Старец Паисий Святогорец — О воспитании. Секреты воспитания детей. Старец Паисий Святогорец Другие книги схожей тематики

1. Воспитание ребенка начинается с беременности. Если мать молиться и живет духовно, то младенец в ее чреве освящается, т. е. состояние матери отражается на состоянии ребенка.

2.Обязательное кормление грудью чем дольше - тем лучше. Это не только здоровье, но и любовь, нежность, утешение, безопасность. Такие дети становятся людьми с сильным характером. Мать которая не хочет кормить грудью передает ребенку «микробы» безделья и праздности и сама подвергается опасности тяжких заболеваний, в т. ч. Рак груди. Привычка к бутылке с молоком приводит к алкоголизму, чтоб заглушить душевную тревогу детства. Вырастая без нежности матери, дети не могут передать ее своим детям.

3. Семья распадается, если мать не хочет сидеть дома с детьми и идет зарабатывать деньги, не довольствуясь зарплатой мужа. Дети вырастают душевнобольными. Иногда мать теряет не только детей, но и мужа, т. к. семья теряет свой действительный смысл. Совет старца: жить проще, выбирать работу на дому или такую, чтоб можно было заниматься воспитанием детей, а не поручать нянькам.

4. Не заниматься скрупулезно и схоластично домашним хозяйством, забывая о воспитании детей в молитве. Говорить им о Христе, читать жития святых и самой не забывать о молитве, иначе не смогут осветиться дети. При большой занятости творить Иисусову молитву, Большое значение имеет благоговение матери. Если у нее есть смирение, страх Божий, то в доме все идет как нужно. Родители должны оказывать духовную помощь детям. У маленьких детей – маленькие недостатки и их легко отсечь: (Пример молодой и старой испорченной картошки). Даже, если, подрастая, они немного собьются с пути по причине возраста или дурной компании, то снова придут в себя, т. к. страх Божий и благоговение привитое с детства никогда не могут исчезнуть. В переходном возрасте не пытаться «сломать» детей, а вверить их на попечение Богу: «Боже мой, мои дети меня не слушаются. Я не могу ничего сделать. Позаботься о них Сам». Не надеяться только на свои силы, хотя обязаны помочь детям дать образование и вывести на самостоятельный путь. В том, что превосходит родительские силы, обязан помочь Бог! В наши дни иссякло доверие детей к родителям, а родителей к Богу. Хотят все устроить без Бога, хотя и считаются верующими, но мучаются эгоистичной тревогой, до тех пор, пока не делаются больными.

Духовное возрождение детей – цель воспитания. Если человек не возродится духовно, его ждет адская мука. Духовно возрожденный человек полезен обществу в любой сфере занятости(в Церкви, органах власти). В духовном возрождении детей родителям должны помогать учителя поэтому Церковь молится о родителях и учителях. Особая роль духовных отцов, помощь которых более результативна (хотя и не имеют своих детей) в воспитании детей, потому что они трудятся над их духовным возрождением. Если дети станут духовными людьми, то им уже не требуется сдерживающие зло законы, т. к. закон предназначен для беззаконников. Духовная власть стоит выше, чем власть человеческая. «Праведником закон не лежит»(1 Тим 1, 9). Если ребенок не слушается – на то есть причина: наблюдает в своем доме и вне его неприличные сцены или слышит неприличные разговоры. Большую помощь в этом может оказать детям мать личным примером послушание супругу и уважением к нему. Если по какому-то вопросу мать имеет мнение отличное от мнения отца, то не должна высказывать его перед детьми. Она никогда не должна портить помысел детей об отце, даже если отец виноват, то должна оправдать, например: «Папа много работал, для вас старался, очень устал и т. п.» Ругаясь на глазах у детей родители преподают им дурной урок. Несчастные дети печалятся и скорбят. Чтобы их утешить, родители выполняют их прихоти, а если не в состоянии дать, то что они хотят, то капризные дети угрожают родителям что наложат на себя руки. Ребенок нуждается во многой, но нечерезмерной любви. Он хочет, чтоб ты посидел с ним рядом, погладил, поцеловал ласково, выслушивая его просьбы. Получив нежность и любовь в детстве находит потом в себе силы преодолеть жизненные проблемы. Особенно родители занятые работой с чужими детьми (врачи, педагоги) не находят нежности для своих детей. Военные пытаются устроить жизнь своих детей по уставу армейской дисциплины, жестоки с ними. Также работники правоохранительных и судебных органов устраивают судебные процессы у себя дома над своими детьми. Впоследствии у детей начинаются психические расстройства. Нельзя разговаривать с детьми в раздражении и гневе, пытаясь насильственным путем сделать своих детей лучше. Бить детей безжалостно, морить голодом, приводит к ожесточению и богохульству. Нужно как можно чаще причащать детей. За родительские ошибки расплачиваются дети, но Бог их не оставляет и печется о спасении Даже если дети не получали должного христианского воспитания по причине прихода родителей к духовной жизни в немолодом возрасте. Не получив помощи в семье имеют право на помощь Божию. Бог о таких детях заботится еще больше, как о сиротах.

Родители должны отсечь свои страсти, т. к. дети копируют их. Родители будут отвечать перед Богом не только за то, что не смогли отсечь страсти, но и за то что передали их детям! Причиной того что в одной семье вырастают дети непохожие друг на друга по воспитанию – это действие окружения. Сегодня мир живет в злобе. Детей хотят развратить с пеленок. Вместо того, чтобы удержать от зла, им препятствуют даже в добром. Впадая в грех и мучаясь несчастные дети хотят встать и не знают как это сделать. Разврат, наркомания – духовные проблемы общества. Как правило этому подвержены больше дети из распавшихся семей. Родители должны возделывать любовь между своими детьми и уважение младших к старшим. Старшему нужно помочь понять что его брат или сестра находятся в нужде снисхождения. Если виноват старший, то мы должны оправдать младшего, не задевая авторитет старшего на глазах у младшего. Требуется разговор со старшим наедине, чтобы тот понял свою ошибку. Ревность – это страсть. Поэтому родители должны ребенку помочь ее преодолеть.

Компании оказывают на детей огромное воздействие. Добрые приносят пользу. Дурные – вред. Поэтому нужно избегать дурных компаний. С преподобным преподобен будеши, а со строптивым развратишися.

Протодиакон Александр Пушкарев, препод. ПДС

Часть 1

Всем известно, что сегодня дети как никогда подвержены многочисленным опасностям и разного рода вызовам современной жизни. Эти вызовы уже не находятся где-то за стеной нашего дома, они проникли внутрь, в комнаты наших детей. Ведь достаточно включить телевизор или компьютер, подключиться к Интернету, и можно получить доступ к любого рода информации. Эта действительность, к сожалению, жестока и безжалостна, и наши дети, хотим мы того или нет, растут в этой атмосфере, и как бы мы их ни защищали, опасность всегда рядом. Пока они маленькие и слушаются нас, с ними все в порядке, но как только они становятся подростками, что с ними происходит? Это самый больной вопрос многих чутких и небезразличных родителей.

Тема, которой я хочу сегодня коснуться, это воспитание детей согласно учению старца Паисия. По Божиему благоволению нам было дано благословение знать блаженнейшего старца Паисия при жизни, видеть и слышать его, прикасаться к той благодати Святого Духа, что жила в нем. Через его богодухновенное слово и письма я попытаюсь рассказать вкратце учение преподобного о воспитании детей.

Как и все святые, старец Паисий определяет начало воспитания детей еще до их рождения: воспитание ребенка начинается с беременности, говорит старец. «Если носящая во чреве мать волнуется и расстраивается, то зародыш в ее утробе тоже беспокоится. А если мать молится и живет духовно, то младенец в ее чреве освящается. Поэтому женщина, будучи беременной, должна творить Иисусову молитву, читать что-то из Евангелия, петь церковные песнопения, не тревожиться душой. Но и близкие тоже должны быть внимательными, чтобы не расстраивать ее. В этом случае родившийся ребенок будет ребенком освященным, и родителям не придется испытывать с ним затруднений — ни пока он будет маленьким, ни когда подрастет»*.

Наша церковь всегда верила, а теперь и наука благодаря исследованиям и расшифровке генетического кода (ДНК) доказала, что мы имеем настоящего человека уже с момента зачатия внутри матери. Это значит, что воспитание начинается с первого момента вхождения нового человека в этот мир. Поэтому преподобный старец говорит совершенно точно о периоде беременности, ведь сегодня уже научно доказано, что эмбрион реагирует на воздействия, исходящие от психического состояния матери, а также от окружающей среды. Сегодня мы говорим о такой науке, как психология эмбриона, которая показывает, насколько важным является этот период жизни человека, который уже начинает принимать первые добрые и злые зерна, даже когда он еще в стадии зародыша. Однако следует помнить, что непосредственное влияние на развитие эмбриона человека оказывают прежде всего его родители, а в особенности беременная мать.

«У скольких же матерей, имевших святую жизнь, дети тоже были освящены! Взять для примера мать старца Хаджи-Георгия. Подвижническим было даже молоко этой благословенной матери, питавшей младенца Гавриила — так звали старца Хаджи-Георгия в миру».

Таким образом, родители несут ответственность за воспитание детей еще с эмбрионального периода их развития. «Если в то время, когда младенец еще находится в утробе матери, — говорил старец, — родители молятся, живут духовно, то малыш родится освященным. И если они помогут ему духовно, то он станет освященным человеком и в свою очередь будет помогать обществу».

Если воспитание ребенка начинается в утробе, то с еще большим усилием оно должно продолжаться, когда ребенок родится. Родители должны осознавать это великое благословение, этот дар, но в то же время и огромную ответственность, что они стали родителями нового человека, образа Божия в этом мире. «Бог, — говорит старец, — дал первозданным людям — Адаму и Еве — великое благословение быть Его сотворцами. Родители, деды, прадеды, в свою очередь, тоже являются сотворцами Бога, потому что они дают своим детям тело».

Отец и мать, с радостью принимающие в объятия своего новорожденного ребенка, одновременно берут на себя ответственность за воспитание этого нового человека. Они должны направить все свои силы, чтобы их дитя прежде всего стало подобием Бога Отца, свободно и с полной отдачей любило Христа, питаясь благодатью Святого Духа через святые таинства нашей Православной Церкви Христовой. Родители должны знать, что их маленькое чадо, каким бы ангелочком оно ни было, наследственно несет внутри себя последствия падения, разрушенный образ Божий и склонность его природы ко злу от юности его (См.: Быт. 8: 21). Поэтому, как говорит добрый учитель старец Паисий, «родители должны духовно помогать детям, когда те еще маленькие, потому что когда они маленькие, их недостатки тоже малы, и их легко отсечь. Они похожи на молодую картошку, кожица которой легко сходит, стоит только потереть. Однако если картошка полежит, то потом, чтобы ее очистить, потребуется нож, а если она еще и подпорчена, то надо врезаться этим ножом глубже».

Воспитание детей необходимо с малого возраста, потому что тогда закладываются добрые зерна, которые впоследствии принесут добрые плоды. Все мы знаем, как детские годы влияют на дальнейшую жизнь человека. Психологи, когда разбирают многочисленные психологические проблемы современного человека, всегда делают экскурс в то время, когда человек был ребенком, пытаясь отыскать там причины и травмы, влияющие на всю остальную жизнь. Таким образом, родитель должен знать, что воспитание подобно искусству медицины, которое через медикаментозное лечение поражает микробы, исцеляет и укрепляет организм. Преподобный старец Паисий в жизнеописании святого Арсения Каппадокийского, которое он написал, говорит, что святой Арсений в работе с детьми (будучи их учителем) применял такие методы воспитания, которые бы приумножали в них мужество, а одновременно и смиряли их страсти. Также он учил детей умной молитве: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» или «Во имя Христа и Богородицы». Когда же они совершали некую ошибку, он учил их говорить: «Грешен, Боже мой». Еще он говорил им отламывать от прутьев кусочки, используя их как четки, чтобы считать молитвы и поклоны, которые каждый имел в качестве правила. Так ум детей очищался непрестанной молитвой.

Здесь необходимо отметить значение духовного делания у детей, чтобы они имели дух храбрости, не боялись страстей и стяжали добродетели. Духовная трусость есть плод себялюбия. Себялюбие же, согласно святым отцам, есть результат маловерия. Святой Арсений практически помогал детям приобрести храбрость, чтобы в дальнейшем благодаря храброму духу, как говорит старец Паисий, смирили свои страсти и очистили свой ум непрестанным призыванием имени Христова и поклонами, поклоняясь единственному истинному Богу и нашему Спасителю. Еще очень важным моментом было и то, что преподобный Арсений учил детей иметь надежду и черпать силы из имени Христова и Богородицы, а также иметь мужество смиряться, когда совершают ошибки, осознавать и исправлять их, говоря: «Грешен я, Боже мой». Сколько зла происходит сегодня, когда родители из-за нездоровой любви постоянно стремятся оправдать своих детей, считая, что тем самым они проявляют свою любовь, воспитывая их в ложном мире самонадеянности и самооправдания, что, к сожалению, однажды приведет к разрушению их чада, когда уже ошибки и последствия такого воспитания станут перед родителями непреодолимой стеной.

Аскетическое воспитание, которое предлагает наша Православная Церковь, в основе своей имеет рассуждение и любовь. Оно исцеляет души наших детей, ограничивая их желания, борясь со страстями с первого же их появления и очищая их души и тела любовью Христовой. Конечно, важным моментом в воспитании является рассуждение, благодаря которому родители могут определить силы ребенка и не причинить ему вреда.

«Как-то у старца спросили:

— Геронда, иногда матери спрашивают нас, как и сколько должны молиться трех-четырехлетние дети?

Мудрый старец им отвечал:

— А вы им скажите: «Ты — мама, вот ты и гляди, на сколько у твоего малыша хватит силенок». Здесь устав ни к чему.

— Геронда, к нам в монастырь на всенощные бдения родители привозят малышей. Может быть, детям это утомительно?

— Во время утрени пусть они дадут детям немного отдохнуть. А на Божественную литургию пусть снова приводят их в храм. Матери, не давя на детей, должны с самого малого возраста учить их молиться… Родители с рассуждением должны помогать своим детям с младых ногтей приблизиться ко Христу и переживать высшие духовные радости с самого раннего возраста. Когда дети начнут ходить в школу, родители потихоньку должны учить их читать духовные книги и помогать им жить духовно. Тогда они будут подобны маленьким Ангелам и в своей молитве будут иметь большое дерзновение к Богу. Такие дети — настоящий духовный капитал для своих семей».

Добродетель рассуждения, согласно святым отцам церкви, есть плод смирения. Только смиренный человек может быть рассудительным, потому что, с одной стороны, своим смирением он притягивает благодать Святого Духа, которая освещает его путь, а с другой стороны, у смиренного человека нет пристрастия к тому, чем он занимается, и так он с доверием принимает Божию волю, а также еще уважает свободу личности другого человека, даже если этот другой человек — его маленький ребенок.

Эгоистичный и горделивый человек не имеет Божественной благодати. Он наполнен навязчивыми мыслями и предубеждениями и хочет, чтобы другие были такими, как он хочет, чтобы исполнялась его воля, а не то, что действительно будет утешением для Бога и для его ребенка. Поэтому такой родитель совершает ошибки, травмирует душу своего ребенка, что в конечном итоге приводит к негативным результатам и бунту. Он не принимает свободу личности своего ребенка, а также не берет в расчет и его силы. Родитель должен осознать и принять целебную силу воспитания, которое предлагает наша Церковь, чтобы он смог правильно воспитать своих детей.

Вот что по этому поводу нам говорит преподобный старец Паисий. Как-то его спросили: «Геронда, одна мать дает своему ребенку святую воду, а ребенок ее выплевывает. Что делать в этом случае?» Старец отвечал: «Ей надо молиться за ребенка. Возможно, она дает ему святую воду так, что это вызывает у него противление. Для того чтобы дети шли по Божиему пути, родители тоже должны жить правильной духовной жизнью. Некоторые родители, ходящие в церковь, стараются помочь своим детям стать хорошими детьми, но не потому, что их волнует спасение их души, а потому, что они хотят иметь хороших детей. То есть их больше беспокоит то, что будут говорить об их детях другие люди, чем то, что их дети могут попасть в вечную муку. Но как в таком случае поможет Бог? Задача не в том, чтобы дети шли в церковь из-под палки, но в том, чтобы они полюбили Церковь. Они должны делать добро не из-под палки, но почувствовать его как необходимость… Так они растут, имея благоговение и двойное здоровье, избегая душевных повреждений. Если родители закручивают своим детям гайки, будучи побуждаемы к этому страхом Божиим, то Бог помогает, и ребенок получает помощь. Однако если они делают это от эгоизма, то Бог не помогает. Часто дети страдают от родительской гордости».

Нерассудительная любовь родителей, ввиду ее эгоистичности и недостаточного доверия к Богу, искажает правильное воспитание и причиняет детям вред. Когда старца спросили, может ли мать нерассудительной любовью навредить своему ребенку, он ответил: «Конечно, может. К примеру, мать видит, что ее малыш не может научиться ходить, и говорит: "Как жалко бедняжку, ведь он не может ходить", и то и дело берет его на ручки, вместо того, чтобы, держа за руку, помочь ему пройтись самому. Спрашивается, как малыш выучится ходить? Конечно, такая мать движима любовью, однако многой заботой она вредит своему чаду… Любовь необходимо "тормозить" рассуждением. Настоящая любовь несвоекорыстна. Она не имеет в себе эгоистичного пристрастия и отличается благоразумием… Многие думают, что любят своих детей, однако на самом деле они их разрушают. К примеру, мать от чрезмерной любви осыпает своего ребенка поцелуями и говорит ему, предположим: "В целом мире нет такого прекрасного ребенка, как мой!" Тем самым она культивирует в нем гордость и нездоровую уверенность в себе. Потом такой ребенок не слушается родителей, будучи уверен, что все знает сам».

* Цитаты из книги преподобного старца Паисия Святогорца «Слова», том IV, «Семейная жизнь».

Продолжение следует...

  1. «Когда дети говорят со взрослыми с бесстыдством, они отдаляют от себя Божию благодать. А когда благодать отходит, появляются бесы, и дети озлобляются, распоясываются. И наоборот, с благоговейными, почтительными детьми, которые слушаются родителей, учителей, взрослых, постоянно пребывают Божие благословение и благодать».
  2. «К маленьким бунтарям и хулиганам благодать не приближается, она дается духовно ревностным, рассудительным, благочестивым детям. Покорных, благоговейных детей видно сразу, у них сияющий взгляд. И чем больше они проявляют уважения к родителям и другим взрослым, тем большая им дается благодать. А чем разболтанней и своевольней ребенок, тем дальше от него отходит Божия благодать».
  3. «Ребёнок нуждается во многой любви и нежности, а также во многом руководстве. Он хочет, чтобы ты посидел рядом с ним, хочет рассказать тебе о своих проблемах, хочет, чтобы ты его ласково погладил и поцеловал. Когда малыш ведет себя беспокойно и немирно, то маме надо взять его на руки, приласкать и поцеловать, чтобы он успокоился и умиротворился. Если, будучи ребёнком, человек насытился нежностью и любовью, то впоследствии у него есть силы на то, чтобы преодолеть те проблемы, с которыми он будет сталкиваться в жизни».
  4. «Родители должны вверять своих детей Богу. Бог дал первозданным людям — Адаму и Еве — великое благословение быть Его сотворцами. Родители, деды, прадеды в свою очередь тоже являются сотворцами Бога, потому что они дают своим детям тело».
  5. «Бог, если так можно выразиться, обязан заботиться о детях. Когда дитя принимает Святое Крещение, Бог выделяет ему и Ангела, чтобы тот охранял ребёнка. Таким образом, ребёнок охраняется Богом, Ангелом Хранителем и родителями».
  6. «Если ребёнок не слушается и ведёт себя плохо, на то есть причина. Может быть, он наблюдает в своём доме или вне его неприличные сцены или слышит неприличные разговоры. Как бы то ни было, в отношении духовном мы помогаем детям главным образом не принуждением, а своим личным примером».
  7. «За родительские ошибки расплачиваются дети! Некоторые родители разрушают своих детей. Но Бог не несправедлив. Он питает великую и особенную любовь к тем детям, которые в мире сем претерпели несправедливость — от родителей или от кого-то ещё. Если причиной того, что ребёнок идёт по кривой дорожке, становятся его родители, то Бог не оставляет такого ребёнка, потому что тот имеет право на Божественную помощь. И вот мы видим, как некоторые юноши — да и не только юноши, но и пожилые люди — в какой-то момент резко поворачивают к добру».
  8. «Если в то время, когда младенец ещё находится в утробе матери, родители молятся, живут духовно, то малыш родится освящённым».
  9. «Дети "снимают копию" со своих родителей уже с колыбели. Они видят то, что делают взрослые, снимают «копию» и записывают на свою чистую "кассету". Поэтому родители должны усердно постараться отсечь свои страсти. То, что некоторые из этих страстей они унаследовали от своих собственных родителей, значения не имеет. Они не только дадут ответ Богу за то, что не подъяли подвиг, чтобы отсечь эти страсти, но также понесут ответственность за то, что передают эти страсти своим детям».
  10. «В доме должна обязательно присутствовать атмосфера любви и мира. Получив немного любви у себя в семье, ребёнок, даже если он вдруг убежит из дома, всё равно вернётся домой, когда увидит, что в других местах он находит не любовь, но одно лишь лицемерие. А если он будет помнить происходившие дома неприличные сцены, ругань и распри, то как его сердце будет тянуть вернуться домой?».
  11. «Насколько можно, родителям надо избегать телесных наказаний. Они должны стараться добром и терпением дать ребёнку понять, что он ведёт себя неправильно. Только в том случае, если ребёнок маленький и не понимает, что он подвергается опасности, подзатыльник идёт ему на пользу — для того чтобы в следующий раз он был внимательнее. Страх получить ещё один подзатыльник становится для ребёнка тормозом и защищает его от опасности».

Родители должны быть очень внимательными к тому, чтобы не ругать своих детей вечером, потому что вечером детям нечем рассеять своё расстройство. А ночная тьма омрачает состояние их души ещё больше. Дети начинают думать о том, как лучше оказать сопротивление родителям. В их головы лезут разные варианты «защиты», подмешивается и диавол, и таким образом они могут дойти до отчаяния. А вот днём, если даже дети пригрозят своим родителям различными способами отмщения, то, выйдя на улицу, они отвлекутся, забудутся, их расстройство пройдёт.

— Помогают ли детям исправиться телесные наказания?

— Насколько можно, родителям надо этого избегать. Они должны стараться добром и терпением дать ребёнку понять, что он ведёт себя неправильно. Только в том случае, если ребёнок маленький и не понимает, что он подвергается опасности, подзатыльник идёт ему на пользу – для того чтобы в следующий раз он был внимательнее. Страх получить ещё один подзатыльник становится для ребёнка тормозом и защищает его от опасности. Я, когда был маленьким, большую пользу получал не от отца, а от матери. Оба они любили меня и желали мне добра. Однако каждый из родителей помогал мне по-своему. Отец был человек строгий. Когда мы — дети – озорничали, он давал нам затрещины. Боль от затрещины помогала мне немножечко угомониться, однако, когда боль проходила, я забывал и о ней, и об отцовских советах. И дело было не в том, что отец меня не любил: нет, он бил меня от любви. Помню как-то раз – мне было три года – отец залепил мне такой подзатыльник, что я улетел на несколько метров! А знаете за что? Рядом с нашим домом был другой дом, в котором никто не жил. Хозяева уехали в Америку, и дом пришёл в запустение. Во дворе этого дома росла смоковница, ветви которой выходили на улицу и свисали над дорогой. Дерево было усеяно плодами. Когда мы с ребятами играли на улице, к нам подошёл один сосед и приподнял меня, чтобы я сорвал ему несколько смокв, потому что сам он не дотягивался до ветвей. Я сорвал пять-шесть смокв, и две из них он дал мне. Когда об этом узнал мой отец, он очень разгневался. Вот тут-то я и получил ту затрещину! Я пустился в рёв. Моя мать, на глазах которой это происходило, повернулась к отцу и сказала ему: «Зачем ты бьёшь ребёнка! Ведь он же ещё маленький, ничего не понимает! Как ты можешь спокойно слышать его плач!» — «Если бы он плакал, когда его поднимали рвать смоквы, — ответил отец, — то не плакал бы сейчас. Но, видно, и сам он хотел полакомиться чужими смоквами! Значит пусть плачет!» Да разве после этого я мог повторить то, что сделал? А вот мать, видя мои шалости, расстраивалась, однако у неё было благородство. Видя, как я озорничаю, она отворачивалась и делала вид, что не замечает меня, для того чтобы меня не расстраивать. Однако от этой материнской «хитрости» моё сердце буквально разрывалось. «Погляди, погляди, — говорил я себе, — ты так наозорничал, а мать не только не бьёт, но даже делает вид, что не видит! Нет, больше такого не повторится! Как же я смогу видеть маму снова расстроенной?» Поступая так, мать помогала мне больше, чем если бы она награждала меня подзатыльниками. Однако и сам я не злоупотреблял этим и не говорил: «Э, раз она сейчас меня не видит, дай-ка я пошалю и поозорничаю ещё больше». А вот отец, тот нет: чуть что не так – сразу подзатыльник. Видишь как? Они оба меня любили, однако благородное поведение матери помогало мне больше.

— Однако некоторые дети страшно шаловливы: они кричат, бегают, озорничают. Как их родителям избежать телесных наказаний?

— Слушай-ка, да ведь дети-то не виноваты. Детям, чтобы они нормально росли, нужен двор, в котором они могут побегать и поиграть. А сейчас несчастные детки заперты в многоэтажках и это их беспокоит. Они не могут свободно побегать, не могут поиграть, не могут порадоваться. Родителям не надо расстраиваться, если их ребёнок живой. Живой ребёнок имеет в себе силы, и использовав их как должно, он может очень преуспеть в жизни.

Азбука воспитания