Ольга Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Что за чудесница-водица-волшебница". Колодкина А.Ю

Тема: «В гостях у медвежонка Умки»

Программное содержание:

Развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, дать детям первоначальные представления о глобусе;

Познакомить детей с особенностями природных условий Арктического края;

Закреплять знания детей о животном мире Арктики;

Учить устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью животных;

Уточнить знания детей о природных явлениях Арктики;

Развивать мышление, память, способность к умозаключениям;

Воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.

Материал: ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация: «Животный мир Арктики»; глобус.

Предварительная работа:

Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

Знакомство с животными Севера;

Дидактическая игра «Знакомство с глобусом»

Просмотр мультфильма «Умка»

Ход занятия.

Ребята, сегодня в детский сад принесли телеграмму для детей подготовительной группы. Давайте ее прочитаем. (Здравствуйте, ребята. Приглашаю вас в гости. Умка.)

Ребята, а кто такой Умка? (Умка – это белый медвежонок, а белые медведи живут в Арктике) (Слайд 2)

- Правильно. Но, где же находится Арктика? Это мы можем узнать, если мы рассмотрим … что? Глобус. А что такое глобус? (Это уменьшенная модель Земли.)

Ребята, а где находиться Арктика? (Арктика находиться на Северном полюсе Земли).

На чем мы отправимся на Северный полюс? (На самолете) (Слайд 4, 5)

Мы оказались на Северном полюсе. А кто нас встречает? (Нас встречает Умка). Северный полюс – это центр Северного ледовитого океана, а Северный ледовитый океан и прилегающие к нему земли называются Арктикой - это белоснежное царство снега, холода и льда. (Слайд 6, 7)

В – Почему белоснежное?

В - Слово «Арктика» в переводе с греческого языка означает «медведь». Как вы думаете, почему так назвали этот край? (Хозяин Арктики – белый медведь).

В – Правильно. Арктика – это владение белого полярного медведя. (Слайд 8)

Рассказ ребенка о белом медведе (море – стихия белого медведя. В холодной воде он охлаждается в жару и согревается в мороз. Белые медведи любят путешествовать на дрейфующих льдинах и заплывают в районы Северного полюса).

Очень холодно в Арктике, но, несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там есть такие обитатели, которые больше нигде не встречаются. Умка вам будет загадывать загадки, о животных, которые живут рядом с ним.

В заснеженной пустыне

Разлегся он на льдине.

Но рыб ловить ему не лень,

Он любит плавать он – (Тюлень) (Слайд 9)

Ребенок рассказывает о тюлене (у тюленя крупное тело обтекаемой формы, это позволяет ему хорошо плавать и нырять. Живут тюлени огромными семьями в приполярных холодных регионах).

Крупный зверь, имеет бивни,
Но не те, что у слонов,
Вместо ног - имеет ласты.
Кто назвать его готов? (Морж) (Слайд 10)

Ребенок рассказывает о морже (морж знаменит своими огромными клыками, которыми он роет подводный грунт, добывая моллюсков, отбивается от врагов и цепляется за лед, когда выбирается из воды. Живут моржи по берегам холодных морей Северного полушария.)

Незаметно проплыла,

Словно льдина, вся бела.

В хоре песенки поет –

Ужасающе ревет. (Белуха) (Слайд 11)

Ребенок рассказывает о белухе (свое название зубатый кит белуха получил за белый цвет кожи. Белуха может издавать звуки: свист, щебет, визг, клекот, стон, рев, поэтому некоторые называют этого кита «морской канарейкой».Живут белухи в арктических морях).

Большие рога, высокие ноги.

Он ходит по снегу, совсем без дороги.

Помочь человеку он может в делах.

Катает детишек на быстрых санях. (Северный олень) (Слайд 12)

Ребенок рассказывает об олене (северный олень покрыт густой шерстью. Каждая шерстинка внутри пустая. Воздух в шерстинках позволяет оленю сохранять тепло и не мерзнуть. Северные олени живут в тундре)

В – Ребята, а что помогает животным выжить в таких суровых условиях? (теплый мех и подкожный жир)

В - В летнее время в Арктике круглые сутки светло, солнце совсем не скрывается. Оно поднимается не высоко, и его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит у нас.

В - Зимой здесь часто бушуют вьюги и метели, свирепствуют морозы (фонограмма северного ветра). Давайте погреемся.

Физминутка (аудиозапись) (Слайд 13)

В - В зимнее время в Арктике солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится долгая полярная ночь. Только бледный свет звезд да луна, а иногда полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы.

Ребята, Умка предлагает вам полюбоваться красотой северного сияния. (Видео «Северное сияние») (Слайд 14, 15)

Ребята, пора нам возвращаться домой. Давайте скажем Умке спасибо и отправимся в обратный путь. (Дети прощаются с Умкой и садятся в самолет).

(Слайд 16, 17)

Ну, вот мы опять вернулись в детский сад. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Подойдите к столам, посмотрите, что вы видите? (Умка). С чем мы сегодня будем работать? (с нарезанными нитками).

Дети выполняют работу.

Итог занятия.

Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

С каким животными Крайнего Севера познакомились?

Наше занятие окончено.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

«Пресмыкающиеся»

Воспитатель ТурыгинаС.Б.

Програмное содержание:

    Познакомить детей с пресмыкающимися животными;

    Уточнить, систематизировать и закрепить знания ребёнка о пресмыкающихся животных;

    Формировать представления о внешнем виде и особенностях жизни пресмыкающихся;

    Развивать активную речь детей: пресмыкающиеся (крокодил, змея, ящерица, черепаха); пресмыкающееся - рептилия. Расширять активный и пассивный словарь

Оборудование: презентация, раздаточный материал: «Дорисуй картинку» - раскраски «Обведи по цифрам» (змея), раскраски «Обведи по точкам» (черепаха, крокодил).

Ход занятия.

    Организационный момент. 1 слайд

Воспитатель. Вы любите отгадывать загадки? (ответ ребёнка)

Тогда отгадайте несколько загадок.

1. Он зеленый и ужасный,

Он зубастый и опасный,

Быстро плавает, ныряет,

Страх повсюду нагоняет.

Обитает в жарких странах,

Как зовут его? Кто знает? (крокодил -2слайд)

2. Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел (змея - 3 слайд)

3.Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но - ах! -

Удрала, а хвост в руках. (ящерица - 4 слайд)

4. Тихо ходит над рекой,

Носит дом всегда с собой.

Кто же это в спецрубахе?

Ну конечно... (черепаха - 5 слайд)

А как этих животных можно назвать одним словом? (ответ).

Своё название пресмыкающиеся получили за то, что передвигаются они пресмыкаясь (ползая) по земле. Обычно у них четыре лапы, но они лишь помогают передвижению тела, как подвижные рычаги, т.к. расположены по бокам туловища, а не под ним. Слово «рептилия» в переводе с греческого языка означает «ползать на брюхе». Именно поэтому пресмыкающихся животных также называют рептилиями. (6 Слайд)

У всех рептилий жесткая, сухая кожа, покрытая роговыми чешуями или пластинами. Черепахи, например, покрыты костным панцирем. А голова и спина крокодилов покрыты твердыми костными пластинами. (7 Слайд)

Размножаются рептилии откладывая яйца. Обычно они делают это в укромных местах, под камнями, под бревнами или в пустых пнях. Но у некоторых пресмыкающихся детёныши вылупляются из яйца в теле матери, и рождаются уже живыми. (8 Слайд)

Динозавры-самые древние пресмыкающиеся (9 Слайд)

    Пальчиковая гимнастика «Осторожно, крокодил!»

Пять маленьких рыбок играли в реке

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.

Лежало большое бревно на песке

Руки прижаты друг к другу. переворачиваем их с боку на бок

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение

Вторая сказала: «Но здесь глубоко!»

Качаем сомкнутыми ладонями

А третья сказала: «Мне хочется спать»

Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук - рыбка спит

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать

Быстро качаем ладонями - дрожь

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются - рот

Плывите отсюда чтоб не проглотил!»

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями - уплывают

Ну вот, ребята, мы и прибыли в те места, где живут пресмыкающиеся и земноводные. Видите, они окружили нас со всех сторон и спрашивают кто мы такие. Мы должны отвечать правильно, иначе, они поймут, что мы на самом деле дети из детского сада, а не животные. (Слайд 11)

Ящерица, у тебя длинный хвост, значит ты какая?

Длиннохвостая.

А у тебя, Крокодил, толстая кожа,

значит ты какой?

Толстокожий.

А ты, черепаха, ешь траву.

Значит ты какая?

Травоядная.

А у тебя, ящерица, холодная кровь.

Значит, ты какая?

Холоднокровная.

Молодцы, ребята, все ответили правильно. Земноводные и пресмыкающиеся признали в нас своих сородичей. И сейчас очень хотят с вами поиграть.

4.Дидактическая игра «Дорисуй картинку»

Посмотри, у меня есть картинки. Но что-то в них не так. Что? (их нужно дорисовать).

Дорисуй картинки.

Скажи, что получилось (змея).

5.Итог занятия

О ком мы сегодня говорили? (о пресмыкающихся)

А пресмыкающиеся? (ответ). А как они называются по-другому? (пресмыкающиеся - рептилии).

Перечисли пресмыкающихся (крокодил, змея, черепаха, ящерица)

Анна Бирюкова
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».

Цель :

1. Познакомить детей с животным миром родного края .

2. Развивать связную речь, побуждая детей отвечать на вопросы полными предложениями.

3. Закреплять умение четко проговаривать слова и звуки.

4. Воспитывать любознательность .

Задачи занятия :

1. Закрепить названия диких животных и их детенышей .

2. Познакомить с дикими животными , проживающими на территории Нижегородской области.

3. Формировать практические навыки правильного употребления относительных прилагательных, навыки образования существительных во множественном числе, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычки сообща играть, трудиться, заниматься.

Предварительная работа :

Разучивание загадок по теме «Дикие животные » .

Рассматривание иллюстраций «дикие животные » .

Чтение детям русских народных сказок : «Лиса и волк» , «Заяц – хваста» , «Кот, петух и лиса» , «Лиса и журавль» ; рассказы В. Бианки и др.

Оборудование и материал :

1. Плакаты и картинки «Дикие животные » .

2. Игры «Назови детеныша » , «Четвертый лишний» , «Скажи наоборот» .

Ход занятия:

Организационный момент :

Улыбнусь я себе,

Улыбнусь я тебе,

Улыбаюсь целый день,

Улыбаться мне не лень!

Воспитатель : Улыбнёмся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение весь день!

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости . Угадайте, кто? (Показываю плакаты, загадываю загадки) .

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета.

(Заяц, на плакате картинка зайца) .

Сразу же хочу оправдать зайцев. Все считают их трусами. А ведь это не так. Зайчонок десяти дней от роду отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними лапками и громко крича для устрашения. А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают – не трусость, а мудрость звериная : глупо стоять на месте в ожидании когда тебя съедят. Про это есть русская пословица : «Заяц не трус, себя бережет» .Сами зайцы – травоядные животные . Что это значит? (Ответы детей ) . Зайцы питаются только растительной пищей : листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство – кора осины. Зубы у зайца большие, плоские – для питания, а не для нападения. А задние лапы намного больше передних. Знаете ли вы, почему? (Ответы детей ) . В течение года зайцы периодически линяют. И в это время валяются в пыли, лезут в колючие кусты, ерзают спиной и брюхом по земле, стараясь быстрее сбросить старый шерстяной покров. Новая шубка – осенне-зимняя – качеством получше. Всем вам известна загадка о зайце : «летом серый, зимой белый» . Почему так говорят про зайца? (Ответы детей ) .

Воспитатель : Так что вы ещё можете сказать о зайчике? Какой он? Когда меняет шубку?

Дети : Он меняет шубку, зимой она белая. Заяц всех боится.

Воспитатель : Давайте посмотрим, кто же ещё к нам пришёл в гости.

Загадка про белку :

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это.

Дети : Это белка!

Воспитатель : Правильно (показываю картинку) .

Запасы на зиму белка делает основательные – в разных местах, разные запасы, помногу. Очень по-хитрому собирает орехи. Раскачает ветку, прыгнет в сторону и смотрит. Какая ветка дольше качается, та и тяжелее, а значит орехов на ней больше. Вот на эту ветку белка влезает и скусывает орехи. Пустой или порченый орех сразу же распознает и ни за что не возьмет. Грибов белка на зиму запасает тоже очень много. И выбирает самые-самые лучшие. Сушит белка и мухоморы, надо полагать в лечебных целях. Высушенные грибы прячет в дуплах или под отставшую от деревьев кору. У грибов потом белка съест только шляпку, а ножку выбросит. Кроме грибов и орехов белка запасает на зиму желуди. Желуди – это с какого дерева? (Ответы детей ) . С дуба.

А вот как белка добычу свою прячет : выкопает ямку, аккуратно в нее положит добычу. Вобьет поглубже, а сверху еще земли и сухих листьев нагребет, чтобы кто чужой не учуял.

Случается, что чужаки съедают беличьи запасы. Но и сама белка, если наткнется зимой на чужие запасы, не постесняется и съест их. Часть запасов останется несъеденными. Это пойдет на пользу лесу : ведь весной они пустят корешки и прорастут.

Воспитатель : Ребята, скажите мне, белка, какая? И что она кушает? (Она быстрая, шустрая.)

Дети : Белка питается орехами.

Воспитатель : Давайте ещё отгадаем одну загадку!

Загадка про лису

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пышный хвост-краса.

Дети : Лиса.

Воспитатель : Правильно, хитрая лиса. (Показываю картинку с лисой) . А что значит хитрая?

Дети : Умная. Она обманывает всех. Лиса скрывает свои намерения (желания) .

Давным-давно жил на Руси царь Патрикей. Славился он хитростью и изворотливостью. Вот по имени этого царя и получила хитрая лисица имя Патрикеевна. Чаще других зверей упоминается лиса в народных сказках . Как только не называют ее : Лиса-воровка, лиса-нахалка, лиса-жадина, лиса-лгунья. Лиса зверь красивый и грациозный. Грациозный – это значит тот, кто двигается плавно, красиво, изящно. У лисы густая рыжая шубка, очень пушистый хвост, острые ушки, живые умные глаза. А знаете ли вы, как называется лисий дом? (Нора) . Нору лиса роет среди камней, корней деревьев или в расщелинах скал. Но любит лиса занимать чужие норы. Особенно нравится ей нора аккуратного барсука.

Кого только не едят лисы : белок, зайцев, оленят, птиц и их яйца, птенцов, мышей, ящериц, змей, лягушек, насекомых. Часто лисы по ночам бродят по берегу моря, подбирают выброшенную волной рыбу, переворачивают лапами камни и добывают крабов. Еще любят лисы фрукты, ягоды, шиповник и мед. Но чаще всего удается лисе пообедать мышкой.

Воспитатель : Лиса еще какая? (ловкая, быстрая, красивая.)

Воспитатель : А теперь немного разомнемся :

Физкультминутка «Звериная зарядка» .

Воспитатель : Кто же ещё пришёл к нам в гости из леса? (Зачитываю загадку) .

Загадка про медведя

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Ребята, вы догадались кто это?

Дети : Медведь.

Медведи обитают в густом лесу, на глаза человеку медведи стараются не показываться. У нас обитают бурые медведи, к ним очень опасно подходить да и встречаться с ними не менее опасно. Они очень агрессивные и нападают на человека, особенно если медведица с детенышом . А как называется детёныш медведицы? (Медвежёнок.) С приходом зимы жизнь медведя меняется. Зимой медведи впадают в спячку до весны. За счет толстого слоя жира мишка не хочет есть, поэтому не просыпается. Жилище медведя – берлога. Медведь питается другими животными , но он так же большой сластёна. Любит полакомится малиной и др. ягодами, а так же мёдом.

Воспитатель : Медведь, какой? (Бурый, огромный, лохматый) . А где спит зимой медведь?

Дети : В берлоге.

Воспитатель : Ребята, а почему медведя ещё называют «Косолапый мишка» ?

Дети предлагают варианты.

Воспитатель : «Ходить косолапо - ступать пятками врозь, неуклюже, неловко» . А теперь посмотрим, угадаете ли вы этого гостя?

Загадка про лося

С ним тягаться трудно в беге,

Коли встретить довелось,

Знайте, дети, это.

Дети : Это лось.

Лоси – травоядные животные , питаются травой и мелкими кустиками и веточками. Лось быстро бегает. Случалось, что лоси в нашем краю выходили в села и города, когда им не хватало пищи.

Воспитатель : А к нам ещё один гость пришёл. Давайте подумаем кто же это?

Серый, страшный и зубастый,

Произвёл переполох,

Все зверята разбежались

Напугал зверят тех …

(волк)

Дети : Это волк.

Воспитатель : Да, ребята, это волк. Волк – это хищное животное , то есть питается другими животными : и мелкими, и крупными. Волки живут в стаях и по одному. В нашем краю осталось не так уж много волков и они стараются не попадаться на глаза человеку. Жилище волка – логово. Волк зимой не впадает в спячку, но животных зимой в лесу мало (мышки или др. мелкие животные , поэтому волки зимой голодные и злые. Детёныши волков – волчата.

Воспитатель : А это кто?

Колюч он, но не ёлочка

В иголках, но не сосенка,

В клубок свернуться может,

Конечно, это …

(ёжик)

Дети : Ёжик.

Сначала ежата совсем голенькие и слепые. А потом у них открываются глазки и начинают вырастать маленькие мягкие иголочки. Иголочки подрастают и твердеют, пока не становятся совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начинает ежат по лесу водить, учить, показывать что к чему.

Как вы думаете, ребята, почему мама не выпускает ежат, пока не выросли иголки? (Ответы детей ) . Без иголок они беззащитные, легкая добыча.

Скоро ежата начинают сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется : змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек. С наступление темноты ежики выползают из норы и ищут себе пищу. Всю ночь топают, под каждый листок заглядывают, переворачивают ветки. У них чуткие нос и ушки. Они, как и люди, различают многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.

Почему ежей называют ночными охотниками? (Ответы детей ) . Потому что они охотятся, ищут пищу ночью.

Воспитатель : Ребята, пришло время опять размяться.

Физкультминутка «На водопой» .

Воспитатель : Молодцы, ребята. Вот такие гости посетили нас сегодня с вами. Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. О ком же все эти загадки?

Дети : О животных .

Воспитатель : Совершенно верно, о животных , которые называются дикими. А почему их называют дикими?

Воспитатель : Молодцы, много вы знаете, о животных нашего края , а вот как называются их жилища я так и не услышала.

Давайте, ребята, назовём их. (Показываю на картинках жилища животных , а ребята их называют). У медведя – берлога, у лисицы – нора, у волка – логово, у белки – дупло, у зайца нет жилища, он живет под кустом). Ребята, а как вы думаете, нужна забота человека о диких животных (ответы детей ) . Правильно ребята, если мы не будем о них заботится, то придет время мы их потерям. А в мире все взаимосвязано, мы об этом уже говорили.

Но всем людям нужно помнить : мы большие и сильные, но должны быть еще добрыми и мудрыми, чтобы не навредить животным .

Воспитатель : А теперь немного поиграем :

Игра «Назови детеныша »

У лисы - лисенок.

У белки - бельчонок.

У волка – волчонок.

У медведя – медвежонок.

У ежа – ежонок.

У зайца- зайчонок.

Игра «Четвертый лишний»

Назовите лишнее животное и объясните почему .

Корова – волк – лиса – медведь.

Лиса – верблюд – волк – медведь.

Волк – лиса- петух – еж.

Лиса – медведь – волк – морж.

Игра «Скажи наоборот»

Медведь большой, а заяц.

У волка хвост длинный, а у ежа.

Белка слабая, а волк.

Лиса ловкая, а медведь.

Воспитатель : Молодцы, справились с заданием. Посмотрите на картинки и назовите наших гостей одним или двумя словами.

Дети : Звери. Дикие животные .

Воспитатель : Почему этих животных называют дикими ?

Дети : Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные .

Воспитатель : Вот и закончилась наше путешествие. Пора возвращаться в группу . Что вам понравилось в нашем лесу, в нашем путешествии? (ответы детей )

Воспитатель : Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

Дети : Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит.

Воспитатель : А как люди должны вести себя в лесу?

Дети : В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных . Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.

Итог занятия .

Воспитатель : Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку. До свидания.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.

«Большое воздушное путешествие».

Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воздуха. Опытным путем показать значение воздуха для человека и всего живого на Земле. Формировать у детей научные представления об окружающем мире. Развивать мышление, любознательность, умение самостоятельно делать выводы. Активизировать словарь детей словами: планер, парашют, ветряная электростанция. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.

Оборудование:

Картинки с изображением самолета, вертолета , планера, ракеты, воздушного шара , парашюта, мельницы, вентилятора , ветряка, парусника, урагана, космонавта, сохнущего белья, раскрытого окна, сломанного ветром дерева.

Тетради, резиновые груши, стаканы с водой, вертушка, зажигалка, перо птицы. Схема «Органы дыхания человека», «парашюты» с загадками, секундомер.

Предварительная работа:

Дидактическая игра «Летает – не летает». Рассматривание папки «Воздушный транспорт». Занятие по валеологии «Чем мы дышим».

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в большое воздушное путешествие. Нам предстоит лететь, но на чем? Какие вы знаете виды воздушного транспорта ? (Ответы детей – самолет, планер, воздушный шар, дирижабль.)

Дети, предложившие ответы на вопрос, выбирают картинку с соответствующим видом воздушного транспорта и ставят ее на мольберт.

А вот на каком из видов воздушного транспорта мы начнем наше путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Он в воздушном океане

Туч касается крылом.

Развернется – под лучами

Отливает серебром.

Правильно, мы начнем наше путешествие на самолете.

Усилился ветер и нагнал тучи. Взгляните, на одной туче что-то написано. (Предлагаем одному ребенку прочесть надпись.)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

Что это? Воздух. А есть ли воздух в нашей групповой комнате? Что мы можем о нем сказать? Имеет ли воздух цвет, запах?

Вдохните в себя воздух и выдохните. Видите ли вы воздух?

А теперь попробуйте задержать дыхание. Долго ли вы сможете не дышать? Давайте сделаем вывод: может ли человек обойтись без воздуха? Без воздуха ни человек, ни животное, ни растение не могут прожить и нескольких минут. Вы хорошо знаете, как воздух «через нос проходит в грудь и обратный держит путь»? Давайте посмотрим. (Сопровождается показом на схеме органы дыхания человека.)

А как вы думаете, можно ли воздух почувствовать, услышать и увидеть? Давайте это проверим с помощью простых опытов.

Почувствуете ли вы воздух? Помашите тетрадями возле своего лица. Что вы почувствовали?

Услышите ли вы воздух? Резко сожмите руками резиновую грушу. Что вы услышали?

Увидите ли вы воздух?

Опустите конец резиновой груши в стакан с водой и сожмите ее. Что вы увидели?

Как убедиться, что вокруг нас есть воздух? Кому необходим воздух? Как дышат растения? Животные?

Наш самолет благополучно совершил посадку. Наше воздушное путешествие мы продолжим на… Угадайте на чем.

Точь-в-точь, как самолет,

В кабине есть пилот.

Но в голубых просторах

Летает без мотора.

Итак, продолжаем наше путешествие на планере. Но как же он полетит без мотора? Его понесет ветер. А откуда берется ветер?

Солнце нагревает воздух в одном месте и нагретый теплый воздух поднимается вверх. И тут на его место врывается холодный воздух. Вот это перемещение, движение воздуха и есть ветер.

Каким бывает ветер? (Сильным, легким, теплым, холодным, ураганным.) Одинаков ли ветер в разные времена года?

Как определить силу ветра? Если ни один листочек на дереве не шелохнется, это значит, что ветра нет. Если колыхаются лишь маленькие веточки, то ветер слабый. Если пригибаются большие ветви – это сильный ветер. А как называют очень сильный ветер? Ураган. А если ветер шумит над морем и вздымает огромные волны? Это шквал или шторм.

Но вот ветер совсем затих и нам приходится возвращаться на землю.

Мы пересаживаемся на…

С теплым воздухом шар,

А под ним корзинка,

Под ногами земля –

Словно на картинке.

Это воздушный шар. На нем люди совершали свои самые первые воздушные путешествия.

Но что же заставляет шар подниматься вверх? Теплый воздух. Я уже говорила вам, что теплый воздух поднимается вверх. Это происходит потому, что теплый воздух легче холодного. Сейчас я вам это докажу.

Вот перышко. Если я его просто подброшу, то оно просто упадет вниз. Вот так. Но если его подбросить в теплый воздух, например, над огнем, (зажигаю зажигалку), то вы увидите, что теплый воздух поднимается вверх и не дает перышку упасть.

Воздушный шар наполняют теплым воздухом, поэтому он и поднимается вверх.

А теперь вопрос для самых смышленых. В нашей групповой комнате тепло, потому что ее нагрели горячие батареи. А где теплее, возле пола (внизу) или возле потолка (вверху)?

Конечно, возле потолка, потому что теплый воздух поднимается вверх. Теперь вам станет понятно, почему взрослые не любят, когда вы играете на полу. Возле пола (внизу) всегда холоднее.

Физкультминутка.

Круг мы сделаем большой,

Встанем в круг мы всей гурьбой.

Мы покружимся немножко

И похлопаем в ладошки,

Мы потопаем немножко

И похлопаем в ладошки

Повернемся друг за другом

И попрыгаем по кругу.

А теперь – наклон вперед:

Получился самолет.

Крыльями легко помашем

«Отдохнули!» - дружно скажем.

Нас опять ждет пересадка.

Заворчу, зажурчу,

Лопастями заверчу,

В небеса улечу.

Мы продолжим наше путешествие на вертолете.

Давайте выясним, как человек использует воздух? Мы с вами используем воздух, когда надуваем воздушные шары, накачиваем воздухом наши мячи, колеса велосипедов или машин. А какими надувными вещами мы пользуемся летом на пляже? (Ответы детей.)

А как вы думаете, умеет ли ветер работать? Объясните.

Ветер надувает паруса кораблей, сушит белье, кружит мельницы и ветряки (ветряные электростанции). Всегда ли работа ветра полезна? Взгляните на эти картинки. Сильный ветер может наделать много бед: разрушить дома, сломать деревья, перевернуть корабли.

Вертолет продолжает свой путь, но на посадку не заходит. Как же нам попасть на землю.

Зонтик есть, весь белый-белый,

Он большой и очень смелый.

Он по воздуху летает,

С облаков людей спускает.

Вот мы и спустились на парашютах на берег моря. Люди не раз замечали, как легко дышится возле моря. Морской воздух очень целебный, лечебный. Вот почему так часто на берегу моря строят санатории, дома отдыха. Именно целебный воздух и море привлекают людей в приморские города. К сожалению, не все это понимают. Заводы и фабрики загрязняют воздух, загрязняют его и машины выхлопными газами. Дымным воздухом дышать тяжело и вредно для здоровья. Поэтому людям нужно заботиться о чистоте воздуха.

А сейчас взгляните на маленькие парашюты у вас на партах. На них написаны загадки и пословицы. Прочтите их.

Не машет крылом, а летает.

Не птица, а всех обгоняет. (Самолет)

Что за птица: песен не поет,

Гнезда не вьет, людей и груз везет? (Самолет)

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесется до звезд. (Ракета)

- «Что это, что это!» - все кричат,

В небе зонтики летят. (Парашюты)

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер)

Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

Солнце перед закатом красное – на ветер.

Нужен, как воздух.

Объясните последнюю поговорку. Это значит что-то, без чего человек совершенно не может обходиться.

Наше путешествие подходит к концу. Но впереди еще полет на…

Чудо птица, алый хвост,

Полетела в стаю звезд.

Ни хвоста, ни крыльев нет,

А летает до планет.

В путь! К звездам! На ракете!

Воздух накрывает Землю как одеяло. Со всех сторон. Чем выше от Земли, тем воздуха меньше. В космосе воздуха нет совсем. Вот почему космонавты всегда в скафандрах, куда по трубкам подается воздух. Иначе космонавтам было бы нечем дышать.

Воздух, окружающий Землю, давит на все предметы, находящиеся на ней. И конечно, на нас в вами. Сейчас я докажу вам это с помощью опыта.

Воспитатель наливает в стакан воду до самого края. Прикрывает стакан листом плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро переворачивает стакан вверх дном. Вода из стакана не выливается.

Сверху на бумагу давит вода, а снизу воздух. Воздух давит сильнее, поэтому вода из стакана не выливается.

Вот наша ракета пошла на посадку, а это значит, что наше путешествие закончилось. Но мы не зря потратили время, мы узнали много нового и интересного о воздухе. А когда вы будете учиться в школе, то на уроках природоведения , физики и химии вы узнаете о воздухе еще больше. Спасибо вам за внимание, занятие окончено.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной к школе группе
«Путешествие в мир живой природы»

Автор образовательного мероприятия: Бурмистрова Светлана Ивановна, воспитатель, первая квалификационная категория.
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Солнышко»» г. Долинск, Сахалинской области.
Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и рыбах родного края.
Задачи:
1.Расширять представления детей о живой природе родного края.
2.Развивать связную речь и навыки общения, общих речевых навыков; закреплять умение правильно употреблять предлог «в».
3.Расширять и активизировать словарь детей словами: «фауна», «климат», хищник», «пернатые», «перелетные», «зимующие», «травоядные».
4. Развивать память, мышление, общую и мелкую моторику.
5.Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества, бережного отношения к природе.
Оборудование и материалы:
Ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран. CD-проигрыватель, диски с музыкальными произведениями и записью голосов птиц. Карточки – билеты с изображением геометрических фигур. Материалы для изготовления кормушек.
Помещение для проведения мероприятия:
Групповое помещение.
ИКТ-приложение к занятию:
Компьютерная презентация, к образовательному мероприятию созданная с помощью программного обеспечения MS Power Point “Путешествие в мир живой природы».
Предварительная работа:
Совершенствование навыка разгадывания загадок. Просмотр DVD- фильма о диких животных, зимующих и перелетных птицах. Рассматривание иллюстраций в альбомах «Животный мир». Прослушивание CD с записью голосов птиц. Чтение художественных произведений и животных и птицах автора Е.Чарушина. Составление предложений с предлогом «в» на индивидуальных и подгрупповых занятиях с воспитателем. Разучивание подвижной игры «Вот под елочкой вороны». Разучивание на музыкальном занятии песни «Мы едем, едем, едем…».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Воспитатель: - Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Дети выполняют соответствующие движения и задания.
Воспитатель: - Посмотрю на ваши лица, с кем здесь можно подружиться?
Я, Светлана Ивановна, а ты кто? Ответь ласково, как тебя зовут?
Дети называют себя.
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Мы поедем по дороге, в царство Фауны. Вы знаете кто такая Фауна?
Дети: - Фауна – это богиня, царица и покровительница всех животных.
Воспитатель: - Верно. А отправимся мы в путешествие на поезде, но прежде, нужно приобрести билеты и выбрать машиниста. Пройдите к столу и возьмите любую карточку. Геометрическая фигура на карточке соответствует изображению на стульчике – месте в поезде. Прежде чем занять место, назовите свою геометрическую фигуру.
Дети быстро называют, что изображено на карточке и занимают «место в поезде».
Воспитатель: - Замечательно, все на местах, пора в путь!
Дети поют первый куплет и припев.
Воспитатель: - Первая остановка, «Лесная». Выходите из вагонов, посмотрите, куда мы с вами приехали?
Слайд 2 Изображение леса.
Звучит фонограмма голосов птиц.
Дети: - В лес.
Воспитатель: - Что такое лес?
Дети: - Это дом для многих диких животных и птиц.
Воспитатель: - Верно! Чтобы не потревожить жителей леса, нужно вести себя тихо, не кричать, говорить спокойным голосом.
Слайд3. Летящие птицы.
Воспитатель обращает внимание на конверт, лежащий под елкой.
Воспитатель: -Посмотрите птицы обронили конверт. Интересно, для кого он? Читает: «Ребятам подготовительной группы». Интересно, что в нем? (Открывает и читает).
- Ребята, разгадайте загадки и скажите отгадки.
«По веткам скачет, а не птица.
Рыжая, да не лисица….»
Дети: Белка.
Слайд 4. Появляется изображение белки.
Воспитатель: «Что за зверь опасный, ходит в шубке красной,
Снег разгребает, мышек хватает…»
Дети: Лиса.
Слайд 4. Появляется изображение лисы.
Воспитатель: «Летом ходит без дороги возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос….»
Дети: Медведь.
Слайд 4. Появляется изображение медведя.
Воспитатель: «Быстрый прыжок, теплый пушок,
Красный глазок, короткий хвосток…»
Дети: Заяц.
Слайд 4. Появляется изображение зайца.
Воспитатель: «Кто осенью холодной,
Ходит хмурый и голодный?»
Дети: Волк.
Слайд 4 Появляется изображение волка.
Воспитатель: «В клубок свернется, взять не дается»
Дети: Ежик.
Слайд 4. Появляется изображение ежика.
Воспитатель: - Как назвать одним словом изображенных животных?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Расскажите, кто из животных чем питается.
Рассказ детей о повадках и образе жизни диких животных.
Воспитатель: Как называют животных, которые употребляют в пищу только растения?
Дети: Травоядные животные.
Воспитатель: Как называют животных, употребляющих только мясо?
Дети: Хищные животные.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Что не так?» Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верно фразу.
У волка- лисята. Они живут в логове.
У медведя – зайчата, они живут в норе.
У белки – волчата, они живут в берлоге.
У ежика – бельчата, они живут в дупле.
Дети выполняют упражнение, отвечая полными развернутыми ответами.
Воспитатель: А сейчас, предлагаю немного отдохнуть и провести физкульт минутку «Вот под елочкой зеленой».
Все вместе: Вот под елочкой зеленой (встали).
Скачут весело вороны (прыгают).
Целый день они кричали, (повороты туловища вправо-влево).
Спать ребятам не давали (наклоны туловища вправо-влево).
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши).
Только к ночи умолкают (садятся на корточки, руки под щеку).
Воспитатель: Замечательно отдохнули, пора отправляться дальше. Занимайте свои места в вагоне.
Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…».
Дети поют второй куплет и припев.
Слайд 5. Изображение реки.
Воспитатель: Следующая остановка «Речная». Давайте пройдем к реке.
Дети и педагог подходят к экрану.
Воспитатель: Кто живет в реке?
Дети: В реке живут рыбы.
Воспитатель: Каких речных рыб вы знаете?
Дети: Карась, щука, сом, окунь, голец.
Слайд 6. Изображение рыб.
Воспитатель: Что нужно обитателям водоемов для жизни?
Дети: Вода, кислород, солнце.
Воспитатель: Молодцы, вы ответили верно!
Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…».
Дети поют Третий куплет песни и припев.
Слайд 7. Изображение неба.
Воспитатель: Третья остановка «Птичья». Пройдите к экрану и скажите, кто обитает в небе?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Чем отличаются птицы от животных?
Дети: Птицы живут в воздухе, а животные на земле. У животных нет крыльев, а у птиц есть. У животных растет шерсть, а у птиц перья.
Воспитатель: Как можно по другому назвать птиц?
Дети: Пернатые.
Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают в теплые края?
Дети: Перелетные птицы.
Слайд 8. Изображение перелетных птиц.
Воспитатель: Перечислите перелетных птиц. (Дети отвечают).
Почему птицы улетают в теплые края? (Ответы детей).
Как называют птиц, которые остаются зимовать с нами?
Дети: Зимующие птицы.
Слайд 9. Изображение зимующих птиц.
Воспитатель: Назовите зимующих птиц. Расскажите, чем они питаются.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, зимующим птицам очень сложно в холодное время года. Как мы можем им помочь? (Ответы детей). Верно. Предлагаю сделать кормушки для них. Пройдите к столам, на которых приготовлены материалы, из которых мы сделаем кормушки.
Продуктивная деятельность «Кормушка для птиц»
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Вы сегодня меня очень порадовали. А вам, понравилось занятие? Что больше всего запомнилось? Чем понравилось? (Ответы детей).
Предлагаю занять места в поезде и вернуться обратно в группу.
Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…»