Когда можно оставлять ребенка. Как оставить ребенка одного дома и не переживать. Подготовка детей и правила безопасности Можно ли оставлять ребенка ночью по закону

Этот вопрос рано или поздно встает перед всеми родителями, ведь в жизни бывают разные ситуации, например, бабушки или дедушки рядом нет, а маме надо срочно отлучиться по делам.

До шести лет: испытание нервных клеток мамы

В первый раз мне пришлось оставить дочку, когда она заболела. Ей было 10 месяцев, у нее была температура, а старшего нужно отвести в школу (на тот момент он уже пошел в первый класс). Ко времени выхода она уснула, поскольку во сне малыши выздоравливают, я на свой страх и риск бегом отвела старшего. Слава богу, ничего не случилось, и сердце уходило в пятки, но моя красавица все еще мирно посапывала в своей кроватке.

Пару раз пятилетку оставляла на час. Он был с телефоном. Каждые 10 минут звонила. Он-то прекрасно провел время, а мои нервные клетки уже не восстановятся.

Сына вынужденно оставляла с четырех с половиной лет и сразу на три часа каждый вечер. Все обошлось хорошо. В шесть лет, когда он пошел учиться, самостоятельно уже мог преодолеть дорогу из школы домой. Дочку начала оставлять еще раньше - в три с половиной года на 30 минут с утра. Она справлялась отлично. Но кто-то из гадких соседей настучал в соцопеку, и проблем было выше крыши, и это при том что в Германии нет закона, в котором написано, с каких лет можно детей оставлять одних дома, - одни рекомендации психологов и педагогов.

Буквально сегодня старшую дочку пяти лет оставила одну, у нее тяжелая ангина, срочно нужны были лекарства, малую - в охапку и бегом в аптеку. Дочке мультики любимые на планшете включила и велела к двери не подходить, но за время отсутствия - 40 минут - вся издергалась. Если бы не такая необходимость, то никогда бы так не сделала!

Кадр из фильма «Один дома»

С шести лет: подготовка к школе

Сын с шести лет оставался ненадолго дома, пока мы с мужем ходили, например, в магазин, постепенно увеличивали время, но ребенок был на телефоне. В семь, летом перед школой, пришлось оставлять его на весь день. Я приезжала только кормить обедом. Но проблем не было: сын гулял, играл дома, читал, или они ходили в гости друг к другу с друзьями.

Старшего начали оставлять одного с шести лет. Готовили к школе. В школу и из школы ходил потом сам. Разрешали делать все. Обычно сын смотрел телевизор или играл за компьютером. Мог разогреть себе что-то в микроволновке. Звонила, спрашивала, чем занят. Волновалась только первые два раза, потом перестала.

Моему ребенку шесть лет, оставляю его одного на полчаса-час, если надо куда-то выйти без него. Начинали с 15 минут, объясняла, что нельзя делать (у нас особенно под запретом - залезть на стул, потом на шкаф), оставляю ему пульт, чтобы мог включить мультики, на его столике - воду и какие-нибудь вкусняшки, чтобы сам не лез никуда и не брал. Про розетки он давно знает, окна всегда закрываю и открывать он их пока не умеет. Но когда ухожу все равно, конечно, волнуюсь пока.

С семи лет: развиваем самостоятельность

С семи лет начали оставлять. У нас замечательные соседи, следят за ними (не так часто обращаемся), двери открыты и у них, и у нас (совместный тамбур на две квартиры). Ну и телефон рядом.

С семи лет, как пошел в первый класс. Сначала был мрак, конечно, а сейчас вполне самостоятельный и поест сам, и пропылесосит, и мусор вынесет, и посуду за собой помоет, и еще собаку днем выгуляет.

Кадр из фильма «Один дома»

Не всегда все зависит от возраста

Сына оставляла одного уже лет с четырех, но ненадолго, естественно. Он очень самостоятельный парень, ответственный и такой спокойный. С шести лет уже сам мог сходить в магазин за хлебом. С 10 сам ходит в парикмахерскую. А дочь вообще не может остаться одна дома, а ей восемь! Ни на минуту, ни на секунду. Везде приходиться брать с собой...

Думаю, прежде всего нужно ориентироваться на самого ребенка. У нас двое сыновей: 11 и 7 лет. Старшего оставляли дома с шести (сперва ненадолго и держали связь по телефону), а вот младшего до сих пор не оставляем (только если с братом). Возможно, просто это «синдром младшенького», все боимся отпустить его «во взрослую» жизнь.

Статистика

Если говорить о советах, то самое главное - это чтобы у ребенка всегда была с вами связь. Чтобы он всегда мог вам позвонить, если что-то случится или возникнут вопросы. Второе - оставить ему в свободном доступе еду и питье: что-то простое, что не нужно греть на сковородке, включать огонь (желательно). Третье - организовать ему досуг, чтобы ему было, как проводить свободное время, пока вас нет дома. К примеру, достать альбом, карандаши, научить включать мультики, положить на видное место любые другие игрушки по его увлечениям.

А также как само собой разумеющееся - научить всем правилам безопасности, проговорить все ситуации, которые могут возникнуть. Сказать ребенку, где он может получить помощь, кроме родителей - обратиться к соседям, позвонить в спецслужбы (номера, конечно, тоже следует выучить). Ну и последнее, мое личное мнение, никогда нельзя запирать ребёнка и не оставлять ему возможности даже выйти. У него должны быть ключи, и он должен уметь ими пользоваться. Может я перестраховщик, но вдруг пожар? И ребенок должен иметь возможность сразу выбежать. Конечно, если у него есть ключи, то следует научить его, что незнакомцам дверь открывать нельзя и т.д., но это уже входит в общие правила безопасности.

Кадр из фильма «Один дома»

Перед тем как сын был оставлен дома один, им был пройден полный инструктаж. Проведены тест-драйвы:
1. Если пищат пожарные датчики, взять ключи, открыть дверь и выйти на улицу и обратиться за помощью. Не искать дым и огонь, это не его дело.
2. Если полилась вода (неважно где) вновь выйти из дома и обратиться за помощью.
3. Если стучат или звонят в домофон - не подходить и не отвечать. Если что-то подозрительное, то звонить родителям.
4. Сотовый всегда с собой. Если на звонок не ответил два раза, будет плохо: приедут мама, папа, ОМОН, НАТО, прилетит наземный и воздушный транспорт с милицией и пожарными, и его после всего лишат на три дня мультфильмов.
5. На случай утраты сотовой связи, крупными цифрами на стационарном телефоне висят номера родителей и всех служб МЧС.

Пожалуй, всем родителям знакома ситуация, когда нужно выйти из дома на пару часов, оставив ребенка в одиночестве. Некоторые мамы уходят спокойно, будучи уверенными в самостоятельности ребенка, а другие не находят себе места, ежеминутно названивая 10-летнему чаду. Когда и насколько можно оставлять детей дома одних? Как обеспечить безопасность ребенка и подготовить их к этому событию?

Оставляем ребенка без присмотра – когда?

Специалисты утверждают, что оптимальный возраст для такого рода самостоятельности – семь лет. Будущий школьник уже имеет представление о том, что можно, а что нельзя делать, пользуется телефоном и выполняет родительские указания. Но семилетие – всего лишь приблизительный ориентир. Необходимо учитывать и детскую индивидуальность: темперамент, особенности поведения, импульсивность и уровень развития бытовых навыков.

Не нужно предоставлять самому себе 5-6-летних детей, какими бы независимыми они не казались. Первое впечатление зачастую оказывается неверным, а кажущийся таким рассудительным малыш способен растеряться в форс-мажорной ситуации. Специалисты советуют полагаться в этом решении не на детский возраст, а исключительно на материнское чутье и женскую интуицию.

Что говорят об этом законы РФ?

Во многих странах Европы оставление в одиночестве малолетних детей, которым еще не исполнилось 12 лет, может привести к изъятию их социальной службой. В некоторых штатах США подростков до 14 лет необходимо брать с собой или вызывать на дом няню на период вашего отсутствия.

Российское законодательство не предусматривает особых ограничений и четких возрастных границ, по достижению которых взрослые могут оставить ребенка без присмотра. В любом случае, только на вас лежит вся полнота ответственности и именно вам решать, когда стоит приучать малышей к независимости.

Проверка на самостоятельность

  1. Ребенок занимается своими делами полтора-два часа и не дергает родных каждые пять минут.
  2. Не пугается темноты и замкнутого пространства: играет в детской за закрытой дверью и способен заснуть без света.
  3. Знает границы дозволенного и правила безопасного поведения, ему не нужно повторять, почему нельзя подходить к окну или разговаривать с незнакомцами.
  4. Уверенно пользуется средствами связи: домашним и мобильным телефоном, «аськой», скайпом.
  5. Вы поручаете ему определенные обязанности (убираться в комнате, застилать кровать, ухаживать ), с которыми он успешно справляется.
  6. Вы не контролируете каждый его шаг, напоминая постоянно о том, что необходимо собирать игрушки и ложиться спать.
  7. Он знает номера экстренных служб и осознает ответственность за ложный вызов.
  8. Может обратиться за помощью к соседям и другим близким людям в случае возникновения какой-либо проблемы.
  9. Не обижается, что мама оставляет его в одиночестве, и понимает причину вашей занятости.
  10. Он мечтает стать взрослым и независимым человеком.

Если вы набрали восемь плюсов из 10, значит, ваши дети готовы к недолгому одиночеству и не нуждаются в ежесекундном контроле.

Поостерегитесь оставлять вашего отпрыска одного, если вы ответили «нет» на большинство пунктов, а также если он:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • болеет – высокая температура, рвота, приступы хронических болезней (астмы, эпилепсии) представляют серьезную угрозу для жизни;
  • малыш с «особыми нуждами» (аутизм, умственная отсталость, ДЦП);
  • излишне любопытен, шкодлив, непослушен, гиперактивен;
  • доверчив по отношению к чужим людям;
  • боязлив и впечатлителен, впадает в панику из-за громкого шума, неожиданных визитеров и звонков.

Техника домашней безопасности

Поступки оставленного в одиночестве ребенка трудно предугадать, ведь им может руководить страх, любознательность и любовь к экспериментам. Следовательно, необходимо установить правила безопасного поведения и отрепетировать с детьми буквально каждый их шаг, одновременно не перегружая их лишними инструкциями. Тогда вы сможете выйти из квартиры со спокойной душой.

Как подготовить детей?

  1. Готовьте заранее. С четырех лет оставляйте ребенка одного в детской на полчаса, изредка подглядывая за ним. В совместной деятельности предоставляйте больше свободы, позволяя выбирать занятия по душе.
  2. Начните с малого. В первый раз оставьте малыша на 15-20 минут, отправившись в магазин или на прогулку с собакой. Постепенно увеличивайте время отлучки: сначала полчаса, затем час. В восьми годам школьник может оставаться максимум на полтора часа.
  3. Приходите вовремя. Будьте пунктуальными – обещали вернуться в 18.00, значит, необходимо прийти домой ровно в шесть вечера. У младших школьников уже появляются опасения за жизнь близких людей. А еще, ваша пунктуальность – замечательный пример для детей.
  4. Не наказывайте за беспорядок. Заполучив всю квартиру в полное распоряжение, ребенок может устроить себе приключение или станет подражать маме или папе. Не удивляйтесь, обнаружив свою помаду на губах у дочери.
  5. Не уходите от спящего малыша. Не «сбегайте» во время дневного сна, даже если раньше ребенок охотно сидел один дома. Несмотря на то, что вы предупреждали о своей отлучке заранее, спросонья он забудет об этом и испугается, не обнаружив в квартире никого из родных.
  6. Придумайте занятие. Не оставляйте детей в одиночестве, заранее не предложив им интересное развлечение. Приобретите раскраски с фломастерами, пазлы, набор для моделирования, скачайте мультики или развивающие программы для ноутбука. Если ребенок заскучает, есть вероятность, что он набезобразничает или навредит себе.
  7. Интересуйтесь, чем он занимался. Вернувшись домой, обратите внимание сначала на ребенка, обнимите, поцелуйте, а уже потом занимайтесь уборкой или ужином. Спросите, что он делал, не приходил ли кто. Похвалите за смелость и обязательно компенсируйте ваше отсутствие чтением книги, совместной игрой или прогулкой.

Дети, оставаясь одни в квартире, обзаводятся бесценным опытом: учатся себя занимать, правильно распределять время и борются с собственными страхами. Эти важные качества обязательно пригодятся, когда они повзрослеют. Научите ребенка соблюдать все меры предосторожности, и тогда вы будете оставлять его со спокойным сердцем.

О том, как обучить ребенка самостоятельности, но не подвергнуть опасности, расскажет детский психолог Юлия Ульянова:

«Дискуссии TUT» детский психолог Анастасия Шепель:

Один дома: можно ли научить ребенка правилам безопасности?

Все родители поначалу опекают малыша. Они во всем ему помогают, почти везде находятся с ним рядом. Но ребенок растет и рано или поздно наступает тот час, когда нужно начинать воспитывать в крохе самостоятельность. Т.е. мамам и папам приходится ослабить уровень своей опеки и отпустить крох от себя немного дальше, чем на «два шага». И вот именно в такой момент родители задумываются над вопросом, а со скольки лет можно оставлять ребенка дома одного? Понятное дело, что такой вопрос возникает чаще из-за заботы, а не как вынужденный интерес. Большая часть родителей хотели бы опекать свое чадо всю жизнь. Но для правильного развития человека – этот подход неверен. Да и взрослого мальчишку или девчонку – подростка не оставишь с няней.

Рассмотрим вопрос с разных сторон.

Со скольки лет можно оставлять ребенка дома одного официально?

Многие действия родителей по отношению к детям регулируются законом страны, где проживает семья. И это надо учитывать. Ведь законы зря не пишутся.

И вот, что гласит закон нашей страны: оставлять ребенка одного дома без присмотра родителей и других взрослых можно не ранее 14 лет.

Это связано, прежде всего, с вопросами безопасности. Надо сказать, что в других странах эта планка не на много отличается от нашей. В Европе, детей официально можно оставлять одних дома с 16 лет, в Японии с 14 лет, а в Индии – с 11-2 лет.

Но это, что касается официальных законов. По факту все бывает немного иначе.

Со скольки лет можно считать сына или дочь готовыми к самостоятельности?

По сути, чтобы ответить на вопрос, со скольки лет можно оставлять ребенка дома одного, нужно понять, когда наступает момент готовности девочки или парня к самостоятельности. Что это значит? Это значит то, что ребенок должен быть готов к принятию каких-то решений, и он не будет бояться отсутствия рядом старших. При этом сын или дочка должны четко осознавать, что делать можно, а чего нельзя. Ребенок должен быть осведомлен о правилах безопасности в быту. Ко всему этому его должны плавно подготавливать родители. Все это делается не за один день, а в течение нескольких лет. И лишь тогда, когда мама и папа поймут, что кроха подрос и готов остаться один дома, ненадолго можно пробовать (не ранее достижения сознательного возраста).

Понятное дело, что однозначно ответить на этот вопрос невозможно, так как все дети разные, и воспитание у них разное. Поэтому и решение, в каком возрасте можно оставить ребенка одного дома будет приниматься индивидуально.

Можно ли оставлять ребенка дома одного?

Поняв для себя, со скольки лет можно оставлять своего ребенка дома одного, хочется понять, а как надолго это стоит делать. И тут сразу предостережение: несовершеннолетние дети не должны оставаться без присмотра старших дольше, чем на несколько часов. Т.е. вашему ребенку уже исполнилось 12-14 лет, и уйти в магазин, парикмахерскую, на работу, оставив сына или дочку дома, теоретически можно. Но вот, допустим, уехать в отпуск на недельку или на дачу на выходные, оставив такого ребенка без попечения старших, родители не могут. Просто не имеют права. Даже подросшие дети нуждаются в контроле взрослых. Полная самостоятельность допустима лишь с возраста 18 лет.

Как понять, что ребенок достаточно подготовлен к самостоятельности?

Чтобы решить, со скольки лет можно оставлять ребенка дома одного, надо ответить себе еще на один вопрос, как понять, что ребенок готов к самостоятельности? Здесь все просто! Ребенок, который в будущем вряд ли станет испытывать трудности в направлении развития самостоятельности, наделен следующими качествами:

  • Он не часто задействует взрослых в игре;
  • Он редко отвлекает внимание старших по пустякам;
  • Он способен решать мелкие бытовые вопросы сам (сходить в туалет, почистить зубы, попить воды и т.д.);
  • Не боится спать в своей комнате с потушенным светом;
  • Не впадает в панику, если мама на секунду вышла к соседке;
  • Способен принимать решения в школьных и домашних делах.

Для того чтобы оценить готовность собственного ребенка к самостоятельной жизни, достаточно просто понаблюдать за ним. И если вы заметите, что ребенок нуждается в помощи и подсказках взрослых чрезмерно, нужно уделить внимание этому моменту. Чем дольше ребенок нуждается в чрезмерной опеке старших, тем сложнее ему будет привыкать к самостоятельности.

Все родители поначалу опекают малыша. Они во всем ему помогают, почти везде находятся с ним рядом. Но ребенок растет и рано или поздно наступает тот час, когда нужно начинать воспитывать в крохе самостоятельность. Т.е. мамам и папам приходится ослабить уровень своей опеки и отпустить крох от себя немного дальше, чем на «два шага». И вот именно в такой момент родители задумываются над вопросом, а со скольки лет можно оставлять ребенка дома одного? Понятное дело, что такой вопрос возникает чаще из-за заботы, а не как вынужденный интерес. Большая часть родителей хотели бы опекать свое чадо всю жизнь. Но для правильного развития человека – этот подход неверен. Да и взрослого мальчишку или девчонку – подростка не оставишь с няней.

Рассмотрим вопрос с разных сторон.

Со скольки лет можно оставлять ребенка дома одного официально?

Многие действия родителей по отношению к детям регулируются законом страны, где проживает семья. И это надо учитывать. Ведь законы зря не пишутся.

И вот, что гласит закон нашей страны: оставлять ребенка одного дома без присмотра родителей и других взрослых можно не ранее 14 лет.

Это связано, прежде всего, с вопросами безопасности. Надо сказать, что в других странах эта планка не на много отличается от нашей. В Европе, детей официально можно оставлять одних дома с 16 лет, в Японии с 14 лет, а в Индии – с 11-2 лет.

Но это, что касается официальных законов. По факту все бывает немного иначе.

Со скольки лет можно считать сына или дочь готовыми к самостоятельности?

По сути, чтобы ответить на вопрос, со скольки лет можно оставлять ребенка дома одного, нужно понять, когда наступает момент готовности девочки или парня к самостоятельности. Что это значит? Это значит то, что ребенок должен быть готов к принятию каких-то решений, и он не будет бояться отсутствия рядом старших. При этом сын или дочка должны четко осознавать, что делать можно, а чего нельзя. Ребенок должен быть осведомлен о правилах безопасности в быту. Ко всему этому его должны плавно подготавливать родители. Все это делается не за один день, а в течение нескольких лет. И лишь тогда, когда мама и папа поймут, что кроха подрос и готов остаться один дома, ненадолго можно пробовать (не ранее достижения сознательного возраста).

Понятное дело, что однозначно ответить на этот вопрос невозможно, так как все дети разные, и воспитание у них разное. Поэтому и решение, в каком возрасте можно оставить ребенка одного дома будет приниматься индивидуально.

Можно ли оставлять ребенка дома одного?

Поняв для себя, со скольки лет можно оставлять своего ребенка дома одного, хочется понять, а как надолго это стоит делать. И тут сразу предостережение: несовершеннолетние дети не должны оставаться без присмотра старших дольше, чем на несколько часов. Т.е. вашему ребенку уже исполнилось 12-14 лет, и уйти в магазин, парикмахерскую, на работу, оставив сына или дочку дома, теоретически можно. Но вот, допустим, уехать в отпуск на недельку или на дачу на выходные, оставив такого ребенка без попечения старших, родители не могут. Просто не имеют права. Даже подросшие дети нуждаются в контроле взрослых. Полная самостоятельность допустима лишь с возраста 18 лет.

Как понять, что ребенок достаточно подготовлен к самостоятельности?

Чтобы решить, со скольки лет можно оставлять ребенка дома одного, надо ответить себе еще на один вопрос, как понять, что ребенок готов к самостоятельности? Здесь все просто! Ребенок, который в будущем вряд ли станет испытывать трудности в направлении развития самостоятельности, наделен следующими качествами:

  • Он не часто задействует взрослых в игре;
  • Он редко отвлекает внимание старших по пустякам;
  • Он способен решать мелкие бытовые вопросы сам (сходить в туалет, почистить зубы, попить воды и т.д.);
  • Не боится спать в своей комнате с потушенным светом;
  • Не впадает в панику, если мама на секунду вышла к соседке;
  • Способен принимать решения в школьных и домашних делах.

Для того чтобы оценить готовность собственного ребенка к самостоятельной жизни, достаточно просто понаблюдать за ним. И если вы заметите, что ребенок нуждается в помощи и подсказках взрослых чрезмерно, нужно уделить внимание этому моменту. Чем дольше ребенок нуждается в чрезмерной опеке старших, тем сложнее ему будет привыкать к самостоятельности.

Оставаясь дома без присмотра, иногда ребенок может вести себя непредсказуемо. Чтобы оградить малыша от возможных проблем , необходимо заранее научить его поведению при отсутствии старших.

Один дома

Если ребенок в присутствии родителей ведет себя уверенно и спокойно, то оставшись наедине, он может растеряться. Оставлять детей дошкольного возраста без присмотра не рекомендуется. По достижении 7 – 8 лет, ребенок при необходимости уже способен позвонить взрослым и объяснить, что его тревожит. А первокласснику, для привития чувства самостоятельности, даже нужно предоставлять возможность изредка оставаться один на один с собой. Но, накануне, обязательно проделать довольно длительную работу по объяснению малышу, чего и почему нельзя делать, находясь в одиночестве.

1. Нужно в разумных границах разрешать малышу приобретать собственный жизненный опыт.
Он скорее поймет, что обжечься и уколоть палец больно, если прочувствует эти ощущения.

2. Взрослым необходимо постоянно следить за своим поведением и действиями.
Например, если мама в процессе штопанья носков зажимает иголку зубами, то не нужно сомневаться, что ребенок будет это повторять. Перед своим чадо необходимо показывать, как правильно пользоваться ножами, ножницами и так далее. Тогда он будет осторожен.

3. В процессе занятий, интересующих ребенка, нужно объяснять правила.
Детям присуще стремление помогать родителям. Можно предложить крошке вместе испечь пирог. А во время работы надо неоднократно повторять, что плиту включать разрешается исключительно взрослым. Можно необходимую информацию преподносить в игровой форме. Допустим, в игрушечном домике устроить мнимый пожар и объяснить действия для его устранения. Сказка про волка и семерых козлят станет замечательным подспорьем для научения дитя не открывать дверь незнакомым.

Ребенка до 14 – 15 лет, имеющего хронические заболевания, оставлять наедине не рекомендуется!

4. Подвигать ребенка к проявлению любопытства в безопасных ситуациях.
Имеется категория детей любящих и ничего не боящихся. Таким детям будет полезным заниматься в кружках, где можно ставить опыты, обращаться с микроскопом или телескопом. В этом случае экстремальных занятий в домашних условиях будет меньше.

5. Не нужно тревожить малыша без причины.
Ребенку свойственно чувствовать состояние, в котором находятся родители. Если приходится оставлять его одного дома не стоит проявлять перед ним беспокойства.

6. Нельзя злоупотреблять запретами.
Малыш должен твердо знать слова «нет» и «нельзя». Но они будут иметь для него вес, когда произносятся нечасто.

7. Нужно учить ребенка принимать решения.
Помогут в этом регулярно задаваемые вопросы. Например: «Как ты думаешь, почему нельзя забираться на шкаф?», «Что ты будешь делать, если на улице к тебе подойдет незнакомый человек?». То есть вопросы, заставляющие его размышлять.

8. Необходимо дом содержать безопасным.
Окна должны быть защищены от открывания. На электрических розетках установлены заглушки. Мебель и бытовые устройства (вентилятор и так далее) должны быть устойчивые, исключающие возможность падения на малыша.

Четкий возраст, когда маме можно уходить, специалисты называют лишь приблизительно. Чтобы определиться, стоит ли оставлять малыша, нужно иметь в виду 2 правила.

Чем меньше времени малыш проводит без мамы на первом году жизни, тем легче он отпускает ее, став постарше.

До восьми месяцев (а в идеале, до года) малышу лучше не оставаться без мамы больше, чем на несколько часов. При этом крайне важно, чтобы в ваше отсутствие он находился в привычной для него обстановке и с хорошо знакомым человеком.

По мнению американского психоаналитика Эрика Эриксона, до года у детей формируется так называемое «базовое доверие к миру». Что значит «базовое»? То, что оно является фундаментом для развития у ребенка чувства защищенности, доверия и уверенности в том, что с ним не произойдет ничего плохого. Дети, получившие от мамы достаточно внимания и проявлений любви в первый год жизни, после становятся более самостоятельными. Мир не разрушается вместе с маминым уходом, не возрастает тревога, они уверены в том, что она обязательно вернется.

Проверьте, какой тип привязанности сформирован у малыша. Если это - здоровая привязанность, можете смело уходить. Вам нечего опасаться. Если же тип привязанности болезненный – не стоит спешить.

Термин «привязанность» придумал Джон Боулби – английский психоаналитик и семейный психотерапевт. Привязанность - это общение мамы и ребенка, основанное на том, что мама удовлетворяет потребность малыша в любви и безопасности. Если достичь этого удалось, такой тип отношений называется «здоровая привязанность». Если малыш по какой-то причине недополучает от мамы необходимого, у него формируется «болезненная привязанность».

Как узнать – какой тип привязанности развился у вашего ребенка?

Вам достаточно уйти на несколько часов и внимательно понаблюдать, как малыш отреагировал на ваш уход. Дело в том, что почти все дети плачут, когда мама уходит. Любой детский психолог скажет вам, что такое поведение – норма. А вот то, как ребенок встретит вас, и поможет вам определить тип привязанности.

Здоровая привязанность.
Малыш всегда рад маме, может всплакнуть при расставании с ней, и счастлив, когда она возвращается. При этом, если мама уходит, ребенок достаточно легко отвлекается на другие дела.

Болезненная привязанность. Когда мама возвращается домой, ребенок или игнорирует ее приход, или начинает мстить (кусается, щипает, грубит).

Что делать, если это ваш случай?

Не пугайтесь, потому что надежная привязанность развивается во времени, и сейчас еще просто не настал тот момент, когда малыш может вас спокойно отпустить.

Не ругайте малыша за слезы, и не внушайте ему, что он поступает неправильно.

Постарайтесь разобраться, в чем кроется причина его поведения и обратите внимание на следующие моменты: не слишком ли вы опекаете малыша; не пренебрегаете ли вы его интересами; последовательны ли в своем воспитании (например, всегда ли одинаково реагируете на одно и то же поведение).

Вот перечень внешних условий, которые нужно принять во внимание:

Аргументы ЗА:

У вас есть надежный, хорошо знакомый и любимый ребенком взрослый, который готов остаться с ним на время вашего отпуска. В идеале, это родственник, с которым малыш живет или уже не раз оставался, и встречи эти приносили удовольствие обоим.

У вас есть возможность оставить малыша в той квартире, где он живет (на «своей» территории).

Ребенок уже умеет говорить и выражать свои чувства, он может разговаривать с вами по телефону или по Скайпу.

Вы уже оставляли малыша на некоторое время, и когда вы возвращались, он радостно бежал к вам, вешался на шею, и рассказывал, как провел время.

Вы устали и измотаны, чувствуете, что вот-вот «сорветесь», если упустите сейчас шанс отдохнуть от семейной суеты.

Аргументы ПРОТИВ:

Вы кормите малыша грудью или прекратили кормление меньше 2 месяцев назад (отъезд мамы и отлучение от груди, совпавшие по времени - слишком серьезный стресс).

Ребенку еще не исполнилось 1,5 лет. Начиная с этого момента, у него появляется стремление к самостоятельности, и расставание становится для него несколько менее болезненным. В таком возрасте ему уже можно объяснить, что родители вернутся, что они оставляют его не навсегда.

Когда вы возвращаетесь к ребенку после непродолжительного отсутствия, он игнорирует вас или «мстит» - кусается, бросается.

Вы настолько привязаны к ребенку сами, что не сможете и часа пролежать на пляже, не волнуясь о том, что ему купят не те подгузники. Если вы, еще не уехав, испытываете огромное чувство вины уже за одну мысль о том, чтобы покинуть кроху.

Ребенок плохо знает человека, с которым вы собираетесь его оставить. В идеале, должен пройти хотя бы месяц с тех пор, как они начали общаться.

Поведение малыша сильно меняется в ваше отсутствие. Он становиться агрессивным, или плаксивым, или, что может не сразу бросаться в глаза, наоборот, «замирает» и часами сидит в углу. Если ваш отъезд совпадает с периодом возрастного кризиса ребенка (например, кризиса 3 лет), оставлять ребенка нежелательно.

КОГДА РЕБЕНКА МОЖНО ОСТАВЛЯТЬ ОДНОГО? НАДО ЛИ ЕГО ОСТАВЛЯТЬ? И ЕСЛИ ДА, ТО КАКИМ ОБРАЗОМ К ЭТОМУ ПРИУЧАТЬ?

Но рано или поздно перед родителями встает вопрос: оставлять ли ребенка дома одного? Мама забыла купить к обеду хлеб или нужно срочно заплатить за телефон. Ну, подумаешь, посидит немного ребенок дома один. Наши бабушки своих детей оставляли дома на целый день - и ничего. Многие, наверняка, до сих пор не сомневаются, что и годовалого малыша можно оставить дома одного. А его рев в течение часа будет беспокоить разве что сердобольных соседей.

Пожалуй, психологи нас разочаруют, ответив, что детей возрастом до семи лет одних дома оставлять нельзя. А в некоторых странах существует закон, который запрещает оставлять одних дома детей возрастом до 12 лет. В противном случае беспечным родителям грозят серьезные неприятности. Согласитесь, что нам еще пока повезло.

Конечно, соседская девочка, которая остается одна дома с пяти лет, просто умница. Но все дети разные. И возраст - лишь одно из условий. В первую очередь, нужно решить, может ли ваш ребенок остаться без присмотра. Это зависит от его характера. Одни дети самостоятельные с раннего возраста, и даже просят своих родителей оставить их дома. Так они чувствуют себя взрослыми. Другие и в школьном возрасте легкомысленны, держатся за мамину юбку.

Если малыш боится, а тем более плачет, ни в коем случае нельзя насильно оставлять его дома одного. Иначе понадобится очень много времени, чтобы избавить его от страхов, и еще очень долго он не сможет оставаться в одиночестве даже в соседней комнате.

Малыш должен дать свое согласие остаться дома один. В первый раз вы можете отсутствовать не более чем 10-15 минут. Этого достаточно, чтобы выскочить в магазин за хлебом. Также помните, что время нахождения малыша дома одного нужно увеличивать постепенно. Психологи не рекомендуют оставлять семилетних детей более чем на один час. Потом ребенок может просто соскучиться и найти себе развлечение, которое родителей не обрадует.

Малыш должен обязательно знать, куда, зачем вы пошли и когда вернетесь. В этом возрасте дети уже умеют пользоваться часами, поэтому покажите, где будут стрелки, когда вы придете. И обязательно будьте пунктуальными - не задерживайтесь даже на несколько минут. Ведь малыш может начать нервничать или подумает, что раз родители недисциплинированны, значит, и ему так можно.

Разумеется, мало закрыть ребенка и сказать, чтобы он сидел смирно и не подходил к дверям. Малыш должен обязательно знать, что делать в “экстремальной” ситуации. Оставьте номер телефона, куда он может позвонить “в случае чего”, и объясните, что он должен сказать. Лучше всего, если это будут карточки, на которых крупно написаны номера телефонов.

Ваши инструкции не должны перегружать ребенка - не ходи туда, а то тебя ударит ток и..; не выходи на балкон, а то один мальчик вот так вышел... Ребенок, наверняка, все это уже слышал. Примите все необходимые меры предосторожности (отключите газ, закройте балкон, обезопасьте розетки), а свои наказы сформулируйте очень кратко.

Лучше всего на это время дать ребенку задание, которым он увлечется и выполнит с удовольствием. “Когда я приду, ты мне покажешь свой рисунок, и мы обязательно повесим его на стену”.

Когда вернетесь, поинтересуйтесь, чем малыш все это время занимался. И если он все-таки нашалил, не судите его строго, но обязательно объясните, почему так делать нельзя.

Некоторые мамы очень любят проверять, как ребенок исполняет их наказы. И прибегают к “запретному” методу: подходят к дверям и начинают звонить, не отзываются, когда малыш испуганно спрашивает: “Кто там?” Может, один раз и ничего. Но ребенок привыкнет и в самый неподходящий момент решит, что это опять вы его разыгрываете.

Психологи не рекомендуют оставлять старшего ребенка с младшим, если тот совсем маленький. Да и с другом-соседом тоже не всегда полезно. Вы же не знаете, как себя тот поведет, когда почувствует, что он один и в чужой квартире, где его собственная мама ничем ему не “грозит”.

Советует психолог

Не оставляйте ребенка одного дома до семи лет.

Первое ваше отсутствие не должно длиться более 10-15 минут.

Ельзя оставлять малыша одного без его согласия.

Если ребенок слишком пугливый, то не стоит торопиться приучать его к самостоятельности таким образом. Пусть немного подрастет.

Обязательно возвращайтесь вовремя! Малыш должен быть уверен в вас, тогда он тоже станет более дисциплинированным.

Недавно ко мне на прием пришла женщина, у которой назревал разрыв с мужем. Семейная жизнь их не ладилась, развод был единственным выходом из положения, но тем не менее женщина панически боялась остаться одной. Почему? Мы долго беседовали с ней на эту тему. Зависела ли она от мужа материально? Нет, женщина сделала удачную карьеру, хорошо зарабатывала, тогда как у мужа не было постоянной работы и он перебивался случайными заработками, при этом свою небогатую добычу пропивал. Он не занимался воспитанием детей, не умел чинить электроприборы и не любил забивать гвозди словом, "опорой в жизни" его никак нельзя было назвать. Тем не менее был панический страх, что муж уйдет и оставит ее одну. После долгого разговора мне, наконец, удалось выяснить причину. Когда этой женщине было шесть лет, ее мама уходила на работу в ночную смену, и девочка оставалась одна ночью. Она очень боялась. Сворачивалась в кровати клубочком, цеплялась за уголочек одеяла, словно это был чей-то хвостик, и, глядя в стенку, лежала всю ночь в обнимку с этим хвостиком и ждала маму. Детский страх оставаться одной ночью она перенесла во взрослую жизнь.

Случай этот довольно типичный. Очень часто у взрослых возникают проблемы именно потому, что в детстве их оставляли одних. Неужели, действительно, этого нельзя делать? Здесь все зависит от возраста вашего ребенка.

До года ребенка желательно не оставлять одного даже в комнате. Грудной младенец не понимает, что мама ушла на кухню его мир ограничивается пространством комнаты, и он думает, что за дверью мир заканчивается. Если мама вышла из комнаты, значит, она ушла навсегда, поэтому тут же раздается истошный крик. Постарайтесь в этот период совсем не покидать ребенка, если вы чистите картошку или моете пол, пусть ребенок всегда будет поблизости. Только когда он спит, вы можете отлучиться, но ненадолго: вдруг он проснется, а вас нет рядом? Поверьте, это настоящая трагедия для малыша.

После года ребенка можно отделить на ночь пусть он спит один в детской, если, конечно, позволяют ваши жилищные условия. Но это должна быть именно детская, а не комната бабушки-дедушки или гостиная. Детская, с его игрушками, с его вещами, с его мебелью. В этом возрасте ему необходима уютная мягкая игрушка медвежонок, песик или белочка, которая заменит ему маму в те минуты, когда ее нет рядом. Эта игрушка совершенно живое существо для вашего малыша. Вы можете сказать игрушке: "Зайка, я сейчас пойду готовить обед, а ты смотри, чтобы Сашенька себя хорошо вел". А Сашеньке вы скажете: "Не обижай Зайку. я приду и спрошу у него, как ты себя вел". С такой игрушкой дети легко отпустят вас на кухню готовить обед или поболтать по телефону с подружкой. С ней они легко будут засыпать, не боясь оставаться ночью в комнате.

Но если вам надо уйти из квартиры, то оставлять ребенка на попечение игрушки недостаточно - необходим взрослый. И не случайный взрослый, а близкий, хорошо знакомый, которому ребенок доверяет так же, как и вам. Это может быть бабушка, давнишняя соседка, хорошо знакомая няня, но не та, которую вы вчера пригласили по объявлению в газете.

Оставляя ребенка одного, очень важно понимать, как вы возвращаетесь, как вы встречаетесь с ребенком. Нередко мама, приходя с работы, бросает сумки, спешит готовить обед, а от ребенка попросту отмахивается отойди, не мешай. Вот буду вечером тебя укладывать спать, тогда и почитаю сказку. А сейчас мне некогда. Это очень опасная ошибка, которую допускают многие взрослые, а потом недоумевают: почему их взрослые дети отторгают постаревших родителей? Почему не заботятся о стариках? Да потому, что старики в молодости подложили бомбу замедленного действия. Нет ничего важнее ребенка никакие обеды, никакие телефонные звонки. И как бы ни была занята мама, первым делом, придя домой с работы, она должна поцеловать своего ребенка, потрепать его по волосикам, спросить, как он провел этот день без нее. На это у вас уйдет не больше 10-15 минут. Потом занимайтесь борщами, стиркой, уборкой. Но только потом.

В 3 года происходит психологическое рождение ребенка, и именно в этот период закладывается фундамент ваших с ним отношений на всю оставшуюся жизнь. Именно в этот период вы должны быть предельно внимательны к своему чаду.

В 5 лет ребенок выходит на новый виток в своем развитии формируется воображение, появляются страхи. В это время его тоже очень опасно оставлять одного: он боится один засыпать, ему мерещатся буки и бяки, и эти страхи необходимо уважать. Здесь снова на помощь придет любимая игрушка, но и ваше присутствие необходимо. Желательно, чтобы именно мама, а не бабушка, была рядом в кризисные минуты в жизни малыша, если она хочет сохранить хорошие отношения с ним на всю жизнь. Бабушка это уже другой человек. Если мама все время занята, покидает ребенка в ответственные моменты, у него создается впечатление своей ненужности. И это впечатление остается на всю жизнь. Поверьте, внимание к ребенку вовсе не требует физически много времени. Главное, чтобы оно было постоянным и своевременным. Очень важен момент засыпания - будьте в этот момент с ним.

Когда мама отлучается из дома уходит на работу, оставляет ребенка одного на даче, важно потом проследить, как он встречает ее. Если он не бежит навстречу, а продолжает как ни в чем не бывало играть в песочнице - это плохой симптом. Значит, малыш обиделся, хотя не подает виду. Если он закатил истерику -его обида очевидна. Но если он мирно играет, пусть мама не успокаивается: ей надо срочно что-то менять, перестраивать отношения с ребенком.

Бывает частенько, что мама чувствует свою вину и начинает перед ребенком заискивать:

Ты, правда, не обиделся? Ты не обижаешься на мамочку? я ведь не виновата, что меня не было, я работаю.

Малыш никогда не скажет, что он обиделся на мамочку, так устроена психика человека, но обида еще сильней застрянет в его сердечке. И пусть мама не удивляется, если когда-нибудь, позже, ни с того, ни с сего, ребенок обзовет маму каким-то оскорбительным словом.

А мама на самом деле виновата, что она работает, но это совсем не значит, что она должна бросить работу или испытывать комплекс вины. Она должна извиниться перед малышом за свое (пусть даже самое справедливое) отсутствие и каким-то образом компенсировать его. То есть не отделываться от него конфетами и игрушками, а опять-таки уделить ему время и внимание: поиграть вместе, почитать, сходить с ним в цирк или в гости к друзьям. Тогда у ребенка со временем закрепится уверенность, что вы действительно не бросаете его, и в самом деле не виноваты, что уходите на работу. Детям нравятся работающие мамы Ц они ими гордятся. Но при этом всегда надо помнить: необходимо уделять ребенку своевременное внимание.

В 6-7 лет вы уже можете оставить ребенка одного. Совершенно одного, без бабушки. Это даже необходимо делать, чтобы воспитать в нем чувство ответственности и самостоятельность, но делать это надо очень осторожно. Начинайте постепенно Ц сначала вы можете оставить ребенка на короткий промежуток времени. Его длительность зависит от особенностей ребенка. Для кого-то пять минут много, а кто-то спокойно высидит полчаса. Но прежде чем вы его оставите, вам надо ребенка к этому подготовить. За несколько дней вы должны сказать: "я в пятницу на полчаса отлучусь в магазин. Ты не возражаешь? Ты сможешь побыть один? Или лучше позвать бабушку?" И только в том случае, если ребенок согласится, вы можете начинать эксперимент. Он непременно согласится, если у вас нормальные добрые отношения. В 6 лет у ребенка появляется потребность к самостоятельности, и ваш уход эту потребность удовлетворяет. Но только если у вас действительно нормальные отношения. Если ребенок вам не доверяет, он ни за что вас не отпустит. В таких случаях надо обращаться за консультацией к психологу.

Итак, вы начинаете постепенно, каждый раз с подготовкой, оставлять ребенка дома одного, постепенно увеличивая интервалы. Американцы не оставляют своих детей дома до 12 лет, у них это запрещено законом, но там совсем другая жизнь. Однако и мы не должны оставлять ребенка надолго одного ваши "каникулы" не могут длиться дольше трех часов. Всегда оставляйте телефон, где вы находитесь, и телефоны других родственников, кому ребенок может позвонить. Потому что, даже если он и самостоятельный, он все равно скучает.

Для родителей очень важно соблюдать точность обещаний. Если вы сказали: приду в шесть, необходимо приходить точно в шесть и ни минутой позже. Во-первых, вы таким образом добьетесь, что впоследствии и ваши сын или дочь будут соблюдать обещания приходить с прогулки вовремя. Они привыкнут, что опоздание - противоестественно. Во-вторых, в 10-11 лет у ребенка появляется опасение за своих близких. Он уже знает, что мир коварен, что вокруг катастрофы, аварии, опасности. Он беспокоится, что вы можете подвергнуться опасности, поэтому волнуется за вас. Не давайте ему поводов для опасений. Если не можете гарантировать точность прихода, назовите ему другое, более позднее время, пусть лучше вы вернетесь раньше, чем заставите его нервничать. Даже телефонные звонки к ребенку тут не помогут - ведь вы обещали, он непременно потребует, чтобы вы как можно скорей возвращались домой. Он действительно волнуется!

ОСТАВЛЯЯ РЕБЕНКА ОДНОГО, МАМЕ НАДО ЕМУ ПОЛНОСТЬЮ ДОВЕРЯТЬ, А НЕ ДЕРГАТЬСЯ КАЖДУЮ МИНУТУ, ПРОВЕРЯЯ: ТЫ ВЫКЛЮЧИЛ ГАЗ? ТЫ СДЕЛАЛ УРОКИ? ТЫ НЕ ЗАПЕР КОШКУ В ШКАФУ? ТЫ НЕ УСТРОИЛ КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ ИЛИ МАЛЕНЬКИЙ ПОЖАРЧИК? ЛИБО МЫ ДОВЕРЯЕМ НАШИМ ДЕТЯМ, ЛИБО... У НАС КАКИЕ-ТО СВОИ, ЧИСТО ВЗРОСЛЫЕ ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ МЫ РЕШАЕМ ЗА СЧЕТ НАШИХ ДЕТЕЙ, А ЭТО УЖЕ СОВСЕМ ДРУГАЯ ТЕМА.