мечевщика Масамунэ. Легенда гласит, что Масамунэ и Мурамаса проверяли, кто из них является лучшим мечевщиком, опуская лезвия в речку. В то время как меч Мурамаса разрезал всё, чего касался, меч Масамунэ не разрезал ничего, что было этого недостойно – даже воздух.

Хотя работы Масамунэ считаются национальными японскими достояниями, один из мечей так и не был найден. После капитуляции Японии во Второй Мировой войны, «Хондзё Масамунэ» был отдан американскому солдату, сержанту Колди Бимору (Sgt Coldy Bimore), который, скорее всего, забрал его домой в качестве сувенира. Загадочного американского солдата так и не нашли, как, впрочем, и самого меча. Несмотря на неоспоримую ценность меча (он оценивается в несколько миллионов долларов), коллекционеры мечей не приблизились ни на шаг к нахождению легендарного утерянного меча Масамунэ.

5. Жуаёз (Joyeuse)


Жуаёз, легендарный меч Карла Великого (King Charlemagne), по легенде менял свой цвет 30 раз за день и был настолько ярок, что затмевал Солнце. Начиная как минимум с 1271 года, два меча под названием Жуаёз были частью церемонии коронации во Франции. Но так как два меча не могут быть знаменитым Жуаёзом, тайна того, какой из них на самом деле является мечом «императора Римской империи» (Holy Roman Emperor), остаётся нераскрытой.

Жуаёз, находящийся в Лувре (Louvre), перенёс сильные изменения за свою длительную историю. Самой старой его частью является рукоятка, происхождение которой недавние исследования датировали промежутком с 10-го по 11-й век. Карл Великий скончался в 813 году, так что меч немного не совпадает с жизнью императора Священной Римской Империи.

Другим претендентом на звание является «Сабля Карла Великого», расположенная в Венской сокровищнице (Imperial Treasury) в Австрии. Неизвестно, как она стала частью французских Имперских клейнодов (French Imperial Regalia), но сабля датируется началом 10-го века – ближе, чем Жуаёз, но всё же не может быть легендарным мечом Карла. Саблю, скорее всего, создали мечевщики из Венгрии, что добавило лишних легенд, что это известный «меч Атиллы», который Марс, бог войны, якобы дал Аттиле, вождю Гуннов (Attila the Hun). К сожалению, это также не является правдоподобным с точки зрения истории.

4. Меч святого Петра (St. Peter’s Sword)


Существует несколько легенд о мече, использованном Святым Петром для отрезания уха помощника верховного жреца в Гефсиманском саду (garden of Gethsemane). В соответствии с английской мифологией меч вместе со Святым Граалем (Holy Grail) в Англию привёз Иосиф Аримафейский (Joseph of Arimathea). Однако в 968 году епископ Иордан привёз меч в Польшу – и именно этот меч, по его словам, был настоящим мечом Святого Петра. Меч Епископа, считающийся настоящей реликвией, остался в Польше и затем был перевезён в Музей Архидиоцеза (Archdiocese Museum) в городе Познань (Poznan).

Принадлежал ли загадочный меч Святому Петру? Некоторые утверждают, что меч был изготовлен на восточной границе Римской империи в первом веке, но доказательств этому нет, кроме (возможно неправильной) веры тех, кто хотят считать, что меч является настоящей реликвией. Меч в Польше является фальшионом (falchion) – разновидностью меча, которую не использовали во времена Святого Петра. Исследования металла также показали, что меч был изготовлен после смерти святого.

3. Меч Уоллеса (Wallace Sword)


Если верить легенде, Уильям Уоллес (William Wallace) – главный персонаж фильма Храброе Сердце (Braveheart) – использовал человеческую кожу для изготовления ножен, рукоятки и портупеи. «Донором» плоти был Хью де Крессингхэм (Hugh de Cressingham), казначей Шотландии, которого Уоллес освежевал после победы в Битве на Стерлингском мосту (Battle of Stirling Bridge).

По одной легенде, Уоллес использовал одну полоску кожи Крессингхэма для портупеи. По другим легендам Уоллес и его соратники использовали кожу Крессингхэма для подпруги седла. Легенда распространилась ещё дальше, когда Яков IV (King James IV) приказал заменить ножны, рукоятку и портупею чем-то более подходящим для такого великого меча. Меч, находящийся сейчас в Монументе Уоллеса (National Wallace Monument), уже является изменённой версией изначального меча.

Обладал ли когда-то Уоллес мечом-«Франкенштейном»? Хотя с Крессингхэма действительно содрали кожу, более вероятно, что Уоллес использовал кожу сборщика налогов для портупеи, а не для частей меча. История также произошла в Англии, а значит, скорее всего, была направлена на то, чтобы шотландский герой выглядел варваром. Всё же, мы понимаем нелюбовь Уоллеса к сборщикам налогов. Однако, вполне можно допустить, что он использовал кожу одного из них для украшения своего меча. Как и в случае многих других легенд, правда была затеряна в прошлом.

2. Меч Гоуцзяня (Sword Of Goujian)


В 1965 году в сыром склепе в Китае был найден выдающийся меч – несмотря на то, что ему более 2 000 лет, на нём не было ни малейшей капли ржавчины. Лезвие было настолько нетронуто временем, что когда один из археологов испробовал его остроту пальцем, пролилась кровь. Помимо его внеземной стойкости, гравировка меча была настолько искусна, что археологи не поверили, что такой детальности можно было достичь в те времена. На тот момент меч был настоящей загадкой.

Дальнейшее исследование гравировки показало, что это был меч Гоуцзян (Goujian), принадлежащий царю Юэ (Yue king), и считается, что это легендарный меч, упоминавшийся в утерянной истории царства Юэ (The Lost History of Yue). Согласно легенде, когда ван Гоуцзяня (King Goujian) оценил свою коллекцию мечей, это был единственный достойный меч. Меч был настолько великолепен, что считалось, что его изготовили совместными усилиями Небеса и Земля.

Как мечу удалось сохраниться в таком великолепном состоянии на протяжении более 2 000 лет? Исследования показывают, что мечевщики Юэ достигли такого высокого уровня металлургии, что смогли добавить антикоррозийные сплавы в лезвия. Их мечи также обрабатывались противокоррозийными веществами, которые помогли им сохраниться в отличном состоянии такое долгое время. Помимо этого, по счастливому стечению обстоятельств, ножны этого меча были почти воздухонепроницаемыми, что предотвратило окисление и позволило легендарному мечу остаться в таком первозданном состоянии – даже после того, как он провёл два тысячелетия в гробнице.

1. Семиветвистый меч (Seven-Branched Sword)


В 1945 году в Исоноками-дзингу (Isonokami shrine), Япония, был найден таинственный меч. Меч был очень необычным – из его боков выступало шесть ответвлений (конец лезвия считается седьмым ответвлением). Меч был в плохом состоянии, но тусклую надпись на лезвии всё ещё можно было прочитать. Точный перевод оспаривался несколько раз, но можно точно сказать, что меч был подарком от короля Кореи японскому монарху.

Это описание совпало с мечом, описанном в Нихон сёки (Nihon Shoki), документе, описывающем раннюю историю Японии. Если это был тот же меч с семью ответвлениями, который был дан полумифической императрице-шаману Дзингу (Jingu), он являлся бы важным признаком того, что легенда стала фактом.

Дата изготовления меча совпала с достоверными источниками в Китае, Корее и Япония. Исоноками-дзингу был также упомянут в других документах, датирующихся временем Нихон сёки, так что меч мог оставаться в святыне с древних времён. Учёные считают, что меч с семью ответвлениями является тем самым мечом из легенды, так что императрица-шаман Дзингу получила своё место в официальной истории.

+ Тисона (La Tizona)


Тисона является мечом легендарного Эль Сида (El Cid), который сражался как за христианскую армию, так и за мусульман в Испании. В музее в Бургосе (Burgos), Испания, выставлен меч, который, как утверждают представители музея, является мечом самого Эль Сида.

Меч якобы был передан Маркизу де Фальсу (Marquis of Falces) королём Фердинандом (King Ferdinand) в 1516 году. Затем его из поколения в поколение передавали члены семьи Фальс, но, в конце концов, он был отдан Военному Музею Мадрида (Madrid Military Museum) в 1944. Там он оставался шестьдесят лет, и в его происхождении никто не сомневался, но затем Маркиз продал его автономной области Кастилия и Леон, для выставки в музее Бургоса.

После продажи меча министерство культуры, связанное с Военным Музеем, начало распространять информацию о том, что меч на самом деле был изготовлен несколькими веками позднее смерти Эль Сида. Кастилия и Леон ответили на это проведением другого исследования, подтвердившего происхождение меча, и сказали, что министерство просто завидовало из-за того, что потеряло меч.

В эпической поэме Слово об Эль Сиде (Lay of El Cid) говорится, что Тисона настолько пугала врагов, что они падали в обморок при одном виде меча. Меч в Бургосе может и не заставил никого упасть в обморок, но, как минимум, он умело вызывает вокруг себя множество споров. Происхождение меча остаётся предметом горячих споров.

+ Ульфберхт (Ulfberht)


Хотя на данный момент о них уже забыли, в прошлом викинги обладали особой разновидностью мечей, намного превосходящих любое другое европейское оружие. Мечи Ульфберхт опережали своё время на тысячи лет и ими владели исключительно элита воинов викингов.

Что делало ульфберхты настолько хорошими? В то время как мечи викингов в основном были изготовлены из низкоуглеродистой стали с примесью шлаков, металл этих мечей по прочности соответствовал современной стали. На них присутствовала надпись "+ULFBERH+T” и сопоставимые по качеству мечи появились в Европе только во время промышленной революции. То, как викинги смогли создать эти мечи, пока остальная Европа могла похвастаться только сталью, разбивавшейся как стекло, является загадкой.

Учёные на данный момент считают, что секрет ульфберхтов заключался в тигельной стали, которую викинги привозили из Ирана и Афганистана. Нет точных данных кем являлся Ульфберхт – и был ли это один человек – но он был единственным европейским кузнецом, который в то время работал с тигельной сталью. И это сделало его мечи оружием, на голову превосходящим всё остальное.

Оценить статью

Рождённый стать королем память о котором жива в сказаниях. Меч Артура которому часто приписываются мистические и волшебные свойства. Иногда Экскалибур отождествляют с мечом в камне, но в большинстве текстов они являются разными мечами.

Впервые меч упоминается в «Истории королей Британии» Гальфрида Монмутского.

❁❁❁❁❁

Рождённый стать королем история

Этот меч король Артур добыл при содействии волшебника Мерлина - его держала над водами рука Владычицы озера - после того, как потерял свой меч в поединке с сэром Пелинором.

Однажды сестра Артура, фея Моргана, подговорила своего любовника сэра Акколона убить короля. Чтобы облегчить ему задачу, она выкрала Экскалибур , а также его ножны, которые были магическими и способствовали заживлению ран. Но Артур смог победить врага и обычным оружием.

После последней битвы Артура , когда король почувствовал, что умирает, он попросил последнего из оставшихся в живых рыцарей Круглого Стола, сэра Бедивера, бросить меч в ближайший водоем - вернуть Владычице Озера. Лишь убедившись, что это выполнено, Артур умер спокойно. Согласно одной из легенд, Экскалибур выковал бог-кузнец Велунд.

Согласно другой, его выковали на Авалоне. В некоторых ранних текстах прежде, чем попасть в руки Артура, он принадлежал Гавейну. Археологические находки большого количества мечей Темных веков в европейских водоемах позволяют предположить существование обычая затопления оружия после смерти воина.

❁❁❁❁❁

Этимология

Первые упоминания о Каледвулхе относятся к кельтским сказаниям «Трофеи Аннуна» и «Килух и Ольвен» - работе, включенной в Мабиногион и относящийся примерно к 1100 году. В некоторых рыцарских романах Экскалибур именуется также Mirandoisa и Chastefol.

❁❁❁❁❁

Что хранит легенда? Старая легенда о рыцарях Круглого Стола.

Много лет назад герои жили и умирали за честь короля, за свою землю и прекрасных дам. Много-много лет назад жил на земле Британии грозный король Утер Пендрагон, и был он влюблен в прекрасную Игрейну, герцогиню Корнуольскую. За счастье соединиться с нею король пообещал магу Мерлину своего будущего сына.

И когда ребенок родился, Утер, держа слово, отдал мальчика мудрому друиду, чтобы тот воспитал его по собственному разумению. Так маленький Артур лишился родителей и стал приемным сыном сэра Эктора. Вскоре Утер умер, и в стране воцарился хаос. Опасаясь междоусобных войн, в ночь перед Рождеством собрал Мерлин английских баронов в крупнейшей церкви Лондона. Выйдя после службы из дверей храма, увидели они на площади чудесным образом появившийся камень, в который до средины лезвия был воткнут меч.

«Кто может извлечь сей меч из камня, - гласила надпись, - тот станет королем Англии».

Многие пожелали испытать свои силы, но меч даже не качнулся, и английский трон не обрел долгожданного властителя. Спустя много лет, когда о мече в камне уже мало кто помнил, со всех земель Британии съехались в Лондон доблестные рыцари, чтобы участвовать в турнире.

Среди гостей был и сэр Эктор с сыном Кеем, а также никому не известный Артур, служивший при своем молочном брате другом и оруженосцем. В дороге выяснилось, что Кей забыл дома меч, и честь вернуться за ним выпала Артуру. Но слуги ушли на турнир, и дом оказался заперт.

❁❁❁❁❁

Рождённый стать королем

Артуру было стыдно предстать перед своим господином с пустыми руками, но, по счастью, на площади увидел он торчавший из камня меч, с легкостью извлек его и, осчастливленный находкой, отправился к Кею.

Тот сразу узнал волшебный меч Мерлина и, показав его отцу, заявил, что намерен стать королем. Но под строгим взглядом сэра Эктора тут же во всем признался. Когда же Артур на глазах у изумленных рыцарей вновь вытащил меч из камня, стало ясно, кто настоящий король. Правил Артур, как подобает справедливому королю.

Много славных дел совершил он для блага подданных. Слухами о нем полнилась земля. Мечтая о подвигах, потянулись к его двору благороднейшие рыцари Британии.

Это были сильные и отважные люди, но не было среди них согласия. Частые ссоры и усобицы омрачали жизнь государства. И вот однажды все переменилось.

В день свадьбы вместе с приданым своей жены, прекрасной леди Гвиневеры, получил Артур необычный стол - 150 рыцарей могли собираться за ним одновременно, и благодаря его круглой форме все они оказывались равными перед Богом и королем.

Так родилось Братство рыцарей Круглого Стола. Раз в год, на Пятидесятницу, собирались они в Камелоте, чтобы рассказами о подвигах подтвердить свое право на место за Круглым Столом. В Камелоте не было недостатка в благородных мужах, лишь одно место за Круглым Столом всегда пустовало.

Его называли «погибельным», потому что только самый благородный и чистый сердцем рыцарь мог занять его, не причинив себе и другим вреда. И однажды такой рыцарь появился.

❁❁❁❁❁

В очередной праздник Пятидесятницы, когда, возобновив обеты верности Артуру и Камелоту , рыцари заняли свои места за Круглым Столом, в зале появился прекрасный юноша в белых одеждах. На спинке свободного стула тотчас проступила надпись «Галахад».

Когда же Галахад занял предназначенное ему место, грянул гром, тревожно застучали ставни и на Камелот опустилась тьма.

Внезапно на столе возникла чаша, накрытая белым покрывалом, и глас небесный возвестил, что чаша сия - Грааль и что до тех пор, пока живет она в мире, будет жить и братство рыцарей Круглого Стола.

Никто не мог видеть ее, лишь наполнился зал прекрасными ароматами и перед каждым рыцарем появились яства и напитки, которые были ему больше всего по вкусу.

«И была священная чаша Грааль пронесена через всю залу и исчезла неведомо как и куда».

У собравшихся захватило дух, а когда вновь обрели они дар речи, то, не сходя с места, дали клятву безо всякого промедления отправиться на поиски Святого Грааля. Отныне жизнь среди пиров и ратных подвигов осталась для рыцарей в прошлом.

Трубадуры и миннезингеры почему-то были уверены, что поиск Грааля - единственное важное дело в жизни, что Грааль объединяет в себе то, без чего жизнь каждого из нас теряет смысл:

самые прекрасные мечты, самую великую любовь, самые высокие стремления, до которых только может дорасти и дотянуться человек, Грааль открывается только тем, кто стремится к нему всей силой своей души.

Много испытаний принесли поиски Грааля рыцарям Артура.

❁❁❁❁❁

Только трое из них:

Непобедимый Персеваль ,

Чистый сердцем Борс

И совершенный рыцарь Галахад дошли до цели.

Грааль открылся им как награда за духовный поиск, за чистоту и мужество, открылся потому, что видели его в мечтах и днем и ночью, и во сне и наяву.

Галахад, выполнив миссию, устремил глаза к небу, и отправилась душа его ввысь, навстречу ангелам. Парцифаль и Борс поклялись вернуться в Камелот и поведать всем о Святом Граале.

«И видели также двое рыцарей, как с небес протянулась рука, но тела они не видели, и та рука достигла до священного сосуда и подняла его и унесла на небо. С тех пор не было больше на земле человека, который мог бы сказать, что видел Святой Грааль».

Не все рыцари вернулись в Камелот.

А вернувшихся ждала последняя битва.

В ней извечный враг, воплощение зла и порока Мордред смертельно ранил короля Артура. Пришло время рыцарям Круглого Стола покинуть этот мир. Бесшумно подошедший корабль забрал великого короля на волшебный остров, туда, где нет места злу, страданиям и смерти.

Лучшие рыцари последовали за ним, и там, на неведомом Аваллоне, крепко спят, разделяя судьбу своего владыки.

Рождённый стать королем смотреть видео