Снежные постройки в развитии двигательной активности дошкольников. Построим снежный город Схемы снежных построек на участке детского сада

Методика проста:

1. Найти подходящую картинку – образец (если не знаешь, что слепить), а если знаешь, лепишь по “представлению”. Технология, как в лепке пластилином (от больших деталей к маленьким).

2. Из снежной кучи(столба), лепят сначала крупные детали (например, туловище), потом детали поменьше.

Когда основные части оформлены (с помощью лопатки, совочков), снежную форму, фигуру облепляют снегом, который предварительно бросают в ведро с водой. Чтобы работать с сырым снегом, на руки необходимо надеть теплые перчатки, а сверху резиновые. Хотя при разной температуре свой способ.

3. Облепляя фигуру, ладошкой сравниваем поверхность. И оставляем, чтобы она хорошо подмерзла.

4. На следующий день можно заниматься оформлением. Для этого заранее вырезаются узоры из бумажных цветных салфеток. И готовится ПУЛЬВЕРИЗА́ТОР с теплой водой.

Легче лепить скульптуры, когда снег мокрый. В этом случае необходимо ориентироваться на погодные условия (оттепель).

Если же погода морозная, снег в таком случае бывает рассыпчатый и лёгкий. Можно использовать приём «накапливания» снега.

Сгребать снег в кучи. В кучах от воздействия перепадов температур он будет утрамбовываться, слёживаться.

Либо сделать каркас из картонной коробки и скотча (в виде широкой трубы), набить снегом,полить водой,затем поднять выше- повторить манипуляцию.

Затем можно перейти к процессу «оживления» снежных столбов. Для строительства так же понадобится вода. Фигуры надо строить из «снежного» теста. Воду можно выносить в вёдрах. Лучше наливать по половине ведра, так как в вёдра необходимо накладывать снег в больших количествах (снег от соприкосновения с водой будет таять и его понадобится много).

Главная задача - совершенствовать двигательную деятельность во время зимних прогулок. Значит, надо вспомнить, какие основные виды движений по программе дети должны научиться выполнять.

В младшем дошкольном возрасте - это метание в горизонтальную и вертикальную цель, подлезание, перешагивание через препятствия…

Готовые снежные фигуры надо украсить. Раскрашивать красками нет смысла - у детей от соприкосновения будет пачкаться одежда. Идея - использовать бросовый материал, цветные кусочки ткани,салфетки.

Салфетку приложить к фигуре и побрызгать водой из пульверизатора. Кусочек салфетки прилипнет. Фигура станет выразительнее, ярче. Творчество на этом этапе только приветствуется.

Создание снежных построек на территории ДОУ

    Украшение снежных построек Использование снежных построек для всестороннего развития ребенка Сценарий физкультурно-познавательного досуга "Путешествие на лесную полянку" для детей младшего дошкольного возраста

Технологии создания снежных построек

Обобщив опыт педагогов МДОУ «Детский сад "Росинка"» г. Ноябрьска и коллег из других городов, коллектив ДОУ разработал эскизы и дизайн-проекты участков. При этом были учтены определенные требования к постройкам, которые, по их мнению, должны:

    способствовать физическому, интеллектуальному и эстетическому развитию детей; быть относительно легкими в изготовлении и достаточно крепкими; соответствовать требованиям безопасности и возрасту детей; соответствовать интересам детей, выявленным в ходе опроса о том, что бы они хотели видеть на участках; отражать приоритетное направление деятельности ДОУ, региональный компонент и определенную тематическую направленность.

Материалы и оборудование для приготовления "снежного теста"

    комплект теплых и плотных резиновых перчаток для "скульптора"; два оцинкованных ведра объемом 10–12 литров (при достаточно низких температурах пластмасса лопается, а эмаль дает трещины); лопата для взрослого – "подсобного рабочего"; несколько лопат для детей – помощников.

При строительстве снежных построек использовались разнообразные технологии, например снежные шары, кучи снега, деревянные короба. Преимущество последнихзаключается в том, что они изготавливаются необходимых размеров и легко заполняются снегом до требуемого уровня. Снег в них слеживается значительно прочнее, чем в кучах, что способствует повышению качества постройки. При вырезании фигур не приходится удалять большое количество снега, как при постройках из сугробов (снежных куч).

Если в снежной постройке необходимо сделать перекрытие, для его укрепления можно использовать доски. Древесно-стружечные плиты не подойдут. Под воздействием влажного снега они размокают и могут привести к травматизму детей. Доски закладываются в короб, заполненный до определенного уровня снегом, после их укладки он снова заполняется снегом.

Короба желательно устанавливать за месяц-полтора до планируемых сроков оформления построек и постепенно наполнять их снегом по мере расчистки участков. В зависимости от обильности снегопада их можно заполнить и за один-два дня, но в любом случае требуется не менее двух недель, чтобы снег хорошо слежался. По такой технологии были сооружены крепости, паровоз, Спанчбоб и другие постройки.

Когда снег достаточно слежится, приступают к созданию образа. Проверить "готовность" снега в коробах можно, проткнув его заостренной палкой: если она легко, без усилий входит в снег, значит, заготовка еще не пригодна для работы над фигурой. Вырезать крупные детали, например туловище медведя или шляпку гриба, можно штыковой лопатой, а небольшие элементы (фары, украшения, черты лица) – более мелкими орудиями – детскими лопатками, строительными металлическими шпателями и другими приспособлениями. Выпуклые части можно изготовить из "снежного теста" способом налепа. Оно также используется для выравнивания поверхности, отделки фигуры и придания прочности.

Технология приготовления "снежного теста"проста: в ведро с холодной водой накладывается снег, через несколько секунд оно готово. Успех зависит от слаженности работы всех членов "строительной бригады". "Скульптор" (взрослый, владеющий художественными навыками) работает только с "тестом" и постройкой, дает устные распоряжения своим помощникам. "Подсобный рабочий" (воспитатель или родитель) своевременно доставляет воду, а помощники (воспитанники группы) загружают снег в воду.

Основу технологии создания снежных построек, условно названной коллективом дошкольного учреждения "Снеговик", составляет изготовление шаров. Их укладывают цепочкой, а образующиеся пустоты или заполняются "снежным тестом", или излишками снега, срезанным с шаров сверху и с боков лопатой.

В результате постройка получается достаточно прочной. Недостаток технологии в том, что шары скатываются только в оттепель, когда снег липкий. Вместо них можно использовать неоформленные комья, которые остаются от уже вырезанных из сугробов фигур, но чтобы придать такой постройке эстетичный вид, потребуется много времени. На основе данной технологии создают длинные вытянутые фигуры, например змей, щупальца осьминога, различные лабиринты.

Одной из распространенных технологий создания снежных построек является преобразование уже имеющихся стационарных конструкций, например металлических дуг – в тоннель, лесенок-стремянок – в дом и др. Они изготавливаются с помощью досок, листов фанеры и снежных комьев. По такой технологии были сделаны дом и пещеры.

Украшение снежных построек

Украшать снежные постройки можноразличными способами: с использованием тканевой аппликации , разноцветных льдинок или окрашивания. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы.

Наиболее привлекательными для дошкольников являются окрашенные в яркие цвета постройки, но основная проблема с ними весной, когда в период таяния снега дети пачкают одежду.

Окраска фигур проводится в два этапа. Краска (гуашевая или акварельная) разводится в воде, при необходимости процеживается через сито, чтобы не было комочков, и при помощи пульверизаторов наносится на постройку. Для получения необходимой насыщенности цвета покраску производят в 2–3 приема. Чтобы постройка не пачкалась, ее еще раз опрыскивают, но уже чистой, неокрашенной водой.

Технология украшения тканевой аппликацией такова: заготовку смачивают водой и, не отжимая, прикладывают к постройке. Затем поверх тонким слоем, выходя за периметр детали, наносят "снежное тесто". Получается менее выразительно, зато одежда не пачкается.

Использование снежных построек для всестороннего развития ребенка

Благодаря совместным усилиям педагогов, сотрудников, воспитанников и их родителей снежные постройки появились на всех игровых и двух спортивных площадках детского сада. Учитывая приоритетное направление деятельности ДОУ – интеллектуально-художественное и экологическое воспитание и развитие детей, при оформлении построек предпочтение было отдано представителям животного мира.
На участках появились животные Крайнего Севера (тюлень и белый медведь), обитатели пустыни (черепахи, змеи), морей и рек (осьминоги, крокодилы, киты и скаты), насекомые (гусеница и божьи коровки).

Путешествуя по территории, дошкольники знакомились с животными различных природно-климатических зон и сред обитания, побывали в гостях у коренных жителей Севера, посетили остров любимых мультипликационных героев и лесную полянку. Полюбили обитателя Средней полосы России – бурого медведя, а также узнали, кто такой динозавр. Для развития экологических представлений использовались такие постройки, как "Медведь и берлога", "Черепахи и божьи коровки", "Гриб и пень".Дети могли прокатиться с горок разной высоты, различных траекторий и сравнить свои ощущения.

На прогулках, во время наблюдений, игр, индивидуальных бесед воспитанники пополняли и углубляли свои знания о животном мире: где живут те или иные животные, чем питаются, как приспосабливаются к условиям обитания. Особый восторг у детей вызвало "катание" на тюлене и разноцветной гусенице. А с кита они скатывались прямо в "море".

Cнежные постройки использовались также при организации занятий по формированию у воспитанников сенсорных и математических представлений. В ходе игр на острове любимых мультипликационных героев педагоги и родители ненавязчиво помогали детям закрепить знания о цвете и форме. Дошкольники с большим удовольствием здоровались с синим "смешариком", искали серого ската, розового осьминога, а также постройки, похожие на шар, круг, прямо-угольник и пр.

Гуляя на спортивной площадке (лесной полянке), дети в игровой форме упражнялись в количественном и порядковом счете, сравнивали постройки по размерам (берлога и медведь), цветам (красная божья коровка, желтая черепаха), считали количество крапинок на крыльях божьей коровки. Аналогичные задания педагоги и родители придумывали для малышей во время прогулок на других участках.

Имеющиеся на территории ДОУ снежные постройки способствовали и развитию представлений о человеке в истории и культуре. Например, педагоги знакомили воспитанников с укладом жизни и традициями русского народа: рассказывали, как защищали крепость в военное время, как проходили масленичные народные игры "Взятие крепости", какими были детские забавы. Дошкольники смогли узнать, как выглядели традиционные жилища рыцарей (замки) и представителей коренных народов Севера (чум).

Катаясь на высокой и низкой горках, дети расширяли и углубляли естественнонаучные представления.

С помощью наводящих вопросов педагога опытным путем определяли, что скорость спуска зависит от высоты горки, траектории и других параметров. Трехскатная горка с различными траекториями спуска предназначалась для увеличения пропускной способности, сокращения времени ожидания очереди, что препятствовало возможному переохлаждению дошкольников в морозные дни.

Большинство снежных построек в первую очередь способствуют повышению двигательной активности детей, укреплению их здоровья и физического развития. Беговая дорожка, расположенная на площадке, предназначена для разминки, а также для развития выносливости во время длительного медленного бега. Для удобства ориентации по трем сторонам площадки дорожка выделена снежными бортиками. В качествеориентира для бега змейкой можно дополнительно использовать другие постройки спортплощадки: "черепаху", "божьих коровок", "кусты", "вагончики поезда".

С целью усложнения разминки, развития у детей прыгучести, равновесия, преодоления возможной боязни ограниченного замкнутого пространства и быстроты реакции могут использоваться другие постройки спортплощадки. Например, благодаря ледяной крепости дошкольники развивали меткость и дальность броска, сражались в снежном бою, пытались попасть снежком в короб медведя. Через длинные бугристые извилистые щупальца улыбающегося осьминога можно было перешагивать, перепрыгивать, бегать с преодолением препятствий, использовать их как лабиринт и даже попытаться пройти по ним, сохранив равновесие.

Снежные постройки "Медведь", "Колобок"служат развитию театрализованной деятельности детей и используются для разыгрывания игр-драматизаций по мотивам сказок и литературных произведений.

В рамках эксперимента с целью выявления интереса детей и родителей к катанию на коньках был залит каток. Эксперимент удался, и вот уже второй год старшие воспитанники обучаются в ДОУ катанию на коньках.

Привлечение детей к созданию и украшению снежных построек, ежедневному уходу за ними способствует развитию у воспитанников трудовых умений и навыков, бережного отношения к результатам коллективного труда. Помогая расчищать от снега беговую дорожку, спортивную и игровые площадки, каток, сметая снег с построек, дети учатся проявлять заботу о сверстниках, оказывать помощь малышам и взрослым.

Планируя прогулку, воспитатели могут задействовать снежные постройки ограниченно, в ходе одного из компонентов прогулки (во время наблюдений, игр, организации трудовой деятельности, или индивидуальной работы), или комплексно (для организации тематической прогулки, проведения досуга или занятия). В качестве примера в приложениях 1, 2, соответственно, представлены сценарий физкультурно-познавательного досуга "Путешествие на лесную полянку" и конспект занятия "Развитие естественнонаучных и сенсорных представлений" для детей младшего дошкольного возраста.

В реализации проекта принимали участие практически все сотрудники детского сада.
В преддверии конкурса подбирали материалы и разрабатывали эскизы и дизайн-проекты, сгребали снег для построек, расчищали территорию для создания композиций и катка, вырезали фигуры, поливали их водой, украшали. Создать снежную сказку было бы невозможно без помощи детей, их родителей, старших братьев и сестер, членов семей сотрудников детского сада и юных спортсменов хоккейной команды, которые помогали заливать каток. Строгое жюри по достоинству оценило совместный труд: проект занял первое место в городском конкурсе.

Приложение 1

Сценарий физкультурно-­познавательного досуга "Путешествие на лесную полянку"
для детей младшего дошкольного возраста

Цели:

    содействовать развитию разнообразной двигательной деятельности детей на прогулке и интереса к ней; способствовать получению удовольствия и радости от двигательной деятельности.

Задачи:

    развивать умения детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; подпрыгивать на месте, стараясь достать предмет; упражнять в метании в горизонтальную цель; расширять представления детей о животных, правилах безопасности; воспитывать культуру поведения и смелость.

Оборудование:

    шишки (по две на каждого ребенка), удочка (вместо крючка прикреплен "комар"), бубен, аудиозаписи (шумы леса, "Танец бабочек", муз. М. Красева, отрывки из оперы -Корсакова "Сказка о царе Салтане": полет шмеля, комара, мухи).

(До выхода воспитанников на прогулку почтальон приносит в группу письмо от Старичка-Лесовичка, в котором он приглашает на лесную полянку. Педагог выясняет, согласны ли дошкольники отправиться в путешествие, и вместе с детьми решает, как можно добраться до лесной полянки. Дети перечисляют разные средства передвижения. Воспитатель обобщает их ответы и предлагает отправиться в лес пешком, потому что тот, кто ходит много пешком, укрепляет свое здоровье. Напоминает всем правило: чтобы не потеряться в лесу – надо не отставать друг от друга. Дети одеваются и отправляются в "лес".)

Ход досуга:

Воспитатель: Вот и опушка леса. А где же Старичок-Лесовичок? Наверное, ждет нас на полянке. Сколько снегу намело. Поднимайте выше ноги, будем пробираться к полянке. Посмотрите-ка, тут между сугробами тропинка протоптана, побежим быстрее по ней, она нас приведет к заветной полянке.

(Дети бегут за воспитателем змейкой между снежными постройками.)

Воспитатель: А вот и полянка, но и здесь никого нет. Давайте отдышимся и отдохнем. Вдохните глубоко через нос, выдохните через рот. Лесной воздух очень полезен для здоровья.

♫ (Дети выполняют 3–4 дыхательных упражнения. Где-то вдалеке звучит колокольчик.)

Воспитатель: Ребята, вы ничего не слышите? Мне кажется, Старичок-Лесовичок где-то совсем рядом. Давайте закроем глаза и внимательно послушаем.

♫ (Звук колокольчика слышится громче, звучит "волшебная" музыка.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, произошло чудо: зимняя лесная полянка превратилась в летнюю. Вон на траве сидят божьи коровки, щебечут птицы. Слышите, как жужжат шмели и пчелы?

(Вместе с детьми воспитатель имитирует жужжание насекомых.)

Воспитатель: Каких насекомых вы еще знаете? Песенку пчелы и шмеля вы знаете. Еще раз покажите, как они жужжат? А кто знает песенку комара? Хотите, я вас превращу в насекомых, и вы будете порхать над растениями?

Подвижная игра "Полет насекомых"

Если есть технические возможности, поочередно включаются аудиозаписи "Танец бабочек", муз. М. Красева, отрывки из оперы -Корсакова "Сказка о царе Салтане" (полет шмеля, комара, мухи). Если такой возможности нет, игра проводится под сопровождение бубна.

Пока звучит музыка (бубен), "насекомые летают" по всей площадке, стараясь не наталкиваться друг на друга, затем присаживаются на корточки – отдыхают "на траве и цветах". Игра проводится 2–3 раза.

Воспитатель: Раз, два, три – вот и снова дети вы.

(Воспитатель "превращает насекомых" в детей.)

Воспитатель: Хорошо летом в лесу! Только комары надоедают! Так и лезут везде, стараются укусить. Вот и сейчас один так и вьется вокруг нас. Давайте его поймаем! Становитесь все в круг, как только комар будет пролетать над вами, попробуйте его поймать.

Подвижная игра "Поймай комара"

Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук, педагог – в центре круга. Он вращает удочку (небольшую палку с привязанным к ней шнуром, на конце которого закреплен "комар"). Дети подпрыгивают вверх, стараясь его поймать. Игра длится 1–2 мин.

Воспитатель: Испугались комары, все разлетелись. Пойдемте, поищем Старичка-Лесовичка.

(Воспитатель с детьми отправляются на поиски. На пути им встречается Колобок.)

Воспитатель и дети: Здравствуй, Колобок.

Колобок (за Колобка говорит воспитатель): Здравствуйте, ребята! Я вот от бабушки ушел и от дедушки ушел, а кто мне может в лесу повстречаться, не знаю.

Воспитатель: Дети, подскажите, кто в сказке повстречался Колобку?

(Дети называют героев сказки, воспитатель предлагает им сразу показать Колобку: как прыгает зайчик, как рычит волк, как передвигаются медведь и лиса.)

Воспитатель: Ребята, а кого из зверей надо больше всего остерегаться Колобку? Почему?

(Дети предлагают варианты ответов.)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, можно малышам уходить без разрешения из дома, из детского сада, гулять одним, без взрослых?

(Воспитатель обобщает ответы детей и подводит к мысли о том, что они всегда должны гулять только со знакомыми взрослыми и не соглашаться никуда идти, что бы незнакомцы им не обещали.
Рекомендует Колобку вернуться к бабушке и дедушке, пока его не съела лиса. Дети с воспитателем отправляются дальше. Встречают медведя.)

Воспитатель и дети:Здравствуй, Медведь. Ты не знаешь, где нам найти Старичка-Лесовичка?

Медведь (за Медведя говорит воспитатель):Знаю. Только сначала поиграйте со мной и попробуйте угадать, что я люблю кушать.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что любит кушать медведь?

(Ответы детей.)

Медведь: Да, я люблю лакомиться медом и ягодами, особенно малиной. А еще я люблю кушать грибы, разные корешки растений, рыбу и даже муравьев.

Воспитатель: В какую игру ты хочешь поиграть с детьми?

Медведь: Пусть они возьмут из лукошка по две шишки и попробуют закинуть в мою большую корзину.

(Дети метают шишки в горизонтальную цель.)

Медведь: Да, не совсем еще хорошо научились попадать шишками в цель. Но вы не расстраивайтесь, чаще приходите ко мне и скоро станете меткими стрелками! А Старичок-Лесовичок вон стоит, на вас глядит, как вы в лесу развлекаетесь.

Воспитатель и дети:Спасибо тебе, Медведь. До свидания.

Старичок-Лесовичок:Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Не узнали вы меня? Я давно здесь стою, наблюдаю за вами. Понравилось вам в лесу? Что нового узнали?

(Дети вместе с воспитателем благодарят Старичка-Лесовичка за увлекательное путешествие.)

Старичок-Лесовичок:Приходите к нам еще, мы вас будем ждать! А сейчас вам пора в детский сад. До свидания! В добрый путь!

(Дети прощаются, уходят с площадки.)

Приложение 2

Конспект занятия "Развитие естественнонаучных и сенсорных представлений"
(организация наблюдения в форме экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста)

Цели:

    познакомить детей с новым агрегатным состоянием воды – льдом; экспериментальным путем получить темную и светлую красную воду; упражнять в словесном обозначении оттенков (темно-красный, светло-красный); изготовить цветной лед и украсить ими снежные постройки.

Ход занятия:

(В группе дети экспериментальным путем получают темную и светлую красную воду. Воспитатель предлагает узнать им, что же будет с цветной водой, если ее вынести на улицу на мороз. После этого заранее подготовленные бутылки с окрашенной водой дети берут с собой на прогулку.)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами экспериментальным путем получили цветную воду. Какого цвета вода в ваших бутылках?

Дети: Т емно-красная и светло-красная.

Воспитатель: Давайте разольем воду в формочки: прозрачные пластиковые стаканчики. Какого цвета вода в формочках? Как вы думаете, что станет с ней на морозе?

(Дети выдвигают свои версии. Воспитатель предлагает их проверить.)

Воспитатель: Что же стало с водой в формочках?

Дети: Она замерзла – получился лед.

Воспитатель: Какого цвета получился лед в формочках? Давайте рассортируем льдинки по цвету в два ведерка в соответствии с цветовыми условными обозначениями.

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель: Что же нам делать с льдинками: возьмем с собой или оставим на участке до следующей прогулки?

Дети: Мы хотим их забрать с собой в группу.

(В группе, после сна, дети выясняют, что же стало со льдом.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда пропали льдинки?

Дети: Они растаяли, и образовалась вода.

(На следующий день или через пару дней воспитанники снова могут изготовить воду двух других цветовых оттенков (по выбору детей) и сделать льдинки.)

Воспитатель: Какого цвета вода получилась у вас сегодня? Давайте из нее мы опять сделаем разноцветные льдинки, а потом соберем ледяные бусы или выложим красивый узор.

(Воспитатель на прогулке организует закрепление названия новых оттенков и проводит игровые упражнения типа "Собери бусы" (по заданному алгоритму) или "Выложи узор".)

Примечание. После занятия по ознакомлению с разновидностями эталонов цвета, где дети учатся получать три оттенка любого цвета, на прогулке проводится аналогичная работа по получению разноцветных льдинок и закреплению словесных обозначений трех оттенков цвета: "темный", "светлее", "самый светлый". Кроме игр с льдинками и игровых упражнений на составление светлотных рядов (от самого светлого до темного и наоборот), воспитанникам предлагается украсить льдинками бордюры своего участка или снежные постройки.

Зима – раздолье для зимних игр и забав. Сколько веселья, радости и удовольствия доставляют детям игры в снежки, катание на санках, лыжах или коньках, спуски с ледяных горок. Педагоги многих дошкольных образовательных учреждений радуют своих воспитанников не только традиционными снежными горками, ледяными дорожками, но и сюжетными постройками, мало распространенными в регионе в связи с суровыми климатическими условиями. Для того чтобы вдохновить педагогов на создание сюжетных снежных построек на участках детских садов, в городе был организован городской смотр-конкурс "Зимняя сказка двора".

Каждую зиму участок нашей группы превращается в замечательный снежный городок, и прогулка зимой становится интереснее и веселее, и мороз совсем не страшен...

Наш детский сад «Ладушки» расположен в новом квартале города Тольятти. В 2011 году он отметил четвертую зиму.

На территории сада – 14 участков по возрастным группам, есть большая физкультурная площадка. Все участки оборудованы современными игровыми модулями.
Зима для наших детей – долгожданная и любимая пора, они знают, как только выпадет снег, участки детского сада превращаются в особую снежную страну.

Вот зима, кругом бело, много снега намело… Всем известны эти строчки, но капризы родной природы иногда нарушают наши планы. Случаются зимы с обильными снегопадами и частыми оттепелями, бывают морозные, но бесснежные, снег накапливается только к февралю.
Зимы различаются не только по количеству снега, но и по качеству: Легкий и пушистый снег очень сложен для создания построек, липкий и тяжелый требует другого подхода для творчества.
Немаловажное значение имеет площадь прогулочного участка и наличие стационарного оборудования (малых архитектурных форм). Все эти факторы влияют на выбор технологии создания зимних построек на участка

Все дети по-разному реагируют на перепады температуры воздуха, силу ветра и длительное пребывание на морозном воздухе. Поэтому мы считаем нашей главной задачей создание благоприятных условий и режима максимальной двигательной и познавательной активности детей на прогулке.

Каждый год, в начале зимы на педагогическом совете мы обсуждаем вопросы организации зимних прогулок и оформления зимних участков. Во-первых, делимся впечатлениями, обсуждаем и обобщаем свой опыт……., во-вторых, активно знакомимся с опытом других педагогов, не только нашего региона, но и коллег из других городов России (особенно интересен опыт северных городов, таких как Когалым, Магадан, Мурманск, Тюмень, Екатеринбург, Набережные Челны и т.д., - спасибо средствам массовой информации и интернет ресурсам).В третьих – разрабатываем проекты будущих построек, где они будут размещены, какие ресурсы будут задействованы.

Слайд № 6

Здесь представлены разнообразные планы зимних участков воспитателей нашего детского сада, где учитываются особенности каждого возраста, наличие и использование стационарного оборудования, возможности решения физкультурно-оздоровительных задач.

На этом плане представлена перспектива зимней застройки участка старшей группы. Снежный Вал для упражнений в равновесии и перелезания, а так же для подвижных игр, мишени - вертикальные и горизонтальные для метания, лаз для подлезания, снежная горка, корабль дом и другие объекты для сюжетно-ролевых игр, снежная крепость, хоккейная площадка…

А теперь посмотрите воплощение нашей фантазии на участке детского сада.
Вот горка – любимый снаряд наших детей. Обратите внимание, что участок не большой, стационарное оборудование не позволяет сделать спуск горки длинным и безопасным, поэтому принято решение –удлиннить спуск за счет изгиба, сделать безопасным выезд во избежание столкновений и регулировать очередность скатывания дополнительной беговой дорожкой. Корабль – мачта вморожена в пластмассовую емкость, устойчива к воздействию ветра и обеспечивающая мобильность… Железная горка зимой не используется по прямому назначению, мы приспособили ее как тренажер для метания в вертикальную цель. Для этого вверху устанавливается круглая мишень, а внизу –накопитель для искусственных снежков – сшитых из плащевой ткани и наполненных синтепоном. Использование этих снежков очень удобно и безопасно. Снежки после попадания в мишень – скатываются по желобу обратно вниз…
Качели используем, как подставку для игр «Сбей предмет», «Кто самый меткий»,- (используются также искусственные снежки), как лаз для подлезания и для сюжетно-ролевой игры «Магазин».

Слайд №9-11

Приглашаем Вас на зимнюю прогулку В Детский сад № 210 «Ладушки» города Тольятти

Красивые удобные участки – гордость любого детского сада, но зимой гораздо труднее сделать так, чтобы территория выглядела эстетично, да ещи и позволяла решать определенные педагогические задачи. Маленькими хитростями по подготовке участков к зиме мы с удовольствием поделимся с Вами.

Слайд №13

Мы уже показали пример нетрадиционного использования стационарного оборудования – железной горки и качели. Песочница - тоже может превратиться с в шахматную доску с ледяными фигурами, роль шахматной доски играет ткань с черно-белыми квадратами, примороженная к ровной поверхности песочницы, а шашки – замороженная в круглых одноразовых контейнерах разноцветная вода. Как вариант – детский бильярд: на ледяной поверхности делаются определенная разметка и лунки. Передвигаются фигуры с помощью деревянных минишвабр.

Слайд №14

использование инструментов: традиционные: лопаты, скребки, носилки, сметки, кроме деревянных детских лопат, мы советуем использовать и современные, легкие, прочные лопаты с телескопической ручкой, удобной для регулировки длины черенка.

Слайд №15

Использование самодельных носилок из пластиковых корзин и тазов облегчает детям переноску, снега, а пластиковые емкости из-под водоэмульсионной краски и белил замечательно подходят для сбора снега и «снежных» куличей.

Слайд №16

С недавнего времени нашими постоянными помощниками стали строительные инструменты. Например, с помощью обыкновенной ножовки можно выпиливать из снега идеально-ровные кубы, ступени к горке и другие, это очень удобно, нетрудоемко и быстро, особенно при сильных снежных заносах… А строительная терка используется для сглаживания углов, бортиков, шлифования идеально гладких поверхностей снежных построек. Хорошо зарекомендовал себя прием лепки из снежного теста опалубным способом. В качестве опалубки подходят дощечки разного размера, картонные коробки из-под крупно-габаритной бытовой техники. – этот прием очень актуален в условиях малоснежной зимы.

Самое главное условие всех снежных построек на участке детского сада – максимальная безопасность, отсутствие острых краев, углов, ледяных комков.

Слайд №17

Еще один совет: чтобы снежные постройки были яркими, разноцветными мы используем ткань, веревки, бахрому, флажки из ярких полиэтиленовых пакетов – этот материал легко поддается наклеиванию на снег. Мы давно отказались от использования гуашевых красок: от них пачкается одежда и нарушается экологический баланс.

Слайд №18

К оформлению участков привлекаем родителей: они подносят воду, снег, помогают расчищать участок после снегопадов и метелей. Родители с большим интересом и удовольствием осваивают новые технологии работы со снегом, вносят свои предложения…

Слайд №19

Дети растут у нас крепкие, закаленные, жизнерадостные, любят прогулки и веселые подвижные игры. Сократилось число простудных заболеваний, а это факт первостепенного значения.

Слайд №20 Спасибо за внимание Готовы ответить на Ваши вопросы.

С наступлением зимы все улицы и площадки засыпаются снегом, горы и барханы формируются всего за ночь и приходит время зимних игр. Снег - нескончаемый источник для забав и развлечений. Воспитатели в садах особо серьёзно относятся к выпадению снега. Снежное время даёт им шанс организовать интересные игры с детьми на свежем воздухе, устроить целую сказку рядом с детским садом. Дети очень увлекаются такой задачей и создают удивительные фигуры своими руками.

Основные разновидности фигур

Существует сразу несколько видов снежных фигур, которые можно построить своими руками. По типу лепки их можно разделить на два вида:

  • бескаркасные - создаются из одного снега;
  • каркасные - в основе такой фигуры находится каркас из дерева.

Подготовка к работе довольно простая. Перед тем как выйти на улицу и начать создавать прекрасную поделку из снега в детском саду, нужно провести некоторые подготовительные работы ещё в доме.

Бескаркасные снежные фигурки

Такие фигуры создаются исключительно из снега. Применяют такой метод при лепке невысоких фигурок, не больше роста человека, а также цельной формы без отдельных элементов (расправленные крылья либо поднятые руки - этого быть не должно).

Если вы хотите создать сразу несколько фигур, то снег для них нужно собрать заранее. Собирать нужно на протяжении нескольких недель, для чего снежные массы сгребаются специальной лопатой в опалубку либо в другую подходящую для этого ёмкость. Собирать такой снег можно всей группой, вместе с детьми. Это поможет подготовиться к предстоящей забаве. Слежавшийся на протяжении некоторого времени снег становится более прочным, поэтому с ним становится намного легче работать.

Чтобы понять, подходит ли снег в качестве материала для создания фигур, следует надавить на него сверху каким-нибудь острым предметом, если остриё легко входит в массу, то это значит, что снег ещё не готов к лепке. При создании любой поделки из снега на участке детского сада, нужно всегда помнить о том, что снег для неё подойдёт лишь полностью чистый, без лишней грязи и мусора, в противном случае фигура будет непривлекательной, а отдельные части на ней будет лепить очень сложно.

Создание единичных фигурок поможет собрать снег перед самой работой. Для этого, как и при лепке снеговика, снег скатывается в большие комы, которые после ставятся друг на друга. Такая игра поможет увлечь весь класс либо детей из детского сада. Дополните места сужений, если нужно, снегом. Собрать его таким методом можно только в том случае, если он довольно липкий.

Если же снег имеет рассыпчатую форму, то его можно сделать липким, для этого нужно полить его водой, быстро сгрести его в кучу лопатой и хорошенько сжать, в этом случае снежная масса быстро схватиться под воздействием низких температур и станет более плотной. В опалубку можно также сгребать липкий снег.

Когда глыба будет готова для работы, начинают её оформлять. Для этого нужно воспользоваться мелким инструментом - шпателем , тёркой либо скребком. Если их нет, то можно использовать подручные предметы, можно предварительно взять из дома деревянную лопатку с кухни и ножик. Если же снег не очень твёрдого формата, то можно начать работу и с детским наборами для песочницы, но в этом случае нужно делать всё осторожно, если снег слишком твёрдый, то хрупкая пластмасса в результате может сломаться, что доставит ребёнку лишь переживания и расстройство.

На этом этапе работы очень пригодится сделанный дома макет фигуры или же нарисованный портрет. Лепить детали следует с него, как с модели. Для начала создаётся общий контур будущей фигуры, а после дополняются все основные детали.

Сильно расстраиваться в том случае, если что-то получилось не так, не нужно, так как снег - материал, который помогает быстро восстановить нужную часть фигуры, а также переделать случайный дефект.

Строения с каркасом

Создание каркаса в снежных фигурах из деревянных палок либо фанеры помогает запечатлеть их в разной позе и сделать более живыми и интересными, что помогает ребёнку ощутить себя в настоящей сказке.

Такая работа начнётся с создания главного каркаса. Каркас в этом случае будет выполнять функцию скелета, то есть главной опоры для снежной массы. Поэтому все главные детали должны устанавливаться именно на опору, к примеру, длинная шея лебедя не будет выдерживать возложенной нагрузки и может быстро сломаться без специального остова. Для этого нужно совместить все деревянные палки и отдельные куски фанеры гроздями либо проволкой. При этом очень важно придать каркасу устойчивость и прочность.

Создавать каркас также можно и для того, чтобы дети использовали его в качестве конструкции для лазания, катания. В этом случае он важен, чтобы ребёнок не упал во время игры и не травмировался.

После установки каркаса его нужно заполнить внутри снегом, а также вылепить основу фигуры снаружи. Для придачи прочности каркасу фигуры его следует сверху смазывать специальным «снежным тестом», для этого снег наполовину разводится водой. Такой смесью обмазываются все части фигуры, после застывания конструкция становится особо прочной и крепкой. Также нужно помнить о важности резиновых перчаток для такой работы. После того как все части каркаса будут замаскированы под снегом, а болванок достигнет своего размера, нужно приступить к дополнению конструкции разными деталями.

На этом этапе работа будет похожа больше на создание бескаркасной фигуры. Единственным отличием будет более высокая сложность создания дополнительных деталей.

Конструкции ледяных поделок

Отдельным направлением в зимних конструкциях являются фигуры изо льда. Прозрачные строения, переливаясь под лучами солнца либо в искусственном освещении, смотрятся как настоящие иллюминации из ценного стекла.

Создавать их непросто, так как лёд - это очень твёрдый материал, с которым сложно работать . При этом восстановить отколовшийся участок конструкции невозможно, поэтому такая работа будет требовать особого навыка и тренировки.

Для формирования такой фигуры нужно использовать природный лёд, взятый из ледника либо водоёма. Если пытаться самостоятельно заморозить воду из-под крана, то она вряд ли станет прозрачного цвета, и фигура будет выглядеть не эстетично. Но для тренировки можно будет воспользоваться и таким способом.

Украшение полученных сооружений

Простая вылепленная фигура - это довольно неинтересно, особенно для маленького ребёнка. Весь класс с удовольствием оформит полученное произведение. Они смогут сделать общую картину фигуры более яркой и привлекательной. Кисточкой можно будет нарисовать небольшие детали: рот, нос и глазки. Для раскраски строения нужно применять лишь безопасные для ребёнка краски, к примеру, акварель. Гуашь также может подойти, но после того, как снежная фигурка растает, она начнёт сильно краситься и может перепачкать детей.

Также для украшения строений можно использовать цветные фигурки, которые нужно подготовить заранее, заморозив подкрашенную краской воду в специальных формочках. Такую работу дети смогут выполнить самостоятельно.

Также хорошо задекорировать конструкцию из снега можно тканью. Для этого можно использовать цветные полотна либо маленькие лоскутки. Чтобы ткань смогла хорошо зафиксироваться на фигуре, нужно использовать её мокрой, тогда, замёрзнув на улице, она будет продолжать сохранять свою форму. Небольшие лоскутки можно крепить к конструкции с помощью снежного теста . Также можно попросить детей принести такую ткань из дома. Хорошо использовать отдельные нитки, оставшиеся после вязания, они помогут прикрепить к скульптуре необычные пристройки.

В украшении фигур можно использовать и природные материалы: ягоды боярышника либо рябины, а также простые шишки. Такие украшения также можно подготовить заранее.

Как сделать собачку

Перед началом создания нужно точно определиться с размером тела и расположением в пространстве желаемой конструкции, продумать все детали внешности снежного пса и заранее создать макет строения на листе бумаги .

Если вы хотите создать собаку, лежащую на земле, то:

  • нагребите снег так, чтобы спроектировать лежащую собаку;
  • из лейки увлажните собранную массу;
  • скатайте маленький шарик и разместите его в том месте, где будет планируемая голова снежного животного;
  • придайте фигурки черты собаки, особое внимание нужно уделить ушкам.

Для лепки больших снежных конструкций выделяют два способа. Это:

  • из влажного снега;
  • с помощью скатывания небольших шариков.

Второй метод больше всего подходит для скульпторов, которые несильно разбираются в самой лепке. Для этого нужно скатать два шара и обработать конструкцию для придания ей общих черт с собакой.

При использовании первого метода перед лепкой нужно хорошенько обработать материал:

  • создайте гору снега и увлажните водой;
  • дайте массе полежать несколько дней на морозе;
  • повторяйте действия до того времени пока конструкция не достигнет нужной высоты;
  • убирайте лишний снег и создавайте черты собаки;
  • можно прибавить дополнительные цвета либо выделить детали внешности по-другому. К примеру, вставить глаза в виде углей.

Создание снежного домика

Существуют разные формы снежных домиков. Из них можно выделить:

  • замок;
  • избу;
  • крепость;
  • иглу;
  • место для детских забав и активных игра;
  • декоративное украшение для площадки.

Существует два главных методов лепки: скатные шары и вырезанные квадраты. В каждом из этих методов используют мокрый снег.

Чтобы построить снежный дом, нужно:

Если домик создан для детских игр, то его следует утеплить внутри полиэтиленом. Для этого материал нужно постелить на полу и прикрепить к стенам строения.

Миньоны из снежной массы

Слепить такие фигурки из снега будет легко и быстро. Для этого используем фигуру прямоугольника с закруглёнными углами сверху. Волосы можно выполнить из веток, а руки могут заменить пластиковые негибкие трубы, на концах которых можно прикрепить перчатки. Главная и интересная часть создания миньонов - это окрашивание готовой конструкции.

Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, полноценном физическом и психическом развитии ребенка.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до трех-четырёх часов в день.

Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки и вечерней – перед уходом домой. Время, отведённое на прогулки, должно строго соблюдаться!

Для осуществления задач всестороннего развития и организации разнообразной деятельности детей большое значение имеет в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок.

Для обеспечения качественной организации прогулки в зимний период необходимо создать определенные условия: расчищенный от снега участок, постройки для развития основных движений (ходьба, бег, упражнения для равновесия, лазанье, прыжки, метание).

Подберите специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий. Ведь только зимой есть снег, лед, ледяные дорожки! Не упускайте возможность использовать снежные постройки: горки, ледяные дорожки, валы, лыжные трассы и специальный инвентарь для игр со снегом: лопаты, санки с ящиками, листы фанеры, пластика для построек.

Обратите внимание на то, чтобы все дети были вовлечены в игру: она не только развивает и воспитывает, но и согревает в холодный день.

Итак, для зимних игр и забав необходимы следующие условия:

В деятельности должны принимать участие все дети;

Не предлагайте игр, где нужно долго и интенсивно бегать, чтобы дети не вспотели (для бега нужно ограничивать пространство);

В игре не должно быть трудновыполнимых движений (например, прыжков через скакалку, препятствия, в высоту; гимнастических упражнений и др.);

Игры со снегом следует проводить в теплую погоду, когда снег мягкий;

Зимние игры, забавы, развлечения проводятся на утрамбованной площадке.

Оформление зимних участков – работа непростая, требующая больших физических затрат, поэтому привлечение родительской общественности является обязательным условием. Главное требование при создании построек - безопасность детей. Поэтому, если при постройке снежных фигур используется каркас, не должно быть острых торчащих частей. Снежные постройки должны быть мощными, устойчивыми. Если используются краски, то они должны быть не химического, а растительного происхождения - пищевые красители, свекольный или морковный сок. Сюжетные постройки или снежные фигуры в виде образа: обязательно должны иметь какую-то цель, служить для развития движений, не являться просто украшением участка. Для эстетичного оформления участка можно использовать книгу Пантелеевой «Эстетика участка дошкольного учреждения» - М.: Просвещение, 1988.

Снежные постройки необходимые на участке:

- фигуры для закрепления навыков равновесия - вершина срезана горизонтально, шириной до 40 см, высота 30 см.

Валы для игры в прятки и снежки: вершина скруглена, высота от 50 до 70 см. (могут иметь форму змеи, дракона, крокодила).

- фигуры для перешагивания;

- фигуры для упражнений в метании;

- фигуры для подлезания;

- горки для скатывания.

Большое значение необходимо придавать профилактике травматизма во время проведения прогулок. Постройки должны быть прочными, гладкими. При постройке горок выполняются следующие требования:

· Дорожка для раската ледяной горки должна быть как можно длиннее, на пути раската не должно быть стационарного оборудования (с целью недопущения травматизма). Скат горки не должен выходить на территорию массового движения.

· Высота горки для:

- младшей группы должна быть не выше 1 метра, со скатом длиной 3м

- средней группы – высота 1 метр со скатом 4-5 м

- для старшей и подготовительной групп – 1,5 – 2 метра, со скатом длиной 5-6 м.

· Скат горки должен быть пологий, расширяющийся к низу. Наверху горки делают площадку 1,2х1,2м, по краям площадки и ската горку оборудуют барьерами. Сзади горки устраивают ступеньки и площадку для провоза санок. Ступеньки и верхнюю площадку посыпают песком.

Технология устройства ледяной горки:

· во время оттепели снег скатывают комьями и складывают их в кучу, чтобы получилась горка (при этом необходимо учесть рельеф участка);

· снег утрамбовывают в снежную кучу, затем придается форма усеченной пирамиды с завершенной площадкой и скатом;

· в первый мороз горку слегка обрызгивают холодной водой, которая, замерзая, создает ледяную корку;

· после этого воду можно лить более интенсивно и намораживать лед до требуемой толщины (5 см);

· поливать горку теплой водой не следует - могут появиться проталины;

· в большие морозы, когда снег нельзя скатать, его уминают ногами.

Ледяные дорожки на участках или по периметру территории детского сада. Для детей старшего возраста ширина дорожки - 40 см, длина от 4 до 8 метров, может быть каскад дорожек. При использовании дорожек обязательно соблюдение инструкций по технике безопасности. При обучении детей скольжению на ледяной дорожке нужно соблюдать особую осторожность.

- На спортивной площадке можно организовать каток, размер которого зависит от места расположения и составляет 5 на 10 метров или 10 на 20 метров.

Хоккейная коробочка на площадке может быть и небольшая: шириной от 5 метров, длиной от 10 ветров. Ворота шириной 1,5 метра. Площадка для игры в хоккей хорошо утрамбовывается.

Условия для ходьбы на лыжах

Для прокладывания лыжни выбирается место вдоль забора или спортивной площадки в безопасном месте. Трассу прокладывает взрослый человек более широкими лыжами, в младших группах она прямая, в старших - имеет небольшие горки, спуски, повороты. Вдоль трассы прокладываются ориентиры (кегли, кубики, флажки и пр.). Длина трассы в младших группах 30-40 метров, в старших – до 80 метров.

На участке также могут быть:

Снежный лабиринт - с шириной стенок 30 см, высотой от 50 до 1 м.

Стенка-мишень из снега, ширина 30 см, высота в рост ребенка. В мишени делаются сквозные отверстия в виде геометрических фигур.

Тоннели для лазания, подлезания длиной 2-2,5 м. Для их сооружения обязательно нужен каркас. Для подлезания используется также дуга-воротца.

Сказочный вид участку детского сада придают малые архитектурные формы , постройки для развития сюжетных игр (лабиринт, крепость, транспорт, дом, фигуры животных, сюжеты сказок и т. п.), соответствующие возрастным особенностям детей (высотой в рост ребенка). Фигурки животных можно использовать в качестве целей для метания. Например, в блюдо или корзину в лапах медведя или зайца дети бросают снежки, мячи, мешочки с песком; отверстие в снежной стене может служить горизонтальной целью и т.п.

Постройки необходимо размещать рационально, не загромождая центральную площадку - место для удовлетворения двигательной активности детей.

Снежные постройки можно украшать различными способами: с использованием тканевой аппликации, разноцветных льдинок или окрашивания (в недоступных для детей местах, в целях безопасности и избегания окрашивания одежды); можно использовать крышки от пластиковых бутылок, формы для игры с песком, игрушки и другой бросовый материал, не угрожающий здоровью ребенка. Для окрашивания снежных построек лучше пользоваться пульверизатором. Не следует поливать окрашенной водой из лейки, это придаёт неэстетичный вид постройкам.

Зимой, когда деревья и кустарники теряют свою декоративность, их можно украсить размещёнными на ветвях поделками из бросового материала. Украшением групповой площадки должна быть веранда. Её оформление (композиционное или единичными элементами: флажками, бусами из цветных льдинок и др.) играет большую роль в эстетическом развитии дошкольников.

Большое значение для создания эмоционально положительного настроения детей имеет оформление входа на территорию детского сада и группового участка. Детям нравится, когда их приветливо встречают и провожают сказочные персонажи. Хорошо, если снежные валы, окаймляющие дорожки вокруг территории и ведущие на групповые площадки, будут аккуратно сформированы или утрамбованы.

Все ледяные постройки желательно объединить единой тематикой!