Сборник сценариев "мы - патриоты". Сценарий внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию для четвертого класса: «Я люблю свою Родину! Сценарий тематической дискотеки по военно патриотическому воспитанию

Общероссийский конкурс

методических разработок уроков, занятий и внеклассных мероприятий для педагогов «Патриотическое воспитание в ОУ!»

Сценарий

внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию

для четвертого класса:

«Я люблю свою Родину! »

Подготовила Лушникова

Лидия Николаевна

учитель МОУ СОШ №1

Сценарий

внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию для четвертого класса:

«Я люблю свою Родину! »

Кремлевские звезды

Над нами горят,

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины

С. Михалков

Цель мероприятия: формировать патриотическое воспитание, привить чувство любви и гордости за свою Отчизну.

Задачи мероприятия: познакомить с народным творчеством, сформировать эмоциональный образ своей страны, организовать работу на внеклассном занятии через сотрудничество с учащимися.

Оборудование: плакаты на тему «Родина» набор для аппликации флага Российской Федерации, записи песен «С чего начинается Родина», «Песня про Родину», презентация к занятию на тему «Родина».

План проведения.

1. Кто такие земляки

2. Многоимённая Россия

3. Народное творчество

4. Символика Российской Федерации.

5. Родина для каждого своя

6. Заключение

Учитель выступает с приветствием: «Я люблю тебя, мой любимый класс! Здравствуйте, дорогие мои земляки! А что значит слово «земляки», ребята? Кто это такие?» (Опрос школьников: «Кого называют земляками?»)

Ход мероприятия

Учитель:

« Земляками мы зовем

Тех, с кем вместе мы живем

Под небом любимого города,

Любовь к нему очень нам дорога!

Чувства простые выражают слова:

Того, с кем в России мы дружно живем,

Мы можем всегда называть земляком.

И если разлучат нас года, города,

Земляку земляка не забыть никогда!

Земляками мы обычно называем тех, с кем живем на «одной» земле, в одном городе, в одной стране. Их связывают чувства необъяснимого родства и любви к своей общей Родине. Мы с вами – земляки, мы живем в одной стране. Как она называется, дети?

(Опрос школьников: «Как называется наша страна?»)

А знаете ли вы, как раньше называлась наша страна? Ведь она не всегда носила свое гордое имя – Россия, а сменилось не одно название. Сначала это была Киевская Русь.»

(Показ слайда храма времен Киевской Руси.)

Ученик:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Учитель : «Затем появилась Российская Империя, а следом за ней – Российская Республика. Потом образовался СССР и, наконец, Российская Федерация, или Россия.»

Ученик :

Только вдумайся, вслушайся

В имя «Россия»!

В нем и росы, и синь,

И сиянье и сила.

Учитель: «Во все времена менялись и территория, и состав народов нашей Родины. Мы любим ее такой, какая она есть. На протяжении всего существования, развития и упадка нашей страны ее население почитало и восхваляло свое Отечество, а чувство своей любви ее жители выражали в искусстве и творчестве».

(Обзор картин и фотографий, подобранных по тематике «Родина», под звучание песни «С чего начинается Родина?»)

Учитель: «Как вы знаете, ребята, традиции наших предков сохранились и в русском народном танце, который исполняется в русском народном костюме.

(Ребята танцуют русский народный танец)

Нашей Родине посвящено множество стихов, сказок и рассказов, а также пословиц и поговорок. Дети, какие пословицы вы знаете о Родине?»

(Опрос школьников «Пословицы о Родине, которые вы знаете». Затем учитель вешает на доску плакат с написанными пословицами и поговорками.)

Учитель: «Это далеко не все существующие устойчивые выражения, а лишь некоторые из них. Я буду читать, а вы мне помогайте

1. Родина – мать, умей за нее постоять.

2. Сваха чужбинку нахваливает, а сама в нее ни ногой.

3. Своя земля и в горсти мила.

4. Родная сторона – мать, чужая – мачеха

5. Родной куст и зайцу дорог

6. На чужбине родная землица и зайцу снится.

7. На чужбине и сладкое в горчицу, а на родине и хрен за леденец

8. С родной земли умри, но не сходи

9. Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

10. Ближняя соломка лучше дальнего сенца.

11. На чужой сторонушке рад своей воронушке.»

Ведущий: «Невозможно представить устное народное творчество без частушки. Частушка – это коротая народная песня по определенному мотиву с юмористическим содержанием».

(Ребята поют частушки).

1-й ученик:

Эй, девчата-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

2-й ученик:

Начинаю я припевку,

Первую, начальную.

Я хочу развеселить

Публику печальную.

3-й ученик:

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать.

Чтобы песня лучше пелась,

Надо пляской помогать.

4-й ученик:

У меня коса большая,

Ленточка коротенька,

Про меня не думай, парень,

Я еще молоденька.

5-й ученик:

На окошке два цветочка,

Голубой и аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

6-й ученик:

Я плясал на три ноги,

Потерял я сапоги.

Оглянулся я назад –

Сапоги мои лежат.

7-й ученик:

За частушки, друг мой милый,

Три рубля тебе я дам.

По глазам по вашим видно.

Что понравились мы вам.

Все вместе:

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Учитель : «Множество песен посвящено нашей Родине, но среди всех музыкальных композиций существует одна, особенная, она является государственно утвержденной, восхваляет страну в которой мы живем. Кто из вас, ребята, ответит на вопрос, как она называется? (Ответы детей.) Правильно! Она называется гимн. А при каких случаях обычно звучит гимн? » (Ответы детей.) Гимн звучит обычно на торжественных или важных мероприятиях: в случае выигрыша на спортивных состязаниях наших спортсменов, на Новый год после речи Президента, на значимых государственных собраниях и т. д. Ребята, а как слушают гимн Российской Федерации? (Ответы детей.) . Его слушают стоя. Давайте послушаем гимн во славу нашей великой страны стоя! Ощутим всю любовь и гордость, обращенную к наше Родине, которая живет в наших сердцах!»

Конечно же, песня – это чудо всегда!

Гимн. Эту песню поет вся страна.

В нем восхваляется Родина наша,

Природы красоты, Отечества слава!

Гимн – это символ нашей Державы,

Он наполняет собранья, парады.

Спортсменов первые места

Знаменуются гимном повсеместно, всегда!

Обычай слушать гимн стоя

Сейчас мы с вами повторим.

(Прослушивание гимна Российской Федерации).

Учитель: «Символика нашей страны не ограничивается только гимном. Существуют также герб и флаг Российской Федерации»

(Просмотр слайда с изображением гимна Российской Федерации)

Ученик:

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Учитель : А вы знаете, дети, какой флаг называется российским?

(Просмотр слайда с изображением флагов трех государств, среди которых есть и российский флаг. Ребятам предлагается выбрать нужный. Ответы детей.)

Давайте попробуем сделать Российский флаг самостоятельно. Вырежем из синего, красного и белого листов цветной бумаги полосочки длиной по 10 сантиметров и шириной по 2 см. Пока вы занимаетесь подготовкой к аппликации, я расскажу вам, что означают цвета Российского флага. Кстати, сочетание цветов на нашем флаге называют триколором. В цвета всегда вкладывали различные значения, но сейчас чаще всего используют неофициальное. Белый цвет символизирует чистоту, мир, совершенство, синий – верность и веру, красный – силу, кровь, пролитую в борьбе за Родину. Есть и такое разделение цветов:

Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Итак, после того, как вы вырезали полосы нужного цвета и размера, давайте приклеим их на картон и обрежем лишние края. Теперь у каждого из вас осталось маленькое напоминание о сегодняшнем вечере. Ребята, но ведь Родиной мы можем назвать не только нашу страну. Родина – она своя для каждого из нас. Это ваш город, дом, улица и, конечно, семья!»

1-й ученик:

Родина – слово больщое - большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

2-й ученик:

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котёнок… и я.

Учитель: «Итак, дорогие мои земляки, мы с вами выяснили, что Родина – понятие обширное, родное для всех, но для каждого значит что-то свое, теплое. Вот так отзывалась о своей Отчизне известная поэтесса Юлия Друнина».

3-й ученик:

О, Россия!

С нелегкой судьбою страна…

У меня ты, Россия,

Как сердце, одна.

4-й ученик:

Я и другу скажу,

Я скажу и врагу –

Без тебя,

Как без сердца,

Прожить не смогу…

Учитель: «Дети, скажите, какие чувства у вас вызывает слово «Родина»?

(Опрос детей: «Какие чувства вызывает у вас слово «Родина»?»)

Для нас наша Родина всегда самая лучшая! Мы трепетно относимся к родной природе и своим землякам».

1-й ученик:

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он пролетая:

Лучше нет родного края!

2-й ученик:

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье,

Это Родина моя!

3-й ученик :

Вижу горы и долины,

Вижу степи и луга.

Это русские картины,

Это Родина моя!

4-й ученик:

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья –

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

Учитель: «Я надеюсь, что из каждого из вас вырастет достойный сын нашей страны, готовый бороться за свое Отечество, отстаивать его интересы, любить свою страну, посвящать ей свои труды и подвиги. Помните, великие дела во имя Родины – это великие дела во имя большой и дружной семьи. Давайте все вместе споем отрывок из известной песни о Родине, стихи к которой написал русский поэт Василий Лебедев-Кумач».

(Весь класс поет песню.)

«Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек.

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №40»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию

«Патриотизм! Как много в этом слове!»

Пояснительная записка

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определен национальный воспитательный идеал как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Иными словами важнейшей целью воспитательного процесса в сфере личностного развития, на мой взгляд, должно стать формирование чувства патриотизма, а именно: принятие личностью базовых национальных ценностей, главной из которых является любовь к своему Отечеству. Так как только любящий свою Родину человек может стать созидающим гражданином.

Анализ состояния развития чувства патриотизма у современных подростков, диагностика сформированности базовых нравственных ценностей демонстрирует проблемное поле в развитии важнейших составляющих патриотизма. Под патриотизмом современные подростки часто понимают лишь готовность проявлять солидарность спортивным сборным страны через шествия, скандирование «кричалок» на трибунах стадионов. Но это только внешнее проявление патриотизма. Да и оно часто не сочетается с внутренним отношением к стране.

Чтобы будущие граждане нашей страны были действительно готовы любить Родину, вносить вклад в развитие России, заботиться о стране, нужно учить быть патриотами. Этому может способствовать правильно организованный воспитательный процесс в школе, классе, частью которого, безусловно, должны стать мероприятия по патриотическому воспитанию.

Разработанный для учащихся 10 классов интерактивный классный час на тему «Патриотизм! Как много в этом слове…» показывает, насколько многогранно понятие патриотизма, демонстрирует, какие составляющие есть у понятия, как правильно проявлять патриотизм. Иными словами, утверждает нравственную ценность патриотизма.

Во время мероприятия используются активные формы проведения: групповая, коллективная. Применяется метод исследования, дискуссии. Диалогичность в процессе погружения в тему дает возможность услышать мнения всех участников воспитательного события: детей, взрослых.

До мероприятия и во время его участникам предложена социально-преобразующая деятельность, в ходе которой дети и родители не только знакомятся с различными сторонами проявления патриотизма, но и анализируют степень развития патриотизма у себя.

Метафорическая игра, которая является традиционным для данного класса окончанием всех воспитательных мероприятий, способна показать через рефлексию отношение к теме, осознание значимости поднятых на мероприятии проблем.

В процессе подготовки классным руководителем были учтены возрастные особенности обучающихся, произведен отбор необходимого материала для успешной работы.

Правильное ведение интерактивного классного часа, эмоциональная насыщенность всех этапов, психологическая комфортность – все это способствует формированию и развитию такого важного нравственного качества, как патриотизм.

При успешном проведении мероприятия можно получить колоссальный воспитательный эффект: краткосрочный (здесь и сейчас) и отсроченный (на перспективу).

Воспитательная ценность мероприятия заключается также в возможности общения детей с родителями как носителями нравственных ценностей старшего поколения. В процессе работы участники обмениваются мнениями по поводу патриотизма, находят эталоны его проявления.

В год 70-летия Великой Победы считаю необходимым все мероприятия по патриотическому воспитанию основывать на героических делах наших славных защитниках Отечества. Что может сформировать не только чувство сопричастности к истории страны, но и развить базовые нравственные ценности у детей.

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию «Патриотизм! Как много в этом слове!»

Цель: создать условия для осознания участниками мероприятия нравственной ценности патриотизма, ф ормирование и развитие патриотических чувств.

Задачи:

    раскрыть лексическое значение понятия «Патриотизм»;

    исследовать ценностное проявление патриотических чувств через соприкосновение с исторической темой;

    способствовать принятию обучающимися базовых нравственных ценностей;

    развивать творческие, коммуникативные способности обучающихся;

    нравственно стимулировать развитие патриотических чувств;

    развивать детско-взрослую созидательную среду в ОУ

Формы работы : групповая, коллективная.

Методы: личностно-ориентированный, исследовательский.

Характеристика участников : обучающиеся 10 класса, классный руководитель, родители.

Время проведения : 45 минут.

Место проведения: классная комната 10 класса.

Необходимое оборудование: ноутбуки с выходом в Интернет, демонстрационная система для показа презентаций и видеоматериалов.

Оформление класса : рисунки обучающихся по теме, которые хранятся у классного руководителя с 5 класса, выставка сочинений (заранее напечатанных и оформленных на листах А3), на доске – «ключи» для погружения в тему.

На память о мероприятии участники получают календари с надписью «Я – гражданин Страны Великой!», сделанные с помощью программы «Фотошоп».

    Орг. момент

Добрый день, уважаемые участники сегодняшнего события. Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии. Мы с вами проделали большую работу, результат которой будет продемонстрирован сегодня.

Вначале я бы хотела еще раз показать отрывок из фильма «Я – русский солдат». ( примечание : этим эпизодом закончилось предыдущее мероприятие Эпизод из фильма со словами слова героя Брестской крепости, лейтенанта Николая Плужникова: «Я – русский солдат». Фильм создан по мотивам романа Бориса Васильева «В списках не значился»)

Классный руководитель: Какие чувства вызывает у вас этот эпизод?

(чувство гордости за свой народ)

Классный руководитель: Как вы думаете, почему герой не назвал своего имени?

(потому что он настоящий солдат, патриот)

Классный руководитель: Какое ключевое слово присутствует в ваших ответах?

(патриот, патриотизм)

Классный руководитель: Как вы думаете, актуальным ли будет наш сегодняшний разговор о патриотизме?

(ответы участников)

Классный руководитель : Конечно, не только потому, что в этом году мы отмечаем 70-летие Великой Победы данная тема актуальна, но и потому что в нашем обществе не все правильно понимают значение этого важного для каждого гражданина страны слова. А как вы понимаете, что такое патриотизм? Попробуйте дать определение.

(ответы учащихся оформляются на доске)

Классный руководитель: Патриотизм – ёмкое понятие. Многогранное и жизнеутверждающее. Я предлагаю вам исследовать значение этого слова. Предложите этапы исследования.

(выяснить по словарю значение слова, привести примеры проявления патриотизма)

    Работа со значением слова «Патриотизм »

(1 группа находит значение слова по ссылке на образовательный портал в Интернете)

Выступление 1 группы: значение слова Патриотизм по Т.В. Ефремовой: Патриотизм - 1. к своему отечеству, своему народу и ним, к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей

Классный руководитель : Определите ключевые составляющие понятия. Они станут нашими путеводными символами в мире патриотизма.

1 ключ – любовь к Отечеству.

Открыть первую дверью, которая ведет в мир патриотизма, поможет это ключевое понятие.

Звучит песня: «С чего начинается Родина»

Классный руководитель : Какие чувства вызывают у вас строчки из песни?

(ответы учащихся, родителей)

Классный руководитель: Дома 1 группа учащихся с родителями писали творческие работы о Родине. Перед мероприятием я познакомилась с вашими сочинениями. Кто-то из вас обращался со словами любви к России. Кто-то выбрал малую родину и рассказывал, как прекрасен наш город. Давайте послушаем ваши признания.

(звучат отрывки из сочинений)

Классный руководитель: Да, конечно, наша Родина прекрасна! Но как вы думаете, как человек может выразить свою любовь к Отечеству?

(поступками, делами)

Классный руководитель: Какие поступки может совершать человек во имя Родины?

(ответы участников)

Классный руководитель: А если это ребенок или подросток?

(ответы участников)

Классный руководитель : 2 группа учащихся дома готовила задание. Они исследовали информацию о пионерах-героях. Как вы думаете, почему именно это задание получила 2 группа?

(Потому что в этом году страна отмечает 70-летие со дня Великой победы. Пионеры-герои своими поступками доказали, что не только взрослые могут защищать Родину, но и дети.)

Давайте послушаем выступления ребят о пионерах-героях, которые смогли своей любовью к Родине внести вклад в дело Победы.

(выступление группы №2 о пионерах-героях)

Классный руководитель: Какое чувство проявили пионеры-герои помимо любви к родине?

(преданность своему народу)

Классный руководитель : И мы открываем 2 дверь в мир патриотизма – преданность своему народу.

Классный руководитель : Пионеры-герои были вашего возраста или чуть помладше. Как вы думаете, вы смогли бы так же отважно и преданно доказывать любовь Родине?

(рефлексивные ответы учащихся)

Классный руководитель: Если мы обратимся еще раз к лексическому значению слова «Патриотизм», то следующей составляющей является о тветственность перед народом. Это наш 3 ключ. Как вы понимаете, что такое ответственность перед народом?

(ответы участников)

Классный руководитель : Я предлагаю скорректировать ваши высказывания с помощью ресурсов Интернета. На рабочих столах ваших ноутбуков есть ссылки на образовательные сайты. Найдите определение слова «Ответственность».

Работа в группах . Учащимся и родителям необходимо дать определение слова и привести примеры проявления ответственности.

(Ответственность – это субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия).

Классный руководитель: 3 группа дома готовила выступление об ответственности. Давайте посмотрим, какое значение этого слова они нам хотят продемонстрировать.

(выступление 3 группы об ответственности военачальников за судьбы подчиненных в годы Великой Отечественной войны)

Классный руководитель: Конечно, для патриота важно осознавать свою ответственность перед страной. А вы можете сказать, что достигли такого уровня, когда вашими поступками движет ответственность?

Классный руководитель: 4 ключом является готовность к подвигу во имя Родины. Как вы думаете, что это такое?

(ответы участников)

Классный руководитель: Можете ли вы привести примеры такой готовности?

(примеры подвига во время Великой Отечественной войны, примеры мужественного поведения людей в современной жизни)

Классный руководитель: 4 группа дома самостоятельно готовила информацию о подвигах во время Великой Отечественной. Давайте посмотрим, что современные подростки считают подвигом?

(выступление о подвиге А. Матросова)

Классный руководитель : Во имя чего был совершен подвиг?

(во имя жизни, во имя Победы)

Классный руководитель : А вы смогли бы пожертвовать своим здоровьем ради Родины?

(рефлексивные ответы)

Классный руководитель : Это был последний, 4 ключ к нашей двери. Можно ли сказать, что мы с вами, открывшие эту дверь, истинные патриоты?

(рефлексивные ответы участников)

    Практическая коллективная работа

Классный руководитель: Как вы думаете, а как стать настоящим патриотом?

(воспитывать это качество с детства)

Классный руководитель: А кто должен воспитывать это качество?

(родители, школа)

Классный руководитель: Предложите свои советы по воспитанию патриотизма в семье, этим будет заниматься группа 1,3; и в школе. Это задание я предлагаю выполнить группам 2,4.

Семейное воспитание: если родители проявляют любовь и уважение к своей стране и прививают эти чувства детям, то они воспитывают детей патриотами. Родители могут прививать любовь к родине через путешествия по своей стране, т.к. это лучшее средство узнать и полюбить свою Родину.

Школьное воспитание: на уроках необходимо воспитывать интерес к национальной культуре и традициям. Для того чтобы любить свой народ – его необходимо знать; осознанно изучая историю своего народа, человек может стать патриотом. Информированность, которая является основным звеном воспитания патриотизма, создает базу для развития и проявления любви к Родине. Патриотизм предполагает гордость за достижения своей страны; интерес к информации, связанный со всеми сторонами жизни общества и страны.

Классный руководитель: А какие преимущества у патриотов по сравнению с не патриотами? Обсудите это в группах.

Возможные ответы участников:

    Патриоты ощущают тесную связь с народом, своей страной, что создает основу для личностного счастья в том числе. Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.

    Патриотизм даёт радость от осознания достоинств и успехов своей страны.

    Патриотизм даёт ответственность за семью, народ и Родину.

    Патриотизм даёт уверенность за счет чувства сопричастности к судьбе страны.

    Патриотизм даёт свободу действовать во благо своей стране.

    Патриотизм даёт уважение к истории, традициям и культуре страны.

Классный руководитель: Так важен ли патриотизм в современной жизни?

(конечно, ведь быть патриотом – значит быть человеком!)

Классный руководитель : Давайте вернемся к нашим записям в начале мероприятия. Вы давали определение патриотизма, основываясь на свеем понимании этого слова. Изменились ли ваши представления о патриотизме?

(рефлексивные ответы)

    Метафорическая игра

Классный руководитель: И в конце нашего интерактивного классного часа хотелось бы вернуться к нашей традиции – метафорической игре. Определите сами, какое произведение вы возьмете для выражения своего отношения к теме патриотизма.

(метафорическая игра, суть которой заключается в рефлексии по теме мероприятия)

Классный руководитель : Каждый из нас способен любить и ценить дом, в котором живет, место, в котором учится, город, в котором родился и растет, страну, которой хочется гордиться! А нашей Россией действительно нужно гордиться! Любить ее, быть преданным ее интересам, готовым к подвигам во имя Родины. И очень хочется, чтобы те красивые и правильные слова, которые вы сегодня произносили, не остались только словами! Чтобы и вами могли гордиться ваши родители, учителя, горожане. Чтобы с гордостью можно было сказать: «Да, это наш патриот!» Как вы думаете, эта тема может вызвать интерес у ваших сверстников? У школьников?

(конечно)

(мы можем провести классные часы по темам выступления своих групп)

Классный руководитель: Я очень рада, что сегодняшнее событие отозвалось в ваших сердцах. Расскажите об этом вашим родным, знакомым. Пусть будет больше патриотов в нашей стране! И в качестве подарка позвольте вручить всем присутствующим вот такие календари. Думаю, что надпись «Я – гражданин Страны Великой!» станет путеводной звездой в жизни!


Патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи в работе клубных учреждений …………………………………….
Сценарии культурно-досуговых мероприятий по патриотическому воспитанию ……………………………………
«Победа остается молодой!». Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной празднованию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Автор-составитель ……………………………
«Ратные подвиги русских воинов». Сценарий урока мужества. Андреева ………………………
«Прошлое – в настоящем...». Сценарий тематического вечера, посвященного работе молодежного отряда «Поиск». Галатова ……………………………………
«Армейский магазин». Сценарий музыкально-развлекательной программы, посвященной Дню призывника. Исаев ………………………………………
Сценарий концерта, посвященного Дню Защитника Отечества. Из опыта работы РДК «Колос» Боковского района ……………………………………………………………
«Песни войны поют молодые». Сценарий фестиваля-конкурса патриотической песни Романовского . Буренина …………………………
Сценарий праздничного концерта, посвященного Дню освобождения г. Зернограда от немецко-фашистских захватчиков. Из опыта работы учреждений культуры Зерноградского района ……………………………………………………………
«Нам жить и помнить!». Сценарий встречи Великой Отечественной войны с молодежью Аксайского района. Чернышева ………………………………….
«Мы – граждане России!». Сценарий торжественного вручения паспортов. Гончарова ………………....

Патриотёическое и духовно-нравственное воспитание

молодежи в работе клубных учреждений

Появление в современной молодежной среде негативных тенденций характеризуют острую морально-нравственную ситуацию и духовную нестабильность российского общества. Проблема утраты идеалов, бездуховности, гражданской пассивности, требует активных действий не только от государства, от общественных организаций, но и от каждого из нас. Большая роль в этом деле принадлежит работникам культуры. Учреждения культуры, будучи участниками социокультурных процессов в обществе, обладая достаточными информационными, кадровыми и материальными ресурсами, направляя их в нужное русло, помогают в выполнении задач патриотического воспитания.

Воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, выполнению обязанностей по защите Отечества стало основным в работе культурно-досуговых учреждений .

Всего за 2009 год было проведено 20 760 культурно-досуговых мероприятий патриотического направления, в том числе: 14 160 праздников, 560 фестивалей, 3040 конкурсов, 3000 выставок.

Большой вклад в организацию работы по патриотическому воспитанию вносят клубные формирования патриотической направленности: 290 клубов для ветеранов войны и труда, которые насчитывают 5 936 участников, а также 308 клубов по интересам (6 626 участников) и 142 любительских объединения (1862 участника). Так, в Советском районе третий год действует клуб «Поиск». Его участники собирают материалы об истории станицы, о людях, прославивших ее своим трудом, о семейных династиях учителей, врачей, работников . В Тацинском районе участники военно-исторического клуба «Воин» в костюмах древнерусских богатырей реставрируют исторические баталии. Хорошей традицией во многих районах стало проведение Дня призывника, вечеров – проводов в армию.

Важную работу по патриотическому воспитанию ведут музеи, действующие при клубах, Домах культуры: 15 музеев историко-патриотического направления, 21 музей краеведения, 18 музеев и 191 уголок боевой и трудовой славы. Помимо организации тематических выставок, специалисты музеев проводят различные культурно-просветительские программы, такие как лекции, беседы, уроки мужества, викторины, экскурсии. Так, специалисты исторического музея Орловского РДК подготовили передвижную экспозицию, посвященную дню памяти диверсионного отряда «Макмим – 66» и Великой Отечественной войне, провели беседы для старшеклассников в школах района.

Большую школу жизни, подготовки моральной, физической закалки, гражданско-патриотического воспитания получают ребята во время военно-исторических походов («Казачья память», Каменский район), различных конкурсно-игровых программ, направленных на физическое развитие молодых людей («Джентельмены удачи», «Рыцарский турнир», «Сила, смелость, ловкость», «В мире рыцарей немного, дайте рыцарям дорогу»).

Ребята, посещающие школу народной культуры «Красная горка» Пролетарского района, клуб «Миусская горница» Матвеево-Курганского района участвуют в праздниках устного народного творчества, изготавливают старинные музыкальные инструменты, оружие и доспехи. Юные жители Ростовской области являются активными организаторами и участниками районных мероприятий, таких как «Вахта памяти», День призывника, День защитника Отечества, День Победы и др.

Также, целостность процесса духовно-патриотического воспитания достигается в результате организации участия ребят в районных конкурсах стихов «Мы вспоминаем о войне» (Боковский, Каменский районы), концертах «Дети поют о войне» (г. Таганрог, Заветинский район), участия в городских и районных викторинах и смотрах (Верхнедонской, Милютинский, Пролетарский районы), фольклорных фестивалей (г. Азов, Аксайский район). Ребята ведут краеведческую работу, поддерживают постоянную связь с ветеранами войны и труда, живущими по соседству (Зерноградский, Пролетарский, Заветинский, Мясниковский районы).

С целью повышения эффективности работы КДУ по патриотческому воспитанию методическими подразделениями РДК, ГДК проводятся учебные мероприятия. Так, в г. Новошахтинске состоялся семинар «Работа клубных учреждений по патриотическому воспитанию граждан». В Азовском районе – семинар «Современные концепции патриотического воспитания в системе работы клубных учреждений». Специалистами методического кабинета РДК Азовского района были разработаны по проведению мероприятий, посвященных 65-летию Великой Победы.

Воспитание патриота и гражданина, знающего и любящего свою родину не может быть успешно без познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Обращение к корням, истокам традиционной культуры, приобщение к духовно-нравственным ценностям народа – наиболее верный путь воспитания молодого поколения.

Создание целостной системы патриотического воспитания в учреждениях культуры позволяет формировать у подрастающего поколения высокий уровень общей культуры, воспитание у молодого поколения любви к своей Родине.

Надеемся, что методические материалы, подготовленные Областным домом народного творчества, помогут работникам КДУ в развитии патриотического воспитания и способствуют повышению качества и эффективности предоставляемых услуг населению.

Сценарии мероприятий по патриотическому воспитанию

(из опыта работы КДУ Ростовской области)

СЦЕНАРИЙ

литературно-музыкальной композиции, посвященной празднованию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В холле учреждения культуры развернута экспозиция «Поклонимся великим тем годам!». На стендах размещены документы, фотографии, письма, награды военных лет. Отдельно оформлен стенд «Ростов-на-Дону – город воинской славы!». На стенах висят плакаты военного времени. На первом и втором этажах артисты в военной и морской форме, гражданской одежде довоенных лет поют негромко песни войны. Аккордеонист и баянист аккомпанируют. На лестнице стоят дети, держат в руках шары и тюльпаны. Статисты раздают зрителям георгиевские ленточки, открытки и календари.

В зрительном зале на сцене – экран. На нем – высвеченная лучом света заставка «Победа остается молодой!» с изображением советского солдата. 2-3-4 планы сцены затемнены.

Начало мероприятия знаменуют фанфары, исполняющие лейтмотив отрывка из к/ф «Белорусский вокзал» «Нам нужна одна победа» (слова и музыка Б. Окуджавы).

Пролог. Затемнение в зале. Демонстрация на экране отрывка

из к/ф «Белорусский вокзал» в сопровождении фонограммы песни «Нам нужна одна победа» (слова и музыка Б. Окуджавы).

На последних тактах песни экран поднимается. На сцену с правого портала выходит группа чтецов: медсестра, боец в гимнастерке, моряк с автоматом, подросток в рабочей фуфайке, девушка.

(Застывают в стоп-кадре. Литературный монтаж. Свет на участников литературного монтажа).

На с левого портала выходят ведущие – девушка и юноша.

Звучит фонограмма песни «Бери шинель, пошли домой» (слова Б. Окуджавы, музыка В. Левашова).

Девушка: Дорогие друзья! От всего сердца поздравляем Вас и Ваших

близких с самым дорогим для каждого из нас праздником – Днем Победы!

Юноша: Этот день занимает особое место среди знаменательных дат в славной истории нашего Отечества. Мы склоняем головы перед теми, кто во имя свободы, во имя живущих ныне и грядущих поколений героически сражался на фронтах и трудился в тылу, кто, вернувшись с войны, не жалея своих сил и здоровья, восстанавливал разрушенное народное хозяйство.

Девушка: Проходят десятилетия, но не меркнет уважение к славным делам наших ветеранов. Великая Победа стала судьбоносным событием для всего человечества!

Юноша: На борьбу с фашистскими захватчиками встали все: старики, взрослые и дети. Людей всех наций и народностей, трудившихся на фронтах и в тылу, объединила одна цель – выстоять и победить.

Группа чтецов: Мы выстояли и победили!

Девушка: Но война не обошла стороной ни одну семью и поэтому память о ней, гордость за подвиг нашего великого народа, отстоявшего честь и независимость Родины, передаются из поколения в поколение, объединяют всех нас, служат нам незыблемым нравственным ориентиром.

Юноша: Наша Победа – не просто исторический факт – это наше духовное достояние, источник силы и веры, позволяющий преодолевать любые трудности и невзгоды.

Разделы: Внеклассная работа

Цель: формирование у подростков патриотических качеств.

Задачи: воспитание любви к Родине, ответственности, сопричастности, уважения к воинам-защитникам, нашим землякам.

Аннотация: Данное мероприятие разработано для учащихся 9–11 классов с приглашением ветеранов Афганской и Чеченской воин, накануне 23 февраля - Дня Защитников Отечества.

Оформление:

  1. Плакаты: “Мы обязаны Вами гордиться…”, “Просто так героем не станешь…”, “И в памяти хранить мы будем вечно, ребят, которых нет уж среди нас”.
  2. Песни: В. Высоцкого, М. Муромова, О. Газманова, Ю. Гарина, И. Матвиенко и т.д.

Ход мероприятия

Звучит песня В.Высоцкого “А сыновья уходят в бой”

Вед.1 . За спиною и горы, и горе

За спиною военный Афган

И строкой автоматною вторит

Эхо долгое, прячась в туман.

Вед.2 . За спиною погибшие души

И пропавшие души ребят

И мы с болью еще будем слушать

Эхо долгое, глядя назад.

Вед.3 . По афганским дорогам пришлось нам поехать немало,

Мы тряслись в БТР-ах, нам небо служило палаткой,

И надолго под звездами твердым законам нам стало,

Не искать на земле жизни сладкой.

Звучит песня М. Муромова “Афганистан” в исполнении учащихся 10 класса.

Вед.4 . В Афганистане и у нас на Родине хорошо знают о мужестве и отваге наших воинов – интернационалистов. Они пришли на защиту этой Демократической Республики с грозным первоклассным оружием. Но сильнее этого оружия оказалась добрая, притягательная улыбка русских солдат, их крепкие на дружбу руки, выдержка.

Вед.1 . Суровая земля Афганистан,

Долины, кручи, горные отроги.

Ночной поход - коротенький привал,

Тяжелые военные дороги.

Вед.2 . Мы выполняем свой солдатский долг,

Соленый пот глаза нам застилает,

Но пусть увидит враг и пусть поймет,

Как русские живут и умирают.

Вед.3 . Служба советских войск в Афганистане была нелегка. Это и резко меняющиеся погодные условия, бой и короткие передышки.

Вед.4 . Помни, Россия, и злых, и усталых,

Одуревших от зноя, без сна, без воды,

Отмеряющих жизнь от привала к привалу,

От звезды до звезды, от беды до беды.

Вед.1 . Они, рискуя собственной жизнью, спасают афганских стариков и детей от рук бандитов. Совершают подвиги, достойные славы своего Отечества.

Звучит песня “Облака” в исполнении учащихся 9 класса.

Вед.2 . Все они были простыми и общительными ребятами, внимательными и добрыми.

Вед.3 . Их все “афганцами” зовут,

Парней из той войны.

Их люди сразу узнают,

Они просты, скромны.

Вед.4 . Патриотические чувства к родной земле и людям, участие в боевых действиях пробудили особенные творческие способности у многих воинов.

Вед.1 . В короткой меж боями передышке,

Достает помятую тетрадь,

Опаленный порохом мальчишка,

Сердцем хочет песню написать.

Вед.2 . Написать об огненных атаках,

О заветной радостной мечте,

О друзьях – товарищах солдатах,

И о с боем взятой высоте.

Вед.3 . В короткие часы отдыха ребята сочиняли стихи и пели их под гитару.

Вед.4 . Затерялась где-то наша рота,

Среди серых неприступных гор,

И проводит партполитработу

Старенькой гитары перебор.

Вед.1 . Стихли взрывов гулкие удары,

Нас не пощадил тяжелый бой,

Чудом уцелевшую гитару,

Мы нашли в машине головной.

Звучит песня под гитару в исполнении учащихся 11 класса.

Вед.2 . Какие судьбы встают за этими строками! Все трудности ребята переносили стойко, мужественно, героически. Откуда она, отвага и мужество в наших ребятах? Откуда она у двадцатилетних?

Вед.3 . Наша молодость была недлинной,

Покрывалась ранней сединой,

Нашу молодость рвало на минах,

Заливало афганскою войной.

Вед.4. Наша молодость неслась тараном,

Сокрушить душманский самолет,

Чтоб огонь ослабить ураганный,

Падала на вражий пулемет.

Вед.1 . Прямо сердцем дуло прикрывая,

Падала, чтоб молодость жила,

Страшная, неистовая, злая,

Вот какая молодость была!

Вед.2 . Сегодня, накануне Дня Защитников Отечества, мы вспоминаем о воинах-интернационалистах, наших земляков, которые погибли в Афганистане, это: Павел Сарычев, Евгений Курилович, Александр Шепталин, Александр Кириллов, Сергей Сибиряков.

Вед.3 . Запомним их имена и почтим память минутой молчания!

Минута молчания.

Звучит песня О. Газманова “Офицеры”.

Вед.4 . Слово предоставляется нашему земляку, воину-интернационалисту, “афганцу”, Владимиру Медведеву.

Вед.1 . Ребята нашего города участвовали и в Чеченской воине. Там и по сей день слышны взрывы орудий, пулеметные очереди.

Вед.2

Еще гремят ракетные раскаты,

Еще строчат безумно автоматы,

Уходят в бой сибирские полки.

Вед.3 . Еще горят железные колонны,

Везут гробы Снегурки в спецвагонах,

Сам Дед Мороз, войною опаленный,

Несет в мешке к могилкам номерки.

Вед.4 . Еще полно израненных в палатках,

Еще не спят неделями в халатах,

Врачи склонясь над ранами солдат,

Процесс пошел: тот - в гроб, тот - без руки…

Вед.1 . Еще дымят разрушенные хаты,

Народ в беде, опять война проклята!

Чем мать бойца пред богом виновата?

Теперь страдай от горя и тоски…

Вед.2 . Мы в Новый год вошли, как в 45-й,

Но есть одна зловещая деталь:

Тогда нес смерть нам фюрер бесноватый,

Теперь своих кромсает наша сталь…

Марат Гринев, Сергей Окунев, Сергей Килин, Виталий Тымченко, Павел Матвейчук.

Вед.3 . Запомните эти имена наших ребят, которые погибли в Чечне.

Звучит песня Ю. Гарина “Чечня”.

Вед.4 . Слово предоставляется нашему земляку, воину-интернационалисту, участнику Чеченской войны, Игорю Шелестову.

Выступление участника военных событий. Вручение цветов.

Вед.1 . Я постоянно над вопросом мучаюсь

И все никак не нахожу ответ,

Но почему от нас уходит лучшие?

Уходят в мир потерь и страшных бед.

Вед.2 . Жестокого безумия полна

И верить так не хочется, что где-то,

Еще гуляет по земле война,

Что где-то беспощадно убивают.

Вед.3 . Стреляют из засады и в упор,

Для тех ребят, что жить лишь начинают,

Уже подписан смертный приговор.

Не терпят души и тела пробоин -

Ведь это так не тяжело понять!

А как бывает бесконечно больно

Родных и близких навсегда терять…

Вед.4 . Опомнитесь же люди! Умоляю!

Безвременная смерть нам не нужна!

Но снова к гробу головы склоняют

Седая мать и дети, и жена…

Вед.1 . Но горю должен наступить конец

И победит добро! Я в это верю.

Жаль, что погибших судеб и сердец

Уже никто не возместит потерю!

Звучит песня И. Матвиенко и М. Андреева “Давай за…” в исполнении школьного вокально-инструментального ансамбля.

“Есть память, которой не будет конца”

(театральные подмостки, посвященные 60-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Цель: Формирование патриотических качеств у школьников.

Задачи: Воспитание патриотического сознания; развитие творческих способностей и чувства коллективизма.

Аннотация: Данное мероприятие разработано для учащихся 9–11 классов с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны. Традиционно проводится накануне Дня Победы.

Заканчивается чаепитием и возложением цветов у городского мемориала Памяти.

Оформление:

  • Плакаты: “Есть память, которой не будет конца”, “Никто не забыт, и ничто не забыто!”
  • Музыкальное оформление: Д. Шостакович “Новороссийские куранты”, “Священная война”, “День Победы”.
  • Ход мероприятия

    Звучит музыка Д. Шостаковича “Новороссийские куранты”

    Вед.1 : Мы здесь с тобой не потому, что дата

    Как злой осколок, память жжет в груди.

    К могиле неизвестного солдата

    Ты в праздники и в будни приходи. Помните!

    Он защитил тебя на поле боя,

    Упал, ни шагу не ступив назад.

    И имя есть у этого героя -

    Великой Армии простой солдат.

    Вед.2 : Каждый год наш народ кланяется великим тем годам, хотя прошло уже 60 лет, потому что время не властно предать их забвению. “Есть память, которой не будет конца”, вот почему мы сегодня собрались в этом зале, накануне Дня Победы.

    Вед.1 :Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым годом приобретают особую значимость, становятся бессмертными.

    Звучит песня “Священная война”.

    Вед.2 : 22 июня 1941 года на нашу страну обрушился удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, свыше 4 000 танков, более 47 000 орудий и минометов, около 5 000 самолетов, до 200 кораблей.

    Вед.1 : Все от мала до велика встали на защиту нашей Родины: добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами.

    Вед.2 : Шаг за шагом вспоминаем, день за днем,

    Взрыв за взрывом, смерть за смертью, боль за болью,

    Год за годом, опаленные огнем,

    Год за годом, истекающие кровью.

    Мы не просто вспоминаем день войны,

    Не для слез и мемуаров вспоминаем.

    Люди мира вспоминать о нем должны.

    Мы об этом всей Земле напоминаем!

    Вед.1 : Ужасы войны невозможно было бы пережить без веры в победу, надежды и любви… Любовь согревала сердца фронтовиков, заставляла их яростнее сражаться и защищать Родину.

    Вед.2 : До нас с вами тоже дошли отголоски войны. Еще живы ветераны, участники Великой Отечественной войны. И сегодня у нас в гостях Вера Павловна Сливинская и Михаил Егорович Куртуков.

    Вручение цветов ветеранам.

    Вед.1 : А тогда, в военные годы, это были веселые, молодые, озорные ребята, совсем не похожие на героев… Но это были герои: они приняли на свои плечи все тяготы военного времени. Они плечом к плечу стояли насмерть!

    Вед.2 : Эти бессмертные подвиги героев описаны художниками, поэтами, писателями. Их имена на веки вошли в историю мировой культуры и литературы.

    Вед.1 : Сегодня, на театральных подмостках, мы предлагаем вам посмотреть отрывки из произведений, посвященных героям Великой Отечественной войны.

    Отрывок из произведения Александра Корнейчука “Фронт” в исполнении учащихся 9 класса.

    Вед.2 : Нет, это не заслуга, а удача -

    Быть девушке солдатом на войне.

    Нет, не заслугой в тот зловещий год,

    А высшим счастьем девушки считали

    Возможность умереть за свой народ!

    Отрывок из произведения Бориса Васильева “А зори здесь тихие” в исполнении учащихся 10 класса.

    Вед.1 :Кто там улицей крадется,

    Кто в такую ночь не спит?

    На ветру листовка вьется.

    Биржа черная горит.

    Это было в Краснодоне,

    В грозном зареве войны,

    Комсомольское подполье

    Поднялось за честь страны!

    Отрывок из произведения Александра Фадеева “Молодая гвардия” в исполнении учащихся 11 класса.

    Вед.2 : Горнили “К бою!” трубы полковые,

    Военный гром катился над страной.

    Вставали в строй мальчишки боевые –

    На левый фланг, в солдатский строй!

    Отрывок из произведения Валентина Катаева “Сын полка” в исполнении учащихся 8–9 классов.

    Вед.1 : Для многих солдат будущее не наступило. Они отдали свои жизни за то, чтобы это будущее наступило для нас!

    Вед.2 : Потухшими листьями ветер играет,

    Дождем проливным венки заливает,

    Но словно огонь у подножья - гвоздика!

    Никто не забыт, и ничто - не забыто!

    Минута молчания.

    Вед.1 : Помните!

    Через века, через года, -

    О тех, кто уже не придет никогда, -

    Вед.2 : Не плачьте!

    В горле сдержите стоны, горькие стоны.

    Памяти павших будьте достойны!

    Звучит песня “День Победы” в исполнении участников мероприятия.

    По окончании - чаепитие с ветеранами. Возложение цветов к мемориалу Памяти в городском парке.

    Сценарий на День единства

    Простой авторский сценарий на День Единства для постановки в стенах Дома культуры. Материал включает слова ведущих, необходимые блоки В том числе, официальную часть, церемонию награждения и концертную программу. Вашу копилку наверняка пополнит и этот сценарий на День единства.

    Сценарий на День матери

    Вы не ошибетесь, если возьмете наш сценарий на День матери. О матерях сказано многое, но всегда есть что-то уникальное. Наш сценарий на День матери авторский, поэтому не исключаем, что теплые слова ведущих обновят ваш сценарный ход. Матерериал бесплатный, его можно скачать и использовать для постановки у вас на местах.

    Сценарий митинга на выборы

    Воспользуетесь мматериалом, который вам будет всегда необходим. Сценарий митинга на выборы - редкость в интернет. Между тем, выборы проходят часто и наверняка ва будет полезен наш опыт. Этот сценарий для выборов можно использовать бесплатно для постановки.

    Сценарий на День России

    В свою копилку сценариста вы можете положить и наш Сценарий на День России. Этот мареиал авторский и такого текста для ведущих Дня рождения страны нет ни где. Обновите ваши диалоги ведущих или используйте материал полностью у себя для постановки.

    Сценарий траурного митинга

    Чернобыльская авария - важная тема для работников культуры и дополнительного образования. Наш сценарий траурного митинга Чернобыль, вам наверняка поможет при проведении подобных мероприятий. Сюда включены все необхлдимые части, которые создают все необходиму сценические действия.