Во сколько учить ребенка ложкой. Когда приучать кушать ложкой? Когда стоит начать обучение

Вот малыш уже умеет сидеть самостоятельно, но кормит его еще мама. Тут соседка или бабушка могут предложить неопытной маме не "баловать" ребенка и дать ему ложку, чтобы он начинал кушать самостоятельно. Нельзя прислушиваться к советам других людей, каждый ребенок имеет свои особенности развития и то, что у кого-то ребенок рано начал кушать, еще не повод для того, что все дети должны уметь держать ложку с раннего возраста.

Не стоит торопиться приучать ребенка к самостоятельному кормлению сразу, как он начинает сидеть на стульчике. В результате такого рвения родителей у ребенка появляется страх перед столовыми приборами и приемом пищи. Чаще всего из такого раннего обучения ничего не получается, малышу не удается набрать пищу в ложку или донести его до рта. В результате он вместо похвалы за свои старания видит, как расстроилась мама. Далее очень трудно заставить его взять в руку ложку для того, чтобы еще раз повторить такую неприятную процедуру.

Начиная с возраста семь месяцев , многие дети начинают проявлять интерес к ложке. Если уже ребенок освоил свой и не боится сидеть там, то дайте ему сначала просто ложку. Пусть он пока учиться попадать ею в рот без еды, положите перед ним кусочек твердой пищи, например, печенья. Малыш пусть пробует брать его рукой и отправлять в рот. Не препятствуйте, если ребенок кладет при кормлении свою ладошку на вашу руку, инициируя "самостоятельное" кормление. Это очень хорошо, что он уже желает сам подносить ложку ко рту, поддержите его начинания. Но начинать самостоятельно кушать, надо учить малыша только с возраста 8-9 месяцев.

Сначала в ненавязчивой форме предложите ребенку специальную детскую ложку. Положите ее на его столик рядом с тарелкой с той стороны, какой рукой малыш обычно любит держать предметы. Если ребенок не проявляет никакой инициативы и не желает брать в руку ложку, попробуйте пробудить в нем интерес к самостоятельному кормлению. Для этого положите перед малышом тарелку с вкусной едой, а рядом - его ложку. Сами займитесь в это время чем-то другим, увидев, что вы не торопитесь его кормить, ребенок будет вынужден попытаться поднести еду ко рту самостоятельно.

Все дети учатся кушать самостоятельно на примере взрослых, поэтому налейте себе в тарелку еду и продемонстрируйте ребенку, как вы едите сами. Большинство детей тянутся ручками к маме, стараясь схватить ее ложку. В этом случае лучше отдайте ему его ложку и тарелку с едой, пусть он попробует подражать вам. В первое время, желая самостоятельно кушать, малыш сильно пачкается, даже может опрокинуть еду с тарелкой. Поэтому обязательно не забудьте повязать перед кормлением на его шею слюнявчик.

Не надейтесь, что ребенок научиться кушать сам с первого раза, необходимо минимум недели времени, чтобы он научился захватывать кусочек пищи с тарелки и еще неделя, чтобы он начал доносить ложку до рта. Все это время малыш будет вести себя не очень примерно. Например, он будет запускать руку в тарелку, сжимать содержимое ложки ладонями или превращать процесс еды в игру. Для ребенка сам процесс обучения довольно трудный и вполне понятно, что очень скоро ему надоедает есть самому. В первое время родителям надо запастись терпением и докормить малыша второй ложкой.


Нельзя ругать ребенка за его неумение кушать, за его неопрятный вид или поднимать на смех то, как он выглядит. Если малыш перестал самостоятельно кушать и не желает больше брать ложку в руку, спокойно сами докормите его. Потом уберите его стол и смените его одежду, не заостряя внимания на то, как он все испачкал. Если вы будете смеяться и говорить ему: "Какой же ты у меня грязнуля", то малыш быстро поймет, что такой он маме нравится больше, и в следующий раз будет стараться насмешить вас еще больше.

Во время обучения самостоятельному кормлению смотрите, как малыш держит ложку. В первые дни сами правильно расположите его пальчики на ложке, помогите ему сами набрать кашу в ложку. Если он неплохо держит ложку, погладьте его по головке и улыбнитесь. Не ругайте, если малыш упорно берет ложку в кулак, пусть первое время он есть так, как у него получается. Всему свое время, со временем он освоит держать ложку пальцами. А держать ложку как взрослые дети начинают не раньше 1,5-2 лет, соответственно и надо начинать их приучать с этого возраста правильно держать ложку. Не давайте ребенку вилку и другие острые столовые предметы раньше 3-х лет, чтобы избежать опасности уколоться острым предметом.

А с 3-х лет дайте ему маленькую детскую вилку и покажите, как ей пользоваться. Если на тарелке лежит пища, которую надо накалывать на вилку, то удобно есть из вилки зубьями книзу. Кушать рассыпчатую пищу с помощью вилки, например, гречневую кашу, нужно держа вилку изгибом кверху. Так намного удобнее подгребать кашу и другую еду. Начиная с 2-3-х летнего возраста, начинайте сажать ребенка за общий стол. Отведите ему определенное место за общим столом и не меняйте его.

Не приучайте ребенка кушать по уговору: "Ложку за маму, ложку за папу". Чем больше вы будете уговаривать ребенка съесть приготовленную для него пищу, тем больше он будет отказываться. В итоге малыш перестанет совсем кушать, пока родители не будут отвлекать его внимание игрушками или прибаутками. Также не стоит давать оценку ребенку: "Вот какой ты молодец, съел сегодня все, что лежало в тарелке". Так малыш будет стараться съедать все каждый раз, а это может способствовать его ожирению. Поощрять за съеденную еду нельзя, процесс еды должен быть естественным. Родителям не стоит дарить подарки или ругать, желая научить ребенка съесть пищу. Хвалить ребенка надо за хорошее поведение, а ругать - за плохое, но не за то, сколько он съел каши.

Вернуться в оглавление раздела " "

Ложка – один из первых инструментов, который малыш начинает использовать «по назначению». Для ребенка это очень серьезное дело – научиться самостоятельно есть, и без помощи взрослого тут не обойтись.

В каком возрасте ребенок научится есть самостоятельно, в первую очередь зависит от родителей. Чем больше они опекают малыша, тем медленнее он осваивает новые навыки. И наоборот, малыш, которого мама не ограничивает в его стремлении к самостоятельности и во всем поддерживает, быстро освоит эту нелегкую задачу.

При обучении ребенка навыкам самостоятельного пользования ложкой родителям надо набраться терпения. Кормления будут занимать больше времени, чем обычно, а процесс обучения займет не один день. Надо приготовиться к тому, что во время еды малыш будет пачкать не только себя, но и все вокруг. После каждого приема пищи придется вытирать стол, пол, измазанные едой руки и лицо ребенка. Но это не повод для того, чтобы отказываться от поставленной цели и возвращаться к кормлению с ложечки.

Когда начинать учить ребенка есть самостоятельно?

Дети с разной скоростью осваивают навык пользования ложкой, но, как правило, к 1–1,5 годам они уже начинают есть самостоятельно.

Самостоятельность при приеме пищи впервые проявляется у ребенка в тот момент, когда он начинает сам есть печенье, сухарики, хлеб. На следующем этапе своего развития малыш начинает брать пищу из тарелки руками. Ругать его за это ни в коем случае нельзя – это своеобразная тренировка: он берет руками пищу и учится попадать едой себе в рот. Именно эти действия приближают маленького человека к освоению навыка самостоятельного употребления пищи. Ведь прежде чем начать есть ложкой, ребенок должен научиться брать и удерживать предметы между большим и указательным пальцами. Когда кроха освоит этот важный навык – а произойдет это примерно к 7–8 месяцам, – можно начинать учить его пользоваться ложкой.

У нас самообслуживание

С самого раннего возраста надо приучать ребенка есть на кухне или в столовой. Для кормления необходимо приобрести специальный детский стульчик со съемным столиком, за которым малышу будет удобно кушать.

Также у крохи должна быть своя посуда: ложка, глубокая и мелкая тарелки, чашка. Вся детская посуда должна быть небьющейся, так как, возможно, ей не раз придется падать на пол. Этим требованиям отвечает термостойкий пищевой пластик.

Тарелка. На первых порах малышу подойдет тарелка с высокими бортиками и присоской – она крепится к столу, и малышу вряд ли удастся ее перевернуть. Крохе будет интереснее кушать, если на тарелке будут изображены различные зверюшки или сказочные герои. Можно сочинить для него какую-нибудь сказочную историю и заинтересовать нарисованным сюжетом. Существуют тарелки с подогревом; у них внутри есть резервуар, куда заливается горячая вода – благодаря этому пища долго остается теплой.

Чашка. Чашку лучше выбрать небольшого размера (не более 100–125 мл), с ручками с двух сторон. Ребенок сможет держать ее двумя руками.

Ложка. Сейчас делают специальные ложки для малышей: небольшого размера, с нескользящей удобной ручкой, часто округлой формы, удобной для захвата детской ладошкой.

Вилка. С детской вилкой малыша можно познакомить примерно в 1,5–2 года, когда он уже хорошо управляется с ложкой. Зубчики у детской вилки должны быть не острыми, а закругленными, чтобы малыш не мог поранить себя. Ребенку надо показать, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды (кусочки котлеты, рыбы и т. д.), то ее необходимо держать зубцами вниз, а если вилкой кушать пюреобразную пищу (картофельное пюре, вермишель) – то ее надо держать как ложку.

Мама обязательно должна показать малышу, как накалывать еду на вилку и как аккуратно снимать пищу с вилки ртом, чтобы не пораниться.

Существует также специальная обучающая посуда для малышей. Пластмассовые ложки и вилки из таких комплектов имеют форму, изогнутую в сторону лица. Благодаря этому крохе легче донести еду до рта.

Нож. Чуть позже, в 2,5–3 года, можно дать ребенку неострый детский нож, предварительно продемонстрировав, как им правильно пользоваться.

Нагрудник. Чтобы малыш не испачкался во время еды, необходимо надевать на него специальный непромокаемый фартучек или нагрудник с кармашком внизу. Фартучков лучше иметь несколько, так как после каждого кормления их придется стирать. Очень удобны нагрудники с загнутым нижним краем, так как они предотвращают стекание на одежду малыша жидкой пищи. Эти нагрудники изготавливаются из специального мягкого и гибкого пластика. Они хороши тем, что их не надо стирать – они легко моются и быстро сохнут. Малышу вполне достаточно будет иметь один такой нагрудник. Помытый после еды, он уже через 5 минут снова готов к употреблению.

Как научить ребенка есть ложкой? Основные принципы

Чтобы научить ребенка есть ложкой, необходимо последовательно соблюдать несколько принципов.

  • Решение о том, что малыш будет учиться есть самостоятельно, должно быть оговорено со всеми членами семьи. Чтобы не получилось так, что мама учит малыша пользоваться ложкой, а бабушка или другие родственники кормят его сами. В этом случае малыш будет лениться и процесс обучения может затянуться.
  • Учить ребенка есть ложкой нужно каждый день, чтобы он не забывал уже приобретенных навыков. Однако если кроха болеет, у него режутся зубки, он устал или у него просто плохое настроение – не надо заставлять его кушать самостоятельно. Лучше в этот раз покормить малыша с ложечки, а когда состояние ребенка нормализуется, снова предложить ему есть самому.
  • Родители обязательно должны показать, как едят они сами. Для этого надо стараться организовывать совместные трапезы. Основной чертой детского поведения является подражание, поэтому, глядя на взрослых, он станет брать с них пример и будет стремиться кушать самостоятельно.
  • Кормить ребенка лучше в строго установленное время.
  • Для первых попыток самостоятельно пользоваться ложкой лучше всего подходят каши и пюре – это густая пища, и малышу проще донести ее до рта. Если дать крохе сразу самостоятельно есть суп, то он просто расплескает содержимое ложки, не донеся еду до рта.
  • Лучше предлагать ребенку есть самостоятельно, когда он действительно голоден. Желательно, чтобы это были вкусные, любимые блюда.
  • Не надо ставить на стол пред ребенком сразу все, что приготовлено на обед. Иначе он выберет , а от остального откажется. Первое и второе блюдо должны подаваться отдельно, из разных тарелок.


Едим ложкой

Чтобы малыш понял, как надо есть ложкой, маме нужно вложить "инструмент" в его ручку и показать, как правильно им пользоваться. Мама берет руку ребенка в свою, зачерпывает еду из тарелки и помогает ему донести ложку с едой до рта. Когда эта процедура повторится несколько раз, малыш поймет, как пользоваться ложкой. Первое время он будет держать ложку в кулачке, так как у него еще плохо развиты мелкая моторика и координация движений. Крохе просто тяжело держать этот столовый прибор правильно.

Главная его цель на данном этапе – донести еду до рта. Но все равно малышу надо показывать, как правильно держать ложку, тогда он постепенно научится и этому.

Если ребенок самостоятельно и с аппетитом начал есть сам, но быстро устал, мама должна докормить его. Лучше это делать параллельно – второй ложкой. Если у малыша не получается набирать еду в ложку самостоятельно, можно предлагать ему уже наполненную едой ложку. Также крохе можно предложить такой вариант еды: одну ложечку с едой кладет ему в рот мама, другую – он сам.

Как научить ребенка пить из чашки самостоятельно?

Учить малыша пользоваться чашкой можно начинать в 6–8 месяцев. Многие родители при переходе ребенка от груди или бутылочки к чашке используют в качестве промежуточного звена поильник. Ведь научиться пить из поильника ребенку намного легче, чем из чашки. Поильник – это пластиковая чашечка, на которую надевается специальный колпачок с носиком, жидкость из этого носика попадает точно в рот малыша. Но вовсе необязательно ребенок должен пить из поильника, до того как научиться пить из чашки.

Прежде всего, мама должна показать малышу, как надо пользоваться чашкой. Для этого она должна попить из чашки сама на глазах у ребенка. Затем надо аккуратно прижать чашку к губам ребенка, слегка наклонить и дать ему сделать 1–2 глотка любимого им напитка. В первое время нужно обязательно придерживать чашку и контролировать действия ребенка, подстраховывая его. Очень скоро малыш поймет, каким должен быть угол наклона, чтобы жидкость попадала в рот, и тогда ему можно будет разрешить пить из чашки самостоятельно. При обучении важно соблюдать два правила:

Поначалу в чашку наливать немного жидкости – на 3–4 глотка, – чтобы малыш случайно не захлебнулся;
питье должно быть обязательно привычным для крохи.

Этикет для ребенка

С раннего возраста у ребенка формируются правильное пищевое поведение и привычки. Поэтому необходимо сразу учить его правильно вести себя за столом.

  • Перед едой надо обязательно мыть ребенку руки. Это один из главных гигиенических навыков. Мама должна показать малышу, как правильно мыть руки, и постараться доступно объяснить, зачем это надо делать.
  • Не нужно кормить ребенка вне кухни и во время игры. Многие мамы, пытаясь накормить малыша, окружают его различными игрушками – это неправильно. С самого начала нужно дать понять крохе, что во время еды надо есть, а играть – потом.
  • Нельзя разрешать ребенку играть с едой и столовыми приборами. Когда малыш начинает баловаться, стоит сразу прекратить кормление.
  • Не нужно ругать ребенка за неаккуратность – лучше научить его пользоваться салфеткой. Подходящий для этого возраст – 1,5 года. Сначала мама должна показать малышу на своем примере, для чего нужна салфетка, а затем можно предложить ее крохе.

Правила для взрослых

  • Не следует кормить ребенка насильно, поскольку у него может закрепиться отрицательное отношение к еде.
  • Нельзя торопить малыша во время еды.
  • Нельзя оставлять ребенка во время еды одного; он может подавиться или поперхнуться.
  • Обязательно надо хвалить кроху, даже если у него не все получается.

И наконец, два универсальных правила, о которых важно помнить взрослым, приучающим малыша к самостоятельности:

  • не предъявлять ребенку непосильные требования;
  • не делать за малыша то, что он может сделать сам.

Возможно, вам будут интересны статьи

Умение самостоятельно кушать – сложный навык, для освоения которого и малышу, и его родителям потребуется масса времени, терпения и олимпийского спокойствия. Но если сделать все правильно, этот период жизни вашей семьи подарит море позитива, счастья и незабываемых веселых моментов. Когда и как обучать ребенка? Поделимся секретами.

Секрет первый: ложка – особая игрушка

Для детей раннего возраста все, что попадает в поле зрения, а тем более в руки, вызывает неподдельный интерес. И первый вопрос, который возникает в пытливой младенческой головушке: «А как с этим можно играть?» Познавать мир через игры увлекательно и совсем не страшно. Но если с молчаливого одобрения родителей можно музыкальным телефоном забить пластмассовые гвозди в пластилин, а горшок примерить вместо шапки, то ложка во всех ситуациях должна быть ложкой . Что это значит?

С того момента, как мама впервые даст малютке ложечкой питье или прикорм, у него появляется и постоянно закрепляется понимание назначения этого столового предмета. Родители в будущем сэкономят себе немало нервных клеток, если будут мягко, но настойчиво ограничивать поведение своего чада в определенных рамках . То есть ложку можно держать и перекладывать в ладошке, подолгу мусолить во рту, кормить ею кукольных друзей и всех домочадцев, возить по тарелке или стучать по чашке (только сидя в стульчике для кормления). Но если, наигравшись так, начать бросать ее на пол, то мама поднимет и подаст ее только два раза подряд, на третий положив в шкаф для посуды. И по дому ходить с ней, проверяя на прочность все щели и розетки, не разрешит, и в песочницу вместо лопатки не даст.

Так у малыша гораздо быстрее закрепится своеобразный рефлекс: ложка в руке – надо кушать. Дальше, когда малыш уже начнет есть самостоятельно, его надо будет только поддерживать. То есть как только увидели, что утоливший голод кроха, заскучав за столом, начинает отвлекаться, — докормить его. А если он уже использовал ложку как боевое орудие для метания остатков еды, сразу же спокойно останавливать сражение.

Секрет второй – всему свое время, и держать ложку – тоже

У новорожденных детей есть бессознательный хватательный рефлекс. Если вложить им ложечку в ладонь, они крепко ее сжимают. Но очень быстро выпускают из руки, даже не проследив, куда она упадет. Потому надо подождать, пока ребенок не потянется к ложке сознательно. Это происходит обычно во время кормления : мама подносит порцию водички или прикорма, а малютка хватает ее за кисть и широко открывает ротик. Не отводите руку крохи, а одобрительно улыбнитесь и замедлите свои движения, дав ему возможность получить удовольствие от своих первых попыток себя покормить. С каждым разом движения младенца будут становиться все точнее, и он вскоре схватит уже не мамин палец, а ложку. Причем он сразу же уверенно потянет ее в тарелку за новой порцией еды. Не мешайте ему: несколько дней или недель вам так и придется держать ложечку вдвоем, пока он решительно не отстранит вашу руку. С этого момента сразу готовьте две ложки: одну – для него, вторую – чтобы одновременно его докармливать. Обратите внимание: ваше чадо уже ест самостоятельно!

Мы специально не указываем, на каком месяце жизни малютка впервые захочет поучаствовать в процессе его кормления. Это очень индивидуально и зависит от особенностей внутриутробного развития, от состояния физического и психического здоровья после рождения . В среднем живой интерес к приему пищи появляется после четырех месяцев, попытки «помочь маме» — после шести, а первое самостоятельное попадание ложкой в рот – после семи месяцев. Полностью самостоятельно (без докорма) дети начинают кушать в возрасте от двух лет, а аккуратно – не ранее трех. У подвижных и темпераментных малышей еда может оказаться под столом и в пять лет.

Секрет третий: что надо, чтобы научить ребенка кушать самостоятельно

Запоминайте 8 не обязательных, но очень полезных условий успеха:

1. Нетравматичная, удобная и привлекательная ложка. Лучший вариант – детская, не причиняющая боли и легко умещающаяся в ладошке. Вначале – из мягкого силикона, затем (когда прорежутся клыки) – из более плотной пластмассы. 2. Подходящий стульчик для кормления. Обратите внимание: ребенок сможет полноценно орудовать ложкой только после того, как будет устойчиво сидеть, не отвлекаясь на попытки удержаться, чтобы не упасть. 3. Личный пример домочадцев. Замечено, что быстрее начинают самостоятельно кушать те дети, которых сажают за общий стол. Особенно полезен (положительный!) пример старших братьев и сестер. 4. Постоянство и настойчивость. После того, как малыш проявил желание есть без помощи взрослого, надо давать ему эту возможность в начале каждого приема пищи. И не торопитесь сразу его докармливать, иначе задавите на корню всю инициативу маленького человечка. 5. Тарелка с присоской. Какая разница, что находится внутри игрушки, если она так забавно скользит по столу и с громким звоном падает на пол? А еще мама так смешно вскрикивает, подпрыгивая со своего стула и ползая потом на коленках по полу… 6. Правильный подбор еды для тренировки навыка. Главное для ребенка – чтобы он ел с удовольствием. Для этого надо соблюдать режим кормления и класть в детскую тарелку только любимые блюда (остальными, просто полезными, кормить из своей ложки). Для мамы немаловажно, чтобы не приходилось после каждого приема пищи делать генеральную уборку кухни. Потому начинайте с кусочков мягких фруктов, мармелада, овощей и печенья, порезанных оладий и сырников, нежирных вязких каш, картофельного пюре. Никто вас не осудит, если будете придерживаться правила: «чем чаще ребенок промахивается ложкой мимо рта, тем гуще будет еда в его тарелке». 7. Отсутствие посторонних раздражителей. Помните первый секрет? В ручке у крохи уже есть игрушка! А потому выключайте телевизор и освободите папу от обязанностей клоуна. 8. Спокойствие и только спокойствие! Любое проявление агрессии, как то недовольный взгляд или громкий возглас, могут испугать малютку и надолго отбить у него охоту даже прикасаться к ложке. Намного приятнее видеть ободряющую улыбку и слышать искреннюю похвалу. Расшалившийся непоседа быстрее успокоится, если поймет, что его непозволительные игры с едой родители без эмоций игнорируют.

Секрет четвертый: как не впасть в истерику и получать удовольствие вместе с ненаглядным поросенком

Через этап неряшливости в еде проходят все дети без исключения . Просто родители воспринимают его по-разному: как катастрофу или как доказательство, что малыш развивается нормально и становится самостоятельным. Потому одна мама будет кривиться от отвращения, а другая (и это будете вы) – светиться от счастья. Как сохранить себе нервные клетки?

  1. : дорогой фарфор, антикварное плюшевое кресло, ручной работы ковер с пола и гобелен со стены. По возможности отодвиньте стульчик для кормления подальше от штор.
  2. из легко впитывающего материала снаружи или со специальным складкой-кармашком внизу, в который будет собираться не попавшая в рот еда. Держите про запас сразу несколько штук.
  3. , и ее не жалко часто стирать.
  4. . Тогда, чтобы уменьшить ущерб для остальных помещений в доме, эту комнату можно будет превратить в детскую творческую мастерскую. Поставьте сюда столик для занятий и лепите, делайте аппликации, рисуйте – в том числе и на обоях.
  5. Не можете заставить себя долго терпеть беспорядок? И не надо! Малыш аккуратности учится в первую очередь у родителей. Потому. Тогда вы сможете без шума и отвлекающей суеты собирать разлетающуюся пищу и по мере загрязнения очищать ручки и мордашку. Награда за проявленное терпение не заставит себя долго ждать: вскоре ваш маленький поросенок попросит вытереть ему вынутый из каши кулачок.

И последний совет: ! Приступ отчаяния или злости при виде устроенной вакханалии пройдет мгновенно, как только вы запечатлеете радостную измазанную мордашку на пленку. Разглядывая получившиеся кадры, вы уже будете улыбаться, испытывая чувство умиления и огромное счастье. Ведь у вас растет такое замечательное чадо!

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 6 минут

А А

Последнее обновление статьи: 28.03.2019

Умение есть ложкой – одно из самых первых самостоятельных умений малыша. Для него этот процесс не менее важен, чем для родителей, поэтому помощь взрослых в таком непростом деле просто необходима.

В каком возрасте приучать сына или дочь самостоятельно есть, в первую очередь зависит от мамы и папы. Исследования ученых показали, что дети, чьи родители не бояться учить их, позволяя быть более самостоятельными, гораздо быстрее учатся ходить на горшок или пользоваться ложкой.

Не стоит бояться дать малышу немного больше свободы, таким образом он будет чувствовать родительскую поддержку и заботу, так же перестанет бояться неодобрения взрослых членов семьи. Такой принцип хорош не только в освоении новых навыков, но и в других жизненных аспектах ребенка.

Прежде, чем начать учить ребенка кормлению из ложечки, надо настроится на то, что завтрак, обед и ужин будут занимать в два или три раза больше времени, ведь в таком деле важно терпение и искренняя поддержка. Так же после каждого приема пищи придется мыть все вокруг: стол, стул, полы и стены, так как ребенок не всегда спокойно реагирует на идею употреблять пищу самому.

Готовим малыша кушать ложкой

Существует несколько важных аспектов, которые существенно облегчат сам процесс обучения:

  1. Подготовка;
  2. Учить без большого запаса терпения невозможно;
  3. Индивидуальность каждого малыша;
  4. Умение поймать момент;
  5. Помощь малышу при неудачах;
  6. Постоянные тренировки;
  7. Умение вызвать интерес.

Итак, рассмотрим самые важные пункты по порядку.

Как подготовить правильно

Если с самого рождения дитя кушает под крики и истерики или же пока родители не включат мультики, то будет сложнее вызвать у него желание кушать самостоятельно. У такой проблемы есть выход. Даже самым маленьким детям нравится, если вся семья собирается за столом, это придает интереса любому приему пищи. Ребенок будет видеть, что взрослые кушают отлично от него и скорее всего попытается за ними это повторить, отнимая ложку у мамы или папы.

Чтобы уже с первых попыток все получалось, разрешайте ему не только отнимать ложку, но и брать еду руками, но ни в коем случае не заставляйте принимать пищу. Доказано, что если насильно учить малыша кушать, то такой способ в скором времени отобьет все желание брать ложку в руки.

Читайте также:

Теперь поговорим о терпении. Многие родители любят приучать детей кушать самим, используя фразы: “ешь быстрее”, “хватит отвлекаться” и так далее. Постарайтесь исключить подобные фразы во время прямого общения. Когда ребенок кушает, он не только утоляет чувство голода, но и получает удовольствие, для него это своего рода игра, которую никак нельзя торопить, иначе все желание играть дальше пропадет. Лучше хвалить его и подбадривать каждый раз, когда он отправил ложечку с едой в рот.

Учитывайте индивидуальность ребенка

Важно всегда помнить, что каждый человек индивидуален, поэтому к любому из них нужно искать свой подход. В книгах, посвященных теме самостоятельного питания, пишут, что дети к полутора годам просто обязаны кушать сами. Не стоит загонять малыша в эти рамки и стремиться достичь идеала, ведь некоторые дети и к трем годам не хотят есть сами и требуют, чтобы их кормили, но встретить десятилетнего, который еще не научился кушать сам – невозможно.

Постоянные тренировки очень важны, так как ребенок должен запоминать необходимые ему навыки. Закалять навык можно в песочнице. Поставьте рядом с малышом пустое ведерко, дайте ему в руки лопаточку и попросите заполнить емкость песком.

Поддержка родителей

Довольно часто ребенок, у которого что-то не выходит, начинает капризничать, плакать и кричать. В этот момент ему понадобится поддержка самых близких людей – родителей. Это одна из самых важных причин быть с малышом на протяжении обеда. Кроме того, малыш может вылить на себя кашу или подавиться, в этих случая присутствие взрослых просто необходимо.

Интерес к приему пищи

Каждому известно не по наслышке, что вкусная и полезная еда часто смотрится на тарелке совсем непривлекательно, но взрослые в отличие от детей понимают, что вкус абсолютно не зависит от внешнего вида. Как же сделать так, чтобы у ребенка возникло желание кушать?

  • Хорошим способом будет украсить блюдо. Можно вырезать из продуктов цветочки, веселые рожицы или звездочки.
  • Купите тарелку с красивым рисунком на дне, наложите еды и сообщите ребенку, что когда он все скушает сам – то его ждет сюрприз. Это вызовет интерес к самому процессу приема пищи и позволит неоднократно использовать этот вариант.

Возраст 10-12 месяцев – период небывалой активности малыша. С этого момента ребенок с неподдельным увлечением интересуется всем, что его окружает: наводит «порядки» в шкафчиках, высыпает игрушки с корзины и собирает их, самостоятельно пьет из бутылочки или чашечки, пытается надевать носочки, колготки или шапку, расстегивает пуговички и молнии… Эта же тенденция прослеживается и в отношении еды: малыш может отказываться от помощи взрослых, орудуя ложкой своими силами.

Конечно, без разбросанной каши, пролитого супа и испачканной одежды не обойтись. Но это лучший опыт для ребенка, чтобы научиться кушать самостоятельно. И если родители проявляют сдержанность и терпение, уже к году малыш сам сможет кушать ложкой первое и второе блюдо. Как правило, к полуторагодовалому возрасту самостоятельность крохи в отношении еды дополняется аккуратностью. Но можно ли ускорить процесс приучения к самостоятельности? Как научить ребенка кушать ложкой?

Выбираем правильные столовые приборы

Очень важно правильно выбрать столовые приборы для ребенка, чтобы ему было удобно кушать из них. Для малышей больше подходят ложки:

  1. Серебряные – согласно традициям, такую ложку крестные родители дарят малышу в день Крещения или на первый зубик. Главное достоинство, коим обладает серебряная ложка, - обеззараживание пищи, что очень полезно для маленького неокрепшего организма.
  2. Резиновые – такая ложка не травмирует ротик крохи. Однако самостоятельно малыш кушать из этого прибора не сможет – он неудобен из-за мягкости материала.
  3. Анатомические приборы разработаны специально для маленьких детей. Они удобно удерживаются крохотной ручкой, ими легко зачерпывать еду. Но есть одно «но»: приучить ребенка к анатомической ложке легко, а вот отучить гораздо сложнее, так как ручка крохи привыкает к ее форме, которая значительно отличается от формы обычного прибора
  4. Чайная ложка – оптимальный вариант, «классика жанра». Этот прибор, по большому счету, уменьшенная копия столовой ложки. Он удобен, компактен, им легче всего приучить ребенка к самостоятельному приему пищи.

Кроме того, выбирая столовый прибор для малыша, необходимо учитывать такие нюансы:

  1. Ложка, предназначенная для ребенка, должна быть безопасной. В связи с этим осуществлять покупку детских ложек следует в специализированных магазинах, где имеются сертификаты качества продаваемой продукции.
  2. Ложка для прикорма не может быть использована для самостоятельного приема пищи ребенком. Такой прибор должен иметь удобную ручку и широкое черпало, в котором будет удерживаться еда.
  3. Рукоятка ложки должна быть широкой и укороченной – в этом случае ребенку будет легче удерживать прибор.
  4. Учить малыша кушать с ложечки проще, если рукоятка прибора немного выгнута или имеет поворотный держатель. Второй тип изделия хорош тем, что как бы ребенок не поворачивал ручку ложечки, черпало будет оставаться в одном положении, не проливая пищу. К тому же в таком приборе есть фиксатор, блокирующий стержень. Поэтому ложку можно использовать, даже когда ребенок подрастет.

Что касается другой посуды, то выбирать следует изделия из пищевого термопластика: они безопасны и экологичны, их вес незначителен, они устойчивы к ударам. Рекомендуется отдавать предпочтение тарелкам с присоской на днище – благодаря этому они не будут скользить по столу и не перевернутся.

Типичные ошибки родителей

«Научить ребенка кушать ложкой самостоятельно можно лишь в случае, если взрослые проявляют терпение, не уступают малышу в плане подкармливания, если кроха уже в состоянии принимать пищу без посторонней помощи», – убеждает доктор Комаровский, известный педиатр. «Даже если вы слишком торопитесь, и ждать, пока малыш доест свою порцию, у вас нет ни сил, ни терпения, не стоит докармливать ребенка. Всегда давайте ему возможность закончить трапезу самостоятельно, как бы долго это не длилось. В конце концов, усаживайте кроху за стол раньше положенного времени, и тогда вы точно успеете туда, куда торопитесь. Но помните, докармливание – это табу», - делится Евгений Олегович.

Кроме того, Комаровский утверждает, что малыш вряд ли будет отказываться от блюд, которые украшены аппетитными фруктами, красивой овощной нарезкой, если они будут сделаны в виде небольших сказочных сюжетов, персонажей, предметов. Приучить кушать красивое блюдо гораздо проще. Ожидая нового яркого сюжета, ребенок всегда с радостью будет хвататься за ложку и с удовольствием уплетать цветы, грибочки, сказочные осьминожки, зайчики, улитки и т.д.

Существует несколько ошибок, которые делают родители. Эти ошибки препятствуют обучению самостоятельности:

  1. Важно не упустить момент, когда ребенок заинтересуется ложкой и самостоятельным потреблением пищи.
  2. Учить ребенка кушать ложкой нужно планомерно: начинать стоит с малого, уверенно продвигаясь к поставленной цели.
  3. Излишняя «забота» родителей: часто взрослые, как только ребенок берет ложку в руки и пытается набрать в нее еду, выхватывают ее и начинают сами кормить кроху. Это неправильно: если вы поставили задачу - научить ребенка кушать самостоятельно, предоставьте ему полную свободу действий за столом.
  4. Нерегулярность обучающего процесса. Приучать ребенка кушать ложкой должны все члены семейства, чтобы не получилось так, что мама начала учить кроху самостоятельности, а остальные домочадцы кормят его из ложечки. К тому же малыш должен учиться есть ложкой ежедневно. Однако если кроха болеет, лучше отступить от правил.
  5. Ложка, как предмет игры. Если ребенок будет считать, что ложка – это игрушка, процесс обучения самостоятельному приему пищи затянется. Ложка – это столовый прибор, которым кушают, а не играются. И это стоит помнить всегда.
  6. Наказание за неаккуратность. Если вдруг каша была просыпана на скатерть, не стоит ругать кроху. Предложите малышу салфетку, пусть он вытрет ручки и ротик, сотрет кашу со стола. Любое наказание формирует страх перед действием, а не самостоятельность.
  7. Прием пищи в «компании» игрушек и мультфильмов. Идеальное место для еды – кухня. А мультики и игрушки лишь отвлекают кроху от ответственного процесса.

Начинать приучать ребенка самостоятельному приему пищи можно с того момента, как он заинтересовался ложкой или когда вы начали вводить прикорм. Но нужно всегда придерживаться главных правил: не ставьте перед крохой непосильных задач и никогда не делайте за малыша то, что он сам может сделать.

Уговорить или заставить ребенка покушать самостоятельно, если он не готов к таким действиям, сколько бы вы ни старались, не получится – малыш должен сам проявлять интерес к ложке и «взрослой» еде. В возрасте 10-12 месяцев можно начинать обучение, соблюдая такие правила:

  1. Ребенок должен кушать за обеденным столом вместе с другими членами семьи.
  2. Следует объяснять, что предмет для еды называют ложкой, ею нужно кушать суп, кашу, пюре.
  3. Предоставьте крохе свободу действий: сначала малыш будет стучать ложкой, облизывать, махать и т.д., но только не кушать ею. Ничего страшного – дети таким способом знакомятся с новыми предметами. Постепенно ребенок поймет, для чего нужна ложка и научится не только удерживать ее, но и зачерпывать ее пищу и даже доносить ее до рта.
  4. Всегда на первых этапах обучения помогайте крохе: зажав рукоятку ложки ручкой ребенка, помогайте удерживать предмет, зачерпывать еду и направлять ее ко рту.
  5. Будьте терпеливы, доброжелательны и ласковы, хвалите кроху за любую удачную попытку, подбадривайте, если что-то не получается.
  6. Если ребенок просит о помощи, не отказывайте ему. Придержите ручку с ложкой, помогите зачерпнуть кашу, направьте ее к ротику, покажите, как нужно держать столовый предмет.
  7. Для закрепления навыков удерживания ложки отправляйтесь в песочницу и предложите малышу небольшой лопаткой набрать в ведерко песок. Оттачивать навык держать ложку можно и дома: для этого в одну емкость положите фасоль, а вторую оставьте пустой. Задача ребенка – ложкой переместить всю фасоль в пустую емкость.
  8. Каша, пюре или суп не должны быть слишком жидкими – идеальная консистенция, когда еда легко зачерпывается ложкой, но не выливается из нее.
  9. Кормление должно осуществляться в одно и то же время.
  10. Если малышу удобней есть вилкой или руками – не препятствуйте ему.

Никогда не навязывайте ребенку пользование ложкой – малыш начнет отказываться от нее, что в итоге продлит период привыкания. Будьте последовательны, терпеливы и непоколебимы. Помните, что этот процесс может занять не один месяц, ведь кушать ложкой – достаточно сложный навык, требующий от малыша концентрации внимания, точных координаций движений и значительных усилий.