Все дети рождаются гениями макото шичида. Применение методики Макато Шичида на занятиях объединения «Шаг вперед» для детей дошкольного возраста. Методика раннего развития Макото Шичиды

Наверное, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок имел возможность быстро читать, легко осваивать иностранные языки, вспоминать давно полученную информацию и запоминать большие объемы новой информации. Но это кажется чем-то сверхъестественным? Ничуть. Благодаря занятиям и играм, входящим в методику Макото Шичиды, стимулирующим развитие фотографической памяти , а также многим другим играм, направленным на развитие правого полушария , все это становится реальностью.

Развитие и тренировка мозга – это процесс непрерывный, который требует постоянного участия родителей. Поэтому методика Макото Шичида предполагает ежедневные игры и занятия с ребенком дома. В результате этих игр врожденные уникальные сверхспособности правого полушария не только раскрываются, но и развиваются.

Что же это за игры, позволяющие добиться таких феноменальных результатов?

Игры Макото Шичиды

Макото Шичида разработал специальные занятия для развития правого полушария. Также в его занятия включены игры на развитие левого полушария. Таким образом, происходит гармоничное развитие мозга, что позволяет ему раскрыть весь свой потенциал.

В этой статье я расскажу вам о трех играх, разработанных Макото Шичидой.

Первые две игры относятся к ESP-играм (Extra Sensory Perceptron). Это игры для развития интуиции, а также телепатических и экстрасенсорных способностей детей. Многие взрослые относятся со скептицизмом к данной методике именно из-за большого внимания уделяемого Шичидой ESP-играм.

Большинство людей склонно отрицать то, что не может объяснить. Но практически все мамы замечают, что их маленькие дети могут без труда почувствовать, когда мама расстроена. Дети тогда становятся встревоженными и капризничают. Как же передаются эти чувства, как дети могут узнать о них?

Дело в том, что наш мозг состоит не только из двух полушарий, в нем также есть небольшой орган, находящийся в центре мозга, между полушариями – эпифиз (шишковидное тело). Он
регулирует выработку гормона мелатонина, отвечающего за биоритмы «Сон-Бодрствование». Иногда шишковидное тело называют «третьим глазом», так как в его строении имеются зачатки хрусталика, а также рецепторы для восприятия цвета. Десятки столетий эпифиз рассматривался во взаимосвязи с душой. Французский философ XVII века Рене Декарт, будучи убеждённым в уникальном местонахождении эпифиза назвал его «вместилищем души». И до сей поры функциональное назначение шишковидного тела для человека недостаточно изучено. Также интересен факт, что у детей этот орган имеет бОльшие размеры, чем у взрослых.

Применяя ESP-игры в развитии детей раннего возраста, метод Макото Шичиды помогает стимулировать также эпифиз, а не только правое и левое полушарии.

Итак, перейдем к играм:

1. Игра на развитие интуиции.

Вырежьте из зеленой цветной бумаги три листочка. Под один из них незаметно положите картинку с жучком. Скажите малышу, что под одним из листочков спрятался жучок. Ткните пальчиком ему между глаз и скажите, что тут у него спрятан третий глазик, который может увидеть, где жучок. Пусть ребенок не раздумывая укажет на листок. Чтобы ребенок не потерял интерес к этой игре, заменяйте листочки с жучком на тучки и солнышко, а затем на цветочки и бабочку. Проявите фантазию, и с каждым разом попаданий будет все больше, так как такие упражнения развивают врожденную интуицию.


2. Игра на развитие телепатии.

Положите перед ребенком 3 ярких цветка, вырезанных из цветной бумаги - синий, зеленый и желтый. А себе в конверте отдельный цветок, цвет которого ребенок не видит, например, синий. Вам надо посмотреть в конверт и представить себе цвет цветка. Скажите малышу, что у вас в голове один из этих цветов, пусть малыш третьим глазом посмотрит и увидит какой цвет у мамы в голове. При этом четко представляйте себе образ и цвет цветка, что в конверте. При выполнении задания сначала можно прикасаться своим лбом ко лбу ребенка, но со временем в этом отпадет необходимость, т.к. малыш будет читать ваши мысли на расстоянии.

Третья игра не относится к ESP-играм и не вызывает столь жарких споров. Напротив она описана во многих книгах по улучшению памяти. Это очень действенный метод для развития правого полушария в целом и фотографической памяти в частности.

3. Игра на запоминание цепочки слов (Linking Memory) или как ее часто называют – абсурдная история.

Для этой игры вы кладете последовательно карточки с картинками, и придумываете с ними неправдоподобную, абсурдную историю (чтобы не подключалась логика). Начинают в основном с трех карточек. Если вы взяли карточки с изображением лисы, стола и неба, то история может быть такой: однажды лисы съела стол и упала на небо. Затем нужно перемешать карточки и попросить ребенка разложить по порядку. То есть первой должна лежать карточка с изображением лисы, затем стола, а потом неба.

Постепенно количество карточек увеличивайте. Когда ребенок сможет запоминать пятьдесят карточек, он сможет видеть последовательность с первого взгляда как единый образ, без слов. В школах Макото Шичиды дети в процессе обучения запоминают сотни карточек без каких-либо историй, просто раз взглянув на них. А это, согласитесь, отличная тренировка мозга.

Природа наделила каждого ребенка необыкновенными способностями и наша задача дать шанс раскрыться этим способностям, чтобы помочь ребенку в будущем стать успешным и счастливым человеком.

Если вы решили помочь своему малышу раскрыть его природный потенциал, то мы приглашаем вас на наш курс Школы развития правого полушария , где вас ждут множество игр на развитие мгновенной, образной и фотографической памяти, врожденных лингвистических и математических способностей, телепатии и интуиции. А также подготовка, проведение и обсуждение трех полных комплексных занятий.

Не тратьте свои силы и время на поиски разрозненной информации в интернете – приходите к нам и вы проведете 3 готовых, полноценных занятия для развития мозга вашего малыша, но самое главное – научитесь правильно строить и проводить такие занятия самостоятельно! Успехов вам и вашему малышу!

Надежда Рыжковец

8222

Методика Макото Шичида (теория). Суть методики. Типы упражнений. Как правильно проводить занятия.

Если о методиках раннего развития Глена Домана, Марии Монтессори, Бориса Павловича и Лены Андреевны Никитиных знает почти любая продвинутая мама, то о принципах и системе занятий японского профессора Макото Шичиды известно далеко не всем. Специализированных школ, так же как и литературы, в России пока очень мало (если быть точнее - на русском языке одна авторская книга сомнительного перевода, а в Москве не так давно открылся единственный центр, проводящий занятия). Но, несмотря на информационные трудности, популярность методики растет с каждым днем. Итак, что же она из себя представляет и на каких принципах основана?

Суть методики Макото Шичиды

Макото Шичида считает, что любой ребенок может стать если не гением, то талантливым во всем человеком это точно. Главное - правильно развивать его мозг. Притом начинать нужно не с запоминания букв, цифр и другой информации, за которую отвечает левое полушарие. Все это можно сделать и в 4, и в 5 и даже в 6 лет - оно активно развивается всю жизнь.

Главное, чему нужно научить ребенка до достижения им трехлетнего возраста - это активно и правильно использовать все чувства - зрения, обоняние, осязание, вкус и слух. Именно этому способствует развитие правого полушария мозга, отвечающего за все интуитивное и бессознательное.

Однако не стоит думать, что Макото Шичида предлагает вовсе отказаться от академического образования. Оно "возьмет свое", так как после трех лет левое полушарие развивается куда более активно. А вот правое как раз наоборот, затормаживается и перестает быть доминирующим. Именно поэтому так важно, чтобы оно успело получить максимум информации в течение первых трех лет жизни ребенка.

Результатом и итогом занятий по методике, предлагаемой Шичидой, является равномерное развитие обоих полушарий мозга. Люди, которым удалось добиться этого, в дальнейшем легко запоминают большие объемы информации, анализируют ее, выделяют важное. Кроме того, они успешны в музыке, спорте и многих других отраслях. Чудо? На самом деле, если верить Макото Шичиде, нет. Достаточно во время и правильно развить мозг ребенка, и тогда он будет обладать если не суперспособностями, то талантами уж точно.

Принципы, на которых основана методика Макото Шичиды

Основных принципов, на которых базируется методика Макото Шичиды, не так много. Если сформулировать кратко, то они будут звучать так:

  • любой ребенок с рождения обладает задатками гения;
  • первое, что способствует успешному обучению - любовь родителей и благоприятный климат в семье;
  • в первые годы жизни важно максимально развить все органы чувств ребенка;
  • в раннем возрасте необходимо уделять внимание развитию не левого, как это обычно делается, а правого полушария мозга - оно доминирует всего лишь до трех лет;
  • то, насколько занятия будут успешными, напрямую зависит от их систематичности и последовательности.

Вот, в принципе, и все. Вроде бы все просто, но одновременно сложно, так как кардинально отличается от большинства существующих методик раннего развития, предлагающих с самого рождения делать упор именно на "академические" знания, умения и навыки.

Методы развития Макото Шичиды

Итак, какие же основные методы предлагает использовать японский профессор для того, чтобы без каких-либо сверхусилий воспитать из ребенка гения?

  1. Доброжелательная обстановка во время занятий. Макото Шичида уверяет, что только теплая и уютная атмосфера способствует тому, чтобы ребенок быстро и эффективно развивался. Именно поэтому в своих книгах он настаивает на проведении занятий в микрогруппах (не более шести человек) и в присутствии одного из родителей. Ведь только с ними малыши будут чувствовать себя комфортно и в безопасности. А это, в свою очередь, способствует развитию уверенности и стимулированию мозговой деятельности. Если вы решили проводить занятия по методике Шичиды самостоятельно, то помните - главное показать ребенку, что вы его любите и цените.
  2. Занятие должны проводиться исключительно тогда, когда у ребенка хорошее настроение . Без желания и соответствующего настроя ничему научиться, если верить Макото Шичиде, невозможно.
  3. Регулярность и допустимая длительность занятий . То, что занятия должны проходить регулярно и по расписанию - это понятно. Ребенка, несмотря на развитие интуитивных способностей, все же нужно дисциплинировать. А вот длительность их должна быть строго регламентирована - не менее 30 (для совсем маленьких детей) и не более 50 (для детей постарше) минут.
  4. Правильный настрой - залог успеха . Если верить японскому профессору, то занятие пройдет с пользой только тогда, когда ребенок правильно на него настроится. Сделать это не сложно - можно послушать альфа-музыку (например Шум океана) и сделать дыхательную гимнастику. Что касается альфа-сигналов - это вибрации, отвечающие за интуицию, телепатию и ясновидение. Маленькие дети, в отличие от взрослых, отлично могут их считывать. По крайней мере так считает Макото Шичида.
  5. Занятия должны быть динамичными и разнообразными . Шичида предлагает давать детям небольшие, несложные задания (на их выполнение должно уходит 1-2 минуты), охватывающие весь спектр восприятий. Главное, чтобы для ребенка они были интересными и посильными.
  6. Занятия не приносят моментального эффекта . Занятия по методу Шичиды приносят эффект, но не сразу. Он будет виден после того, как ребенок пойдет в школу. Профессор считает, что информация в правом полушарии откладывается в "дальний ящик" и извлекается оттуда при необходимости. Следовательно, чем больше ее, тем больше ситуаций и проблем, которые уже повзрослевший человек сможет решить без труда.

Типы упражнений по методике Макото Шичиды

Для успешной реализации своей методики Макото Шичида предлагает проводить с детьми следующие типы упражнений.

  1. Дыхательные упражнения. Перед любым занятием, а иногда и в ходе него, ребенок должен расслабиться. Именно в таком состоянии правое полушарие мозга получает большее количество информации. Для этого идеально подходят дыхательные упражнения.
  2. Упражнения на развития образного мышления. Делятся на три типа: шар энергии, когда ребенок концентрируется и представляет, что в его руках - энергетическая сила в виде шара; воспоминания и фантазия. В любом случае, ребенку приходится что-то воображать и, так или иначе, мыслить образами.
  3. Упражнения на развитие памяти и внимания. Их можно проводить с карточками или предметами. Главное - сначала показать ребенку какой-то набор, а затем убрать из него один из элементов.
  4. Конструирование. Например, сбор из лего-деталей предмета по образцу. В дальнейшем ребенок сам сможет создавать проекты, возможно и грандиозные.
  5. Упражнения на внимательность. Например, найти отличие между картинками. В ходе таких занятий ребенок должен научиться "вникать в детали".
  6. Сбор разрезных картинок. Сначала это могут быть изображения из двух частей, затем более сложные. По сути, это аналог пазлов. Кстати, вполне можно использовать и их.
  7. Упражнения на развитие телепатических способностей. Суть их заключается в "передаче своих мыслей" ребенку. Он должен угадать что-то, задуманное вами. Макото Шичида считает, что все дети в возрасте до трех лет обладают телепатическими способностями. И если их развивать, то они сохраняться и в будущем.
  8. Упражнения на развития ясновидения. Это, в отличие от телепатии, "чтение" не чьего-то потока мыслей, а глобальной информации. Например, воспроизведение наугад карточек, которые лежат рубашками вниз.
  9. Упражнения с мандалами. Круглые разноцветные узоры - ноу хау методики Шичида. Занятий с ними, способствующих развитию правого полушария мозга, довольно много.
  10. Сетка памяти. Если выдать ребенку несколько карточек с картинками, а затем показать на несколько секунд их расстановку в определенном порядке, то со временем он научится их воспроизводить. Так развивается один из главных человеческих навыков - память. Также методика предполагает другие упражнения, направленные на ее развитие. Практически все они связаны с карточками.
  11. Упражнения на развитие слуха. Это может быть прослушивание классической музыки, или просто игры с современными гаджетами.
  12. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Это могут быть лабиринты или даже традиционная сортировка крупы.
  13. Упражнения на развитие цветовосприятия . Начинать их следует с карточек, а затем переходить на настоящие краски.
  14. Упражнения с запахами . На занятиях ребенок должен непременно знакомиться с запахами. Нюхать можно привычные ароматы или что-то необычное. в любом случае, необходимо обсуждение почувствованного.

Макото Шичида предупреждает, что методика рассчитана на долгосрочный результат. К каждому уроку нужно готовить новые карточки, которые нельзя повторять.

О методике раннего развития, разработанной японским профессором Макото Шичида, в нашей стране стало известно совсем недавно. Однако среди тех, кто уже успел с ней познакомиться, не найдётся такого, который бы не проникся этой удивительной философией воспитания. И, если вы не готовы полностью включить её в жизнь своего дошколёнка, то точно позаимствуете некоторые упражнения и техники развития.

Все дети гениальны от рождения

Посвятив изучению головного мозга более 40 лет своей жизни, Макото Шичида пришёл к выводу, что полушария нашего мозга устроены неодинаково и выполняют разные функции. Так, левое отвечает за логику, оно извлекает информацию и стирает лишнее. В правом, напротив, заложен творческий потенциал, оно навсегда «архивирует» все, что когда-то даже мельком видел человек.

Учёный утверждает, что возможности человеческого мозга безграничны, нужно лишь вовремя дать ему «пищу». Вместе с другими исследователями, проповедующими раннее развитие, он считает, что все без исключения новорождённые наделены огромным количеством способностей. Задача родителей – не «растерять» потенциал ребёнка, создав благоприятные условия для его развития.

Идеи Шичиды в корне отличаются от современного дошкольного образования, где стремятся к раннему стимулированию логико-знакового мышления. Такой подход глушит творческое начало ребёнка и приводит его шаблонным действиям.

Методика Шичида направлена на развитие органов чувств, сознательном задействовании правого полушария.

Профессор предлагает давать не набор знаний ребёнку, а вооружать его способностью к запоминанию, а именно развивать фотопамять, чтобы в дальнейшем малыш мог успешно учиться и работать, не теряя силы на зубрёжку. Вместе с этим проявятся и лингвистические способности, и скорочтение.

В раннем возрасте можно пробудить и творческие таланты человека – воображение, способность к нестандартным решениям, любовь к искусству. В большей степени эти качества зависят от умения воспроизводить в голове образы и представления, что нереально без созревания правого полушария.

В это сложно поверить, но и умение интуитивно принимать правильное решение тоже можно развивать. Профессор предлагает ряд упражнений, которые научат ребёнка пользоваться не только известными нам пятью органами чувств, но и включать шестое, которое относится к правому полушарию. Улавливая альфа-сигналы, издаваемые предметами и окружающим миром, маленькие детки способны к предвидению, телепатии и другим паранормальным явлениям.

Но главное условие гармоничного развития личности по методике профессора – это абсолютное отсутствие насилия над его волей. Любовь, доверие и уважение – вот что способно подтолкнуть малыша к занятиям.

Суть правополушарного метода

Во всех упражнениях, которые Шичида предлагает ежедневно проводить с малышом, активно задействовано правое полушарие. И это не случайно. До 3 лет именно оно является доминирующим у крохи, левое же находится в подчинённом состоянии.

Рождаясь, маленький человек получает огромную сеть нейронов, связывающих его полушария. Если их не использовать в первые три года, они исчезнут. Можно заниматься и позже, но такого высокого результата уже не будет, предупреждает Шичида.

Это кажется чудом, но полусекундная демонстрация огромного количества карточек действительно приносит пользу дошкольникам, их мозг к шести годам имеет одинаково развитые полушария. Эффективность данного метода научно доказана множеством исследований, в том числе и Гарвардского университета.

Все это непонятно и загадочно, но стоит лишь немного вникнуть в методику и познакомиться с её занятиями, как сразу становится ясно, почему дети, на которых она применяется, столь успешны в обучении и развитии. Не прилагая усилий, они способны запомнить огромное количество информации, легко осваивают языки, быстро читают и считают, некоторые раскрывают даже телепатические таланты.

Особенности занятий

Чем младше ребёнок, тем лучше будет работать методика. Шичида рекомендует начинать с полугода до 6 лет. Что же будет делать шестимесячный ребёнок на занятиях? Наблюдать, как выполняют упражнения его родители. Школы Шичиды дети посещают вместе со взрослыми. Находясь на руках мамы или папы, малыш максимально вовлечён в процесс, и вскоре начинает помогать им и справляться с заданиями самостоятельно.

Основная идея профессора – заниматься с детьми в очень быстром темпе, в таком, где на каждую игру отводится всего 1-2 минуты. При этом необходимо создать максимально доброжелательную и спокойную обстановку, в которой малышу будет легко сконцентрироваться на упражнении.

Именно отсутствие стресса в совокупности с динамичным темпом включает в работу правое полушарие и способствует его развитию, уверен учёный.

Примеры упражнений и как к ним готовиться

Проведение занятий по методике требует огромного разнообразия материалов. Они не должны повторяться более чем раз в 2-3 месяца. Конечно, если вы не успели подготовиться, лучше поработать с теми материалами, которые уже были задействованы, чем совсем пропустить занятие.

Подбирая упражнения, родители должны самостоятельно определиться со степенью его сложности. Если, выполняя их, малыш не укладывается в 1-2 минуты, ему стоит помочь и в следующий раз предложить облегчённый вариант задания.

Занятия лучше проводить ежедневно. Это довольно сложно делать дома, поэтому разрешается 2-3 раза в неделю провести полноценные уроки, а к остальным подобрать лишь основные упражнения. В зависимости от возможностей дошкольника занятие длится от 15 минут до часа.

Лучше всего приступать к занятиям утром или сразу после дневного сна, когда мозговая активность ребёнка выше.

Настрой

Как уже говорилось, обучение должно проходить в комфортной и спокойной обстановке. Если малыш возбуждён или не в настроении, лучше немного отложить урок и постараться его отвлечь: почитайте любимую книгу, поговорите, можно просто посидеть в обнимку.

За 10 минут до начала занятий необходимо включить музыку с альфа-волнами, во время урока её нужно немного приглушить и оставить для фона. В своих книгах Шичида упоминает композиции Джефри Томпсона. Следует помнить, что эту музыку не стоит включать вне занятий.

Затем можно приступить к специальным упражнениям на расслабление, которые помогут настроиться на обучение.

Упражнение на дыхание

Дети до года обычно ещё не умеют дуть, остальным можно предложить задувание свечки, бульканье через соломинку в стакане с водой, мыльные пузыри. Также подойдут вертушки из фольги, которые приходят в движение от потока воздуха, или подвешенные на ленточках перья.

Шар энергии

Это упражнению на визуализацию может многих немного напугать или показаться бредом, но дети его очень любят и воспринимают как нечто сказочное.

Предложите малышу потереть ладошки друг о друга быстро-быстро, чтобы они стали тёплыми. Затем, собрав всю энергию с рук, лепим воображаемый шар энергии. Когда он «станет» большим, им можно умыться или съесть! Если малышу ещё нет года, и он не сможет проделать эти манипуляции, можно усадить кроху на колени и «управлять энергией» при помощи его ручонок.

Работа над фотографической памятью

Развитие фотографической памяти – это не только мелькание карточек, как считают некоторые родители. Помимо этого, у доктора Макото есть ещё целый ряд упражнений.

Сетка памяти

Дошкольнику предлагается расчерченный на квадраты лист (или стеллаж с полками, коробка из-под яиц), где в каждой ячейке лежит карточка с изображением (или игрушки, мелкие предметы). Малыш смотрит на них некоторое время и старается запомнить. Затем карточки необходимо смешать, чтобы будущий гений расставил их по своим местам.

В эту игру можно играть с детками, которым уже исполнилось 2,5-3 года. Можно усложнить задание — при смешивании убрать одну карточку или добавить новую и попросить малыша догадаться, что изменилось.

Цепочка памяти

В данном упражнении детям необходимо запомнить цепочку картинок или предметов, которую взрослый связал какой-нибудь абсурдной историей. Например, в логичной истории птичка взлетела на дерево и съела яблоко, а в абсурдной птичка упала с яблока и съела дерево, или в логичной истории из стакана пьют сок, а в нашей истории в стакане моют посуду и т. д.

В таких историях малыш не сможет воспользоваться ассоциациями, а, чтобы запомнить предметы, его мозгу придётся задействовать правое полушарие. Если говорить о возрастных рамках – главное, чтобы малыш уже понимал абсурдность истории (2-3 года).

Мандала – карточка с симметричным рисунком из геометрических форм. Его сложно анализировать, поэтому мандалу используют для расслабления и концентрации.

В упражнении крохе показывают картинку в течение 5 секунд, затем убирают и просят схематически обозначить её цвета на шаблоне узора.

Данный метод основан на том, что сетчатка глаза способная сохранять запомнившиеся цвета непродолжительное время.

Для совсем маленьких деток можно придумать упрощённый вариант игры: подберите две мандалы, которые отличаются лишь несколькими элементами. Вначале покажите одну, затем обе и попросите малыша вспомнить, какую из их он видел первой.

Вместо мандал можно нарисовать две симметричные картинки, одну из которых нужно раскрасить, или воспользоваться изображениями типа «найди отличия».

Флэш-карты

Данный игровой материал представляет собой набор карточек с изображениями, с которыми необходимо знакомить кроху в очень быстром темпе (около половины секунды). За одно занятие должно быть показано 100 картинок.

К каждому уроку нужно готовить новые карточки, которые нельзя повторять в течение нескольких месяцев. Это создаёт большую сложность при подготовке к упражнению, ведь за год придётся приготовить около 36 тыс. изображений. Естественно в домашних условиях это сделать невозможно, поэтому многие родители заменяют карточки на слайды, которые демонстрируются на проекторе или обычном компьютере.

Показывая флеш-карточки Шичида, не забывайте называть, что на них изображено. Так, воспринимая зрительный образ и речь, кроха развивает фотографическую память.

Многие могут увидеть в этом упражнении схожесть с методикой Домана, однако японский ученый предлагает не вкладывать в ребёнка академический набор знаний и понятий, а лишь развивать правое полушарие при помощи мелькания образов.

Для развития воображения, восприятия и других психологических процессов профессор рекомендует играть с ребёнком в древнюю головоломку Танграм. Она представляет собой 7 плоских фигур, из которых необходимо сложить новую фигуру. Вы выкладываете образец – малыш повторяет. Можно усложнить упражнение и предложить повторить узор по памяти.

Кроме этого можно воспользоваться или обычным конструктором.

И снова моторика!

О её влиянии на развитие головного мозга известно даже самым ленивым родителям. И, если у вас подрастает малыш, то наверняка вам знакомы такие занятия, как шнуровка, нанизывание бусин, оригами, вырезание, раскрашивание, магнитная рыбалка и многое другое, но не дольше 2 минут за урок.

Игры на воображение

Попросите малыша представить себя кем-нибудь и изобразить это действиями. Например, «Представь себя птичкой. Покажи, как ты радуешься весне, строишь гнездо, летаешь в небе».

Ребёнку постарше можно предложить выдумать историю и добавить неё как можно больше подробностей. Например, «Мы отправились в поход. Как пойдём? Что увидим? Какая будет погода?».

Чтобы мозг крохи мог мыслить креативно, ему нужна регулярная «подпитка», которая даст своеобразный фундамент для созидания чего-то нового. Речь идёт о впечатлениях, эмоциях, интересном опыте и т. д.

Развитие математических способностей

Как и Глеб Доман, его японский коллега предлагает использовать для этого показ карточек с примерами. Только у Шичиды на них могут быть изображены не только точки, но и изображения цветов, фруктов, животных, чтобы стимулировать у крошки интерес к обучению.

Сенсорика

Упражнение на цветовосприятие

Подберите несколько изображений известных картин. Предложите ребёнку с помощью карточек палитры или набора карандашей найти на картинах нужные цвета или убрать те, которые не присутствуют в композиции.

Интуиция

Тем, кто скептически относятся к эзотерическим способностям можно пропустить этот блок упражнений, остальным можно попробовать развить «шестое чувство» у ребёнка.

Попросите малыша угадать, под какой коробочкой спрятан предмет, или в какой руке зажата конфета. Также можно разложить перед крохой перевёрнутые карточки и попросить «почувствовать», на какой из них изображён жучок, например.

Физические упражнения

Элементы физической активности обязательно должны присутствовать при любом обучении. Небольшая зарядка не позволит крохе быстро утомиться и будет полезна для здоровья.

Также следует включить в занятие и гимнастику для глаз. Для самых маленьких гениев подойдёт звенящий колокольчик, которым родители водят в разных направлениях. Деткам постарше подойдут для разминки специальные картинки.

Любовь, как главный компонент

Именно любовь родителей Макото Шичида выдвигает на первый план в развитии ребёнка, но её нужно ещё донести до сердца любимого чада. Для этого он предлагает взрослым три удивительных способа.

Крепкие 8-секундные объятия

Да! Ровно столько времени нужно, чтобы ваша любовь успела дойти до сердца малыша. После того, как кроха порадовал вас хорошим поступком или помог, заключите его в свои объятия и скажите, как он важен для вас и как сильно вы в нём нуждаетесь. После такой реакции любому ребёнку захочется быть послушным и хорошим.

Будьте внимательными

Речь идет об активном слушании своего чада, когда взрослый выражает понимание к его чувствам и переживаниям. Не умаляйте значимость «проблем» ребёнка, это вам они кажутся пустяковыми, а для него на данный момент они очень важны. Например, на фразу крохи о том, что ему не хочется идти в гости, обычно родители начинают поучать и называть это капризом, а нужно расспросить ребёнка, почему он не хочет, может его тяготит что-то и ему нужна помощь и поддержка.

5 минут для того, чтобы стать хорошим

Теперь действуем на бессознательное крохи. Мам всегда что-то не устраивает: ложится не вовремя, ногти грызёт, не хочет идти в сад. Профессор рекомендует настроить ребёнка на нужный лад, когда тот засыпает. Как только малыш закрыл глазки, нашепчите ему на ушко свои желания в течение 5 минут, и они обязательно сбудутся!

Например, «Маша, ты уснула. Спать здорово и полезно. Ты будешь крепко-крепко спать всю ночь, а утром проснёшься бодрой и жизнерадостной. Мама тебя очень сильно любит, ты послушная и добрая девочка и т. д.» — и проблемы с засыпанием вскоре исчезнут!

Такой, простой на первый взгляд, метод на практике оказывается очень эффективным. Это подтверждают многочисленные отзывы благодарных родителей, которые забыли про детские истерики и непослушание.

О воспитании родителей

Вся ответственность за развитие и воспитание малыша лежит на родителях. И чтобы оно было гармоничным, взрослые должны сами поверить в ребёнка и его способности.

В своих трудах профессор даёт родителям ещё несколько полезных советов по воспитанию:

  • не акцентируйте внимание на недостатках своего чада;
  • не ждите, что ребёнок будет идеальным;
  • никогда не сравнивайте его со сверстниками;
  • любите ребёнка не за что-то, а вопреки;
  • не делайте обучение единственным направлением в вашем взаимодействии.

Конечно, добиться полного воплощения методики в жизнь очень сложно. Но попытаться сохранить и преумножить умственный потенциал ребёнка, дарованный ему природой с рождения, все же под силу даже обычным родителям.

Для большинства российских мам методика Шичиды – это нечто неизвестное, в отличие от методик раннего развития по Доману, Монтессори, Никитиным и других, находящихся на слуху в среде «продвинутых» родителей. Но сей факт не может умалить достоинств метода Шичиды, который получил широкое распространение по всему миру. Недаром в Японии (а также в некоторых других странах – Таиланде, Сингапуре, США) открыто уже около 460 развивающих детских центров, пользующихся большим спросом. Информация о методике еще только начинает появляться в России, однако «завоевание» уважения родителей и педагогов происходит серьезными темпами. И это при том, что никаких школ развития по Шичиде в нашей стране пока нет, как нет и мало-мальски серьезной литературы и русскоязычных сайтов, посвященных данной методике раннего развития. Чем же метод Шичиды так увлекает молодых мам?

Профессор Макото Шичида: «Все дети рождаются гениями»

Макото Шичида (Makoto Shichida, 1929-2009) – японский профессор, обладатель докторской степени в области образования, член Международной Академии образования, советник Японской ассоциации по математике. За существенный вклад в изучение головного мозга и его возможностей Макото Шичида был удостоен в 1997 году высшей Почетной премии Всемирного научного совета, а в 1998 году – Всемирной премии мира.

Шичида посвятил жизнь исследованиям и практической деятельности в области обучения и образования, написав более 100 книг (некоторые из них были переведены на английский язык) и создав собственную уникальную методику раннего развития детей. Сайт Макото Шичиды: shichida.co.jp

По мнению Макото Шичиды, дети от рождения гениальны и обладают уникальными способностями. Задача родителей – не дать малышу «растерять» данные от природы таланты. Как и многие другие специалисты в области раннего развития, Шичида считает, что все новорожденные имеют одинаково высокий потенциал. Однако в отличие, например, от Домана, Макото Шичида утверждает, что родителям не стоит увлекаться академическим обучением крохи. Главное – обеспечить ребенку такие условия, чтобы его мозг в них максимально развивался.

Правополушарное развитие по методу Макото Шичида

Современное дошкольное образование направлено на развитие левого полушария мозга, отвечающего за логику и аналитическое мышление. Правому же полушарию, связанному с бессознательным, интуитивным, практически не уделяется внимания.

Основная идея Шичиды, отличающая его методику от других – это необходимость развития правого полушария головного мозга. Японский профессор говорит о «высокой емкости памяти» правого полушария, которое быстро обрабатывает и накапливает информацию, поступающую в виде изображений. В отличие от левого полушария, представляющего собой что-то типа оперативной памяти (быстро «скидывающего» ненужное), правое, по аналогии, является неким неограниченным по объему жестким диском, информация на котором сохраняется навсегда в виде зрительных образов. Левое полушарие развивается благодаря медленному обучению, с многократными повторами. Правое же полушарие, напротив, связано с подсознанием и интуицией, и информация в нем усваивается очень быстро.

Для нормального функционирования мозга человеку, разумеется, необходимы оба полушария. Они работают синхронно: правое хранит огромное количество информации, а левое в нужные моменты извлекает, обрабатывает и использует ее.

Шичида утверждает, что у детей до 3 лет именно правое полушарие доминирует (у них не развито аналитическое мышление и логика), и в силах родителей создать вокруг ребенка среду, которая будет стимулировать правополушарное развитие – основу будущих способностей. Тем более, что малыши очень любят и хотят учиться.

Уже с 3 лет левое полушарие начинает проявлять себя – у ребенка появляется логика и лингвистические навыки. К 6 годам мозг ребенка сформирован примерно на 80%, а левое, логическое полушарие окончательно «подчиняет» себе правое. Поэтому Шичида и считает идеальным для правополушарного развития возраст с полугода до 6 лет.

Макото Шичида говорит о важности развития правого полушария в раннем возрасте следующее:

«Когда ребенок рождается, его правое и левое полушария соединены несколькими триллионами временных нервных связей. Если в первые три года жизни ребенка они не используются (не заполняются информацией), то попросту исчезают. Это не значит, что после 3 и 33 лет с человеком не нужно заниматься, но эффект снижается в несколько раз».

В книге «Дети гениев» Шичида называет правое полушарие «изображением мозга», объясняя это тем, что именно правое полушарие ответственно за фотографическую память и способность видеть сны. Люди с хорошо развитым правым полушарием мозга, а значит, обладающие фотографической памятью, легко восстанавливают в памяти любую когда-либо увиденную картинку. Они грамотно пишут, обладают огромным багажом знаний, поскольку сохраняют в голове информацию из множества книг, имеют абсолютный слух, могут видеть проблему с разных сторон. Таким людям легко учиться, в школе и университете им не приходится заниматься зубрежкой. По мнению Макото Шичиды, «когда правое и левое полушария будут хорошо развиты, у ребенка будет высокий уровень потенциала, ребенок сможет превзойти все наши ожидания и показать свои самые сильные стороны. Такие дети быстрее запоминают огромные объемы информации и вспоминают прочитанное или увиденное с точностью, причем вся информация является им понятной, а также они способны улучшить свои спортивные возможности».

Это кажется чудом, не так ли? Однако множество исследований, проведенных Шичидой, свидетельствуют о том, что быстрый, мигающий показ различных изображений приносит реальную пользу в развитии детей дошкольного возраста. Кроме того, согласно исследованиям ученых из Гарвардского университета, выдающиеся люди действительно имеют одинаково развитые полушария головного мозга.

Методика раннего развития Макото Шичиды

Говоря кратко, система Макото Шичида базируется на следующих основных принципах:

  • дети гениальны с рождения;
  • ЛЮБОВЬ родителей к ребенку – это основа обучения;
  • в процессе развития важно задействовать все органы чувств малыша (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание);
  • в раннем возрасте необходимо уделять максимальное внимание развитию правого полушария мозга, которое доминирует у детей до 3 лет;
  • успех занятий зависит от их систематичности и последовательности.

Развитие по Шичиде направлено на развитие возможностей правого полушария: фотографической памяти, математических способностей, высокой скорости обработки информации, визуализации, способностей к изучению иностранных языков, музыкальных способностей, интуиции, экстрасенсорного восприятия. Дети, которых развивают по данной методике, учатся использовать правое полушарие осознанно, а не на бессознательном уровне, как это делает большинство взрослых людей.

Каковы же методы развития Шичиды?

  1. Создание теплой, благожелательной обстановки во время занятий . В школах Шичиды занятия с детьми проводятся в маленьких группах – не более 6 человек, причем с обязательным присутствием одного из родителей каждого ребенка. Ощущение связи с мамой или папой помогает малышам чувствовать свою защищенность, делает их более уверенными, стимулирует мозговую активность. Методика Макото Шичида подчеркивает важность гармоничных и любящих отношений с детьми в отношении их умственного развития. Занятия должны проходить в обстановке расслабленности, а не давления, поэтому время для них нужно подбирать с тем учетом, чтобы у ребенка было хорошее настроение.
  2. Продолжительность занятий в школе Шичиды – не более 50 минут . Но полчаса практических занятий в день Макото Шичида считает необходимыми для достижения мозгом ребенка максимального потенциала.
  3. Настрой на занятия . Как уже было сказано выше, для успеха занятий по Шичиде важно, чтобы малыш был в хорошем настроении, а также не был перевозбужден. Перед началом выполнения упражнений рекомендуется дать ребенку послушать музыку с альфа-волнами, которая активирует работу мозга. Что такое альфа-волны, или альфа-сигналы? Это некие вибрации, на которых основаны интуиция, телепатия и ясновидение. Альфа-волны испускает мозг в моменты расслабления и медитации. Шичида считает, что дети, в отличие от взрослых, умеют считывать альфа-сигналы, и эту способность необходимо развивать. Что касается конкретных примеров, примером музыки с альфа-волнами являются аудиозаписи «Волны Океана» (Ocean Waves) доктора Джеффри Томпсона, «Отдых и заземление» от Kelly Howell. Также в школах Шичиды практикуют дыхательные упражнения перед выполнением основных заданий.
  4. Динамичность и разнообразие форм занятий с ребенком . Методика Шичиды охватывает широкий спектр заданий – гуманитарных, музыкальных, математических, на изучение иностранных языков, физических. И, конечно, все задания должны быть интересными для ребенка. В идеале каждое упражнение по методу Шичиды выполняется за 1-2 минуты (максимум – 5 минут). Если процесс затягивается, ребенку нужно помочь и в дальнейшем использовать более простые задания.

В занятия по методу Шичиды входят следующие игры и упражнения:

  • игры на развитие воображения (представить себя кем-то другим, составить историю);
  • упражнения на развитие функции ESP (ясновидение, телепатия, психометрия, предвидение);
  • демонстрация флеш-карточек для развития фотопамяти;
  • игры с карточками (развивают память, фантазию);
  • игры с танграмами, пазлами, конструкторами (развивают воображение, творческие способности);
  • математика (распознавание количества точек на карточках, знакомство с цифрами);
  • музыка и физические упражнения;
  • творческие задания (лепка, рисование);
  • чтение книг.
  1. Не нужно ожидать моментального эффекта от занятий . Родители не должны требовать от малыша воспроизведения демонстрируемых изображений. Информация в процессе занятий откладывается на подсознательном уровне и будет извлечена тогда, когда действительно понадобится.

Принципы воспитания от Макото Шичида

Макото Шичида советует родителям верить в ребенка и его потенциал, не требовать от него невозможного, не сравнивать с другими детьми, как можно чаще хвалить и реже – указывать на недостатки. Учебные успехи ребенка не должны быть для вас главной ценностью. Помните, что все дети от рождения идеальны, и старайтесь проявлять любовь к малышу всеми возможными способами. К слову, когда профессор Шичида однажды побеседовал с группой детей, он услышал от них, что их родители любят их недостаточно. Поэтому не будьте столь уверены, что именно ваш ребенок получает достаточное количество внимания и любви. Советы Макото Шичида о том, как проявлять любовь к ребенку:

Крепкие 8-секундные объятия

После того, как малыш выполнил вашу просьбу или задание, похвалите его: «Спасибо тебе большое, ты мне так помог (так порадовал меня)! Я очень сильно тебя люблю!» и крепко обнимите. За 8 секунд объятий ваша любовь дойдет до сердца ребенка, считает Макото Шичида. Этот способ помогает справляться с капризами и плохим поведением. Похвала делает малыша более уверенным в себе, мотивирует на хорошие поступки.

Внимательно слушайте ребенка

Многие мамы стараются больше говорить с ребенком, но важно не только говорить самим, но и слушать малыша. Односторонние разговоры, особенно в назидательно-нравоучительном ключе, заставляют ребенка замкнуться и почувствовать себя нелюбимым. Слушайте и старайтесь СЛЫШАТЬ. Хорошо в разговоре с детьми действует практика «метода эха», при котором взрослый играет пассивную роль, повторяя, как эхо, слова ребенка, анализируя их и задавая вопросы. Например: «Мама, не хочу ходить в садик». – «Ты не хочешь ходить в садик… Что тебе там не нравится?». – «Саша меня обижает». – «Саша тебя обижает. А почему он так делает?».

Используйте метод 5-минутного настроя

Этот метод используется, когда есть необходимость коррекции каких-либо нарушений поведения малыша – сосание пальца, разбрасывание игрушек, нежелание идти в детский сад, истерики и т.п. Через 5 минут после засыпания, когда сознание ребенка уже спит, подсознание продолжает бодрствовать и реагировать на поступающую извне информацию. В это время можно эффективно воздействовать напрямую на подсознание малыша, шепотом рассказывая ему о том, каким станет его поведение.

Например, мальчик, 2 года, сосет палец. Мама через 5 минут после того, как он заснет, начинает говорить ему следующее: «Сыночек, ты уже такой большой, тебе целых два годика. Ты счастливый и спокойный, мы с папой тебя очень любим и всегда заботимся о тебе. Ты чувствуешь себя уверенным и любимым. Тебе не нужно сосать пальчик. Сейчас ты будешь спать крепко, сладким сном. Тебе очень хорошо. Завтра ты проснешься в радостном настроении, и мы вместе поиграем».

Макото Шичида рассказывает в своей книге, что все мамы, чьи дети имели те или иные нарушения поведения, заметили улучшения после использования данной методики. Один ребенок через три дня без слез пошел в садик, другой – менее чем через неделю перестал сосать пальчик.

Методика Шичида: за и против

Методы развития Шичиды, с одной стороны, подтверждены многолетними исследованиями японского профессора и имеют некоторые точки соприкосновения с другими методиками. А с другой – любые обещания развить экстрасенсорные способности, интуицию и прочие «эфемерные» материи зачастую воспринимаются как обман. Однако, независимо от вашей позиции на тему ясновидения, отрицать методику профессора Шичида не стоит.

Однозначными плюсами методики являются: упор на любовь и гармоничные отношения родителей и ребенка; стремление наполнить жизнь малыша разнообразными и интересными для него заданиями; наличие системы, облегчающей ежедневные занятия с ребенком; отсутствие у взрослых цели как можно скорее научить кроху читать и считать, т.е. развить у него академические навыки.

К недостаткам метода можно отнести уже упомянутые выше предположения автора о развитии сверхспособностей – не всем они нравятся. Однако кого-то именно эта часть методики Шичида и привлекает. А упражнения типа «Шар энергии», кажущиеся некоторым излишне магическими, можно сравнить с любыми другими детскими играми, где малыш просто тренирует воображение.

Некоторым в методике не нравится пункт о показывании огромного количества карточек, которые должны быть постоянно разными. Действительно, если следовать методу Шичиды досконально, распечатывание тысяч карточек может представлять проблему. А показ изображений на компьютере не слишком полезен для зрения малыша.

В любом случае, мамы, использующие методику Шичида в занятиях с детьми, отзываются о ней с восторгом. Они рассказывают о блестящих успехах своих малышей, имеющих хорошую память, рано начинающих говорить и с легкостью осваивающих чтение и счет. Можно ли считать это заслугой методики или же самих мам – сложно сказать. Одно можно утверждать наверняка: общение с ребенком, игры с ним и занятия точно не пропадут даром.

Непосредственно о самих занятиях по методике Шичиды речь пойдет в следующей статье – .

День за днем набирает всё большую популярность, что неудивительно. Ведь автор метода считает возможности детей безграничными, а обучение – приятным процессом, который должен происходить в расслабленной обстановке. Как же организовать занятия по Шичиде дома?

1. Подготовка к занятиям по Шичиде

Первоочередная задача родителей перед началом занятий – создать у ребенка нужный настрой. Выберите время, когда у малыша хорошее настроение, он сыт и не капризничает. Включите музыку с альфа-волнами (например, в обработке Джеффри Томпсона) – она кажется успокаивающей, но на самом деле активизирует работу правого полушария мозга.

Дыхательные упражнения

Выполнение дыхательных упражнений является частью подготовки к занятиям по методу Шичида. Глубокие вдохи и выдохи помогают расслабиться, что очень важно для работы правого полушария. Время на выполнение дыхательных упражнений – 5 минут.

Вы можете вместе с ребенком:

  • дуть через трубочку в стакан воды;
  • пускать мыльные пузыри;
  • задувать свечи;
  • дуть на подвешенные на веревочке легкие предметы (перышки, бумажные фигурки, помпоны), заставляя их взлетать, кружиться и качаться;
  • дышать на воображаемый предмет.

Дети старшего возраста могут выполнить такое упражнение. Сначала нужно закрыть глаза и подышать медленно и глубоко некоторое время. Затем сделать 8-секундный вдох, задержать дыхание на 8 секунд и сделать 8-секундный выдох. После трехкратного повторения этого упражнения ребенок расслабится.

Упражнение «Шар энергии» по методу Шичида

Данное упражнение кому-то может показаться мистическим, поскольку смысл его в том, чтобы ребенок ощутил, что он может привлекать и получать положительную энергию из окружающего мира. В любом случае, это, как минимум, позитивная и развивающая воображение игра.

Для выполнения упражнения вы с малышом должны сесть друг напротив друга и потирать ладошки одна об другую, говоря о том, как сейчас вы собираете из окружающего пространства положительную энергию. Постепенно вы «замечаете», как у вас в руках возникает уже маленький энергетический шарик, который становится всё больше и больше. Представьте, как будто вы скатываете снежок зимой. Шар энергии по аналогии увеличивается в ваших руках, и, наконец, становится таким большим, что удержать его уже тяжело – теперь можно «облить» себя этой положительной энергией, окунуться в нее. Другой вариант – с силой сжимать, утрамбовывать шарик, и когда он станет маленьким, «съесть» этот кусочек высококонцентрированной положительной энергии. Если малышу пока сложно повторять движения взрослого, можно выполнять движения вместе с ним, создавая один, общий шар энергии.

Позитивные установки

Вам нужно сказать взять малыша на руки и сказать ему три фразы:

  • «Ты особенный»;
  • «Ты можешь всё»;
  • «Мы тебя очень любим».

Конечно, вы можете изменить эти фразы по своему усмотрению, главное – передать ребенку позитивный настрой, оптимизм и свою любовь.

2. Упражнения на развитие воображения

Задания на развитие воображение, или на создание образов, являются важнейшим компонентом методики Макото Шичида, по мнению самого автора.

Для стимуляции фантазии ребенка можно использовать такие варианты упражнений:

  • представить себя очень-очень маленьким;
  • представить себя каким-то животным (кошечкой, зайчиком, птичкой и т.п.). Фантазировать должен ребенок, а не мама – поэтому задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета глаза у кошечки? А шерстка? Куда кошечка пошла гулять? Кого встретила по дороге?»;
  • представить себя неодушевленным предметом, например, стулом или шкафом. Ощутить себя легким, как перышко, или тяжелым и твердым, как бревно. Это упражнение применяется в театральных студиях для развития артистичности, т.е. способности погружаться в образ. По утверждению Макото Шичида, дети благодаря таким заданиям учатся визуализировать цвет и форму, «слышать» звук, чувствовать по памяти запах, вкус, осязательные ощущения;
  • ролевые игры. Попросите малыша показать, как его любимый персонаж или игрушка кушает, играет, спит, гуляет. С детьми постарше можно пофантазировать вместе: «Представь, что мы вышли из дома и пошли/поехали/поплыли на лодочке в гости к бабушке. Кого мы встретили? Чем бабушка нас угостит?
  • вспомнить события вчерашнего или какого-либо интересного дня (день рождения, день встречи Нового года, выходной, когда вы всей семьей ездили в лес или парк). Маленькому – рассказываете вы, ребенку постарше – задаете наводящие вопросы, дети 3-4 лет обычно охотно делятся воспоминаниями сами;
  • с использованием изображений. Посмотреть на картинку, закрыть глаза и представить ее. Постараться максимально подробно описать образ, возникший в голове;
  • с использованием двухцветной картинки. Для упражнения вам понадобится оранжевый лист бумаги с наклеенным посередине синим кругом (диаметр 2 см). Держите его на расстоянии 30 см от глаз ребенка. Попросите малыша внимательно смотреть на лист в течение 30 секунд, а потом закрыть глаза. Он может увидеть 4 различных послеобраза – только синий цвет; центральная фигура имеет другой цвет, а не синий, или другую форму (например, квадрат); синий кружок выглядит, как оранжевый; круг будет синим, но цвет может изменяться по желанию ребенка произвольным образом;

3. Упражнения на развитие функции ESP

Данная часть методики Шичиды часто подвергается критике, поскольку предусматривает развитие непонятных простому обывателю способностей. ESP функция мозга – это возможность получать информацию с помощью скрытых чувств правого полушария, или так называемого «шестого чувства». ESP способности связаны с экстрасенсорикой и включают в себя телепатию, ясновидение, психометрию, предвидение, духовную силу и даже телекинез. Простой пример проявления ESP функции: взрослый мысленно передает ребенку образ мороженого. Ребенок говорит: «холодное», «сладкое, по вкусу похоже на мороженое».

Современная наука уже достигла много в изучении функций и возможностей мозга, однако даже лучшие специалисты знают о нем далеко не всё. Существует масса свидетельств наличия у некоторых людей особенного восприятия мира, позволяющего видеть и чувствовать информацию на ином уровне. Поэтому отрицать теоретическую вероятность существования ESP способностей – это несколько высокомерно. Даже если скептическое отношение к развитию экстрасенсорики у ребенка вас не покидает, мы можем посоветовать вам воспринимать данные упражнения как увлекательные развивающие игры. По мнению Макото Шичида, даже без выполнения заданий на ясновидение и телепатию, развивая правое полушарие мозга с помощью других заданий методики, вы будете развивать и ESP способности.

Ясновидение

Человек, использующий ясновидение, получает информацию в обход известных нам органов чувств из глобального информационного пространства – единой «базы знаний» всего мира. Примеры заданий на развитие ясновидения:

  • предложить ребенку угадать, что изображено на одной из пяти карточек, выложенных перед ним «рубашкой» вверх;
  • показать две карточки, например, с желтым яблоком и с красным, спрятать их за спину и положить перед малышом картинками вниз. Предложить найти карточку с красным яблоком;
  • положить один из цветных шариков в коробку так, чтобы ребенок не видел, и попросить его угадать цвет шарика;
  • с использованием двух одинаковых наборов карточек (к примеру, из 4-5 штук). Нужно выложить один из них картинками вниз и попросить ребенка разложить свой набор карточек так же, а затем проверить, насколько совпала последовательность;
  • разложить в несколько рядов парные карточки «рубашкой» кверху и предложить ребенку найти пары;
  • попросить ребенка, у которого завязаны глаза, угадать, что находится перед ним;
  • положить в коробку несколько предметов и спросить у ребенка, сколько их там. Можно предложить 3-4 варианта ответа;
  • угадать, кто звонит маме по телефону или стоит за дверью; что находится в подарке или в маминой сумке. Ребенку можно и нужно помочь, задавая наводящие вопросы – например, о подарке: какое это, мягкое или твердое, какого цвета, какой формы? При этом давать подарок в руки нельзя, чтобы ребенок не мог оценить вес коробки и предполагать логически;
  • «жмурки» – знакомая всем с детства игра. Завяжите малышу глаза шарфиком, а он должен найти вас.

Телепатия

Суть телепатии – передача мыслей и чувств на расстоянии. Т.е. вы думаете о чем-то и передаете эту информацию ребенку. Примеры упражнений:

  • спрятать игрушку/что-то вкусное в один из одинаковых стаканчиков (коробочек, чашечек). Мысленно транслировать малышу, где находится предмет, и попросить найти его;
  • выложить в ряд несколько карточек и выбрать в уме одну из них, стараясь передать эту информацию ребенку. Предложить ему показать на картинку, которую вы загадали;
  • с использованием двух одинаковых наборов карточек (4-5). Вам нужно выбрать одну из карточек в своем наборе и попросить малыша достать из его набора такую же;
  • сидя перед ребенком, загадать картинку и попросить его угадать, какую.

Психометрия

Смысл явления психометрии в способности получать сведения о предмете или его владельце через тактильный контакт. Говоря проще – человек потрогал предмет и понял, кому он принадлежит, где находился раньше, для чего используется и т.д. Примеры упражнений на развитие психометрии:

  • сделать коробку с отверстием для руки (содержимое коробки не видно), положить внутрь несколько шариков разных цветов. Попросить ребенка засунуть руку в коробку и на ощупь понять, какого цвета шарик;
  • положить перед малышом несколько карточек «рубашкой» кверху, попросить его дотронуться и сказать, что там изображено;
  • написать на листке бумаги букву или цифру, смять листок и отдать ребенку, чтобы он угадал, что на нем изображено;
  • нарисовать на листке бумаги фигуру (например, квадрат), сложите листок и дайте малышу. Покажите ему три изображения разных фигур и спросите, какая нарисована на листке бумаги, который ребенок держит в руках.

Предвидение

Предвидение – это умение предугадать то, что произойдет. Примерные упражнения:

  • угадать, какая завтра будет погода;
  • угадать, какую карточку вы сейчас наугад выберете из небольшой стопки.

4. Демонстрация флеш-карточек Шичиды

В методике Макото Шичида карточки являются основополагающим компонентом, причем, по мнению автора, их количество важнее качества. Преподаватели в школах Шичиды не советуют показывать младенцам одну и ту же карточку более 3 раз, потому что однообразие детям быстро наскучивает.

Для чего нужны карточки? Правое полушарие мозга можно сравнить с библиотекой, где хранится огромное количество информации, которая когда-либо будет оттуда извлечена. Быстрый показ карточек направлен именно на правое полушарие мозга, куда и заносятся новые изображения, поскольку для усвоения информации левым полушарием требуется значительно больше времени. Демонстрация карточек тренирует мозг примерно так же, как занятия спортом развивают мышцы.

Флеш-карточки по методу Макото Шичида (от «in-a flash» – мгновенно) – это набор карточек с изображениями на разные темы. Шичида предлагает показывать ребенку для начала не более 100 флеш-карточек в день, затрачивая на каждую не более 0,5 секунд. Во время демонстрации нужно называть изображенный предмет – это будет активировать и левое полушарие, в то время как мелькающие картинки сохранятся в правом. Ежедневный показ флеш-карточек развивает фотографическую память, расширяет словарный запас и общий объем знаний.

Когда начинать работу с флеш-карточками? Можно с трех месяцев, можно с полугода, но и в год начинать не поздно.

Как показывать карточки? В школах Шичиды рекомендуют располагать карточки чуть выше глаз ребенка, примерно на расстоянии его вытянутой руки. Интервал показа – 0,5-1 секунда. Вы можете начать с медленного показа, увеличивая темп постепенно.

Где брать карточки Шичиды? Их можно купить в обычных и интернет-магазинах, а также распечатать или даже изготовить самим. Комбинируйте способы получения карточек – ребенку понравятся и покупные, и сделанные вами. Желательно, чтобы карточки были без слова-обозначения.

Сколько карточек в день надо показывать? Столько, сколько будет интересно вашему ребенку. Некоторые последователи методики показывают по 1000 карточек в день. Это не занимает много времени, поскольку на показ одной карточки уходит всего секунда или даже меньше.

5. Игры с карточками

Игры с карточками наверняка увлекут вашего малыша еще больше, чем простой просмотр мелькающих изображений.

Цепочка памяти (Linking memory)

Суть упражнения – составление абсурдной истории из произвольно выбранных и выложенных в ряд карточек. Пример из книги Макото Шичида:

Из заданных слов «еж, конфета, туча, гвоздь, дом, сок, ящерица, небо, творог, снег» составляем следующую историю: «Еж шел и ел конфету, как вдруг увидел тучу, из которой неожиданно полил дождь из гвоздей. Гвозди были нужны ежу для строительства дома, куда он и отправился, чтобы попить сок. Сока захотелось и ящерице, которая до этого смотрела в небо. Небо было цвета творога, потому что пошел снег».

Сетка памяти (Memory Grid)

Сетка памяти Шичиды – это отличный способ развить фотографическую память. Начать стоит с простой сетки 2х2, в каждой из клеток которой находится картинка. В течение 10 секунд вы показываете сетку с картинками ребенку и выдаете ему карточки с такими же изображениями. Затем исходную сетку закрываете и предлагаете малышу выложить карточки на листе с пустой сеткой так, как они были размещены в образце. Когда ребенок закончит, откройте исходную сетку и сверьте результат.

Всё получилось? Значит, в следующий раз задание можно усложнить, использовав сетку 3х3, потом 4х4, 5х5 и т.д. Также можно использовать сетку 2х3 с четырьмя картинками и двумя пустыми клетками.

Если картинок в используемой сетке много, лучше использовать распечатку, чем разложенные карточки, потому что для тренировки фотопамяти на запоминание ребенку нужно давать лишь несколько секунд, а переворачивание карточек занимает большее время.

Игра на развитие фото-памяти (Photo memory game)

Вы можете использовать следующие игры:

  • показать ребенку карточку, спрятать ее, потом показать ту же и еще одну, похожую на нее. Попросить малыша указать первую карточку;
  • более сложный вариант: показать три карточки, потом показать те же три и еще одну и предложить убрать лишнюю, последнюю;
  • показать несколько карточек в течение 3-5 секунд и убрать их, затем показать тот же набор, но без одной карточки. Спросить, какой не хватает.

Мандалы

Мандала – это сложное геометрическое изображение, взятое методикой Шичиды из буддийских и индуистских религиозных учений. С точки зрения этих религий мандала символизирует модель Вселенной, карту космоса, сфера обитаний божеств. В настоящее время мандалы широко используются в психотерапии для осознания собственного «я». Маленьким детям всё это, конечно, не слишком интересно, да и не нужно. Но мандалы – это действительно красивые изображения с яркими узорами, и дети с удовольствием играют с ними.

Вот простой пример игры с мандалами по Шичиде. Необходимо заранее подготовить две мандалы – цветную и такую же, но черно-белую. Выдаем малышу черно-белый вариант, а затем показываем в течение 10 секунд цветной и прячем. Теперь надо попросить ребенка раскрасить его вариант мандалы так же, как образец. Тем, кто еще не справляется с раскрашиванием, можно предложить отметить участки мандалы штрихами нужных цветов.

Также с помощью мандал можно тренировать внимательность. Предложите малышу несколько мандал (для начала достаточно 3-4) и попросите найти имеющие одинаковый узор.

6. Танграмы, пазлы, мозаики, конструкторы, блоки Деньеша

Игры на восприятие запахов предложены не Шичидой, однако они также являются способом воздействия на правое полушарие, которое преимущественно и воспринимает различные ароматы. Вы можете сами создать свое «Лото запахов» из нескольких баночек со специями или засушенными цветами и карточек с соответствующими изображениями.

В блок сенсорики также можно включить творческие задания: рисование карандашами и красками, лепку, создание аппликаций.

Не стоит забывать и о важности развития музыкальности у ребенка – вы можете вместе петь, слушать музыку и играть для малыша на музыкальных инструментах. Можно сочетать музыкальные минутки с активными физическими упражнениями.

Заканчивать занятие, согласно методике Шичиды, следует упражнением на внушение (позитивные установки из подготовительного блока).

Важный момент метода Шичиды – чтение книг

Казалось бы, лингвистические навыки (знание слов, грамотная речь, иностранные языки) связаны с левым полушарием. Однако чтение все-таки активно развивает правое полушарие мозга. Почему так происходит?

По некоторым источникам, методика Шичиды предусматривает ежедневное чтение ребенку вслух как минимум 3 книг. Одна из мам, упоминаемая в книге автора метода, рассказывает, как ее сын научился читать без всякого обучения – просто потому, что она ему много читала. О пользе чтения знают, пожалуй, все родители. Книги – универсальный способ обучения ребенка. С точки зрения Шичиды, для развития интеллекта ребенка необходимо, чтобы малыш в спокойной и расслабленной обстановке с интересом получал новые знания. Книги как нельзя лучше соответствуют такому методу обучения.

Читая ребенку разные книги, родители развивают его воображение и фантазию, которые являются функциями правого полушария мозга. В отличие, например, от просмотра мультфильмов, во время чтения книги многие действия героев книги малышу приходится представлять в уме. Получается, книги без картинок еще эффективнее в плане развития правого полушария. Однако самых маленьких такими книгами заинтересовать сложно, поэтому стремиться к этому раньше времени не нужно. Также можно использовать аудиокниги – особенно они полезны во время поездок в автомобиле.

Как видите, игры по Шичиде очень разнообразны и увлекательны. Они помогают родителям правильно развивать своих малышей, делая это в комфортной и радостной обстановке. Желаем вам и вашим детям как можно более интересных занятий!