Проблемы и последствия эмансипации женщин. Что такое эмансипация Эмансипация женщин определение по истории

Понятие «эмансипация» хорошо знакомо практически каждому современному человеку, однако, далеко не все могут четко сформулировать, что же именно скрывается за этим словом. Рассуждая об эмансипации, почти всегда подразумеваются определенные процессы, в ходе которых происходит раскрепощение человека, его освобождение от многочисленных ограничений, обретение равных прав, возможностей и обязанностей.

Что такое эмансипация

Термин «эмансипация» пришел в русский язык из латыни, поскольку впервые это слово прозвучало еще в эпоху античности, когда словом «emancipatio» граждане Древнего Рима обозначали «освобождение».

Как следует из прямого перевода, понятие «эмансипация» изначально подразумевало освобождение от чрезмерной родительской опеки, но со временем этот термин начал приобретать все большую политическую окраску. Особенно широкое распространение подобные процессы получили в европейских странах. Эмансипация стала своеобразным лозунгом, который активно использовали различные социальные группы, в особенности лишенные свободы самовыражения женщины и представители рабочего класса. Для этих категорий понятие эмансипации стало фактически синонимом борьбы за равноправие и возможность свободно принимать решения во всех сферах - начиная от экономической и вплоть до участия в политической жизни.

Общественное движение за женскую эмансипацию ведет отсчет своей истории со времен французской буржуазной революции. Во Франции представительницы, так называемого, слабого пола, в буквальном смысле этого слова отвоевывали свои права, участвовали в кружках, протестовали, иной раз переодеваясь в костюмы мужчин и отстаивая свои взгляды. Надо сказать, что истории с переодеванием не могли не вызвать возмущения среди мужчин. Желаемый эффект не был достигнут, скорее наоборот - вызвал сопротивление остальной части общества, и в результате власти ввели запрет на организацию и проведение женских кружков и сообществ. Однако эти меры не имели воздействия, а наоборот - подстегнули француженок к еще более активной борьбе.

Упорство и нежелание идти на уступки принесли свои плоды. Один из главных результатов этой борьбы заключался в том, что женщины получили свободу и некоторые права. Но настойчивые дамы не прекратили попыток и продолжили бороться, заявляя о необходимости введения полного равенства и таких же прав, как у мужчин. В этот момент произошло некоторое смешение эмансипации с феминизмом, что нередко вызывает путаницу. Но различия вполне определенные - первое направление подразумевает избавление от давления и гнета, а второе декларирует политические цели и лежит в области гражданских прав.

В нашей стране эмансипация женщин имеет не такую длинную историю, как в других странах. Фактически она началась в ХХ веке, а тенденция к этому зародилась в период революционных волнений 1917 года. В рядах большевиков было немало женщин, которые наглядно продемонстрировали возможности русских женщин к участию в серьезных политических процессах. С последующим развитием промышленности и появлением целого ряда новых профессий женщины получили новые возможности, начали работать и выходить за рамки привычного уклада. Работающие женщины начали более отчетливо осознавать, насколько угнетен и чего лишен слабый пол. Так, с распространением новых знаний, начало развиваться и стремление к защите собственных прав.

За многовековую историю борьбы женщин за свои права слово «эмансипация» приобрело вполне определенный оттенок и стало восприниматься исключительно в контексте равноправия для женщин. В общепринятом понимании эмансипации женщина перестает быть «обслуживающим персоналом» для мужчины, а становится активным участником общественных процессов.

С развитием культуры и эволюцией общества женщины получили практически безграничные возможности, свобода их действий больше не подлежит сомнению, а право самостоятельно определять свои приоритеты и планировать жизнь никто не может отнять. Современные женщины могут свободно распоряжаться финансами, о чем прежде было нельзя даже подумать, имеют возможность сделать карьеру, состояться в науке, занимать высокопоставленные должности.

Женщина теперь не только домохозяйка и мать, но и лидер, руководитель - это и есть эмансипация. Конечно, многие прежние стереотипы еще существуют в сознании людей, но с развитием общества они все больше будут отходить на второй план.

Типы эмансипированных женщин

Встречается мнение о том, что эмансипированные женщины всего лишь прикрываются громкими формулировками, для привлечения внимания и разжигания интереса со стороны мужчин. Якобы это делается специально для того, чтобы мужчины ощутили забытый инстинкт охотника, к тому же наслаждаться внутренней свободой и быть хозяйкой положения всегда приятно.

Так ли это? Если вдуматься, то современная женщина находится под огромным давлением со стороны общества. Помимо того, что она с ранних лет она должна быть примером в учебе, строить карьеру, стремиться к самореализации, над ней постоянно довлеет необходимость вовремя создать семью, родить детей, чтобы не выделяться из общей массы. Стереотипы сильны, и никто не хочет быть «старой девой», поэтому женщины из последних сил надрываются, чтобы во всем соответствовать идеалу. Иногда силы заканчиваются. И в этот момент очень кстати приходится понятие «эмансипация», которое позволяет не просто отказаться от некоторых обязанностей, но и насладиться собственным свободным временем.

Что значит эмансипированная женщина - однозначно сказать довольно трудно. Выражаясь кратко, можно назвать 3 основных типа эмансипированных женщин. Разделение, разумеется, весьма условное, но мы постарались выделить главные черты каждого типа.

  • «Женщина-мужчина» , или выражаясь иначе - очень сильная и самостоятельная дама, нацеленная на карьерный рост. Слово такой женщины равно закону и перечить ей бессмысленно. Им присущ выдержанный деловой стиль с налетом сексуальности и магнетизма. Эти женщины независимы и не нуждаются в помощи, на короткой ноге с техникой и автомобилем, очень требовательны и свободолюбивы.
  • «Женщина-кошка» , уверенная в себе и независимая. Из названия можно понять, что они более кокетливы, но при этом не будут особенно держаться за мужчину. Такие дамы прекрасно умеют пользоваться своей сексуальностью, но главное для них - они сами, их красота и удовольствия. Они слишком заняты, чтобы распыляться на других.
  • «Женщина-феминистка» , которая независима до такой степени, что любые попытки помощи или заботы со стороны мужчин будет воспринимать негативно. Они не зациклены на своей внешности, не особенно следят за внешним видом, предпочитая удобство и функциональность. Домохозяйки из них не получится, можно даже не пытаться.

Преимущества эмансипации

  • Главное преимущество - это возможность самостоятельно определять, на что тратить свое драгоценное время и принимать необходимые решения.
  • Несомненный плюс эмансипированности - финансовая независимость.
  • Возможностью перемещаться по миру в любом направлении.
  • Возможность развивать свои способности и таланты.
  • Широкий круг общения, когда женщины вышли за рамки привычной домашней обстановки и получили возможность вести активную общественную жизнь, завести подруг и общаться с ними. Следствием регулярного общения является развитие интеллекта, преодоление комплексов.
  • Более низкий уровень насилия в семье, чем во времена, когда заключались неравные браки без согласия женщины. В таких союзах почти всегда женщины оказывались в роли униженной стороны, лишенной права высказать свое возмущение и несогласие, и обязанной выполнять фактически функции служанки и няни.
  • Возможность самостоятельно выбирать партнера, начинать и прекращать отношения, в том числе и подавать на развод в случае неверности или жестокости супруга.
  • Возможность развития и получения качественного образования. В современном обществе все реже профессии делятся на мужские и женские, а представительницы прекрасного пола могут свободно занимать руководящие должности и оказываются даже более успешными.
  • Возможность участвовать в политической жизни, право голоса и свобода мнения.
  • Изменения затронули и женскую одежду, которая по мере развития движения за эмансипацию, становилась все более удобной и комфортной - постепенно менялась длина платья, в моду входили блузки и узкие юбки, кроме того, в какой-то момент женщины посягнули на такой истинно мужской атрибут, как брюки, без которых сейчас сложно представить наш гардероб.
  • Женщина больше не «вещь» и не «приложение» к мужчине, а самостоятельная личность.

Недостатки

При очевидных плюсах эмансипации никуда не делись традиционные женские обязанности, такие как воспитание потомства и ведение домашнего хозяйства. И нередко возникают ситуации, когда женщина оказывается обременена массой хлопот, помимо работы и общественной жизни.

Главные недостатки женской эмансипации:

  • Нехватка времени, когда женщине не под силу самостоятельно справиться с бытовыми проблемами и профессиональными обязанностями. Из-за того, что приходится разрываться, женщины испытывают стресс и, как следствие, раннее старение. Иногда удается разделить обязанности с мужчиной, но это пока еще скорее исключение.
  • Одиночество и нежелание строить семью, когда женщина успешна в работе и становится все более независимой. Обретая уверенность в своих силах, она все чаще задумывается о том, что вполне способна позаботиться о себе без постороннего участия. В современном обществе эта проблема становится все более актуальной и ведет к появлению неполных семей.
  • Женский алкоголизм и другие зависимости, когда в силу чрезмерных нагрузок женщина пытается найти успокоение при помощи спиртного. Такие антидепрессанты, конечно, не могут привести ни к чему хорошему.

Говоря о проблемах, связанных с эмансипацией, конечно, бессмысленно рассуждать о том, что все должно вернуться к прежним установкам. Невозможно изменить то, что развивалось несколько столетий, как бы ни хотелось мужчинам вновь обрести власть. Остается лишь искать способы преодолеть негативные последствия и не забывать о том, что женщины, прежде всего - это прекрасная половина человечества.

Эмансипация женщин

В настоящее время моральные нормы отношений между полами носят переходный характер, что в основном определяется двумя причинами: во-первых, использованием противозачаточных средств и, во-вторых, стремлением женщин к эмансипации. О первой причине я скажу несколько позже, все, что связано со второй, будет рассмотрено в настоящей главе.

Движение в защиту эмансипации женщин является ветвью общего демократического движения, начавшегося в период Великой Французской революции, идеи которой оказали большое влияние на Мери Вулстонкрафт 1 , автора книги «Восстановление прав женщин» (1792). С этого момента и по сей день движение женщин за равные права с мужчинами получило широкую поддержку и добилось значительных успехов. Убедительно аргументированная книга Джона Стюарта Милля 2 «Подчиненное положение женщин» (1869) оказала большое влияние на всех мыслящих людей последней трети XIX в. Мои отец и мать были его учениками; мать выступала в конце 60-х гг. в защиту избирательных прав женщин. Моя мать была ярой феминисткой, так что ролы у нее при моем рождении принимала первая женщина-врач Гаррет Андерсон, которая была только дипломированной акушеркой, потому что для женщин не было никакой возможности заниматься медицинской практикой. Феминистское движение вначале состояло из представительниц верхнего и среднего классов. Проект закона об избирательных правах для женщин вносился в парламент каждый год, но несмотря на поддержку части депутатов не получал большинства голосов. Впрочем, феминистки добились все-таки некоторого успеха. В 1882 г. парламент принял закон о праве на собственность для замужних женщин. До этого вся движимая и недвижимая собственность замужней женщины находилась под контролем ее мужа, кроме принадлежащего ей имущества, управляемого по доверенности. Последующие этапы женского движения за политические права хорошо известны, чтобы на них останавливаться. Следует лишь отметить ту быстроту, с которой женщинам удалось обрести политические права в большинстве цивилизованных стран; этот факт не имеет себе равных в прошлом, учитывая те коренные изменения в жизни общества, которые за ним последовали. Правда, можно было бы указать на отмену рабства, но ее нельзя сравнивать с признанием за женщинами политических прав, поскольку отмена рабства касалась населения дальних стран, а политические права женщин затрагивали интересы огромной части населения цивилизованных стран.

Причины этого коренного поворота, как мне кажется, двусторонни: с одной стороны, он был обусловлен широким распространением идей либерализма, поскольку было бы логически противоречиво лишать женщин политических прав, ратуя за демократию; с другой стороны, в обществе становилось все больше женщин, самостоятельно зарабатывающих на жизнь и не находящихся на иждивении отца или мужа. С началом войны 3 в промышленность и в управленческий аппарат на место ушедших на фронт мужчин пришло много женщин. Главным аргументом в предвоенные годы против предоставления женщинам политических прав был тот, что они будут голосовать против войны, поскольку они пацифистки. Но женщины своим косвенным участием в кровавой бойне опровергли этот аргумент и получили политические права. Для прекраснодушных идеалистов, воображавших, что приход женщин в политику внесет в нее дух моральной ответственности, этот результат стал неприятным и болезненным фактом, но такова, по-видимому, судьба идеалистов, что они в результате борьбы за осуществление своих идеалов получают нечто такое, что противоречит этим идеалам. Конечно, борьба за политические права женщин никак не связана с убеждением идеалистов, будто женщины в моральном отношении стоят гораздо выше мужчин; политические права должны быть предоставлены женщинам потому, что это неотъемлемое право каждого человека, и, главное, потому, что без этого не может быть и речи о демократическом обществе. Однако когда угнетенный класс или нация борется за свои права, всегда почему-то поборники защиты прав угнетенных (например, женщин) приписывают им какие-то особые качества, причем обычно это качества морального порядка

Однако политические права женщин лишь косвенно связаны с темой этой главы, в которой затрагиваются вопросы, относящиеся к социальному положению женщин и его влиянию на брак и мораль. На Востоке издавна и до настоящего времени добродетель женщин обеспечивалась с помощью их изоляции. Никаких попыток приучить их к самоконтролю не предпринималось, а вместо этого делалось все, чтобы исключить всякую возможность измены. На Западе такой подход не нашел единодушной поддержки, но все порядочные женщины получали с детства такое воспитание, что при мысли о половом акте вне брака их охватывал ужас. По мере того как совершенствовались методы воспитания женщин, внешних барьеров становилось все меньше. Среди тех, кто способствовал этому, господствовало убеждение, что внутренних сдерживающих факторов вполне достаточно. Например, нет необходимости в том, чтобы пожилая дама сопровождала красивую девушку, поскольку она так хорошо воспитана, что никогда не поддастся на уговоры молодого человека, что бы он ей не обещал. Во времена моей молодости большинство порядочных женщин было убеждено, что половой акт отвратителен и что женщина совершает его в браке лишь из чувства долга. Исходя из этого, они, не задумываясь, позволили своим дочерям вести довольно свободный образ жизни, что вряд ли было бы признано разумным лет сто назад. В результате получилось не совсем то, что ожидалось; и это касается как замужних женщин, так и незамужних.

Женщины викторианской эпохи, как и огромное большинство женщин до сих пор, жили в состоянии умственной изоляции, в своего рода тюрьме (in a mental prison), поскольку эта изоляция была обусловлена подсознательными запретами, она не становилась четким фактом сознания. Эти запреты постепенно вытеснялись из подсознания, и у молодых женщин нашего времени в подсознании вновь ожили желания, ранее задавленные тяжелым грузом ханжества. В результате произошла своего рода революция в моральных нормах отношений между полами; и эта революция совершилась не в какой-то одной стране или коснулась какого-то одного класса, но затронула все цивилизованные страны и все классы.

Уже в книге Мери Вулстонкрафт требование равенства прав для женщин распространялось также и на свободу отношений между полами. Это было настолько необычно для того времени, что деятельницы женского движения XIX в. не пошли за нею и требовали только политических прав для женщин. Более того, они оказались такими строгими моралистками, что пытались навязать мужчинам те строгие рамки морали, которые были обязательны для женщин. Но после августа 1914 г. молодые женщины, не интересуясь теорией, пошли по другому пути, возбужденное состояние умов, вызванное мировой войной, конечно, подтолкнуло их к этому, но дело давно уже двигалось в этом русле.

В прошлом основанием для женской верности были страх адского пламени и страх забеременеть; первый пропал благодаря краху ортодоксальной теологии, второй – благодаря противозачаточным средствам. Традиционной морали в силу привычки и умственной инерции удавалось удерживать женщин в страхе, но потрясения, связанные с войной, сломали все барьеры. Современные феминистки уже не желают, как их бабушки, уничтожить порочность мужчин – они хотят, чтобы им было позволено делать то, что делают мужчины. Если их бабушки требовали всеобщей рабской морали, то они хотят для себя – наравне с мужчинами – свободы от морали.

Современные тенденции феминистского движения еще не ярко выражены, и невозможно сказать, как они дальше развернутся. Сочувствующие движению и его участники еще очень молоды, и среди них очень мало тех, кто имеет влияние и положение в обществе. Закон, полиция, церковь и родители, в руках которых находится вся власть, против них, но молодежь старается действовать скрытно, чтобы не вызвать гнева и репрессий со стороны своих противников. Для старшего поколения опубликованные судьей Линдсеем факты кажутся клеветой на молодежь, но молодые люди глухи как к клевете, так и к обвинениям.

Конечно, создалась очень неустойчивая ситуация: пойдет ли дело таким образом, что старшее поколение, приняв во внимание все факты, лишит молодежь достигнутой свободы; или же молодежь, достигнув зрелого возраста и высокого общественного положения, санкционирует в силу своего положения новую мораль. Весьма вероятно, что результат будет разным в зависимости от той или иной страны. В Италии, где пример аморализма, как и многого другого, подает правительство 4 , проводятся энергичные попытки силой насадить добродетель. В России все обстоит иначе – здесь правительство на стороне новой морали 5 . В Германии там, где большинство населения протестанты, свободная мораль, по-видимому, преобладает; там же, где большинство католики, это вряд ли произойдет 6 . Французы едва ли расстанутся со своими вековыми традициями терпимости по отношению к аморальным поступкам и поведению. О том, что случится в Англии и Соединенных Штатах я не берусь судить 7 .

Давайте на некоторое время остановимся, чтобы рассмотреть, что вытекает с точки зрения логики из требования женщин о полном равенстве с мужчинами. С незапамятных времен мужчинам было позволено – не в теории, а на практике – иметь незаконные половые сношения; от мужчины не требовалось, чтобы, вступая в брак, он был девственником, и на его измену смотрели сквозь пальцы, если факт измены оставался неизвестен жене или соседям. Этот порядок вещей сложился благодаря такому общественному институту, как проституция. Вряд ли сейчас найдутся защитники этого института, и едва ли кто-нибудь станет утверждать, что ввиду равных прав необходимо, чтобы в обществе появились также мужчины, занимающиеся проституцией, чтобы женщины могли удовлетворять свое желание так же, как и мужчины, и при этом так же, как и они, считать себя добродетельными. Ясно одно, в эти последние дни существования брака лишь очень немногие мужчины остаются девственниками в тот момент, когда они могут позволить себе жить с женой в своем доме. Но если холостой мужчина не собирается оставаться девственником, то и незамужней женщине в силу равенства прав незачем заботиться о репутации добродетельной женщины.

Несомненно, для моралистов такая ситуация представляется весьма печальной. В самом деле, если моралист даст себе труд обдумать ее, он поневоле придет к тому, что называют двойным стандартом морали, т. е. будет вынужден потребовать, чтобы для женщин было существенно важно оставаться добродетельными и совсем не важно для мужчин. Совершенно очевидно, что с точки зрения этики такой двойной стандарт – нонсенс. Получается, что моралист защищает неравенство и к тому же считает, что молодому человеку лучше пойти к проституткам, чем к знакомой девушке, несмотря на то что его отношение к ней не только бескорыстно, но еще и полно нежности и восхищения. Конечно, моралисты никогда не думают о выводах из тех положений, которые защищают, – они не собираются им следовать. Им кажется, что они проповедуют мораль, направленную против проституции, и не подозревают, что проституция есть неизбежный результат их учения. И это еще одна иллюстрация хорошо известного факта, что профессиональный моралист не обладает интеллектом выше среднего.

Имея в виду изложенные выше обстоятельства, ясно, что по экономическим причинам для большинства мужчин ранний брак невозможен, а для многих женщин брак невозможен вообще; следовательно, принцип равенства между мужчинами и женщинами требует смягчения строгих моральных норм женской добродетели, т. е. для женщин оказывается возможным иметь добрачные половые отношения, как это фактически имеет место у мужчин. В том случае, когда число женщин превосходит число мужчин, мы имеем очевидную несправедливость по отношению к ним, поскольку они лишены возможности любить и быть любимыми. Несомненно, в начале женского движения эти обстоятельства не принимались во внимание, но если теперь кто-то не считается с этими выводами, то этот человек – неважно мужчина он или женщина – является защитником несправедливости по отношению к женскому полу.

Все сказанное требует разрешения противоречия между старой моралью и новой. Если целомудрие девушек и верность жен уже более не требуются, то из этого необходимо сделать вывод, что надо либо найти какие-то новые возможности для сохранения семьи, либо же бросить ее на произвол судьбы. Для того чтобы дети рождались лишь в законных браках, быть может, кто-нибудь предложит, чтобы все внебрачные половые отношения оставались стерильными при непременном использовании противозачаточных средств. Это будет означать, что мужья должны научиться безразлично относиться к любовникам своих жен, словно они евнухи, а их жены одалиски. Разумеется, для этого потребуется обеспечить такую надежность противозачаточных средств или такую уверенность в верности жен, которые превосходят всякое вероятие. Впрочем, первое требование, быть может, будет скоро выполнено.

Другой альтернативой, совместимой с новой моралью, является отказ от отцовства как существенно важной социальной традиции и передача функций отца государству. В том случае когда мужчина вполне уверен в своем отцовстве и любит ребенка, он может и должен обеспечить финансовую поддержку жены и ребенка, но не обязан делать это на основании закона. В этом случае все родившиеся дети будут иметь статус незаконнорожденных, и государство, считая такое положение нормальным, могло бы взять на себя заботу о воспитании детей, чего оно не делает до сих пор.

Если все-таки старая мораль попытается укрепить свое пошатнувшееся положение, ее защитникам потребуется провести в жизнь некоторые мероприятия, которые уже реализуются, но которые, как показывает опыт, далеко не достаточны. Первое и самое существенное требование это то, что, закончив образование, девушки должны оставаться глупыми и невежественными. Оно уже выполняется в тех школах, которые находятся под контролем церкви. Следующее требование заключается в том, чтобы все книги, в которых сообщается какая-либо информация об отношениях полов, проходили строжайшую цензуру. Похоже оно будет проведено в жизнь в Англии и Америке, хотя и без принятия закона, а только благодаря ревности служителей закона.

Однако этих требований явно недостаточно. Единственное достаточное условие состоит в том, чтобы лишить молодых женщин любой возможности остаться наедине с мужчиной: девушкам должна быть запрещена работа по найму; они не должны будут совершать поездки или участвовать в пикниках и развлечениях без присмотра матери или тетки; прискорбный обычай посещать танцевальные залы должен быть полностью искоренен. Каждая незамужняя женщина в возрасте до пятидесяти лет должна быть лишена возможности приобрести автомобиль; кроме того, вероятно, будет разумно подвергать всех незамужних женщин раз в месяц медицинскому освидетельствованию в полиции и заключать в тюрьму каждую, оказавшуюся не девственницей. Использование противозачаточных средств должно быть безусловно запрещено, и признано законным привлекать к суду всякого, кто в разговоре с незамужней женщиной бросит тень сомнения на доктрину о вечном проклятии. Если эти меры будут энергично проводиться в жизнь в течение хотя бы ста лет, возможно, удастся поставить преграду высоко поднимающейся волне безнравственности. Все-таки мне кажется, чтобы исключить риск каких-либо искажений, было бы необходимо кастрировать всех полицейских и врачей. Я даже склонен думать, что эту меру следовало бы применять более широко, учитывая извечную порочность мужского характера. Быть может, моралистам посоветуют кастрировать всех мужчин, за исключением служителей культа 9 .

Итак, мы видим, что нас ожидают трудности и противоречия, какой бы курс мы не избрали. Если мы пойдем по пути новой морали, то уже имеющиеся трудности могут возрасти до такой степени, какой мы даже и не ожидали. С другой стороны, попытка ввести силой ограничения, которые были возможны в прошлом веке и которые сейчас могут показаться излишне строгими и противоречащими человеческой природе, могла бы привести к ненужным эксцессам.

Ясно, что какие бы трудности и опасности нас ни ожидали, мы должны позволить нашему миру идти вперед, а не пятиться назад. Вот почему всем нам так необходима поистине новая мораль. При этом я имел в виду, что мы должны будем осознать необходимость принять на себя обязательства и ограничения, отличные от тех, что имелись в прошлом. До тех пор пока моралисты будут в полном согласии друг с другом славословить возврат к моральным нормам отношений между полами, столь же древним, как археоптерикс, они будут не способны выработать новые нормы морали, которые включали бы в себя и новые обязанности. Мне кажется, что новая система моральных норм – как, впрочем, и старая – не должна потворствовать безудержным импульсивным желаниям, и если все-таки она признает право на такие желания, то на других основаниях и по другим мотивам, чем это было в прошлом. По существу, вопрос о нормах отношений между полами должен быть поставлен и решен заново. В следующей главе делается скромная попытка разрешения этого вопроса.

Истинное лицо эмансипированной женщины.
После революции советским правительством был взят курс на освобождение женщины от кухни. Было решено сделать ее свободной и эмансипированной.
Разве плохо? К тому же, в то время советским предприятиям не хватало рабочих рук. Мужчины устанавливали советскую власть на местах и в центре, женщин отправили на поле и к станку. По сравнению с отсталым Западом, где женщина еще долгие годы оставалась кухонной рабой, это был огромный рывок для нашей страны. И европейке пришлось потрудиться, чтобы покинуть пределы своего ограниченного бытия и стать эмансипированной особой. Нашим же женщинам большевики преподнесли свободу на «тарелочке с золотой каемочкой».
А получилось вот что...
Женщину к станку поставили, а от кухни не отлучили. То есть советская женщина стала работницей, получила право голоса в профсоюзах, могла активно выступать на собраниях. Ее поставили на один уровень с мужчиной, но от всех прежних женских обязанностей, как-то: ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, ублажение мужа -никто ее не освобождал.
Эмансипация ограничилась правом женщины пойти в шахту или встать на конвейер. Вспомните фильмы тридцатых годов с Мариной Ладыниной, где в каждой ленте прославлялась женщина-идейный борец. Практически вся бывшая «слабая» половина получила шанс на работу и вместе с мужской частью населения с утра отправлялась на службу. Возвращаясь вечером после восьмичасового рабочего дня домой, женщина приступала к своим домашним обязанностям. Советское правительство (в большинстве своем представленное мужчинами) не побеспокоилось облегчить домашний труд. До самых последних дней двадцатого столетия советская женщина терпеливо и мужественно несла две вахты - на работе и дома. Но что самое интересное - наша женщина привыкла к этому обстоятельству и считает нормальным и естественным работать на «полную ставку». Все это выгодно отличает бывшую советскую гражданку от европейки. Немецких мужчин приводит в восторг (наших, естественно, не трогает, они привыкли к этому и не представляют другого) такое сочетание в советских дамах как желание работать и одновременно с этим согласие тащить на себе воз всех домашних дел. Но есть одно «НО». Все хорошо не бывает. Чего же не хватило нашим женщинам, чтобы стать образцом и примером? Дело в том, что они постепенно превратились из женщины в мать и работницу. За такими нагрузками, естественно, у них не было никакой возможности заняться собой. Вскоре после брака пропадал интерес к сексу, в силу переутомления. Женщина разучилась ухаживать за собой, чтобы привлекать мужчину. Ей некогда было «играть» с мужем в «кошки-мышки» на широкой кровати. Да и кровати у многих вообще не было. Сколько из нас коротали ночи с супругом на раскладном диване в проходной комнате? Какие игры, если за перегородкой сопит бабушка или нога упирается в кроватку ребенка... В чем же разница между навязанной эмансипацией советского строя и естественной эмансипацией европейки?
Европейская «эмансипэ»
Европейская женщина (немка или француженка) со временем поняла, что «домохозяйственное» ее положение отнюдь не таит выгод, а напротив, превращает в прислугу и делает ее целиком и полностью зависимой от мужа.
В девятнадцатом веке (естественно, и раньше) эта зависимость была обусловлена обстоятельствами - одинокая женщина не могла без мужа выжить в обществе, где работником и кормильцем был он. Пока работа в большинстве своем носила физический характер (начиная от ловли мамонта и охоты на медведя и кончая работой по добыванию угля в штольне или на стройке), до тех пор женщина была обречена на «сидение» дома. Но двадцатый век расширил возможности.
Появились «женские» профессии, работы более легкие или умственные. И женщина забеспокоилась. Ей больше не нравилось, что муж, отработав восемь часов, являлся домой на все готовое, а она, прокрутившись как белка в колесе и падая от усталости, должна была ему подавать и прислуживать. В итоге к пятидесяти годам у мужа оказывалось и стабильное положение, и заработанная пенсия, то есть уверенность в завтрашнем дне. А женщина оставалась иждивенкой на его шее. Но ладно, если супруги сохраняли брак до конца своих дней. Однако части мужчин этого возраста присуще посматривать на молоденьких и привлекательных женщин... А некоторым молоденьким женщинам нравятся опытные и уверенно стоящие на ногах мужчины. Это все и подтолкнуло женщин к решению - нужно идти работать.
Но европейка, выйдя на работу, одновременно с этим ушла из кухни. Домашнее хозяйство пришлось автоматизировать по максимуму - начиная от пылесосов в каждом доме и заканчивая сушильными машинами, просушивающими белье после стирки, чтобы не терялось время на его развешивание - с этой «роскошью» наши женщины не были знакомы. Приготовление пищи свелось к разогреванию полуфабрикатов. Ате мелочи, которых невозможно избежать, как, например, вкладывание белья в стиральную машину или разборка тарелок и стаканов из посудомоечной машины, стали строго делиться между мужчиной и женщиной. Немка больше не желала перерабатывать. Она работала наравне с мужчиной и вечером тоже хотела отдыхать. Это вызвало, правда, протест мужчин. Раньше муж содержал жену, оплачивая все расходы по ведению домашнего хозяйства, ожидая от нее обеда и порядка в квартире. Теперь же, коль ему пришлось складывать свои грязные носки и рубашки в стиральную машину самому, он воспротивился оплате всех расходов из своего кармана. Женщина согласилась взять часть расходов на себя, но в кабалу к мужчине не пошла. В результате всех этих перетурбаций, происшедших за последние сорок лет двадцатого века, в Европе сложилась схема раздельного ведения хозяйства, когда супруги или партнеры делают карьеру, из заработанных денег складываются на жилье и питание, и делят те небольшие обязанности по дому, которые остались после полной их автоматизации.
Материальная независимость партнеров друг от друга имеет немало преимуществ. Женщина не боится, что муж ее бросит у «разбитого корыта». Мужчина, в свою очередь, надеется, что женщина любит его за душевные качества, или за умение быть веселым, но никак не из-за того, что он оплачивает квартиру или дом. То есть интерес в этом положении оказался обоюдным. Именно поэтому в Европе расцветает культура секса. Женщина не перегружена, есть жилищные условия, время, а главное, желание.
Пора!
Нашим женщинам пора разобраться в истинном лице эмансипированной женщины. Пора найти свои штрихи в этом портрете. Нужно наконец решить вопрос - хочет ли она быть «эмансипэ», или ей ближе женская суть в классическом понимании. До тех пор, пока женщина будет разрываться между ролью домохозяйки и попытками самоутвердиться в качестве деловой дамы, она не сможет удовлетворить свои запросы. Те, кто выбирают первое и делают ставку на личную жизнь, кто хочет и меть семью - мужа и детей, должны понять, что находятся в состоянии зависимости от супруга. Такая женщина должна отдаваться целиком и полностью мужу и детям, заботиться о них, потакать и баловать. Супруг в данном случае выступает в роли добытчика, обеспечивающего семью и решающего все ее проблемы.
Во втором случае, когда женщина сама работает, так сказать самореализуется, тратит массу времени и сил на укрепление своих позиций на служебной лестнице, может в браке или в партнерстве претендовать на помощь супруга по дому, на равноправие во всех семейных вопросах. Но она не может уже рассчитывать, что муж будет оплачивать все нужды семьи из своего кармана...

Эмансипация означает выход человека из-под чьего-либо контроля, приобретение равных прав, снятие ограничений. Это понятие происходит от латинского слова «emancipatio», что означает «освобождение».

Изначально под эмансипацией подразумевался выход детей из-под опеки родителей. Но несколько столетий назад данный термин начал употребляться в политическом значении. Эмансипацией стали называть равноправие различных групп общества. В то же время помимо понятия «эмансипация рабочих» появился и термин «эмансипированная женщина».

Виды

1. Женская эмансипация. Эмансипация женщин означает предоставление им равных прав с мужчинами во всех сферах жизни общества. До сих пор считается, что для прекрасного пола главное — семья, и часто женщина зарабатывает меньше мужчины на одной и той же должности, и ей гораздо сложнее строить карьеру. Эмансипированная женщина – сильная, современная и яркая, она чувствует пульс времени. Она полноправная хозяйка своего счастья, способная делать счастливыми и других.

2. Эмансипация подростков. Объявление человека с 16 лет дееспособным тоже называют эмансипацией. Это закреплено в законодательстве РФ (статья 27 ГК). Согласно этой статье, несовершеннолетний признается полностью дееспособным при вступлении в брак, поступлении на работу (по контракту или договору), осуществлении предпринимательства. Данная статья позволяет законно распоряжаться имуществом. Эмансипация дает человеку возможность полностью социализироваться и почувствовать ответственность.

3. Эмансипация мужчин Эмансипированный мужчина уверен, что женщина должна работать и обеспечивать себя. В то же время он считает собственную свободу приоритетной по отношению к семейным обязанностям.

Свобода женщин

Термин «émancipation de la femme» («женская эмансипация») возник в 1830 году во Франции во время Июльской революции. Женщины пытались отстоять свои права, создавая кружки, проводя забастовки и даже одеваясь в мужские костюмы. Вначале такое поведение вызвало возмущение мужского пола, и кружки были запрещены, но это не остановило протестующих. Женщинам удалось отстоять собственные права и свободы.

В России появление эмансипации можно отнести к периоду революции 1917 года, когда среди большевиков активно действовали и женщины. В то же время появились новые отрасли индустрии, где требовалась рабочая сила, и женщины оказались в тех же производственных условиях, что и мужчины.

Женщины, покинувшие свои дома, понимали, насколько угнетенными они являются, и у них пробуждалось стремление защищать свои права. Разница между эмансипацией и заключается в том, что первая относится к освобождению от гнета, а второй ближе к общественной и политической сферам и ставит целью предоставить женщинам всю полноту гражданских прав.

Достоинства:

  • Свободно распоряжаясь временем, делая то, что считает важным и полезным именно она, эмансипированная женщина полностью самостоятельна в принятии своих решений.
  • Материальная независимость дает возможность жить по своему усмотрению, без страха оказаться на улице по чужой прихоти.
  • Расширение круга общения. Активное общение с разными людьми, а не только с теми, кто приходит в дом, позволили женщине расширить кругозор и стать более раскрепощенной и интеллектуально развитой.
  • Снижение уровня насилия. Времена, когда женщина считалась вещью и прислугой, безвозвратно прошли. Неравные браки также остались в прошлом, появилась возможность строить семью по взаимному согласию, без унижений. Это не могло не снизить уровень преступности и жестокости по отношению к женщинам.

  • Образование и карьерный рост. Больше ничто не мешает женщинам выбирать профессию по своему усмотрению, учиться в университетах и даже занимать руководящие должности.
  • Женщины получили право голоса и собственное мнение, что изменило общество в целом.
  • Эмансипация подарила женщине возможность путешествовать и познавать мир наравне с мужчинами.
  • Возможность добиться высокого социального статуса и шансы проявить себя теперь есть и у прекрасной половины человечества.
  • Саморазвитие – ценнейший внутренний ресурс, позволяющий стать лучше и выйти на новый уровень, он делает качественно полнее и жизнь женщины, и мир вокруг.
  • Несомненным плюсом являются изменения в одежде, отказ от неудобных длинных платьев, скрывающих фигуру и сковывающих движения. Появление у дам брюк, без которых сегодня не обходится ни один гардероб, было символом эмансипации.

Таким образом, основной чертой эмансипации можно считать свободу выбора. То, чем заниматься – воспитывать детей, отправиться в путешествие или уйти с головой в карьеру – личное дело каждой. Более того, никто не запрещает совмещать эти занятия.

Эмансипированных женщин можно условно разделить на три типа:

1. Сильные и самодостаточные личности, карьеристки, которым присущ деловой стиль и свободолюбие, способные самостоятельно решать все проблемы, не теряя женской привлекательности.

2. Уверенные в себе дамы, кокетливые, сосредоточенные на своей внешности, красоте и удовольствиях, больше всего ценящие независимость. Они думают прежде всего о себе и не пытаются удержать мужчину.

3. Особы, негативно воспринимающие любые знаки внимания со стороны мужчин. Совершенно не следят за тем, как они выглядят, предпочитая внешнему лоску комфорт и удобство. От такой женщины невозможно добиться ведения рутинных домашних дел, ее не поставишь в положение служанки.

Очевидно, что женская эмансипация – явление в большей степени положительное (если, конечно, не принимать во внимание недовольство мужчин). Однако следует помнить, что в наши дни в отношениях очень часто происходит подмена понятий.

Целью женской эмансипации было достижение равных прав с мужчиной, а не буквальное равенство с сильным полом. Эмансипированная женщина обязательно должна понимать, что в счастливых отношениях важны мягкость и взаимопонимание, а стальной характер лучше проявлять на работе. Автор: Анастасия Дзенгелевская

Э мансипированные женщины с триумфом идут по миру. В американском кино этакие бизнес-леди развлекаются шопингом, сами воспитывают детей и свысока поглядывают на мужчин. В отечественном кинематографе героиня фильма «Москва слезам не верит» всего в жизни добилась сама, за что жизнь дарит ей чудесного принца Гошу (он же Гога). Но если рассудить…

Безусловно, успешной, эмансипированной женщине все остальные женщины прекрасного пола. Однако какой ценой дается эта свобода?

Само слово ЭМАНСИПАЦИЯ произошло от латинского emancipatio, что означает, освобождение от подчиненности, зависимости, предрассудков и угнетения. Эмансипация женщины – это предоставление ей равноправия в трудовой, общественной и семейной жизни.

Впервые об эмансипации широко заговорили еще в конце 19-го века, когда технический прогресс стал ломать патриархальный уклад жизни.

Как было до этого?

С древних времен и мужчина, и женщина, имели свои строго определенные обязанности. С детства мальчика учили выживать во внешнем суровом мире, полном опасных животных, которых надо было убить, причем порой голыми руками, чтобы прокормить семью. Добычу нужно было охранять и оборонять от других животных, а то и от своих соседей. В эти же времена девочек с детства учили этого самого мужчину кормить и всячески ублажать, так как без него выжить было очень сложно.

С появлением механических машин многое изменилось. Мужчины уже стали не особо важны, так как еды на земном шаре стало в разы больше. Опять же, у женщины, как и у мужчины, появилось больше свободного времени на то, чтобы порассуждать о своей тяжкой доле. А что делает человек, когда думает? Правильно! Он умнеет. Вот и женщины стали задумываться, почему бы им не потребовать равных прав?

С чего все начиналось

Во Франции эмансипация началась с массового шествия жриц любви, требовавших, как ни странно, уменьшения рабочего дня, создания профсоюзов… Согласитесь, в наше время это кажется смешным. К несчастью, в России русские женщины были вынуждены становиться эмансипированными по другой причине. После Великой Отечественной войны в СССР погибло больше половины мужского населения страны. Оставшиеся в живых альфа-самцы, будем предельно честными, очень быстро привыкли к пристальному женскому вниманию и постоянным почестям от государства, стали чувствовать себя слишком вольготно. В результате в России появилось множество безотцовщин от женщин, которые старались забеременеть хоть от кого-нибудь и родить для себя, а также успешных женщин, которым пришлось стать сильными, чтобы хоть чем-то обратить на себя внимание мужчины. Тем временем мужчины потихоньку привыкали, что женщина безропотно на двух работах и терпит их постоянное пьянство и лежание на диване. Лишь бы хоть такой не ушел к другой, более успешной и старательной.

А как у них?

Пока в Советском Союзе эмансипация развивалась своим, экспериментально-безвыходным путем, в европейских странах, а также в США сытые и не обделенные мужским вниманием женщины требовали равноправия с помощью митингов, требований и откровенных наездов на своих бойфрендов по отдельности и в целом. А сможет ли мужчина, который на генетическом уровне не способен обидеть женщину, переспорить галдящий бабский коллектив? … Вот именно!

К чему пришли?

Рухнул Советский Союз и заграничные женские течения потекли в матушку Россию, очаровывая все большее количество девичьих сердец. Ведь каждая женская особь любит побывать в центре внимания, любит в меру поиздеваться над этими неуклюжими мужчинами, которые ничего больше не умеют, как делать стандартные комплименты и на первом свидании заманивать в свою пещеру, посыпая путь к себе в берлогу едой, кольцами и ключами от машин и квартир… Ну, или хотя бы красноречивыми обещаниями таковых. Но если мужчина ничего так себе, можно ему и поверить временно. Не правда ли?

И тут что-то пошло не так…

Величайшие умы современности искренне считают, что окончательно отношения между мужчиной и женщиной разладились с изобретением стиральной машины и полуфабрикатов. Действительно, зачем ему женщина, если машина стирает, а процесс приготовления пищи занимает 15 минут. А сводить прелестную леди в ресторан стало непропорционально рискованным вложением средств если рассматривать это с мужской точки зрения. Ведь чаровница может и не раскрыть свои обьятья. Не проще ли гарантированно пообщаться с куртизанками? Но и это не самое страшное. Растет процент инфантильных мужчин, которые все чаще склоняются к мужской однополой любви. Оставшиеся в одиночестве женщины тоже начинают поглядывать друг на друга, а тем временем традиционные семейные пары чаще всего живут по принципу: мужчина за компьютер, женщина к подруге пообщаться.

Наравне с любимым

С первого взгляда, картина получается мрачноватая. Казалось бы, раньше было лучше, но если углубиться в изучение культуры многих стран – к женщинам там относились, мягко говоря, не очень. Возвращаться к подобному прошлому нет никакого желания. А если при этом на мужиков надежды мало, то остается уповать лишь на женскую мудрость. Как ни крути, а по признанию психологов девочки начинают пытаться управлять мужчинами уже с трехлетнего возраста. Парни, какими бы умными они ни были, всегда сделают так, как им посоветовали их «слабые» половинки. И не стоит забывать еще об одном средстве управления своим молодым человеком – сексуальным «пряником». Пока в мужчине живы первобытные инстинкты, его всегда можно превратить из грубияна-задиры в своего заботливого котика. И тогда не придется заявлять во всеуслышание о своих правах. Мужчина и так будет относиться к своей возлюбленной-девушке-супруге как к равной личности. А если хочется заботы – не стоит этого требовать. Достаточно показать себя слабой и беззащитной. Возлюбленный сам примется оберегать свою избранницу с неприсущей ему нежностью.

Что важнее – свобода или небольшие уступки любимому человеку с гарантированным возвратом затрат – личное дело каждого. Но все-таки даже самой эмансипированной особе не всегда бывает приятно , даже если это поездка на заграничный пляж.

Будем надеяться, что вскоре пройдет мода на тотальную уравниловку, когда культура жизнь диктует мужчинам и женщинам, словно бесполым манекенам, одеваться в похожую одежду, вести себя по одинаковым правилам и требовать равноправия. Да, конкуренция между пресловутыми «мужуками» и «бабами» будет всегда, но хочется надеяться, что она будет носить заигрывающий характер, а не превращаться в войну полов. Тогда каждый из нас, независимо от того, какого он пола, будет твердо знать, чем и с кем он займется .