Цвет одежды буддийских монахов — что он означает? Одежда буддийских монахов — почему в разных странах она разная? Почему разный цвет одежды у монахов

Во время торжественной церемонии посвящения буддист, принимая первые монашеские обеты, получает и соответствующие атрибуты, в т. ч. монашеское облачение, которое призвано скрывать индивидуальность и демонстрировать принадлежность к общине (сангхи). Правила и требования к таким одеяниям собраны в каноническом своде Виная.

Поскольку монах, уходя из мирской жизни, отказывается от ее ценностей, то он не должен владеть какими-нибудь ценными вещами. И поэтому его одежда состоит из минимально необходимого набора вещей минимальной ценности. Считается, что первоначально она шилась из тряпок и окрашивалась «землей». Сейчас в разных традициях и школах существуют свои отличия, но, в общем, они сводятся к трем основным элементам одежды: нижней, верхней и внешней.

Традиционные цвета облачений тоже складывались на основе доступности в данной конкретной местности недорогих натуральных красок, и поэтому они различны. Так на Шри-Ланке, в Мьянме и Таиланде, где придерживаются традиции Тхеравада, используется коричневый цвет и цвет горчицы.

Монахи в городах носят одеяния оранжевого цвета, а монахи «лесной» традиции бордового. Этот же бордовый цвет, наряду с желто-оранжевым характерны для Индии, Тибета, Монголии, Бурятии и Калмыкии (традиция Махаяна). На Дальнем Востоке, где распространена традиция Сото-дзен, характерны темные оттенки:
- черный, белый в Японии;
- черный, серый и темно-коричневый в Китае,
- серый, бордовый в Корее.

Поскольку монашеские одежды – символ традиции, которая передается от мастера (учителя) к ученику, и происходят от одеяний самого Будды Шакьямуни, им поклоняются как святыне. Поэтому в Винае строго расписан порядок ношения одежды, ее изготовления, чистки, замены, принятия в дар или обмена и др.

Например:
- нельзя находиться отдельно от любой из своих одежд даже одну ночь;
- монах должен самостоятельно изготовлять, красить, чистить свою одежду;
- если нижняя одежда износилась так, что на ней стало больше 10 заплат, то необходимо ее заменить на новую;
- изношенную одежду в традиции Тхеравада сжигают, а в традиции Махаяна требуется оставить в «чистом» месте;
- в традиции Сото-дзен есть целые ритуалы одевания и снятия одежды.

Хотя монашеская одежда служит принципу унификации по внешнему виду, тем не менее, разрешаются декоративные элементы, которые показывают набожность и аскетизм буддиста. В современных тенденциях это декоративные заплаты или эффект искусственного старения ткани.

Новые времена также проявляются и в использовании в одежде современной фурнитуры, синтетических или смесовых тканей, окрашенных анилиновыми красителями, пользование современным бельем (Сото-дзен и Махаяна).

Тхеравада (Бирма, Таиланд, Шри-Ланка)

Монашеская одежда здесь наиболее приближена к каноническому образу.

1.1 Цвет
Горчичная или коричневая окраска ткани наиболее соответствует «цвету земли». В «лесной» традиции используется бордовый цвет, а вот монахи в городах придерживаются оранжевой расцветки.

1.2 Состав
В традиции Тхеравада одежда буддийских монахов складывается из 3-х вещей:
- Антаравасака – прямоугольный кусок ткани, носящийся как саронг, закрепляется на талии поясом;
- Уттара санга (тивара, чивон) – ткань 2 х 7 м для драпировки плеч и верхней части тела;
- Сангати – 2 х 3 м более плотной ткани, служит накидкой для защиты от непогоды, обычно носится сложенной узкой полосой и перекинутой через левое плечо.

1.3 Неканонические отклонения
В наше время требования к одежде позволяют использование вместо тивары безрукавки ангсы без правого плеча. Крой и фасон ее может бать разным, возможно применение современной фурнитуры. На Шри-Ланке вместо ангсы монахи используют рубашку с рукавами. А во Вьетнаме буддисты внутри монастыря носят широкие штаны «кангкэнг» и рубашку «сыа» с 3-5 пуговицами и с длинными рукавами, в остальных случаях сверху надевают халат «анг-хо», а на левое плечо кладут тивару. В Бирме в холодное время разрешается носить теплые вещи.

Монахини пользуются белыми одеяниями.

Махаяна (Бурятия, Калмыкия, Индия, Тибет, Монголия)

2.1 Цвет
В монашеской одежде буддистов Махаяна применяются бордовый и оранжево-желтый цвета.

2.2 Состав
- Нижнее белье (саронг и безрукавка);
- Дхонка – рубашки с короткими рукавами-крылышками с синим кантом по краю;
- Шемдап – верхний саронг;
- Зен – накидка.

2.3 Неканонические отклонения
На Тибете монахи носят головные уборы особой формы, а также разрешается ношение рубах и штанов.

Сото-дзен (Япония, Китай, Корея)

3.1 Цвет
В Китае убранство монахов окрашено в темно-коричневый, серый или черный цвет, в Корее – серый, а накидка - в бордовый. В Японии используется черно-белая гамма.

3.2 Состав (Япония)
- Шата – нижний халат белого цвета;
- Коломо - верхний черный халат с поясом;
- Кеса (кашая, ракуса).

3.3 Неканонические отклонения
В перечень разрешенных вещей включено современное нижнее белье.

Буддийские одежды наполнены глубоким символизмом, сводимым в основном к символам скромности, послушания и следования монашеским заветам.

Буддийские монахи носят широкие одежды, называемые кашая (кит. цзяша, яп. кеса 袈裟), в Китае такие одежды именуют также сэнъи (僧衣), но само это определение не указывает ни на их форму, ни на покрой, ни на цвет. Первоначально кашая в Китае не имела установленной формы, позже под кашаей стали подразумеваться длинные одежды с широкими рукавами (в отличие от коротких курток со штанами, которые входили в обиход довольно поздно). В Китае широкая длинная кашая именуется маньи 缦衣 - «неприукрашенные одежды».

Первые одежды буддистов восходят к традиции самого Будды и представляют треугольную накидку в пропорции 6х9. В Индии буддисты традиционно носят белые одежды, откуда и пошло их название адванта-васана - «люди в белых одеждах». Это не только символ чистоты духа и сознания, но и символ нестяжательства. Считается, что в древности буддисты-аскеты просто подбирали выброшенные кем-то одежды, уже выгоревшие на солнце или даже пожелтевшие от старости. В память об этом буддистские монахи обычно ходят в одеждах желтого, оранжевого или серого цвета. Белые одежды распространены среди буддистов-мирян в ряде школ Тхеравады. Маньи коричневого цвета надеваться сверху черных одежд и символизирует готовность сохранять все предписания. Большинство монашеских одежд - красновато-бурого, или оранжево-желтого цвета. Считается, что такие одежды восходят к одеждам Будды, которые он надел после достижения своего просветления. Легенды гласят, что Будда, покинув дворец своего отца, отказывался принимать в дар новые одежды и шил себе платье из выброшенных одежд: он собирал остатки одежды, в том числе и у мест кремации, а затем отчищал их, пользуясь шафраном, что придавало одежде красновато-оранжево-коричневатый оттенок. Считается, что сам такой цвет напоминал Будде те рисовые поля, которые он видел во время своих странствий.

В Китае, а затем и в Японии, одежды разделяются на повседневные и церемониальные, чего в аскетичном индийском буддизме не существовало. Обычная накидка заменяется длинным халатом с широким запахом, а случае церемонии надевается еще и длинная накидка красного цвета, закрепляемая на левом плече - символическое воспроизведение платья Будды.

Кашая изготавливается обычно из материи темно-красного, бурого (у тибетских монахов), желтого или оранжевого цвета (у тхеравадинов и махаянистов). Кашая не может изготавливаться из одежд ярких цветов, даже одна их трактовок самого название «кашая» означает «приглушенного цвета». Традиционно в Китае и Японии для монашеских одежд и ритуальной утвари не используются пять «правильных» или ярко-насыщенных цветов: синий (зеленый), желтый, ярко-красный, белый, черный, поэтому и используется цвет, близкий к черному (но не черный!). Вообще, для монашеской традиции были характерны цвета, «что не слепят глаза»: темно-пурпурный, лазоревый, блекло-желтый, серый.

Как в Индии, так и в Китае нередко разница в цвете кашаи указывала на принадлежность к той или иной монашеской общине, сегодня такие различия стали уже несущественными и чаще всего не указывают на школу. В Китае в ранний период распространения буддизма в III-V вв., монашеские одежды были в основном красноватого цвета, а затем также приобрели заметное многообразие в зависимости от региона или школы: оранжевые, ярко -, темно- и светло-желтые, темно и светло-синие, серые. Например, в династию Тан популярными стали именно темно-серые монашеские кашая, из-за чего монахов стали называть «людьми в темных одеждах» - «цзыъи» (緇衣).

Единого покроя у таких одежд не было. Иногда одежды в прямом смысле сшивались из порванных и выброшенных лоскутьев, поэтому монашеская одежда в Китае получила название «тяньсян и»(田相衣)- «платье, напоминающее поле, [разделенное межами]» В Индии кашая делается из трех прямоугольных кусков материи, поэтому именуется тричивара - «тройные одежды». Внутренний кусок ткани (антарваша) покрывает непосредственно нижнюю часть тела, второй кусок (уттарасанга) прикрывает верхнюю часть тела и спускается на антарвашу, а сверху набрасывается третий, большой кусок ткани, частично прикрывающий два первых (самхати). В японской буддийской традиции одежды после XVII в. в основном тяготели к покрою кимоно и к одеждам традиционного театра Но. Японские дзэн-буддисты надевают особый «воротник», похожий на манишку, частично закрывающий грудь - ракусу (絡子) или другую его удлиненную разновидность - вагеса, которая символизирует, то что его обладатель принял на себе все обеды и прошел мирское посвящение. Ракусу также связан с символикой буддийского терпения - воротник изготавливается самим послушников вручную во время периода его подготовительного послушания перед посвящением (цзюкай), и состоит из 16 отрезов материи, плотно сшитых вместе. Ракусу по сути является упрощенным видом кашаи - якобы она вошла в обиход еще в Китае во время гонений на буддизм, когда монахи были вынуждены носить под обычными одеждами «упрощенную кашаю», а японский монах Догэн в 20-х гг. XIII в. принес эту традицию в японский дзэн. Цвета ракусу в школе Сото дзэн указывает на статус последователя, например, серо-голубые ракусу носятся мирскими последователями, коричневые - посвящающими учителями, которые получили благословение вести самостоятельное обучение, черные ракусу - старшими монахами

В буддизме Махаяны не только монахи, но и миряне и послушники также могут надевать кашая (в Китае именуемая маньи 缦衣), но только в строго определенных случаях, например, во время участия церемонии в храме или во время получения наставлений учителя. Однако в повседневной жизни за пределами обители маньи носить запрещается.

Никаких специальных одежд в Китае или Японии сегодня упасаки не носят, однако старом Китае с XIII в. получили распространение одежда типа «хайцин» - «морской чистоты» (海清), которая повторяла традиционные монашеские одежды: длинное платье с широкими рукавами. У монахов хайцин обычно желтого цвета, у мирян - черного, а сама символика хайцин связана с принятием последователем Трех прибежишь буддизма. Само название такой одежды символизирует всераскинутость буддийского учения («как море») и его чистоту. Поверх черных одежд надевается кашая (маньи) коричневого цвета и символизирует готовность сохранять все предписания.

Помимо длинных платьев монахи в Китае могут носить короткие куртки со штанами, чаще всего это встречается в чань-буддийских школах. Двубортные монашеские куртки могут подпоясываться поясом с узлом справа, однобортные - застегиваются на пуговицы. Китайские монахи также носят высокие гетры белого цвета (вацзы 袜子) перевязанные накрест лентами, такие гетры практичны в путешествиях по горам и лесам: змеи и пауки не могут пробраться снизу через широкие штанины. Традиционно на ноги надевались скромные соломенные сандалии, но сегодня монахи монахи носят матерчатую обувь с плетеной или резиновой подошвой. В период хозяйственных работ или во время физических тренировок куртка спускается с правого плеча, высвобождая тем самым правую руку, а рукав подтыкается за спину.

Зимой махаянистские монахи могут надевать на себя толстую короткую ватную куртку (обычно желтого цвета) или поддевают под кашаю толстый свитер. Тибетские монахи в период холодов используют толстую шерстяную накидку, обычно темно-красного цвета, и могут в ней часами проводить в медитации в холодных высокогорных храмах.

В современном Китае одежды современных монахов могут отличаться поразительным разнообразием по цветам и покрою, во многом это связано с большим числом фальшивых монахов, которые в действительности представляют собой учащихся общеобразовательных школ при монастыре (например, при Шаолиньсы), и которые не имеют никакого отношения к буддийской традиции. Если традиционная монашеская одежда воплощала собой скромность, нестяжательство, сосредоточенность на самосовершенствовании, то сегодня одежды могут изготавливаться из ярких материалов, дорогого шелка, даже расшиваться. В обиход вошли одежды ярко-оранжевого, ярко-желтого цвета, что сразу же выделяет их носителя из толпы, очень эффектно выглядит на показательны выступлениях, но в целом противоречит традиции «скромных одежд из лоскутьев»

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Как называется одежда буддийских монахов, какая она, и почему одеяние одних монаховсерое, других – шафрановое, третьих – бордово-красное?

Общие правила

Когда буддист принимает решение отречься от мирской жизни и стать монахом, он также отказывается от всех благ и излишеств, доступных обычным людям. Вместе с новым образом жизни он принимает особую одежду, которую носят все монахи. Она призвана скрыть индивидуальность и показать равенство и принадлежность сангхе.

Одеяние монахов строится приблизительно по одному принципу, но в разных странах называется по-разному:

  • кеса – в Японии;
  • сэньи – в Китае;
  • кашая – на остальных буддистских территориях.

Слово «кашая» переводится как «неброский цвет». В действительности так и есть: яркие цвета и стремление выделиться из толпы противоречит философии монахов, поэтому если они и используются в одежде, то в приглушенных тонах.

Такой цветовой гамме предшествует также история – изначально бхиккху шили себе одежду из тряпок, которые были выброшены как мусор, а их ткань выгорала под солнечными лучами или желтела от долгой носки. Позже материал начали красить природными компонентами: землей, известняком, камнем, минералами и другими естественными красителями.

Этим объясняется то, что в разной местности одеяние монахов разного цвета – чем богата природа, в такой цвет и окрасятся кашаи. Сегодня соблюдение цветовой палитры в одежде – скорее уже дань традиции.

Так, например, городские бхикку носят одежду оранжевого цвета, а «лесные» – бордово-красного. В Монголии и Тибете носят преимущественно желтую, красную и оранжевую кашаю, а в Японии, Китае и Корее – белую, серую, черную и коричневую.


Стиль буддийских монахов в мире современной моды мог бы иметь название «минимализм и комфорт». В каждой традиции внешний вид монашеского одеяния может немного различаться, но традиционно все они включают три основных элемента:

  • антарвасака – надевается на голое тело, прикрывает нижнюю часть туловища, аналог нижнего белья;
  • уттарасанга – надевается на верхнюю часть тела, прикрывает торс и ложится сверху на антарвасаку;
  • самхати – большой кусок ткани, надевается сверху как накидка.

У некоторых монахов самхати может состоять из нескольких отрезов ткани, например, из пяти – одежда на каждый день у обычного бхиккху, из семи – на каждый день у мастера, из девяти – у мастера по праздникам и во время церемоний.

Монашеское облачение – не просто необходимость, это и символ буддизма, который передается поколениями монахов, а восходит к Великому Учителю – Будде Шакьямуни. Одежда монаха – святыня, каждый должен чтить ее, соблюдая определенные правила в ее ношении и хранении. Большинство из них записаны в священном тексте «Виная-питака».

«Виная-питака» содержит тексты, которые регулируют жизнь буддийской общины во всех аспектах. Здесь приводятся правила, история их возникновения и рассказ о том, как Будда Шакьямуни использовал их для гармоничных и теплых отношений внутри общины своих учеников.

«Виная-питака» больше всего почитается в традиции , но ее правила приблизительно на 80 процентов распространяются и на другие школы буддийской мысли. Они предписывают, как бхиккху и , иными словами, монахи и монахини, должны носить одежду, шить ее, чистить, надевать, менять, выбрасывать, когда она полностью износится.


К главным правилам можно отнести следующие:

  • монах не может находиться вдалеке от кашаи ни одного дня;
  • бхиккху сами шьют, окрашивают, стирают, чинят ее;
  • нельзя делать больше десяти заплаток на антарвасаке – ее нужно сменить;
  • избавляться от старого одеяния нужно должным способом в зависимости от традиции;
  • -буддисты должны сопровождать каждое одевание и раздевание особыми обрядами.

Современные реалии накладываются и на монашеское облачение. Так, к примеру, сейчас могут использоваться синтетические ткани и искусственные красители, а в школе дзен монахам разрешается носить современное белье.


Одежда монахов в магазине

Интересно, что нынешние технологии декорирования монахи используют не для украшения одежды, а для ее намеренного состаривания: искусственные заплатки, потертости или эффект выцветшей ткани.

Тхеравада

Облачение монахов-тхеравадинов, которые живут на бирманских, тайских, шри-ланскийских, вьетнамских землях, наиболее соответствует канону по сравнению с другими школами. Их окраска обычно более темная – преобладают оттенки горчицы, корицы, бордо.

Старую одежду монахи в школах тхеравады сжигают.

Кашая традиционно состоит из трех компонентов:

  • антарвасака – по-тайски также звучит как «сабонг», изготавливается из небольшого прямоугольного отреза ткани, который, опоясывая, фиксируют вокруг талии;
  • уттарасанга – по-палийски – «тивара», по-тайски – «чивон», прямоугольный отрез размером приблизительно два метра на семь метров;
  • самхати – кусок плотной ткани в виде прямоугольника размером приблизительно два метра на три метра, применяется как верхняя одежда вроде плаща во время дождя и ветра, в хорошую погоду носится, прикрывая левое плечо.


Даже у такой канонической тхеравадинской одежды есть исключения из правил:

  • можно носить ангсу – накидку без рукавов, которая прикрывает правое плечо и может иметь вырезы, карманы, липучки, застежки-молнии;
  • ланкийские бхиккху заменяют их на рубахи с рукавами;
  • вьетнамские монахи имеют право носить брюки свободного кроя, рубашку на пуговицах в повседневности, а в праздничные и церемониальные дни сверху накидывают халат «анг хо» и уттарасангу;
  • бирманцы даже во время службы из-за холодов могут утепляться.

Раньше облачение монахинь было похоже на мужское, с той лишь разницей, что содержало четвертый предмет – рубашку, которая прикрывала другое плечо. Сейчас линия преемственности бхиккхуни прекратилась, и состоящие при монастыре женщины носят белое одеяние, которое отличается от мужского.

Махаяна

Приверженцы проживают в основном на монгольских, тибетских территориях, а также в буддийских районах России – в бурятской, тувинской, калмыцкой республиках.


Среди монахов преобладает желтая, оранжевая, красная цветовая гамма. Их одежда немного отличается от общепринятой:

  • нижнее белье – саронг, похожий на юбочку, и майка без рукавов;
  • дхонка – рубаха, надеваемая поверх нижнего белья с рукавами вроде крылышек и окантовкой;
  • шемдап – верхняя «юбочка»;
  • зен – накидка, надеваемая поверх.

Изношенную кашаю махаянцы оставляют на территории, заряженной «чистотой» – в лесных, горных массивах, у рек, деревьев или в полях.

Из-за особенностей климата, чтобы не замерзнуть на высокогорьях или в степях, тибетским разрешается носить теплую одежду:

  • короткую ватную желтую куртку;
  • кофту, которая надевается под накидку;
  • накидку из шерсти;
  • утепленные брюки;
  • специальную шапку.


Монастырь в Тибете

В традиции махаяны в одежду монахов могут облачаться не только ламы, но и миряне – однако лишь по особым случаям, к примеру, в церемониях, при получении учительских наказов.

Дзен

Дзен-буддизм по большей части распространен среди японцев, китайцев и корейцев. Их одежда более спокойных, монохромных тонов:

  • черный, серый и коричневый носят китайцы;
  • темно-красный, серый – корейцы;
  • черно-белый – японцы.


Одежда последних начиная с 17-го столетия становилась все больше похожа на кимоно в стиле известного театра Но. Ее составляют:

  • шата – белый халат, надеваемый снизу;
  • коломо – черный халат с ремнем, надеваемый сверху;
  • кашая или ракуса – особый ворот, напоминающий манишку и немного прикрывающий грудь; также есть его удлиненная версия – вагеса.

Ракуса олицетворяет поистине буддийское терпение – японские монахи шьют ее самостоятельно, соединяя шестнадцать кусков ткани воедино.

Школа дзен предполагает особые предписания на тему того, как одеваться, раздеваться и хранить монашескую одежду:

  • хранить нужно на алтаре, аккуратно сложенной;
  • нельзя оставлять ее на земле;
  • чтобы надеть, ее снимают с алтаря обеими руками, кланяясь и прикасаясь лбом к одежде, затем расправляют, кланяются три раза – как символ почитания Будды, и сангхи – и начинают одеваться;
  • при раздевании повторяют тот же обряд, но в обратном порядке.


Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилась наша статья, и сегодня ваши знания пополнились интересными фактами.

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту!

До скорой встречи!

Дунчен - большая труба

Его изобрели тибетские мастера. Когда в Тибет пригласили Досточтимого Жово Атишу, то для оказания почтения величайшему Пандите сиятельный князь Жанчуп Од устроил музыкальное представление, подношение звуков большой трубы. Сейчас в наше время эта традиция не исчезла и на приемах высокообразованных Учителей проводится та же церемония. Когда танцуют Чам во время больших праздников так же используют большую трубу.

Размер большой трубы варьирует от 7 до 3 локтей в длину. Узкое отверстие мундштука постепенно расширяется к раструбу. Он состоит из трех частей, которые аккуратно входят друг в друга. В качестве материала для изготовления используется медь и латунь. Поэтому его другое название Ракдун, буквально в переводе с тибетского рак - латунь, дун - труба. Издаваемые звуки подразделяются на: громкие - мужские и тихие - женские.

Донгак

Донгак, эта часть монашеской одежды не использовалась в Индии, а только в Тибете. Из-за высокогорного, холодного климата Донгак служил своего рода рубашкой без рукавов. Он похож на шкуру с головы слона, слон считается сильным животным, поэтому монах, надевающий эту одежду, создаёт предпосылку для того, что бы в будущем обрести мощь для отбрасывания негативной кармы и увеличения добродетели подобно могуществу слона. Наплечники заменившие рукава напоминают слоновьи уши. Во времена Ландармы, когда Учение было приведено в упадок. Для проведения обряда посвящения в монахи (Бхикшу) нужно было четыре монаха. Но в Тибете нашлось только трое. И они были вынуждены пригласить четвертого из Китая. И поэтому в знак уважения наплечники по контуру обшиты, синей тесьмой, по этой же причине монашеские одежды Намджяр и Лагой обшивают синими нитками. Так же раньше существовала традиция делать на нижнем конце тесьмы петельку, куда монахи просовывали большой палец руки, дабы не размахивать беспечно руками во время ходьбы.

Шамтап

Шамтап, это нижняя монашеская одежда. Одевают ее только послушники - Шраманеры и монахи - Бхикшу. Как проповедовал Будда Гаутама: "одевайте шамтап со смыслом и порядком" !Все детали этого одеяния имеют сокровенный смысл, он состоит из соединенных прямоугольных кусочков ткани, каждый из которых символизирует определенное обязательство из обета данного монахом. Например, Шраманеры имеют 36 обязательств, а Бхикшу по 253, на что и указывает число прямоугольников на шамтапе. Его можно не снимать даже во время сна.


Зэн.

Повседневная накидка из красного материала шириной два локтя, длинной от пяти до десяти локтей соответственно по росту монаха.

Когда перед ступой Будда отрекся от жизни в миру, он скинул мирскую одежду и облачился в монашескую, которую ему поднесли небожители. И после этого его последователи-ученики облачились в точно такие же одежды. Во-первых, для того чтобы было различие между монахами и мирянами, во-вторых, эти одежды не противоречат обетам Бхикшу. В-третьих, для того, что бы монахи носили эту одежду и не думали о красоте.

Как-то в старину царь Бимбисара встретился с брахманом-иноверцем и ошибочно думая, что он буддийский монах поклонился ему. И поэтому после этого Будда чтобы различать тиртиков и буддийских монахов-Бхикшу ввел такие одежды как "Намджяр" и "Лагой", из квадратных лоскутков. В настоящее время в северном Буддизме их редко одевают в повседневной жизни. Они используются во время проведения ритуала очищения-Соджонг. И также во время проповедования или слушания Учения. "Лагой" и "Намджяр" одинаковы по размеру, но различаются цветом, одно оранжевое, а второе желтое. Первое предназначено всем принявшим монашеские обеты, второе только для монахов принявших полное посвящение Бхикшу.

Источник - книга монахов из монастыря ДРЕПУНГ ГОМАН САМЛО КАНЦЕН

Показывает: какой сегодня лунный день; что благоприятно делать, а что нет; какие сегодня праздники и пр.


Рассылка «Новости буддизма в Санкт-Петербурге»

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: rgba(0, 0, 0, 0); padding: 5px; width: 200px; max-width: 100%; border-radius: 9px; -moz-border-radius: 9px; -webkit-border-radius: 9px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 190px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}
Чтобы получать свежие новости и тексты учения на свой email.

Мункуев Доржи

Данная работа заключается в том, что юный исследователь путём наблюдения и расспроса постарался изложить и внести ясность в многообразии одежд буддийских священнослужителей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Районная научно-практическая конференция

младших школьников

«Я - исследователь»

Секция: История родного края

Одеяние буддийских монахов

Российская Федерация

Забайкальский край

Агинский Бурятский округ

с. Узон

ученик 2 класса

МБОУ «Узонская средняя

общеобразовательная школа»

2011 – 2012 учебный год

Одеяние буддийских монахов

Мункуев Доржи

3 класс

Краткая аннотация

Данная работа заключается в том, что юный исследователь путём наблюдения и расспроса постарался изложить и внести ясность в многообразии одежд буддийских священнослужителей.

Изучил литературу по исследовательской деятельности, и применил изученное на

Практике.

Руководитель: Дарицыренова Р.М.

Одеяние буддийских монахов

Мункуев Доржи

Россия, Забайкальский край, Агинский Бурятский округ, с. Узон

МОУ «Узонская средняя общеобразовательная школа»

3 класс

Аннотация

В данной работе я попытался внести некоторую ясность в многообразии одежд буддийских священнослужителей.

Введение ……………………………………………………………………………………………………………………….. 5

Символика цвета …………………………………………………………………………………………………………… 6 - 7

Одеяние буддийских лам ……………………………………………………………………………………………… 8 - 12

Одежда высших лам

Одежда рядовых лам

Рубашки

Шамтаб (юбка)

Пояса и их виды

Шапки и ее виды

Обувь

Сумка, саквояж

Дутан (зимняя куртка)

Жанчи (накидка) высших лам и рядовых лам

Мадиг (халат)

Заключение …………………………………………………………………………………………………………………….. 12

Литература ………………………………………………………………………………………………………………………. 13

Приложение ……………………………………………………………………………………………………………………. 14

Введение

При въезде наше село вы сразу заметите большой красивый дацан «Даши Тубдэнлин».

При виде многообразия одежд буддийских священнослужителей у людей и у меня возник вопрос: «Что означает это многообразие? Почему у некоторых лам жилет желтого цвета, у некоторых мантия закинута на плечо, у иных спущена, а другие одеты просто в халат?»

Тогда я решил обо всем об этом расспросить папу, он работает в Узонском дацане, в должности Гэсхы лама.

В своей работе я попытался внести некоторую ясность в этом вопросе.

Новизна моего исследования состоит в том, что еще не один ученик этого не делал.

Объект исследование: одежда

Предмет: одеяние буддийских монахов

Цель исследования: выяснить виды одеянья лам, их отличительные черты и охарактеризовать их.

Задачи:

  1. Внимательно поговорить с папой, выяснить виды одеяний;
  2. Посоветоваться с другими ламами ;
  3. Сделать фотографии;
  4. Собрать нужную литературу, для получения нужной информации по данной теме;
  5. Поработать самостоятельно над собранными материалами ;
  6. Проконсультиров аться с учителем и с ламами ;
  7. Составить окончат ельную работу .

Методы исследования : - анализ информации, обобщение; опрос.

Символика цветов

Все мы видим, что одеяние всех лам шиты из материалов красного и желтого цвета. Почему? Что означают эти цвета?

Люди с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету . Во многих языках обозначает все красивое, прекрасное. В славянском фольклоре красный цвет – символ красоты, девственности, святости: «красная девица», «красный угол», «Красная горка», «красное солнышко» - сохранившиеся подтверждения символа этого цвета.

В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят «Красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.

У монгольских народов красный цвет олицетворяет образ древнейшего объекта почитания всех народов – Солнца и связанных с ним огня, света и тепла, без которых немыслима жизнь на Земле. Буряты полагают, что он приносит радость и счастье в семью, дарует мир и благополучие народу. Солнце и Луна считаются непосредственными предками монголоязычных народов, поэтому всячески покровительствуют им. Уважительное отношение к своим древним предкам выражалось, в частности, в расположении входа в жилище, ориентированного на юг, в сторону высокого (в зените) солнца. Красный цвет, по представлениям бурят, символизирует красоту, очищение. Красные камни – рубин, коралл – служили самыми излюбленными материалами для изготовления украшений: сережек, перстней, браслетов, колец, ладанок, ножей и огнив, трубок. Красные шелковые кисти и дэнзэ венчают навершие головных уборов бурят, монголов.

В эпосе кочевников слово «красный» - «улаан» - ассоциируется с каким-нибудь важным культом, поэтому словосочетания Улаан – Баатар, Улаан Хаан, Улаан Хонгор, Улаан – Удэ характеризовали воина, богатыря, знаменосца.

Красное обозначает также власть, величие. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне, только императрица имела право носить красные сапожки.

Красному цвету приписывались также целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству.

Китайцы привязывали что-нибудь красное на кисти рук детей, приучая смотреть на этот цвет как на лучшее предохранительное средство от злых духов. Во многих странах женщины обвязывают кисти рук красной ниткой, что не болеть и чтобы никто их не сглазил.

Символические значения красного цвета очень многообразны и протиречивы. Сиволизируя радость, красоту, полноту жизни, в то же время он ассоциируется с враждой, местью, агрессивностью. Красный цвет является основным геральдическим цветом. На знаменах он символизирует борьбу, независимость, революцию, переворот.

Желтый цвет так же, как белый и красный, относится к солярному символическому цвету.

Желтый цвет ассоциируется с золотом, которое с древности воспринималось как застывший солнечный свет. Золото- материал, не меняющийся при испытаниях огнем, стал символом «вечности, неизменности, постоянства, раз и навсегда установленного, данного богом свыше».

Рассматривая желтый цвет и ассоциированного с ним золота, выделяют несколько его главных символов.

Золотой и желтый цвета соответствуют идее изначальности всего. В бурятской мифологии «материнская золотая утроба» и «отцовский серебряный столб», от которых пошли первые люди на земле; в монгольской мифологии птица поднимает из глубины океана «золотую землю», на которой возникает вся живая и неживая природа; в мифологии кочевников существует мотив рождения ребенка от золотого солнечного луча, проникшего сквозь дымовое отверстие юрты. Таким образом, золото, золотой, желтый цвет – это универсальный космический символ, с которым связано появление земли и первого человека, предков правителей и самих правителей. Соседство слов «желтый» и «золотой» в устойчивых словосочетаних типа «золотая желтая земля», «золотое желтое солнце» говорит об их взаимозаменяемости, об изначальном мифологичеком тождестве. Желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и представителей высших сословий. Золотые руки, золотое сердце, золотое слово, золотая нива, золотой век, золотое время, золотое царство – словосочетания, выражающие понятия самого ценного, лучшего, дорогого, как признака времени, места, явления или предмета.

Особое место занимает желтый цвет в палитре красок буддизма, что проявляется в первую очередь в названии религии – желтая вера, в одеяниях лам – желтая одежда с красной накидкой оржимжо.

Таким образом, желтый цвет – цвет солнца, жизни, тепла, власти, веры – недаром производит на человека теплое и приятное впечатление, желтая поверхность как бы испускает из себя солнечный свет, который осязает на себе каждый из нас.

Одеяние буддийских монахов

Одежда высших лам

Одежда высших лам отличается от одежды рядовых лам тем, что жилет должен быть желтого цвета. Также на фотографии мы видим жилет, имеющий ответвление в плечах, который символизирует форму ушей слона и говорит о стойкости в вере его носителя, о мощи, силе и непоколебимости, подобной слону. Существует также парадная одежда высших лам, надеваемая во время хуралов. Покрой, как и у повседневной одежды, но шьется из более плотного материала.

Одежда рядовых лам

У рядовых лам жилет бывает красного цвета. На фотографии сзади жилета изображен синий квадрат. Этот квадрат присутствует в основном в одеяниях агинских лам.

В десятом веке после гонений на буддизм тибетского царя Ландармы, когда буддизм стал снова возраждаться в Тибете, необходимо было провести обряд содженга, который проводят высшие ламы числом не менее четырех человек. Тибетских лам было трое, им для проведения обряда был нужен еще один высший лама, поэтому он был приглашен из Китая. В то время китайские монахи в основном принадлежали к школе «синешапочников». Обряд был успешно проведен, учение стало дальше распространяться, и дань уважения к этому китайскому монаху сзади жилета носят синий квадрат. Сейчас китайские монахи не принадлежат к школе «синешапочников». «Синешапочниками» являются приверженцы религии бонпо (древняя тибетская религия, вариант шаманизма).

Рубашки

Рубашки стали носить только в нынешнее время, но тем не менее существуют две их разновидности. Летние рубашки надевают в первый день первого летнего месяца. В первый день первого осеннего месяца переодеваются в зимнюю рубашку. В Агинском и Узонском дацане это правило переодевания неукоснительно соблюдается всеми ламами и хувараками. Обычно цвет рубашек бывает красного или желтого цвета.

Шамтаб(юбка)

Существует два способа ношения шамтаба.

Первый способ: складки шамтаба по ходу солнца – это бурятский вариант ношения шамтаба. Сейчас в основном так носят шамтаб ламы Агинского округа.

Второй способ: складки навстречу друг другу – это тибеткий вариант ношения шамтаба. Сейчас так носят шамтаб ламы дацанов Бурятии.

Пояса и их виды

Поочередность шаби хубцаса: сначала надевают рубашку, затем жилет и шамтаб. Шамтаб опоясывается. На фотографии мы видим разновидности поясов. В основном шамтаб поддерживается поясом, который изображен на фотографии внизу. Другими поясами подпоясывают мадиг и национальную буддийскую одежду ламы Бурятии и Монголии. Обычно пояса бывают красного или желтого цвета. Ни о каких ранговых различиях они не говорят.

Орхимжи (мантия) и способы его одевания

Орхимжи (мантия) накидывается поверх ламской одежды. Это есть собственно индийский вариант одежды (сари), носимый во времена Будды. Сейчас в такой одежде ходят монахи хинаяны. В наших суровых условиях невозможно ходить только в сари, поэтому он накидывается поверх одежды в дань уважения традиции. Орхимжи в длину должен быть в шесть вытянутых рукавов. Это примерно шесть метров. Орхимжи и четки снимают, когда ходят в туалет.

Существует два способа ношения орхимжи: первый – спущенный на руки орхимжи, второй – заброшенный на плечи орхимжи. По правилам все рядовые ламы (генины) должны носить орхимжи, спустив на руки. Даже Будды почти на всех танках изображены со спущенными орхимжи. Забрасывать на плечи орхимжи имеют право: гецулы – держатели 36 клятв; гелонги – держатели 253 клятв; габжи – доктора буддийских наук; также ламы, занимающие высшие руководящие должности. Ламы- гелонги высших должностей могут носить орхимжи желтого цвета.

Шапки и ее виды

Шасер – шапка чойраламы (лам-диспутантов). Простой лама носит невысокую шапку желтого цвета. Отсюда и название школы «желтошапочники».

Высшие ламы тибета носят «ваншу» - шапку с длинными ушами.

Высшие ламы носят «ниншу» - сердцеподобную шапку. В зимнее время края шапки обшивают мехом, в летнее время края, соответственно, носятся без меха. У настоятелей по краям шапки проходит одна полоса. У дид хамбо-лам по краям шапки две полосы. У хамбо-ламы по краям либо в середине три полосы.

Обувь

В Тибете, чем выше был по рангу лама, тем выше была подошва. У нас такой традиции нет и не было. Обувь та же, что и у светских людей, то есть бурятская национальная обувь. Шьется из сукна, кожи, кожезаменителей. Для красоты вышиваются различные узоры. Буряты жили в гармонии с природой: загнутые вверх носки подошв – предупреждение нанесения ран земле.

Сумка, саквояж

Сумки бывают в основном такого вида, который изображен на фото. Цвет в основном красный или желтый. В сумке носят книги. Ритуальные предметы (ваджра и колокольчик, димчик, даммара и т.д.) носят в саквояже.

Дутан (зимняя куртка)

Дутан – это агинский вариант зимней одежды. Ламы других регионов исторически его не носили. В последнее время дутан начали носить и ламы других регионов. Он шьется из утепленного материала или шерсти овцы. Покрывается сверху парчой или шелком. Что означают красные полоски? Скорее всего, это зимний вариант яранги(жилета), так как орхимжи (мантию) набрасывают сверху дутана, а не под дутан. Рукава должны быть немного длиннее рук. Расширяющиеся полы позволяют носителю плотно укутаться.

Жанчи (накидка) высших и рядовых лам

Жанчи, которую также называют «тува», существует со времен Будды. Жанчи – одежда, напоминающая плащ, которую первые последователи Учения Будды надевали поверх сари во время сезона дождей в Индии. Сейчас их надевают во время медитации и больших молебнов. Жанчи бывают в основном желтого, красного или коричневого цвета. Высшие ламы могут надевать жанчи желтого цвета. Когда ламу принимают в штат дацана, он должен иметь свой жанчи.

Мадиг (халат)

Одеждой хувараков (послушников, начинающих последователей учения) до сахила (присяга)является мадиг. Сделав «бумши», т.е. 100000 простираний, 100000 подношений мандалы, 100000 горо (обход ступ), 100000 мигзем (пятистрочная хвала Цзонкапе), хувараки получают сахил (посвящение) и становятся генинами (держателями пяти клятв) и входят в Сангху.

Мадиг –прямоспинный распашной халат с раширяющимися полами, с запахом левой полы на правую, с цельнокроеными рукавами и обшлагами в форме раструба. Запах давал возможность правой рукой класть и доставать вещи из=за пазухи – своеобразного кармана. Также раньше мадиг носили под ламской одеждой.

Заключение

Мне очень понравилось работать над этой темой. Особе нно понравилось работать над этой темой с папой и мамой. Они мне очень помогли!

В следующем году я обязательно буду проводить какое-либо исследовательское дело.

Литература

  1. Бабуева В.Д. «Материальная и духовная культура бурят» г. Улан-Удэ, 2004.
  2. Интернет ресурсы